что значит ребенок дует зубы
Прорезывание зубов: сроки и симптомы
Прорезывание зубов – это процесс, характеризующийся осевым перемещением зубов из нефункциональной позиции (из костной челюстной ткани) в функциональное положение (на поверхность альвеолярного отростка и десны). Чаще всего формирование временного прикуса доставляет массу неудобств, причем не только малышу, но и его встревоженным родителям. В этой статье из раздела «Детская стоматология» мы попробуем разобраться, в каком порядке прорезываются молочные зубы у крохи, и какая симптоматика сопровождает развитие данного процесса.
Прорезывание зубов: очередность и сроки
В норме прорезывание зубов у младенцев происходит по приведенной ниже схеме:
Сроки появления первых зубов могут изменяться под воздействием множества факторов, в число которых входят:
Доказано, что у детей-первенцев прорезывание происходит гораздо раньше, чем у младенцев, родившихся в более позднее время. Первые зубы у мальчиков появляются позже, чем у девочек, тогда как у детей старородящих матерей – существенно раньше, чем у малышей, родившихся от молодых родителей.
Симптоматика прорезывания зубов
Бытует мнение о том, что появление первых зубов сопровождается развитием целого комплекса патологических процессов (повышением температуры, появлением сыпи, нарушением стула, рвотой, судорогами и др.). На деле же формирование временного прикуса является естественным процессом, которому не свойственна вышеописанная симптоматика. Патологии, выявляемые в период прорезывания, чаще всего служат проявлениями инфекционных заболеваний или следствием изменения режима питания.
В частности, к числу факторов, способных повлечь за собой появление неприятной симптоматики, относятся:
Истинными симптомами прорезывания зубов считаются:
Первая помощь при прорезывании зубов
При появлении молочных зубов малышу может потребоваться не только родительская забота, но и медицинская помощь. Стоматолог может порекомендовать родителям использовать анестезирующие стоматологические гели и обрабатывать пораженные участки десен отварами шалфея, дубовой коры или раствором соды. При выраженной боли малышу могут быть назначены парацетамол, ибупрофен и другие системные обезболивающие препараты.
Для ослабления неприятных ощущений, возникающих у ребенка при прорезывании зубов, необходимо использовать прорезыватели – специализированные приспособления, изготовленные из резины или пластмассы, которые младенец может кусать и грызть, не рискуя повредить мягкие десневые ткани. Кроме этого, целесообразно регулярно массировать десны ребенка пальцем, обвязанным чистым влажным бинтом.
Уход за прорезавшимися зубами
Прорезывание зубов является безусловным основанием для совершения первого визита к детскому стоматологу. В ходе консультации врач выявляет все отклонения в строении зубочелюстного аппарата ребенка, оценивает состояние уздечек его губ и языка, составляет схему ухода за зубами и план профилактических визитов в стоматологическую клинику.
Прорезавшиеся зубы целесообразно чистить дважды в сутки. Первоначально для чистки следует использовать детскую силиконовую щетку или небольшой кусочек марли без зубной пасты. Обычную зубную щетку можно применять, когда ребенку исполнится год, а пасту – при достижении им двухлетнего возраста. Помимо этого, важно уделять внимание процессу минерализации эмали. В частности, необходимо ограничить употребление сладкого и включить в рацион малыша продукты, обогащенные кальцием, фосфором и аскорбиновой кислотой.
Нестандартное развитие зубов, что с этим делать?tkbpfd
Готовясь писать по теме статью, я поняла, что большую часть этой самой статьи должны занять классификации. Нестандартное развитие – это ведь и про нарушение сроков прорезывания, и про аномалии формы, цвета, структуры, количества, положения зубов. Но ведь это читать будет скучно, поэтому я постараюсь рассказать обо всем этом в повествовательном ключе.
Итак, соблюдая какую-то логику рассказа, начну с начала – появления зубов.
Что делать, если зубы прорезываются с нарушением сроков?
Существуют таблицы, в которых указаны средние сроки прорезывания молочных и постоянных зубов. Ориентируясь по ним, можно узнать, ваши сроки это норма или нет. В дополнение к указанным в них данным отмечу, что в современном обществе наметилась тенденция к более раннему прорезыванию постоянных зубов, чем указано в таблицах. То есть, часто стали встречаться случаи прорезывания нижних центральных постоянных резцов в 4-5 лет вместо положенных 6ти. Аналогично с первыми постоянными молярами – «шестерками».
Итак, вы предполагаете, что зубы не прорезались в положенное им время.
Что делать? Конечно, посетить врача-стоматолога. Будет проведен осмотр и диагностическая рентгенограмма (или ортопантомограмма, она же ОПТГ). На ней будет видно, имеется ли зачаток желаемого зуба, на какой он стадии развития и как расположен в челюсти. Обычно этого бывает достаточно, чтобы предположить причину задержки, возможные сроки прорезывания и методики «помощи», если зуб вряд ли прорежется сам.
В ряде случаев, отсутствие зуба к верхнему пороговому значению срока говорит об отсутствии зачатка данного зуба. В таком случае, если зуб молочный и отсутствует 1-2 зуба, чаще всего коррекция не требуется. Если отсутствует от 4х и более молочных зубов и их зачатков нет, это говорит о наличии какой-либо патологии общего состояния здоровья ребенка. В таком случае это симптом какого-либо синдрома. Необходимо лечить основное заболевание и корректировать ситуацию в полости рта, при наличии возможности, это ортодонтическое протезирование.
Вы считаете, что зуб прорезался слишком рано.
Путь конечно, снова в кабинет врача-стоматолога. Чаще всего, раннее прорезывание не несет в себе никакого вреда. Однако полезно будет знать о том, что чем раньше зуб появился в полости рта, тем раньше он нуждается в уходе, своевременном очищении, и тем большее количество времени своего существования подвергается кариесогенным воздействиям. Поэтому часто на фразу мамы «а у нас молочные зубы только с 9ти месяцев начали резаться», врач отвечает «и очень хорошо, все шансы дольше сохранить их здоровыми». То же самое касается и постоянных зубов. Ребенок в 5 лет, у которого прорезались 6ки, априори не может их очень качественно почистить сам, в отсутствие должного мануального навыка. В 7 лет ему это сделать значительно проще, хотя все еще необходим родительский контроль.
Идем дальше. Зубы прорезались. Но они имеют аномальную форму и /или цвет.
Если речь о молочных зубах, которые имеют нарушения структуры в виде аномальной формы (шиповидные, с выемкой, с дополнительным бугорком, «сросшиеся» зубы), но имеют правильную структуру эмали без тенденции к разрушению, то с такими зубами ничего делать не нужно, они сменятся на постоянные в положенный срок.
Предположим, у такого «неправильного» по форме зуба есть также нарушение структуры эмали (гипоплазия) или он уже поражен кариесом. В таком случае требуется такое же лечение как обычному зубу.
Если прорезался аномальной формы постоянный зуб, то необходимо оценить, насколько его «аномальность» нарушает гармоничность состояния всей полости рта. Не является ли он блоком для движений нижней челюсти, имеет ли он контакты с соседними зубами для правильной передачи жевательного давления, не нарушает ли он резко эстетику улыбки, лица в целом. Если с этим все в порядке, с ним также можно ничего не делать. Если какой-то из этих пунктов присутствует, то необходима коррекция его формы (эстетика, контакты – с помощью реставраций, прямых или непрямых, то есть «нарастить пломбой» или «приклеить полукоронку или винир»), если он мешает нормальным движениям челюсти и не имеет контактов с соседними зубами, возможно необходима ортодонтическая коррекция.
В каком возрасте все это делается? К сожалению, в одну маленькую статью не вместить вообще все, получится докторская диссертация, как минимум. Поэтому, пожалуйста, доверяйте вашим врачам. Увидев такого рода аномалию, вам о ней скажут, расскажут, что и как конкретно в вашем случае, и что нужно или не нужно делать.
Структура. То есть, насколько зуб правильный с точки зрения формирования составляющих его тканей (эмаль, дентин). Можно провести аналогию со строительными материалами. Если в кирпичной кладке между кирпичами положить не тонкий слой цемента, а налепить как попало его «кучками», то кирпичная кладка разрушится. То же самое в зубе: если структура эмалевых призм нарушена, между ними слишком много межпризменного вещества, как «неправильный цемент». И эмаль таких зубов разрушается, «крошится». Впоследствии часто осложняется кариесом. Также сразу при прорезывании мы можем видеть нарушения и следующей составляющей зуба, дентина. Такие зубы обычно бросаются в глаза своей «неправильностью» и цветом от желтого до темно-коричневого.
Снова обратимся к вопросу: молочные или постоянные? Тут, как ни странно, разницы нет. Если ткани зуба достаточно плотные, нарушения структуры затрагивают только эмаль и проявляются пятнами, при динамическом наблюдении 1 месяц – 3 месяца никакой тенденции к дальнейшему разрушению не имеют (NB! Чтобы это сравнивать и оценивать, проводится фотопротокол), то назначается схема реминерализирующей терапии. По сути, обеспечиваем постоянное наличие «строительного материала для эмали» в слюне. Как вы знаете, для этого применяются комбинации паст с кальцием и реминерализующих гелей в чередовании с фтористыми пастами и гелями.
Если изменения затрагивают дентин или описанная раньше ситуация выходит из-под контроля, и начинается разрушение, то будь то молочные или постоянные зубы, они подлежат восстановлению ортопедическими конструкциями. Они же – непрямые реставрации. Это коронки, полукоронки, вкладки, накладки.
Подходим к завершению, информации много, читатель, вероятно, устал.
Аномалии количества и положения зубов также распространены в современности. Уверена, не раз вы слышали от знакомых, что у кого-то «нет зачатка постоянного зуба» или «у малыша лишний резец». У кого-то нет зубов мудрости, тех самых 8ок. Нередки случаи отсутствия верхних 2ек (вторые центральные резцы) или нижних 5ок (вторые премоляры). У кого-то наоборот, на КТ, сделанном по поводу лечения пульпита, обнаруживается сверхкомплектный зуб, который находится в каком-нибудь непредсказуемом месте верхней (или нижней) челюсти. В этом нет ничего страшного и, найдя команду врачей, которой вы доверите свое здоровье, будете уверены — вам скажут что с этим делать и почему конкретно у вас именно так.
Чтобы не закончить на «приходите к врачу», по сути, расскажу подробнее.
Сверхкомплектные (лишние) зубы, располагающиеся не на своем месте и нарушающие органичность зубочелюстных взаимоотношений, как правило, удаляют. Даже если этот зуб в кости. В основном чтобы снять излишнее «давление» этого зуба на корни соседних, минимизировать риск возникновения спонтанной кисты вокруг такого зуба.
Есть редкие случаи когда «лишний» зуб может стать спасительным: его можно пересадить на место удаленного зуба вместо имплантата и результаты бывают даже успешнее чем при имплантации. Но это единичные случаи.
Когда зубов, наоборот, не хватает, что делать?
В молочном прикусе недостаток 1-2х зубов исправляется ортодонтически с возраста 4-5ти лет. Отсутствие большего количества зубов является симптомом какого-либо генетического синдрома. При возможности ношения ребенком протезов, также корректируется ортодонтами.
Если нет зачатков постоянных зубов, задача детского стоматолога – сохранить соответствующий молочный максимально долго, чтобы кость челюсти в этом месте росла. В идеале «дотянуть» молочный зуб до 20-22х лет, а затем восстановить отсутствующий при помощи имплантации. До 20-22х – потому что до этого времени кости растут и имплантация противопоказана.
Бывает, такой зуб и сам стоит дольше, до 30ти, 50ти лет. Если он нормально функционирует, допускается оставить его как есть.
Бывает наоборот, зачатка постоянного зуба нет, а молочный был удален или корни его самопроизвольно резорбировались (рассосались) и он выпал до 20ти лет. Тогда необходима конструкция, которая будет удерживать место для будущего имплантата или замещать отсутствующий зуб. В зависимости от возраста могут быть разные варианты. В основном, это также работа врача-ортодонта.
Не хотела заканчивать фразой «приходите к врачу». Но, правда, зная теперь все это, вы наверняка захотите сделать снимки и проконсультироваться прежде чем желать «удалите мне его» или «можно как-то залепить» или наоброт, «не хочу удалять, оставьте».
Желаю вам, дорогие читатели, компетентных специалистов и думаю, что теперь аномалии вас не испугают!
Что нужно знать родителям о прорезывании верхних зубов у детей
Появление новорожденного в семье наряду с радостью и счастьем приносит дополнительные хлопоты, порой бессонные ночи и беспокойные дни. Один из важных и достаточно сложных периодов на первом году жизни – начало прорезывания зубов. К счастью, для большинства семей с малышами он проходит относительно безболезненно.
Однако нередки случаи, когда появление первых зубов сопровождается повышением температуры, усиливающимися болями, мучающими ребенка днем и ночью. Малыш становится беспокойным, просится на руки, его беспокоят набухшие десны, которые чешутся и болят.
Для того, чтобы пережить этот период максимально безболезненно, в первую очередь для самого малыша, родители должны заранее к нему подготовиться, вооружившись знаниями и полезными советами врачей.
Записаться на бесплатную консультацию
Первые признаки
Желательно вовремя распознать начало у ребенка прорезывания зубов, чтобы суметь оказать ему необходимую помощь. Как правило, симптомы предстоящего появления первого зубика у младенца проявляются за несколько дней – у большинства детей этот период длится до нескольких дней и заканчивается с прорезыванием наружной оболочки десны.
О том, что у малыша начинают резаться зубки, родители могут узнать по следующим признакам:
Появление резких изменений в поведении ребенка: нарушение сна, раздражительность, плач, отказ брать грудь или соску;
Образование повышенного слюноотделения, часто сопровождающееся появлением высыпаний вокруг рта, на подбородке, груди малыша из-за обильной слюны;
В месте прорезывания зуба десна напухает, становится отечной;
Ребенок кусает все, что попадает в его ручонки, пытаясь унять появившийся в деснах раздражающий зуд.
Что нужно знать о сроках
При правильном развитии организма новорожденного прорезывание зубов происходит в определенные сроки по принципу парности. Обычно одинаковые зубы прорезываются в одно время – это относится к парам центральных, боковых резцов и клыкам.
При рождении в обеих челюстях малыша находится 20 фолликулов – по 10 на каждую челюсть, являющихся зачатками временных зубов. Также у новорожденного есть 16 зачатков постоянных зубов. Еще 16 зачатков начинают формироваться после рождения.
Порядок прорезывания молочных зубов:
Важно: здесь приведены среднестатистические сроки прорезывания зубов у новорожденных. Однако развитие каждого организма строго индивидуально, поэтому возможно смещение этих сроков в ту или другую сторону приблизительно в 50% случаев. Поэтому не стоит паниковать, если отклонения от приведенных сроков незначительны.
Известны случаи, когда малыш появлялся на свет уже с первым зубиком. Это значительно затрудняет процесс грудного вскармливания, поэтому нужно получить соответствующие рекомендации у врача.
При искусственном вскармливании может наблюдаться задержка в прорезывании зубов, в то время, как зубы у ребенка на грудном вскармливании прорезываются раньше в 10 случаях из ста. Кроме того, на задержку прорезывания молочных зубов влияет состояние матери во время беременности – например, токсикоз, инфекционные заболевания, стрессы, а также перенесенные грудничком заболевания.
На что следует обратить внимание при прорезывании первых зубов
Перечисленные выше симптомы начала прорезывания зубов характерны почти для всех грудничков. Однако, у некоторых детей появляются дополнительные симптомы, к которым нужно отнестись серьезно:
Образование во рту мелких водянистых пузырьков с мутной или прозрачной жидкостью;
Усиленная краснота и воспаленность десен;
Воспаленная слизистая полости рта, сопровождающаяся образованием небольшой эрозии.
У здорового младенца при прорезывании зубов, вопреки расхожему мнению и советам «умудренных опытом» родственников, температура не повышается. Если все же это происходит, значит, организм ребенка параллельно подвергается какому-то воспалительному заболеванию.
Чаще всего перечисленные признаки свидетельствуют о развитии вирусной формы стоматита или ОРВИ, что неудивительно при стремлении ребенка тащить все в рот. Поэтому нужно показать ребенка врачу. Если педиатр не обнаружит признаков острой вирусной инфекции, покажите малыша врачу-стоматологу, чтобы он определил, какую именно форму стоматита подхватил ваш ребенок, и назначил адекватное лечение. К сожалению, педиатры в данной ситуации чаще всего некомпетентны.
Возможные осложнения
«Сюрпризы», которые преподносит природа при появлении у грудничков первых зубов, перечисленными неприятностями не заканчиваются. Иногда возможны и другие осложнения:
Образование гематом. На десне набухает пузырь синюшного цвета. Чаще всего он рассасывается со временем, однако иногда, если пузырь слишком большой, требуется хирургическое вмешательство. Врач для удаления кровянистой жидкости делает маленький надрез на десне.
Появление рвоты. Причиной этого может быть излишнее слюноотделение. Однако если рвота сопровождается поносом и повышенной температурой, это могут быть признаки ротовируса, поэтому необходимо срочно показать ребенка педиатру.
Кашлевой рефлекс. При обычном прорезывании его не бывает. Причиной кашля может быть обильно выделяющаяся слюна, которой малыш захлебывается.
При появлении насморка покажите ребенка врачу – наверняка прорезывание зубов совпало с простудой.
Важно: если вашего малыша во время прорезывания зубов беспокоят температура, диарея и рвота, отнеситесь к этому со всей серьезностью. Причиной их появления не может быть прорезывание зубов. Необходимо срочно вызвать педиатра, поскольку организму малыша угрожает интоксикация из-за развивающейся инфекции.
Как облегчить состояние малыша медикаментозными препаратами
Если малыша беспокоит болезненность десен, и он начал вести себя беспокойно, можно дать ему соответствующий его возрасту мягко действующий обезболивающий препарат. Для самых маленьких лучше воспользоваться свечами, а детям постарше можно давать специальную суспензию. Эти препараты, помимо успокоительного эффекта, обладают легкими жаропонижающими свойствами.
Кроме того, в аптеках продается специальный обезболивающий гель, небольшое количество которого следует нанести на поверхность воспаленной десны. Однако не следует увлекаться подобными гелями, так как большинство из них способствует повышенному слюноотделению, а также вызывает онемение, что доставляет ощущение дискомфорта малышу.
Важно: прежде, чем приобретать тот или иной медицинский препарат для облегчения состояния ребенка при прорезывании зубов, следует обязательно проконсультироваться с педиатром, для исключения побочных эффектов.
Несколько простых доступных советов
Справиться с проблемой в ряде случаев можно самостоятельно в домашних условиях:
Если ребенок постоянно тянет в рот посторонние предметы, постарайтесь массировать его десны по нескольку раз в день на протяжении 2 минут, используя чистый палец.
Вашему малышу не нравится такая процедура? Дайте ему предварительно промытое горячей водой и затем охлажденное зубное резиновое кольцо. Оно оказывает нужный массажный эффект, а легкий холод успокоительно действует на воспаленные десны.
Кожа вокруг рта раздражена? Следите за тем, чтоб слюна не стекала по подбородку – чаще промокайте нежную кожу лица чистой салфеткой. При появлении сыпи нужно обрабатывать пораженные участки кожи детским кремом на растительной основе.
Ребенок отказывается принимать пищу? Возможно, теплая еда усиливает у него неприятные ощущения. Попробуйте давать ему прохладную пищу в этот период.
Заметили, что ребенок постоянно касается уха, щеки и трет их? Это может быть признаком того, что боль от десны распространяется по нервным волокнам.
Попробуйте дать малышу мягкое обезболивающее типа Нурофена или Панадола.
Неправильное дыхание у детей. Чем может помочь ортодонт?
Природой определено дышать человеку носом. Вдыхаемый через нос воздух, проходя по носовым ходам и протокам увлажняется, согревается, очищается от пыли. Нарушение носового дыхания может быть связано с патологическими процессами в носу и носоглотке: гипертрофией небных и глоточных миндалин, наличием полипов в носу, искривлением носовой перегородки, аденоидными разрастаниями.
Ротовое дыхание у ребенка является причиной неправильного развития грудной клетки, малокровия. Вдыхание недостаточно очищенного, увлажненного и согретого воздуха приводит к развитию воспалительных заболеваний: ангины, ларингита, трахеита и бронхита. Дети нередко жалуются на ослабление памяти, внимания, головные боли, что отражается на успеваемости в школе.
Не имея возможности обеспечить в необходимом объеме приток воздуха через носовые ходы, ребенок вынужден постоянно держать рот открытым, опуская нижнюю челюсть, что приводит к сглаженности носогубных складок. При этом, нарушается миодинамическое равновесие мышц, изменяется положение языка.
Результатом нарушения функции носового дыхания и возникшего вследствие этого нарушения миодинамического равновесия является формирование у ребенка типичной деформации верхней челюсти, верхнего зубного ряда, прикуса. Деформация верхней челюсти проявляется в развитии «готического неба», сопровождается сужение и удлинением верхнего зубного ряда.
Существование причинно-следственной связи между нарушением функции носового дыхания и развитием деформации верхней челюсти, а также верхнего зубного ряда определяет закономерную последовательность лечебно-профилактических мероприятий при работе с подобными пациентами.
Первоочередной задачей является устранение причинного фактора –восстановление возможности функции носового дыхания, усилиями оториноларинголога, далее, необходимо приступать к ортодонтическому лечению. На данном этапе применяют миофункциональный аппарат – трейнер.
Трейнер- простой в использовании аппарат, который выполняет важные функции: помогает нормализовать позицию языка, функцию круговой мышцы рта, сформировать носовой тип дыхания, при этом стимулируется правильное положение и развитие верхней и нижней челюстей, выравниваются передние зубы.
Центр «Планирование карьеры»
Если у вашего ребенка стертая форма дизартрии.
В ЦПК к логопеду приходит много детей с ОВЗ. Большинство из них имеют диагноз – дизартрия, но выглядят они вполне нормально, как все обычные дети. И страшное слово «дизартрия», кажется, им совсем не подходит. Ведь дизартрия означает нарушение подачи нервного сигнала от мозга к мышцам артикуляционного аппарата, вследствие чего лицо малоподвижно, амимично, губы зажаты или уголки опущены вниз. У некоторых не закрывается рот и вываливается изо рта язык. В последнее время встречается очень много детей-дизартриков с подвижной мускулатурой лица, эмоциональных, хорошо улыбающихся, у многих даже нет саливации, но, когда просишь высунуть язык, – видишь удручающую картину. Язык толстый, напряженный, при вытягивании сжимается в комок. Сразу становится понятно, что это дизартрия, но поскольку явных внешних признаков и признаков нарушения просодической стороны речи нет – диагностируем стертую форму дизартрии. Ее часто путают со сложной дислалией, поскольку и там и там нарушено произношение множества звуков, но при дислалии язык у ребенка вполне нормальный, а при дизартрии – в гипер или гипотонусе. Как лечить стертую форму дизартрии – расскажем подробно.
Признаки стертой дизартрии.
Обычно детей-дизартриков отличает неуклюжесть, нарушение скоординированных движений, недоразвитие пальцевой моторики. Они с трудом овладевают навыками застегивания пуговиц, шнуровки, не умеют держать ножницы, не любят рисовать и лепить. Но в практике за последние годы наблюдается много детей 5-7 лет с хорошей координацией и развитой тонкой моторикой рук, они очень любят рисовать, разукрашивать, лепить, хорошо держат карандаш, успешно справляются со штриховкой. Признаки болезни видны только на лице, и то не у каждого. Один из заметных признаков стертой дизартрии: статичное малоподвижное лицо, напряженные губы или, наоборот, губы и щеки обвислые, рот не закрывается.
Особенный интерес при стертой форме дизартрии представляет язык. В большинстве случаев язык толстый, массивный, при вытягивании спинка языка напрягается и собирается в комок. За счет этого у ребенка затруднено произношение многих звуков. При произнесении твердых звуков слышатся мягкие, так как спинка языка автоматически поднимается к небу, в результате вместо [п] слышим [п’], вместо [б] — [б’], вместо [с] — [с’], вместо [з] — [з’] и т.д. Напряженная спинка языка закрывает отверстие для свободного прохождения воздушной струи, поэтому свистящие и шипящие звуки имеют призвук [ц]. При повторении слогов и слов многие звуки приобретают призвуки [л’]. Например, тя-тя-тя звучит как тля-тля-тля. Кончик языка при стертой дизартрии обычно не выражен, то есть невозможно определить, где кончик. Часто из-за паретичности мышц языка ребенок не может поднять его наверх, облизать верхнюю губу, достать кончиком до верхних зубов. В связи с этим у малыша отсутствуют шипящие звуки и [р].
У многих детей наблюдается девиация – отклонение языка в строну парализованной мышцы. Когда просишь ребенка вытащить язык и удерживать его на нижней губе на счет до пяти, язык трясется, дрожит и норовит сдвинуться в сторону. Это явный признак дизартрии. Из-за гиперкинезов нарушается произношение группы свистящих, шипящих и сонорных звуков, а также страдает просодика. Речь маловыразительна, невнятна, нечленораздельна, монотонная, часто тихая, с небольшим треском в звучании, ничего нельзя разобрать. Про таких детей говорят: «у него каша во рту».
Отличительной чертой дизартриков является их неустойчивая психика. Такие дети часто кидаются из крайности в крайность. То они излишне обидчивы, ранимы, плаксивы, болезненно реагируют на каждую мелочь, то становятся агрессивны, грубы, отказываются заниматься, разговаривать и даже кидаются на других с кулаками. У детей-дизартриков очень снижена мотивация и побуждение к обучению.
Помощь ребенку со стертой формой дизартрии.
Диагноз «дизартрия» ставит только врач невролог или терапевт. Если в карточке у ребенка записан такой диагноз, подход в лечении дизартрии должен быть комплексным. Педагогического вмешательства одного логопеда недостаточно. Здесь обязательно медикаментозное сопровождение и курс массажа воротниковой зоны для снятия мышечного напряжения в области шеи, подбородка и органов артикуляционного аппарата. На занятиях у логопеда помимо тренировки в звукопроизношении необходим ручной массаж лица и зондовый языка.
Ручной логопедический массаж.
При гипертонусе нужно делать расслабляющий массаж лица, при гипотонусе – укрепляющий. Для нормализации мышечного тонуса щек делаем следующие упражнения:
Для расслабления губ используем следующие упражнения:
Эти нехитрые упражнения могут выполнять родители дома, для усиления эффекта лучше всего делать их каждый день. На логопедических занятиях логопед также делает ручной массаж лица, подключая зондовый языка.
Коррекционно-педагогическая работа.
На занятиях логопеда, также, как и дома каждый день, ребенку со стертой дизартрией очень важно выполнять артикуляционную гимнастику.
— Для расслабления языка лучшее упражнение «Месим тесто»: высовываем язык, произнося «пя-пя-пя», пришлепываем по языку губами, двигая его вперед-назад, вперед-назад.
— Для закрепления верхнего подъема языка полезно облизывать блюдца после еды, ложки, а также выполнять упражнение «Вкусное варенье»: облизываем поочередно верхнюю и нижнюю губу.
— «Почистим зубки» — проводим кончиком языка по верхним зубам, с одной стороны, затем с другой.
— «Маляр» — проводим кончиком языка по небу, как будто красим потолок.
— При паретичном состоянии мышц боковых краев языка очень полезно упражнение «Сани»: произносим звук [И], одновременно нажимаем зубами на боковые края языка, в середине языка появляется ложбинка как в санях.
Родителям следует приготовиться заранее к тому, что постановка звуков у дизартрика происходит с трудом и медленно из-за особенностей мышечного тонуса языка. Еще медленней идет автоматизация звуков от 3 до 7 месяцев, это отличительная особенность коррекционной работы в случае стертой дизартрии. Удивительно, но часто автоматизация даже самых простых звуков, таких как [л’] идет очень долго. Родителям иногда кажется, что логопедические занятия не приносят нужных результатов, но это не так. Занятия всегда имеют хоть небольшой, но результат, так как мышцы языка расслабляются постепенно и при постоянном механическом и физическом воздействии. Практика показывает, что при использовании комплексного подхода в лечении стертой формы дизартрии улучшение звукопроизношения наступает гораздо быстрее. А при регулярном воздействии на язык зондовым массажем, мышечный тонус нормализуется уже после трех месяцев применения. Надо лишь набраться терпения и активно сотрудничать с неврологом, массажистом и логопедом.