что значит расконвоирование заключенных

Что значит расконвоирование заключенных

УИК РФ Статья 96. Условия и порядок передвижения осужденных к лишению свободы без конвоя или сопровождения

1. Положительно характеризующимся осужденным, отбывающим лишение свободы в исправительных колониях и воспитательных колониях, а также осужденным, оставленным для ведения работ по хозяйственному обслуживанию в следственных изоляторах и тюрьмах, может быть разрешено передвижение без конвоя или сопровождения за пределами исправительного учреждения, если это необходимо по характеру выполняемой ими работы.

2. Не допускается передвижение без конвоя или сопровождения за пределами исправительного учреждения осужденных при особо опасном рецидиве преступлений; осужденных, которым смертная казнь в порядке помилования заменена лишением свободы; осужденных к пожизненному лишению свободы; осужденных, находящихся в данном исправительном учреждении менее шести месяцев; осужденных, имеющих неснятые или непогашенные взыскания; осужденных за совершение особо тяжких преступлений; осужденных, находящихся в строгих условиях содержания; осужденных за умышленные преступления, совершенные в период отбывания наказания; осужденных, больных открытой формой туберкулеза; осужденных, не прошедших полного курса лечения венерического заболевания, алкоголизма, токсикомании, наркомании; ВИЧ-инфицированных осужденных; осужденных, страдающих психическими расстройствами, не исключающими вменяемости.

3. Право передвижения без конвоя или сопровождения за пределами исправительного учреждения предоставляется осужденному постановлением начальника исправительного учреждения.

4. Осужденные, пользующиеся правом передвижения без конвоя или сопровождения, должны размещаться в отдельных жилых помещениях. Им может быть разрешено проживание в общежитии за пределами исправительного учреждения, но в границах, установленных администрацией исправительного учреждения по согласованию с органами местного самоуправления.

5. Поведение осужденных, пользующихся правом передвижения без конвоя или сопровождения за пределами исправительного учреждения, регулируется Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений.

6. В случае нарушения осужденным Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений либо в случае изменения характера работ, выполняемых осужденным, передвижение без конвоя или сопровождения отменяется постановлением начальника исправительного учреждения.

Источник

Статья 76 УИК РФ. Перемещение осужденных к лишению свободы

1. Осужденные к лишению свободы направляются к месту отбывания наказания и перемещаются из одного места отбывания наказания в другое под конвоем, за исключением следующих в колонию-поселение самостоятельно в соответствии с частями первой и второй статьи 75.1 настоящего Кодекса.

3. При перемещении осужденных им обеспечиваются необходимые материально-бытовые и санитарно-гигиенические условия.

4. При перемещении осужденных они обеспечиваются одеждой по сезону, а также питанием по установленным для осужденных нормам на весь период следования.

5. Перемещение осужденных осуществляется за счет государства.

6. Порядок перемещения осужденных определяется нормативными правовыми актами, принимаемыми в соответствии с настоящим Кодексом.

7. Для временного содержания осужденных, следующих к месту отбывания наказания либо перемещаемых из одного места отбывания наказания в другое, при исправительных учреждениях и следственных изоляторах могут создаваться транзитно-пересыльные пункты. Осужденные содержатся в транзитно-пересыльных пунктах на условиях отбывания ими наказания в исправительном учреждении, определенном приговором или определением суда либо постановлением судьи, и с соблюдением требований, предусмотренных частью второй настоящей статьи. Предельный срок содержания осужденных в транзитно-пересыльных пунктах составляет не более 20 суток. Порядок создания, функционирования и ликвидации транзитно-пересыльных пунктов определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний.

Источник

Заметки о службе конвоирования. Заметка 2-я. Конвоирование и иные виды передвижения осужденных

Благодаря Владимиру Коростелеву предыдущая заметка была дополнена развернутым комментарием, согласно которому необходимо, прежде всего, определить обобщающий термин, например, передвижение осужденных, и вычленить его виды.

Следуя завету Козьмы Пруткова, а именно не пытаться объять необъятное, я ограничу наше исследование на первых порах только осужденными к лишению свободы.

Итак, УИК уже содержит такие понятия как «перемещение осужденных» (ст. 76) и «передвижение осужденных» (ст. 96).

Возьмем за основу термин «передвижение (перемещение) осужденного к лишению свободы», термин предельно ясный, не требующий расшифровки.

Дефект статьи 76 УИК, призванной определить общие условия передвижения (перемещения) осужденных к лишению свободы, в том, что она охватывает лишь малую часть такого передвижения, а именно направление к месту отбывания наказания и перемещение из одного места отбывания наказания в другое.

Второй дефект в том, что употребляя в части 2 термин «перемещение осужденных под конвоем» (а это лишь один из возможных видов перемещения), законодатель в остальных частях статьи 76 употребляет термин «перемещение осужденных» (т.е. без слов «под конвоем»), тем самым смешивая общее и частное понятия.

Анализ норм УИК, Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений (приказ Минюста России от 03.11.2005 № 205), Правил внутреннего распорядка воспитательных колоний (приказ Минюста России от 06.10.2006 № 311) позволяет выделить следующие виды передвижения (перемещения) осужденных к лишению свободы:

1) передвижение без сопровождения сотрудников уголовно-исполнительной системы (УИС):

передвижение в пределах изолированных участков, определенных администрацией исправительного учреждения (п. 39 ПВР ИУ) (такие участки представляют собой небольшие дворы при общежитиях осужденных, огороженных металлическим запирающимся ограждением);

передвижение по остальной территории исправительного учреждения с разрешения представителей администрации исправительного учреждения (например, передвижение осужденного из одного общежития в другое);

— передвижение в личное время в пределах жилой зоны в воспитательных колониях (п. 40 ПВР ВК);

— передвижение за пределами исправительного учреждения, если это необходимо по характеру выполняемой работы по соответствующему постановлению начальника исправительного учреждения (ст. 96 УИК);

— передвижение в пределах территории колонии-поселения (ст. 129 УИК);

— передвижение за территорией колонии-поселения, но в пределах соответствующего муниципального образования, если это необходимо по характеру выполняемой работы или в связи с обучением (ст. 129 УИК).

2) передвижение в сопровождении сотрудников уголовно-исполнительной системы:

— передвижение по территории исправительного учреждения вне изолированных участков (пункт 38 ПВР ИУ) (речь идет о передвижении осужденных строем в сопровождении сотрудников для приема пищи, на работы и т.д.);

— передвижение осужденных, отбывающих наказание в строгих условиях, вне запираемых помещений, в которых они содержатся, но в пределах территории исправительного учреждения (п. 40 ПВР ИУ);

— передвижение несовершеннолетних осужденных за пределами воспитательной колонии в целях посещения культурно-зрелищных и спортивных мероприятий (ст. 134 УИК);

3) передвижение в сопровождении иных лиц:

передвижение несовершеннолетних осужденных в сопровождении родителей, лиц, их заменяющих, или других близких родственников за пределами воспитательной колонии (т.н. «право выхода за пределы воспитательной колонии», ст. 134 УИК).

— передвижение осужденных в сопровождении представителей работодателя (в отношении осужденных, имеющих право передвижения без конвоя за пределами исправительной колонии; например, неподалеку от колонии есть фермерское хозяйство, на полях которого трудятся осужденные, так вот на место работы их должны сопровождать работники этого фермерского хозяйства, а сотрудники колонии должны периодически проверять наличие осужденных на месте работы).

— любое передвижение (перемещение) осужденных к лишению свободы за пределами территории исправительного учреждения, кроме случаев, указанных в предыдущих пунктах (в другое исправительное учреждение, следственный изолятор, в учреждение здравоохранения, на производственный объект (если осужденный не пользуется правом передвижения без конвоя) и т.д.). Осуществляется только под охраной и надзором караула, снаряженного учреждением УИС.

Как мы видим, одни и те же формы передвижения могут осуществляться как по территории исправительного учреждения, так и вне его.

На основании вышеизложенного, можно предложить следующую редакцию статьи 76 Уголовно-исполнительного кодекса, обобщающую все формы передвижения осужденных:

«Статья 76. Передвижение осужденных к лишению свободы

1. Передвижение осужденных к лишению свободы осуществляется по территории места отбывания наказания в следующих формах:

а) передвижение без сопровождения сотрудников уголовно-исполнительной системы;

б) передвижение в сопровождении сотрудников уголовно-исполнительной системы.

2. Передвижение осужденных к лишению свободы осуществляется вне территории места отбывания наказания в следующих формах:

а) передвижение без сопровождения сотрудников уголовно-исполнительной системы;

б) передвижение в сопровождении сотрудников уголовно-исполнительной системы;

в) передвижение в сопровождении иных лиц;

г) передвижение под охраной и надзором караулов, снаряженных учреждениями уголовно-исполнительной системы (конвоирование)

г) передвижение посредством конвоирования, т.е. под охраной и надзором караулов, снаряженных учреждениями уголовно-исполнительной системы (в ред. 17.03.2013)

г) передвижение с изоляцией, под охраной и надзором, осуществляемыми караулами учреждений уголовно-исполнительной системы (передвижение посредством конвоирования)» (в ред. 21.03.2013)

Далее можно предложить ряд новых статей (например, 76.1, 76.2 и т.д.), детализирующих условия передвижения осужденных, в частности, конвоирования (что сейчас неудачно, по моему мнению, сделано в действующей редакции статьи 76). Об этом далее.

что значит расконвоирование заключенных. Смотреть фото что значит расконвоирование заключенных. Смотреть картинку что значит расконвоирование заключенных. Картинка про что значит расконвоирование заключенных. Фото что значит расконвоирование заключенных

Англо-американское договорное право

что значит расконвоирование заключенных. Смотреть фото что значит расконвоирование заключенных. Смотреть картинку что значит расконвоирование заключенных. Картинка про что значит расконвоирование заключенных. Фото что значит расконвоирование заключенных

Ответственность директоров

что значит расконвоирование заключенных. Смотреть фото что значит расконвоирование заключенных. Смотреть картинку что значит расконвоирование заключенных. Картинка про что значит расконвоирование заключенных. Фото что значит расконвоирование заключенных

Введение в правовую систему Англии / Introduction to English Legal System

Комментарии (5)

«. г) передвижение под охраной и надзором караулов, снаряженных учреждениями уголовно-исполнительной системы (конвоированИЕ)».

На мой взгляд, всё же точней будет: «г) передвижение под охраной и надзором караулов, снаряженных учреждениями уголовно-исполнительной системы (конвоированиЕМ)».
То есть не передвижение под охраной и надзором караулов является конвоированием, а лишь сама охрана и надзор, не более. Передвижение — это отдельное действие.

В первой части Вы указывали на два понятия: «конвоирование» и «этапирование».
Действительно, данные термины не только не имеют чёткого определения в большинстве случаев, но и достаточно перепутаны в действующих нормах (к сожалению, обычное состояние для многострадального российского законодательства).
Вместе с тем, с моей точки зрения, необходимо различать данные понятия. Конвоирование понимать неким усиленным синонимом сопровождения (т. е. сопровождением с оружием), тогда как этапирование — собственно пересылка, передвижение. Здесь я солидарен с Владимиром.
Иными словами, конвоирование или сопровождение — отдельно, этапирование, доставление, и т. д. (какое-либо передвижение) — отдельно.

В поддержку позиции хочу привести Устав гарнизонной и караульной службы ВС РФ, утв. Указом Президента РФ от 10.11.2007 года N 1495, конкретно — Приложение 14 «О гауптвахте».
В п.п. 9-14 (Направление и сопровождение (конвоирование) военнослужащих на гауптвахту) разъясняются понятия сопровождения и конвоирования. Ссылка: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=140754;fld=134;dst=4294967295;rnd=0.4721927491482347;from=81099-19
Тоже, конечно, не идеально, но всё же.

Из данных разъяснений мною и сделан вывод, что сами действия по транспортировке (передвижению) необходимо отличать от действий по охране (сопровождению, конвоированию).

Источник

Правила конвоирования подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений

что значит расконвоирование заключенных. Смотреть фото что значит расконвоирование заключенных. Смотреть картинку что значит расконвоирование заключенных. Картинка про что значит расконвоирование заключенных. Фото что значит расконвоирование заключенных

Одним из видов административной деятельности органов внутренних дел является охрана и содержание под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений.

Конвоирование подозреваемых и обвиняемых представляет собой комплекс мер по обеспечению надежной охраны при их перемещении по территории изоляторов временного содержания (ИВС) либо при доставлении к месту назначения под охраной (надзором) конвоя.

Для конвоирования создаются подразделения охраны и конвоирования (отделения, взвода, роты, батальоны, полки), основными задачами которых являются:

— конвоирование подозреваемых из ИВС в следственные изоляторы, медицинские учреждения для амбулаторного освидетельствования (обследования), санпропускники и обратно, из органов внутренних дел в межрайонные или городские ИВС, охрана подозреваемых и обвиняемых во время производства следственных действий;

— конвоирование подозреваемых и обвиняемых из ИВС и следственных изоляторов в суды и обратно, охрана указанных категорий лиц во время судебных заседаний;

— конвоирование подозреваемых и обвиняемых на обменные пункты плановых маршрутов конвоирования и обратно.

Административно-правовой статус конвойных подразделений определяется Конституцией РФ, законодательством Российской Федерации, указами президента РФ, постановлениями правительства РФ, нормами международного права, нормативными правовыми актами МВД России и, в частности, «Наставлением по служебной деятельности изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, подразделений охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых» (утверждены приказом МВД № 140 от 7 марта 2006 года).

Конвой — группа вооруженных и экипированных специальными средствами сотрудников, назначенных для охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых. Конвой обеспечивает своевременное доставление лиц взятых под стражу к месту назначения и поддержание при этом установленного для них режима, предупреждение и пресечение попыток конвоируемых к побегу, членовредительству и нападению на конвой, а также задержание лиц, пытающихся освободить конвоируемых из-под стражи.

Конвой призван осуществлять постоянный надзор и неотлучное нахождение всего состава наряда рядом с конвоируемыми с момента их получения в месте содержания под стражей и до водворения обратно, изоляцию охраняемых от контактов с родственниками, знакомыми или посторонними гражданами.

В зависимости от характера выполняемой задачи в состав конвоя назначаются: начальник (старший) конвоя, помощник начальника конвоя, полицейский-кинолог и конвоиры.

В зависимости от количества конвоируемых, степени их опасности и других данных конвой полиции может быть обыкновенным и усиленным.

Обыкновенный конвой назначается из расчета: два конвоира — на одного-двух конвоируемых; три конвоира — на три-шесть конвоируемых; семь конвоиров — на семь-десять конвоируемых.

Если в составе конвоя пять и более конвоиров, назначается помощник начальника конвоя. При проведении следственных действий на местности состав конвоя увеличивается.

Усиленный конвой может назначаться при наличии информации о намерении кого-либо из конвоируемых совершить побег, нападения на охрану, причинить какой-либо вред себе или окружающим, в связи с большой протяженностью маршрута конвоирования, сложными географическими и климатическими условиями, для конвоирования в воздушном, речном (морском) судне.

При усиленном конвое: на одного конвоируемого должно быть три конвоира; на два-четыре конвоируемых — шесть конвоиров; на пять-шесть конвоируемых — восемь конвоиров; на семь-восемь конвоируемых — 10 конвоиров; на 9-10 конвоируемых — 12 конвоиров. Начальником усиленного конвоя назначается сотрудник из числа среднего начальствующего состава.

Конвоированию не подлежат: лица с неправильно оформленными документами или без документов; больные, не подлежащие по заключению врача (фельдшера) конвоированию; беременные женщины без справки врача о возможности их конвоирования; не обеспеченные по установленной норме продовольствием на путь следования или одетые не по сезону; бывшие в контакте с инфекционными больными, не прошедшие необходимого медицинского освидетельствования и лабораторного обследования, до получения результатов такого освидетельствования.

Основанием конвоирования подозреваемых и обвиняемых в совершении преступления для производства отдельных следственных действий или рассмотрением дела в суде является:

— письменные заявки следователей, лиц, производящих дознание, суда, начальников ИВС, СИЗО для производства следственных действий или рассмотрения дела в суде;

— санкционированное прокурором постановление или определение (постановление) суда об этапировании;

— постановление прокурора, следователя или определение суда о производстве следственных действий;

— истечение срока содержания в ИВС лиц при наличии санкционированного прокурором постановления или определения суда о заключении подозреваемого (обвиняемого) под стражу, а также приговора об осуждении к лишению свободы;

— распоряжение начальника территориального органа МВД России (начальника ИВС) о направлении подозреваемого или обвиняемого в лечебное учреждение, в санпропускник (баню) общего пользования и на обменный пункт на плановом маршруте конвоирования.

Конвоирование заключенных под стражу лиц осуществляется в специальных автомобилях, в легковых автомобилях, в купе пассажирского вагона, на речных и морских судах, на самолетах и вертолетах, а также пешим порядком только при невозможности использования других способов, на небольшие расстояния.

Конвоирование осуществляется по определенным маршрутам (основным, запасным). При компактном расположении обслуживаемых объектов и наличии автомобильных дорог организуется кольцевое конвоирование между ИВС, следственными изоляторами (СИЗО), обменными пунктами и судами.

Конвой, получив приказ и предписание на выполнение задачи, следует в пункт приема подозреваемых (обвиняемых), где начальник конвоя обязан: предъявить дежурному по ИВС предписание на право приема или сдачи конвоируемых и служебное удостоверение; получить подготовленные документы и проверить правильность их оформления; определить порядок приема и размещения конвоируемых по камерам специального автомобиля, информировать конвоиров о лицах, за которыми требуется усиленное наблюдение. Также начальник конвоя должен произвести расчет и расстановку состава конвоя для личного обыска и охраны подозреваемых и обвиняемых на время приема их для конвоирования; осмотреть помещение, где будет производиться прием подозреваемых и обвиняемых, и убрать предметы, которые могут быть использованы для побега или нападения.

Прием подозреваемых и обвиняемых для конвоирования производится по одному, в отдельном помещении, в котором должны находиться только лица, сдающие и принимающие конвоируемых. После опроса подозреваемых и обвиняемых полученные данные сверяются с имеющимися документами, указанные лица регистрируются в путевом журнале, подвергаются личному обыску, а их вещи и продукты питания — досмотру. В этих целях назначаются конвоируемые из расчета один обыскивающий на четыре-шесть подозреваемых и обвиняемых.

О результатах личного обыска и досмотра начальник (старший) конвоя делает отметку в путевом журнале. Запрещенные к хранению вещи и продукты изымаются и сдаются администрации органа-отправителя.

Конвоирование обвиняемых в республиканские, краевые, областные, окружные, городские, районные суды и охрана их во время судебных заседаний осуществляется на основании установленных документов о принятии этих учреждений под обслуживание и соответствующих указаний министров внутренних дел, начальников Главного управления МВД, Управления МВД, Управление на транспорте МВД.

При наличии такого указания образуется межведомственная комиссия в составе представителей конвойного подразделения полиции (ОВД) и суда, подавшего заявку на конвоирование. Прием суда под обслуживание оформляется актом межведомственной комиссии, в котором указываются:

— наименование суда и конвойного подразделения полиции (органа внутренних дел), их точные адреса;

— характеристика залов судебных заседаний, помещений для конвоя и содержания обвиняемых;

— обеспечение их необходимым противопобеговым оборудованием, средствами связи и сигнализации;

— порядок изготовления съемного оборудования, выделения помещений для содержания обвиняемых и размещения конвоя в местах проведения выездных сессий этого суда;

— маршруты конвоирования от специальных автомобилей до камер для содержания обвиняемых, в залы судебных заседаний и обратно;

— порядок взаимодействия с руководителями суда;

— недостатки в оборудовании помещений суда, сроки их устранения и ответственные за это должностные лица.

Один экземпляр акта, подписанный председателем суда и командиром конвойного подразделения (начальником органа внутренних дел), направляется в МВД, ГУ МВД, УМВД, УТ МВДТ, где издается приказ о принятии суда под обслуживание, а другой — в соответствующие судебные органы для контроля за устранением отмеченных недостатков.

Обслуживание суда прекращается по инициативе органа внутренних дел при не устранении недостатков в техническом оснащении и оборудовании помещений суда, где охраняются или конвоируются обвиняемые; по инициативе суда после уведомления председателем соответствующего суда командира конвойного подразделении полиции и издания в МВД, ГУ МВД, УМВД субъекта РФ соответствующего приказа.

Сдача подозреваемых и обвиняемых оформляется распиской дежурного органа-получателя в путевом журнале и заверяется печатью.

Контроль за передвижением конвоев осуществляется с помощью разрабатываемой системы непрерывного слежения. Связь с конвоем осуществляется по установленным каналам радио и проводной связи.

При осуществлении контроля проверяется:

а) соответствие решения на охрану и конвоирование подозреваемых (обвиняемых) условиям выполнения этих задач, расстановка личного состава, использование транспортных и технических средств, состояние оборудования автомобилей;

б) подготовка нарядов к несению службы, их обеспечение, внешний вид сотрудников, знание ими своих обязанностей, умение действовать при происшествиях и в сложной обстановке;

в) выполнение поставленных задач, соблюдение законности, бдительность;

г) порядок связи с нарядами.

О результатах проверки производится запись в служебной книжке, постовой ведомости, в книге службы нарядов, книге замечаний и предложений проверяющих (паспорте технического состояния ИВС).

Учет результатов работы нарядов ИВС и конвоев полиции ведется в целях оценки их деятельности и определения мер по совершенствованию организации и управления этой службой.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

Источник

1.6. Предоставление осужденным права передвижения без конвоя (расконвоирование) и отмена права передвижения без конвоя (законвоирование) (Некоторые вопросы правового регулирования и практики применения)

1. По вопросу о правовой природе института передвижения без конвоя лиц, лишенных свободы (расконвоирования) не существует единого мнения. Многие авторы относят институт расконвоирования к элементам прогрессивной системы и в связи с этим полагают необходимым значительно расширить применение расконвоирования. Основанием расконвоирования, по их мнению, должна быть не производственная необходимость, а достижение осужденным определенной степени исправления[50]. Имеется и другая точка зрения. Согласно ей, расконвоирование не является элементом прогрессивной системы и должно применяться именно в исключительных случаях[51].

Для выяснения правовой природы расконвоирования обратимся к анализу действующего исправительно-трудового законодательства. Основанием расконвоирования по действующему законодательству является производственная необходимость «в исключительных случаях… если это необходимо по характеру выполняемой осужденным работы», – так сказано в законе (ст. 38 основ исправительно-трудового законодательства, ст. 31 исправительно-трудового кодекса РСФСР)[52].

Хотя расконвоирован может быть только осужденный, твердо вставший на путь исправления, т. е. требуется, чтобы произошли положительные изменения в личности осужденного, однако эти изменения выступают не как основание, а, наряду со сроком[53], как необходимое для этого условие.

Отсюда мы делаем вывод, что расконвоирование не является в полном смысле этого слова таким же, как и другие, элементом прогрессивной системы.

Вместе с тем это отнюдь не означает, что расконвоирование вообще не имеет никакого отношения к прогрессивной системе. Конечно, назначение института расконвоирования возможно, прежде всего, в решении определенных хозяйственных задач. Однако наряду с этим возможность расконвоирования в определенной степени стимулирует осужденных стремиться к исправлению и перевоспитанию[54], приспосабливает расконвоированных осужденных к жизни на свободе и служит своеобразной проверкой готовности их к такой жизни[55].

Таким образом, расконвоирование объективно способствует решению задач, стоящих перед прогрессивной системой. Применение расконвоирования, так же как и других элементов прогрессивной системы, возможно только при достижении определенной степени исправления осужденного. Вот почему мы считаем, что расконвоирование является хоть и не основным, не обязательным, но факультативным элементом прогрессивной системы.

2. Вместе с тем возникает вопрос о необходимости и целесообразности (как это предлагают Г. А. Аванесов, Ф. Т. Кузнецов, А. Ф. Сизый и др.) изменения в законе оснований расконвоирования и расширения применения этого института.

Имеется в виду установленная законом минимальная часть срока, не менее которой требуется отбыть осужденному, чтобы ему могло быть предоставлено право передвижения без конвоя.

Приведем некоторые аргументы против принятия подобного предложения:

а) путем перевода и ИТК-поселения и на стройки народного хозяйства при условном освобождении, задача постепенного приспособления к условиям жизни на свободе решается значительно более успешно. Возможность быть переведенным в ИТК-поселение или освободиться условно с обязательным привлечением к труду стимулирует осужденных стремиться к исправлению и перевоспитанию в значительно большей степени, чем расконвоирование, и для большинства осужденных наступает по отбытии 1/3 части срока наказания. Применение указанных институтов признается в целом эффективным и поэтому нецелесообразно ограничивать переводы в ИТК-поселения, условное освобождение, что объективно имело бы место при более или менее значительном расширении применения расконвоирования;

б) расширение расконвоирования в рамках, существующих в настоящее время ограничений[56], привело бы к тому, что осужденные за менее тяжкие преступления оказались бы в менее благоприятном положении, чем осужденные за более тяжкие преступления. При наличии одних и тех же оснований и, в большинстве случаев, по отбытии такой же части срока наказания к первым применялось бы расконвоирование, а ко вторым – перевод в ИТК-поселения или условное освобождение.

Применение расконвоирования к более широкому, чем это предусмотрено действующим законодательством, кругу осужденных, в том числе и к осужденным за опасные преступления, в свою очередь, вызвало бы неблагоприятный общественный резонанс, а также иные негативные последствия;

в) значительное увеличение числа расконвоированных осужденных поставило бы сложные организационные вопросы и прежде всего вопросы, связанные с организацией труда. По-видимому, необходимо было бы организовывать специальные участки, цеха или даже предприятия за территорией ИТК. Подобное разделение производственного процесса в ИТК вряд ли экономически обоснованно и реально осуществимо с учетом того обстоятельства, что далеко не все осужденные заняты на собственном производстве даже в пределах существующих производственных зон.

Если же под расконвоированием понимать институт проживания осужденных вне пределов ИТК с предоставлением им права работать по трудовым соглашениям на предприятиях, в учреждениях и организациях, как это предлагается в литературе[57], не ясно, в чем будет отличие этого института от существующего в настоящее время института условного освобождения. Вряд ли целесообразно параллельное существование двух весьма схожих институтов. Образование же взамен в целом себя оправдавшего института условного освобождения рассмотренного института проживания осужденных вне пределов ИТК также представляется нам необоснованным[58];

г) нельзя и не учитывать того важного обстоятельства, что значительное увеличение числа расконвоированных осужденных приведет к серьезным трудностям в осуществлении контроля за ними со стороны администрации ИТК. И дело здесь не только в том, что часть из расконвоированных осужденных сами могут не устоять перед соблазнами, но и (что не менее опасно) не все могут противостоять давлению остальной массы осужденных, их требованиям и просьбам пронести деньги, продукты питания, спиртные напитки, отправить письма и т. п.

Если же расконвоированных осужденных, при их значительной численности, на ночь изолировать в локальной, охраняемой от остальной территории ИТК зоне, то, по существу, мы будем иметь не одно, а два ИТУ;

д) в любом случае значительное увеличение расконвоирования исправляющихся осужденных приведет к дестабилизации коллективов осужденных. Значительная часть исправляющихся осужденных или вовсе перейдет в другие отряды, или в лучшем случае (если расконвоирование не будет связано с переводом в другой отряд) большую часть времени будет находиться вне своего отряда. Нарушатся принципы стабильности коллектива осужденных, перевоспитания в коллективе и через коллектив.

Изложенное выше приводит нас к выводу, что в настоящее время нецелесообразно изменять основания применения расконвоирования и что нет возможностей и необходимости значительного увеличения количества расконвоированных осужденных.

Следует также отметить, что и среди практических работников немного сторонников более широкого применения института расконвоирования. Только 28,8 % проанкетированных нами работников ИТК считают, что можно было бы и большее, чем сейчас, количество осужденных расконвоировать. Причем 70 % из их числа связывают возможность увеличения числа расконвоированных именно с производственной необходимостью.

3. В соответствии с действующим законодательством расконвоирован может быть только осужденный, твердо вставший на путь исправления. Такое же требование предъявляется и к осужденному, переводимому в ИТК-поселение. А условное освобождение применяется к осужденным, если их дальнейшее исправление и перевоспитание возможно без изоляции от общества, но в условиях осуществления за ними надзора. Представляется, что при условном освобождении, переводе в ИТК-поселение степень исправления осужденного должна быть выше, чем при расконвоировании.

Кроме того, расконвоирование как дополнительный элемент прогрессивной системы следовало бы теснее увязать с другими элементами прогрессивной системы, в частности с таким ее элементом, как перевод на улучшенные условия содержания.

Поэтому мы предлагаем в случае производственной необходимости разрешать передвижение без конвоя осужденным, которые, будучи переведены на улучшенные условия содержания, в течение не менее полугода со дня перевода хорошим поведением, честным отношением к труду, обучению, политико-воспитательным мероприятиям подтверждают, что встали на путь исправления.

Осуществление указанного предложения при сохранении существующего основания расконвоирования (производственная необходимость), по нашему мнению, облегчило бы подбор осужденных для расконвоирования, а также, без ущерба в решении основной задачи расконвоирования, сделало бы этот институт более соответствующим интересам прогрессивной системы.

4. Исправительно-трудовое законодательство для ИТК, расположенных в столицах автономных республик, в краевых или областных центрах, устанавливает максимально возможное число осужденных, которые могут быть расконвоированы одновременно в одной ИТК. Для ИТК, расположенных в некоторых из изученных нами, расположенных в областных центрах ИТК, число расконвоированных на 1–2 осужденных превышает установленный лимит, в других – на 10–40 % меньше установленного максимума. Причем число расконвоированных осужденных, как правило, не находится в связи с численностью находящихся в колонии осужденных. В ИТК, расположенных не в областных центрах, по нашим данным, численность расконвоированных осужденных в среднем почти на 50 % больше, чем в ИТК, расположенных в областных центрах. Значительно больший процент расконвоированных осужденных в ИТК строгого режима, что объясняется, по нашему мнению, тем обстоятельством, что ИТК строгого режима в большем количестве, чем общего и усиленного режимов, расположены вне пределов областных (краевых) центров, в связи с чем в них находится большее количество осужденных на бесконвойном передвижении; в каждой из ИТК строго режима содержится, как правило, меньше осужденных, чем в ИТК общего и усиленного режимов, а лимит расконвоированных установлен один для всех видов режимов.

Необходимость в большем или меньшем количестве расконвоированных осужденных для той или иной ИТК зависит от того, сколько и какие именно хозяйственные объекты расположены за пределами охраняемой территории ИТК. Представляется, что установленный исправительно-трудовым законодательством максимум возможного числа расконвоированных осужденных в одной ИТК (из числа расположенных в областных, краевых центрах) достаточен. Если же в какой-либо колонии требуется большее количество расконвоированных осужденных, следует подумать над тем, нельзя ли перенести какой-нибудь хозяйственный объект на охраняемую территорию ИТК[59].

5. В соответствии с исправительно-трудовым законодательством к определенным категориям осужденных расконвоирование не применяется. Не допускается передвижение без конвоя за пределами колонии особо опасных рецидивистов, осужденных за особо опасные государственные преступления осужденных, которым наказание в виде смертной казни заменено лишением свободы в порядке помилования или амнистии, осужденных иностранцев и лиц без гражданства (ст. 38 основ исправительно-трудового законодательства). ИТК союзных республик устанавливают дополнительные ограничения расконвоирования. Так, ИТК РСФСР (ст. 31)[60] предусматривает конкретный перечень преступлений, при осуждении за которые к осужденным расконвоирование не применяется, а также запрещает расконвоировать осужденных, которые пользовались правом передвижения без конвоя, но были лишены его в связи с допущенными нарушениями; осужденных, не имевших постоянного места жительства; осужденных, к которым судом применено принудительное лечение от алкоголизма или наркомании[61]. Кроме того, дополнительные ограничения установлены некоторыми ведомственными актами. Так, не допускается расконвоирование осужденных в населенных пунктах, где они проживали до ареста, совершили преступление, были осуждены или имеют родственников. Мы не имеем принципиальных возражений против всех указанных выше ограничений применения расконвоирования. Однако следует заметить, что основы исправительно-трудового законодательства допускают возможность установления дополнительных (кроме тех, которые предусмотрены самими основами) ограничений применения расконвоирования, но только ИТК союзных республик, а не ведомственными нормативными актами. Следовало бы указанные выше ограничения закрепить в основах или в ИТК союзных республик.

6. В некоторых колониях расконвоированных осужденных не хватает. Но не потому, что их требуется больше установленного лимита, а потому, что расконвоировано осужденных значительно меньше установленного максимума, хотя требуется по характеру выполняемых работ больше, чем расконвоировано. Администрация ИТК сталкивается с определенными трудностями при подборе осужденных для расконвоирования. В частности, по той причине, что нередко осужденные сами отказываются от права передвижения без конвоя (не хочется переходить на менее квалифицированный труд, желание быстрее освободиться условно или перевестись в ИТК-поселение и по другим причинам), а также в связи с установленными запретами расконвоировать определенные категории осужденных. Поэтому не удивительно, что не всегда выполняется условие, чтобы расконвоируемый осужденный твердо встал на путь исправления. Однако, по сложившемуся у нас убеждению, в целом администрация ИТК правильно осуществляет подбор осужденных для расконвоирования. Так, из группы расконвоировавшихся в ИТК, в которых мы проводили исследование (за период с 1977 по 1980 год) осужденных[62], 29,8 % были освобождены условно-досрочно; 22,6 % – освобождены условно; 2,0 % переведены в ИТК-поселения. Таким образом, более половины (54,4 %) расконвоировавшихся осужденных не только оправдали оказанное им доверие, но и дальнейшими успехами приблизили свободу или заслужили ее досрочно.

7. Вместе с тем 37,7 % расконвоированных осужденных были затем законвоированы, причем абсолютное большинство (88 %) за нарушения режима содержания. Однако оказалось, что из законвоированных осужденных 12,4 % были затем освобождены условно-досрочно, 38 % – условно, 5,1 % – переведены в ИТК-поселения (всего 55,5 %, остальные освободились по отбытии срока наказания). Приведенные данные (а также и другие данные проведенного нами исследования) позволяют нам поставить вопрос об обоснованности во всех случаях законвоирования осужденных. Дело в том, что практически не встречаются случаи законвоирования более чем за одно нарушение режима содержания. Очевидно, и приведенные данные в какой-то степени доказывают это, по крайней мере, в некоторых случаях можно было бы и не применять сразу за первое нарушение расконвоированного осужденного такую меру воздействия, как законвоирование, особенно в отношении осужденных, длительное время пользующихся правом передвижения без конвоя. Нельзя не учитывать при этом, то обстоятельство, что у расконвоированных осужденных значительно больше возможностей для совершения определенного рода нарушений, чем у нерасконвоированных.

Будучи расконвоированными, осужденные в основном допустили такие нарушения (что и послужило основанием их законвоирования), как: употребление спиртных напитков (37,8 %); пронос, вынос (или попытка проноса, выноса), а также хранение запрещенных предметов (30,8 %); нелегальные связи (7 %). Всего за подобные нарушения были законвоированы 75,6 % осужденных. Значительно реже законвоируют осужденных за такое нарушение, как отклонение от маршрута (3,5 %). И, наконец, иные нарушения послужили основанием законвоирования 8,3 % осужденных. Только один осужденный из числа изученных нами (представляется, что это неплохое явление) был законвоирован из-за отсутствия фронта работ, т. е. по основанию, которое в законе сформулировано как «изменение характера работ» (ст. 32 ИТК РСФСР). Крайне нежелательно сначала предоставить осужденному значительно улучшенные условия содержания, что имеет место при расконвоировании, а потом, при отсутствии вины осужденного, лишить его этих льгот. Вот почему необходимо или хотя бы желательно, чтобы объекты применения труда расконвоированных осужденных были постоянно действующими, а не временными. А расконвоирование осужденных на определенное время (временное расконвоирование, например, для выполнения сельскохозяйственных работ) являлось бы не правилом, а исключением из правила, что и имеет место в настоящее время в тех ИТК, в которых мы проводили исследование.

Вызывает огорчение тот факт, что 2,8 % осужденных по существу отказались от права передвижения без конвоя. Встречаются случаи расконвоирования при явно выраженном нежелании осужденных (хотя это и редкое явление – нам встретилось всего 8 таких случаев расконвоирования, в 6 из них осужденные были затем законвоированы). Как выяснилось в результате опроса расконвоированных и законвонрованных осужденных, причины этого явления следующие: а) некоторым расконвоированным осужденным трудно отказывать постоянным просьбам других осужденных что-либо пронести или вынести, они понимают, что могут совершить нарушение и сами просят законвоировать их; б) некоторых осужденных не устраивает неквалифицированный труд, которым им приходится заниматься, постоянные проверки.

Очевидно, что обстоятельства, названные в п.п. а) и б), носят объективный характер и можно лишь уменьшить, но не полностью устранить их негативное влияние. Однако мы убеждены, что нельзя расконвоировать осужденных, нежелающих пользоваться этим правом. Практика показывает, что такие осужденные либо сами настойчиво просят, чтобы их законвоировали, и работают по хозяйственному обслуживанию без всякого желания, либо их законвоируют за нарушения режима содержания.

8. Вопросами подбора осужденных для расконвоирования занимается один из сотрудников ИТК. Обычно он является начальником отряда, в котором осужденные заняты хозяйственным обслуживанием ИТК. В их числе находятся и расконвоированные осужденные. Таким образом, начальник отряда сам подбирает осужденных, которые, будучи расконвоированными, перейдут в его отряд. И это не вызывает возражений. Однако сложен процесс согласования кандидатуры расконвоируемого осужденного. Процесс согласования можно значительно упростить, если вопросы расконвоирования рассматривать (как это делается в некоторых ИТУ) на заседании административной комиссии[63], где можно выслушать мнение сразу всех заинтересованных лиц и здесь же принять решение.

В соответствии с законом (ст. 32 ИТК РСФСР) и расконвоирование и законвоирование осужденных производится по постановлению начальника ИТК. Вопрос о расконвоировании требуется также согласовать с наблюдательной комиссией. Согласование это носит часто формальный характер. Нередко на заседаниях наблюдательной комиссии вопросы о расконвоировании не рассматриваются, согласование же сводится к тому, что председатель наблюдательной комиссии подписывает постановления о расконвоировании осужденных.

Повышение роли наблюдательной комиссии в решении вопросов расконвоирования осужденных, рассмотрение этих вопросов на заседаниях наблюдательной комиссии имело бы большой воспитательный эффект, способствовало бы повышению эффективности расконвоирования и в целом процесса исправления и перевоспитания осужденных.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *