что значит против неба на земле
Что значит «против неба на земле»? Как понимать?
Как понимать фразу?
Как понимать выражение?
Очень часто, прочитав что-то, многие задаются вопросом, что же означает какое-либо слово или фраза/выражение.
Вполне вероятно, что это было придумано просто ради рифмы.
У каждой волшебной сказки есть зачин, это одна из отличительных черт волшебной сказки. И хотя сказка «Конек-Горбунок» не народная, а авторская, Ершов старательно придерживается канонов волшебной народной сказки и использует зачин, в котором мы как раз и обнаруживаем искомую фразу:
В зачине обычно указывается место действие сказки, в данном случае это некая страна за горами и морями, но на земле.
Петр Ершов очень хотел, чтобы сказка про Конька-Горбунка звучала, как народная, чтобы ее воспринимали так, как будто ее народ сочинил. И ему это удалось. В сказке, действительно, такой простой язык, она складная, потому ее быстро запоминает даже ребенок. И вот эта строчка
сразу обращает на себя внимание. Что эти слова обозначают?
Нет сложного то ничего, это значит что земля напротив неба, «против неба» это означает «на земле», ведь земля под небом лежит.
Это твое вот образное выражение найденное автором, иного смысла нет, и означает только то что означает.
Встречается в «Конек-Горбунок».
Да все очень просто, выражение «против неба» буквально означает «на земле».
Ведь небо как раз находиться против земли. Так что разгадывать тут особо и нечего, автор использовал ту строку для хорошей рифмы и не более того.
У современного «назойливого человека» много характеристик.
Если ранее «назойливость» понималась как невоспитанность, неумение человека определить оптимальное время общения, бесчувственность в смысле настроения собеседника, то в наше время сама «назойливость» изменила направленность.
Появились люди, которые имеют доход благодаря «назойливости».
Это разного рода распространители, продавцы, рекламщики и другие.
Так в наше время деньги стирают грани интеллигентности и воспитанности человека.
Печать антихриста и число зверя. Самые загадочные пророчества Библии
Приблизительное время чтения: 7 мин.
Библия полна пророчеств о судьбах мира, отдельных народов и конкретных людей. А некоторые библейские книги даже называются пророческими, то есть возвещающими, как верит Церковь, волю Божию: таковы книги пророков Исаии, Иеремии, Иезекииля, Даниила…
Не все из этих пророчеств ясны, а некоторые кажутся совсем темными. Но даже в самых непонятных пророчествах обязательно есть смысл, и часто — очень глубокий и важный для нас. Об этом проект «Фомы» «Самые загадочные пророчества Библии».
Наверное, самое знаменитое из новозаветных пророчеств, известное даже абсолютно неверующим людям, — это пророчество об антихристе, который явится в конце человеческой истории, объединит под своей властью все земные государства и сделает всё для того, чтобы люди окончательно забыли о Христе. На руки и лбы людям будут наносить специальные «начертания», после чего человек уже не сможет призвать имя Господа и спастись. Вместо имени Божия человек будет нести на себе имя зверя — таинственные и пугающие три шестерки:
И стал я на песке морском, и увидел выходящего из моря зверя с семью головами и десятью рогами: на рогах его было десять диадим, а на головах его имена богохульные. …и дал ему дракон силу свою и престол свой и великую власть И увидел я другого зверя, выходящего из земли; он имел два рога, подобные агнчим, и говорил как дракон. Он действует перед ним со всею властью первого зверя и заставляет всю землю и живущих на ней поклоняться первому зверю… и творит великие знамения, так что и огонь низводит с неба на землю перед людьми. И он сделает то, что всем, малым и великим, богатым и нищим, свободным и рабам, положено будет начертание на правую руку их или на чело их, и что никому нельзя будет ни покупать, ни продавать, кроме того, кто имеет это начертание, или имя зверя, или число имени его. Здесь мудрость. Кто имеет ум, тот сочти число зверя, ибо это число человеческое; число его шестьсот шестьдесят шесть.
Откровение Иоанна Богослова, глава 13, стихи 1, 2, 11–13, 16–18
Как это понимать?
Вся книга Откровения является таинственной: иносказаний и символов в ней больше, чем явных предсказаний. Но некоторые символы расшифровываются сравнительно легко. Например, образ апокалиптического зверя с семью головами — это явно символ антихриста, который будет управлять народами малое время (сорок два месяца, то есть три с половиной года). А другой зверь с рогами, подобными агнчим, символизирует лжепророка или, как говорит святой Андрей Кесарийский, предтечу антихриста, задачей которого будет подкреплять претензии антихриста на всемирное господство разными внешними эффектами и чудесами, на которые так падки люди. Внешне он будет подобен Христу (Агнцу Божию, Который берет на Себя грех мира, Ин 1:29), но в реальности окажется полной Его противоположностью.
А вот число 666, начертание которого будут наносить по приказанию лжепророка на правую руку или на лоб человека, и сам способ нанесения этого числа и поныне остаются предметами дискуссий. Не идет ли речь о татуировках? Или о массовом чипировании людей? Еще недавно некоторые православные пытались разглядеть пресловутую «печать антихриста» в индивидуальных налоговых номерах (ИНН), штрих-кодах, электронных паспортах и т. д. Поэтому стоит разобраться, о чем на самом деле говорит пророчество Иоанна Богослова, а где наши домыслы.
Вы слышали, что придет антихрист, и теперь появилось много антихристов, — пишет святой апостол Иоанн (1 Ин 2:18), а далее уточняет: антихрист — это лжец, который отвергает, что Иисус есть Христос. Это антихрист, отвергающий Отца и Сына (1 Ин 2:22). Если следовать такому пониманию, то нужно сказать, что антихристы существуют во всякую эпоху. И разные антихристы использовали разные «печати», пишет священномученик Ипполит Римский.
Он приводит в пример сирийского царя Антиоха Епифана (II век до Р. Х.), который захватил Иерусалим и жестоко преследовал иудеев, предписав им поставить перед дверями своих домов жертвенники языческим богам, принести им жертвы, а потом, увенчавшись плющами, устроить торжества в честь Диониса. Тех, которые не пожелали повиноваться, он повелел пытать, допрашивать и в конце концов умерщвлять.
Очевидно, Антиоха Епифана трудно назвать антихристом в точном смысле слова (в его времена еще просто не было христиан), но предшественником — вполне можно.
Впоследствии римские императоры заставляли христиан под угрозой смерти совершать приношения статуям языческих богов — и этот акт демонстрации лояльности тоже вполне можно назвать печатью антихриста, ведь он символизировал отказ от Христа.
Печать антихриста — всё, что ведет к сознательному отречению от Христа, писал в конце 1990-х годов один из самых авторитетных духовников Русской Церкви, «всероссийский старец» Иоанн (Крестьянкин): «Печать последует только за личным отречением человека от Бога, а не обманом. Обман смысла не имеет. Господу нужно наше сердце, любящее Его». Сейчас ИНН и прочие электронные документы «опасности для нас не представляют. Но безусловно, что это один из этапов в подготовке к будущему страху».
«Таким образом, в штрих-кодах, по воле создателей международной системы их написания, заключено изображение числа 666, которое упомянуто в книге Откровения святого Иоанна Богослова как число антихриста». Не было никакой необходимости использовать в качестве разделительной линии именно знак цифры «6», а значит, «сознательно или несознательно, но разработчики глобальной системы штрих-кода… избрали символ, оскорбительный и тревожный для христиан, что выглядит по крайней мере как дерзостная насмешка», — заявил Священный Синод. Тем не менее он призвал всех православных людей «хранить христианское трезвомыслие» и не бояться внешних символов и знаков, ведь «ничто и никто не может поколебать веры человека, если он воистину пребывает со Христом и прибегает к таинствам церковным».
Никто из святых отцов не считал, что печать антихриста сможет магически повлиять на человека и заставить его отречься от Христа помимо его воли. Все они понимали ее как «знак, закрепляющий сознательное отречение от Христа».
Вот что писал, например, святой Ипполит Римский: «та печать будет гласить: “Отрекаюсь от Творца неба и земли; отрекаюсь от Крещения; отрекаюсь от служения моего Богу и присоединяюсь к тебе и в тебя верую”». Никакой внешний знак не нарушает духовного здоровья человека, если не становится следствием сознательной измены Христу и поругания веры, резюмировал Священный Синод, однако призвал власти дать людям возможность пользоваться альтернативными технологиями без двусмысленных обозначений.
Чем важно это пророчество?
Подобно многим другим пророчествам Библии, оно призвано вовсе не вселить в нас ужас перед грядущими бедствиями, а напомнить нам о необходимости быть более бдительными и внимательными, прежде всего — к самим себе. Как это хорошо выразил в Первом послании к Коринфянам апостол Павел, всё мне позволительно, но не всё полезно (1 Кор 6:12). Неполезно — и, более того, очень опасно — всё то, что уводит наше внимание в сторону от Христа, что подталкивает к отказу от евангельской правды, что делает человека всё менее и менее человечным. И это могут быть очень разные вещи. Возможно, поэтому автор Откровения и не стал уточнять, что представляют собой эти три шестерки. Мы должны сами следовать призыву Христа: Бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение (Мф 26:41).
Где еще звучит это пророчество?
Книга Откровение Иоанна Богослова — единственная в Библии, которая не читается за богослужением. Однозначного ответа на вопрос о том, почему это так, не существует; есть лишь предположение (одно из многих), что, учитывая сложность истолкования многих образов этой книги, Церковь предпочла не вводить свою паству в лишние соблазны.
Итак, услышать это пророчество из книги Откровение во время службы в храме нам не удастся. Но в ряду апостольских чтений, звучащих во время Божественной литургии (перед чтением Евангелия), есть среди прочего фрагмент из Второго послания апостола Павла к Фессалоникийцам, где говорится, пусть и несколько другими словами, о том же: День тот не придет, доколе не придет прежде отступление и не откроется человек греха, сын погибели, противящийся и превозносящийся выше всего, называемого Богом или святынею, так что в храме Божием сядет он, как Бог, выдавая себя за Бога. Ибо тайна беззакония уже в действии, только не совершится до тех пор, пока не будет взят от среды удерживающий теперь. И тогда откроется беззаконник, которого Господь Иисус убьет духом уст Своих и истребит явлением пришествия Своего того, которого пришествие, по действию сатаны, будет со всякою силою и знамениями и чудесами ложными, и со всяким неправедным обольщением погибающих за то, что они не приняли любви истины для своего спасения. И за сие пошлет им Бог действие заблуждения, так что они будут верить лжи, да будут осуждены все, не веровавшие истине, но возлюбившие неправду (2 Фес 2:3–4, 7–12).
Редакция благодарит за помощь в подготовке материала доцента Кафедры библеистики Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, кандидата богословия Михаила Анатольевича Скобелева.
Против неба, на земле
Задача
В своей книге о природе юмора Владимир Санников рассматривает, в частности, такие примеры:
1. Лиза, пойдем обедать! — Мне не хочется, я вчера уже обедала (И. Ильф, Е. Петров).
3. «Надо, — думаю, — в самом деле пить бросить». Взял и бросил. Не пью и не пью. Час не пью, два не пью. В пять часов вечера пошел, конечно, обедать в столовую (М. Зощенко).
4. А в отчаявшемся том государстве — // Как войдешь, так сразу наискосок, — // В бесшабашной жил тоске и гусарстве // Бывший лучший королевский стрелок (В. Высоцкий).
5. Марий был очень свиреп, любил простоту обихода, не признавал никакой мебели и сидел всегда прямо на развалинах Карфагена (Тэффи).
6. Но мамочка и папочка уснули вечерком, // А Танечка и Ванечка — в Африку бегом (К. Чуковский).
7. Против неба, на земле // Жил старик в одном селе (П. Ершов).
Задание 1. По какой причине приведенные примеры воспринимаются как комические?
Задание 2. Примеры, приведенные в задаче, можно разделить по смыслу на две группы двумя разными способами. Укажите, какой признак лежит в основе каждого из этих способов.
Задание 3. К какой группе вы бы отнесли следующий пример?
9. В полдень Перри шел по среднерусскому континенту и созерцал встречные травинки (А. Платонов).
Подсказка
Сколько времени надо не есть, чтобы это можно было считать голодовкой? Как соотносятся мебель и развалины Карфагена?
Решение
Эта задача требует умения обобщить представленный материал и прийти к единому выводу, относящемуся ко всем приведённым в задаче примерам. Во всех данных примерах, по наблюдению В. З. Санникова, имеет место «рассогласование по масштабу» (можно сказать и по-другому: противопоставление разных систем измерения, несоответствие/несовпадение величины/размера и времени и т. п.). Это обычно и производит комический эффект.
Например, пароход разбился не о весь южный берег Крыма, а о конкретную скалу; развалины Карфагена занимают существенно большее пространство, чем конкретный камень, на котором сидят; голодовка, как и решение бросить пить, предполагает длительный период, а не двадцать минут или два часа; и так далее.
При этом фразы можно разделить по смыслу на две группы следующими двумя способами, непосредственно связанными с их вышеуказанной особенностью:
cпособ 1 — параметр рассогласования: время или пространство;
cпособ 2 — характер рассогласования (например: преувеличение и преуменьшение, целое вместо части и часть вместо целого и т. п.).
Пример (9) по первому способу относится к группе «рассогласование по пространству». По второму же способу его можно отнести к обеим группам: преувеличение относительно нормы в первой части (шел по среднерусскому континенту) и преуменьшение относительно нормы во второй части (созерцал встречные травинки).
Послесловие
Замечательная книга известного лингвиста Владимира Зиновьевича Санникова «Русский язык в зеркале языковой игры», изобилующая примерами языковых шуток и каламбуров с их точным и проницательным анализом, посвящена природе комического на всех уровнях языка — фонетическом, морфологическом, словообразовательном, синтаксическом, лексическом и, конечно, семантическом. В главе о семантике юмора есть раздел «Семантическое согласование элементов фразы», где и приводятся данные в задаче примеры.
«Казалось бы, в приведенных и приводимых ниже примерах мы имеем дело с гиперболой, преувеличением, — пишет В. З. Санников. — Сходство, действительно, есть. Важнее, однако, принципиальное отличие: гипербола действует в пределах некоторой системы измерения, в наших же случаях — меняется сама система измерения. Нельзя сказать: Ну, Ершов преувеличивает, говоря, что его старик живет против неба на земле! Ершовский старик действительно живет против неба, на земле, а орловского солдата действительно зарыли в шар земной. Аномальность заключается не в преувеличении, а нарушении масштаба изображения» [Санников 2002: 350].
Говоря о нарушении масштаба пространства, Санников приводит такой пример:
«Вообще говоря, приведенное высказывание истинно и абсолютно точно: конечная точка движения короля Генриха — именно кабинет папы римского. Однако точность (обычно желательная) оказывается здесь неуместной именно из-за резкого несовпадения масштаба пространственных характеристик событий — длительности пути (через заснеженные Альпы) и мизерности конечного пункта» [там же, с. 350]. В самом деле, здесь так и представляешь себе кабинет папы, высота потолков которого сравнима с альпийскими вершинами. Примерно так же комично выглядят Танечка и Ванечка, бегущие в Африку, или государство, в котором «как войдешь, так сразу наискосок» (автору этих строк как-то попался путеводитель, в котором говорилось «гостиница находится у входа в город» — сразу легко представился размер этого города).
«Неуместная точность» часто проявляется при использовании некруглых чисел: именно поэтому странно звучат примеры вроде Комитет рекламных стандартов США получил без малого 17 жалоб от недовольных граждан или Ей было слегка за тридцать шесть. Об этом пишет и В. З. Санников в разделе «Приблизительность, неопределенность», вспоминая известный во многих вариациях анекдот:
Посетитель античного зала музея долго рассматривает древний клинок и наконец спрашивает у смотрителя, кто и когда его изготовил?
— Кто изготовил, не знаю, а вот что ему уже четыре тысячи лет и три месяца, так это как пить дать!
— Но как вы могли так точно вычислить время?
— Тот джентльмен, который принес его сюда, сказал, что ему четыре тысячи лет. С тех пор прошло ровно три месяца.
«В наивной картине мира приблизительность пропорциональна описываемому временному промежутку, — поясняет Санников. — Во фразе Мезозойская эра началась 235 миллионов лет назад приблизительность измеряется сотнями тысяч (или даже миллионами) лет, во фразе Лекция началась 2 минуты назад — секундами», однако и та и другая допускает уточнения. Но масштаб этих уточнений — совершенно разный» [там же, стр. 341].
Тот же эффект возникает, когда в переводных текстах единицы измерения автоматически переводятся в привычные для другого языка и появляются излишне точные числа. Например, в рецепте супа на одном кулинарном сайте предлагается взять 946,36 мл воды, 4,92 мл соли, 1,23 мл перца, 907,18 г филе лосося и 236,59 мл сливок. В оригинале, несомненно, использовались американские единицы измерения, с которыми числа были круглыми: один стакан (cup; 236,59 мл) сливок, четыре стакана воды, одна чайная ложка (teaspoon; 4,92 мл) соли, четверть чайной ложки перца и два фунта рыбы.
Говоря о времени, Санников замечает, что каждая ситуация рассматривается в обычном для нее временном интервале: «. для каждого глагола есть своя минимальная единица измерения времени («временной квант»). Для ситуация голодания это день, неделя, может быть месяц. для ситуации «бросить пить» — год, месяц, неделя, может быть день, — но никак уж не минуты и не часы» [там же, стр. 353].
Вспоминается еще анекдот:
При этом, как и в случае с пространственным рассогласованием, комический эффект вызывают и те ситуации, когда временной квант слишком маленький, и те, когда он чересчур большой. В. З. Санников таких примеров не приводит, и, действительно, они встречаются реже, но все-таки встречаются:
— Простите, где здесь ближайший оазис?
— Идите все время прямо. В четверг повернете направо.
Юмор почти всегда связан с тем или иным несоответствием. Но само по себе нарушение семантического согласования по масштабу не всегда вызывает комический эффект. Скажем, для вполне серьезных произведений Андрея Платонова такое рассогласование — привычный прием. Вот, например, из «Чевенгура»:
Из-за перелома степи, на урезе неба и земли, показались телеги и поехали поперек взора Копенкина, увозя на себе маленьких деревенских людей мимо облаков.
Сербинов открыл окно в воздух, все было тихо и темно.
Об этом пишет, в частности, М. Ю. Михеев: «Такого рода смещения в словоупотреблении для Платонова очень характерны. Его герои не просто где-то оказываются, живут, куда-то входят и откуда-то выходят, ищут пищу, отворяют окна, как здесь, или двери, но — находятся всегда в более крупном, целостном пространстве, как, например: Вощев очутился в пространстве («Котлован»). Да и сам мир представлен у этого автора как простертый, а небо — как разверстое над героями». Как у Ершова — против неба, на земле.
Задача использовалась на олимпиаде по русскому языку НИУ ВШЭ в 2012 году.
Литература:
1. Санников В. З. Русский язык в зеркале языковой игры. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Языки славянской культуры, 2002.
2. Михеев М. Ю. В мир Платонова — через его язык. Предположения, факты, истолкования, догадки. — М.: Изд-во МГУ, 2002.
3. Иомдин Б. Л., Пиперски А. Ч., Сомин А. А. Русский язык // Сборник заданий межрегиональной олимпиады школьников «Высшая проба». Русский язык. Литература. Журналистика. Под общ. ред. Б. Л. Иомдина (разд. 1), К. М. Поливанова (разд. 2), С. А. Шомовой (разд. 3). М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2015. С. 7–58.
Что означают слова против неба- на земле, недалече, с набитою сумой, смекнули, несподручно в сказке конёк-горбунок 4 класс
Против неба на земле-это значит что земля напротив неба.
Недалече-не далеко.
С набитою сумой-с большими деньгами
Смекнули- разум, рассудок, смышленость, догадливость, понимание, постижение.
Несподручно-оценка какой либо ситуации неудобной для кого либо
Незнакомка» («По вечерам над ресторанами») — стихотворение Александра Блока
Незнакомка», анализ стихотворения
Анализ стихотворения А.А. Блока «Незнакомка»
Условно стихотворение можно разделить на две части. В первой части автор описывает дачный поселок со всеми его навевающими тоску и безнадежность видами. Во второй – размышления лирического героя и образ Прекрасной Незнакомки.
Охарактеризовать атмосферу дачного поселка можно как бездуховную, обыденную, тоскливую. Несмотря на то что его жители вроде бы и развлекаются, но в то же время их развлечения не вызывают никаких положительных эмоций и интереса ни у автора, ни у лирического героя стихотворения. Автор подчеркивает:
А в небе, ко всему приученный
Бессмысленно кривится диск
что такое положение вещей наскучило даже вездесущему солнцу.
Лирический герой испытывает явное отвращение ко всему, что происходит вокруг. Он пытается залить свою тоску и одиночество. Он утратил веру в красоту, в духовность, в добро. Окружающий его пейзаж невыносимо давит на нежную натуру. Герой страдает от одиночества, но при этом не желает его скрашивать в толпе пьянчуг.
И вот находясь в таком упадочном состоянии духа, лирический герой видит её – Прекрасную Незнакомку, окутанную туманом таинственности, но он и не пытается развеять эту тайну. Во всей этой тоскливой повседневности она становится символом красоты, романтики, высоких чувств. Меняется душа героя, меняется стих. На смену резким рифмам приходит мелодичность. Невозможно сказать кем на самом деле является Незнакомка, возможно, это просто женщина, но из-за огромного контраста с общим пейзажем, она становится идеалом женственности и красоты, символом того чего так не хватает миру и герою – любви, духовности, красоты, романтики.
Испытывая все эти глубокие чувства, лирический герой понимает, что для него не все потеряно, что еще есть шанс вырваться из этой рутины, что только он может ее разрушить для себя. В этом его путь и его миссия.