что значит рябиновая ночь
Воробьиная ночь — мистика ночных гроз
Рябиновая, или Воробьиная ночь — не столько праздник, сколько день силы с особым мистическим значением. Узнайте ниже, когда и сколько раз в году наступает такая ночь, чем заняться в это волшебное время и как защититься от нечисти.
Смысл и суть праздника
Воробьиной ночью славяне издавна называли ночи с сильной грозой или яркими зарницами на горизонте. Возможно, ее первоначальное название — рябинная ночь, то есть, рябая или пестрая, как воробей. В украинском языке оно звучит так: «горобина ніч». Это прилагательное можно перевести на русский и как «воробьиная», и как «рябина». Первое упоминание определения встречается в летописи 11 века, описывающей битву между войсками Ярослава Мудрого и Мстислава Удалого.
Воробьиная ночь — время разгула нечистой силы. Черти и бесы отмечают свой праздник, ведьмы устраивают шабаш. Неофиты предлагают тьме подношения, устанавливают контакт с силами зла и получают знания о черной магии. Наблюдение за царящей за окном непогодой заряжает магической энергией и восполняет потраченные ресурсы мага. Духи стихий бесчинствуют. Дождь заливает улицы, ветер срывает крыши. Удары молний становятся причинами пожара, земля дрожит и уходит из-под ног.
В то же время поверья утверждают, что гроза бьет молниями чертей и ведьм. Здесь имеется связь с Перуном, празднование в честь которого с приходом христианства превратилось в Ильин день. Гроза олицетворяет борьбу бога-громовержца с нечистью, и Воробьиная ночь — отголоски его культа.
Когда наступает Рябиновая ночь
Время наступления Рябиновой ночи зависит от региона, в котором были сложены поверья о ней. В Центральной России это три даты, совпадающие с цветением и временем сбора рябины. По белорусским суевериям, речь идет о периоде между Ильиным днем и Рождеством Богородицы — со 2 августа по 8 сентября. Смоленские поверья указывают на Успение Богородицы — 28 августа.
На юге Воробьиной считают ночь с 1 на 2 сентября (иногда — с последнего дня августа на 1 сентября) вне зависимости от погоды. В эту дату «черт воробьев меряет». Вошедшие в меру отправляются в ад, не подходящие по размеру отпускаются на волю. Такова кара для птиц, носивших гвозди к кресту Спасителя. Именно поэтому после грозы так много мертвых воробьев.
Количество Воробьиных гроз в году тоже зависит от региона. Где-то считают, что это единственная дата в году, а в иных местах их количество доходит до десятка. Можно предположить, что даты мистических грозовых ночей связаны с особенностями климата и временем цветения и созревания рябины. Самое богатое на грозы время и есть период Рябиновых ночей. В некоторых регионах так называют любую ночь с сильной грозой.
Сохранились легенды, по которым Воробьиная ночь наступает раз в 7 лет: «на сотню рябиновых ночей только одна воробьиная». О точной дате знают представители нечистой силы, и раскрывают ее только ведьмам и колдунам, дабы они явились на шабаш.
Воробей и рябина — символика мистической ночи
Воробей тесно связан с грозой. Погодные приметы утверждают, что предсказать непогоду можно по их беспокойному поведению. Он же считается нечистой птицей — воробьи приносили гвозди для распятия Иисуса Христа. Поэтому они не ходят, а прыгают — Бог связал ноги незримой веревкой в наказание. Нечистая сила может принимать вид воробья. Ведьма может вывести черта-помощника из его яйца.
Большинство примет о воробьях — плохие. Если он влетел в окно, ждите беды. Пролетел над головой — к неудаче. Свил гнездо на балконе — к тяжелой болезни или смерти. Принести воробья в дом — указать смерти дорогу.
В славянских преданиях наравне с дубом относится к атрибутам бога грозы Перуна. В кроне рябины прячутся его молнии, но древесина служит людям как оберег от их попадания. У скандинавов рябина была одним из 12 священных деревьев. В мировых легендах она предстает деревом с сильным характером воина, защитника, светлого мага.
Символика волшебной грозовой ночи сочетает в себе два противоположных значения. Воробей олицетворяет злые силы, рябина — защиту от них. Это совпадает с оккультным значением грозы — борьба света и тьмы.
Приметы о молниях и громе
Любого пострадавшего от молнии считали колдуном, водящим дружбу с нечистой силой. Гроза не накажет чистого душой человека, поскольку в эту ночь направлена на устранение зла. Выжившие считались избранными Богом, получившими магические способности для помощи людям и борьбы с нечистью.
Во время пожара от молнии нельзя разговаривать, чтобы не пасть жертвой небесного огня. Тушить водой его бесполезно, нужно затоптать пламя ногами или залить молоком черной коровы. Это необычный пожар, горит не дом, а сидевший в нем черт. Поэтому часто зданию давали сгореть дотла, чтобы сжечь всю нечисть и не мешать Божьему промыслу.
Воробьиной ночью нельзя надевать короткое платье и распускать волосы, иначе Бог перепутает с ведьмой и поразит молнией. Черные коты и другие животные защитят от кары. Возможно, именно поэтому ведьмы предпочитали питомцев темного окраса.
Для того, чтобы не пострадать от погодного катаклизма, во двор вывешивали грязную пасхальную скатерть. Еще один оберег от молнии — красная нитка, которую привязывали под крышей. Чтобы ребенок не боялся грома, его угощают плесневелым черным хлебом, почками вербы или ржаными соцветиями.
Проснуться от грома или вспышки зарницы — хорошая примета. Рассматривать всполохи обычным людям нельзя, это грозит сумасшествием. Только маги созерцают грозу, восстанавливая этим зрелищем энергию.
Рябина и другие волшебные растения
Талисманы и другие магические инструменты из рябины, изготовленные этой ночью, будут иметь больше силы, чем обычно. В старину девушки носили бусы и ягод, чтобы сохранить красоту и здоровье, удачно выйти замуж и защититься от старости. Посохи из рябины популярны среди белых магов. Ветками украшали и окуривали дома, чтобы прогнать зло.
Хорошая примета — посадить рябину перед Воробьиной ночью. Она убережет красоту и молодость, закроет доступ в дом нечисти. В старину считалось, что возле дома светлого мага должна расти рябина — источник энергии.
Собирать и высаживать в это время можно не только рябину. Любые травы будут иметь особую силу. Учитывайте их свойства. Полынь нужна для снятия порчи, любисток и душица — приворотные растения, березой можно вылечить тяжелую болезнь. Сбор трав во время ночной грозы — нелегкое дело, но их волшебные качества окупят ваши усилия.
После непогоды стоит отыскать дерево, в которое попала молния. Даже небольшая щепка от него будет хранить дом от погодных катаклизмов. Окуривание полынью избавляет от негативной энергии. Если провести его в Рябиновую ночь, сила растения будет умножена на мощь легендарного природного катаклизма.
Магия Рябиновой грозы — заговоры и обряды
Любое стихийное явление наполнено энергией. Если же это легендарная ночная гроза, которая наступает всего раз в несколько месяцев, упускать такое сильное с магической точки зрения время не стоит. Высвобождается мощный поток энергии, который усиливает заговоры и ритуалы. Воробьиная ночь благоприятствует черной магии и защите от нее, обращениям к богам молнии и грома.
Перунов заговор-оберег
Это обращение к Перуну читается во время непогоды. Оно защищает от молнии и пожара, порчи, сглаза, происков врагов и болезней:
Разруби, Перуне,
Ковы тяжкие,
Разгони, Перуне,
Силы вражские,
Оберег, Перуне,
Коло посолонь,
Да воздай, Перуне,
Врагу вдостали! Гой!
Обращение к пророку Илье
Этот заговор для здоровья и защиты от негатива лучше всего читать 2 августа – этот день посвящен пророку Илье, святому-громовержцу. Но подходит и любая Рябиновая ночь. Выйдите на улицу, под дождь. Дождитесь грома, поднимите руки вверх и скажите:
О, великий Илья-пророк! Как крепка колесница твоя, издающая гром небесный, так и я, раб Божий (имя), буду крепок и здоров ныне и во веки веков. Аминь.
Почитание Берикапки — воробьиного царя
Берикапка — правитель воробьев, по приказу которого эти птицы перешли на сторону Дьявола. Почитают его черные маги. Берикапка исполняет желания в обмен на почести. Потребуется дохлый воробей, найденный в Рябиновую ночь. Заверните его в красный шелк, сверток поместите в чашу, наполненную свежим медом. Во время этих манипуляций читайте:
Есть Берикапка, царь воробьиный, воинство свое воробьиное поднял, христа гонял, а как повесили христа на крест, подлетел к нему Берикапка, клюнул его в темечко, христос и помер. Не христу-дураку покланяться буду, а Берикапке-Боженьке царю воробьиному. Вот возьму я тебя, Берикапушко, будешь у меня в тепле, в сытости сладкой, будут тебе все поклоны бить. Я тебя помянул, не забыл, буду тебе молиться-кланяться, так и ты меня не забывай, милостью своей одаривай.
С этими же словами поставьте чашу с мертвым воробьем за икону Спасителя, в красный угол. Когда потребуется помощь Берикапки, переверните икону. Перед ним поставьте граненый стакан, на половину наполненный зерном. Сто раз креститесь равносторонним крестом, столько же раз отбивайте земные поклоны. Каждый раз во время крестного знамения говорите:
Возьмите зерно и выходите на улицу в поисках воробьев. Кидайте им зерно горстями, на каждую читайте:
Вот вам Царь-Берикапка повелел приказал, так ослушаться не смейте, пойдите-полетите, (ваше желание) сделайте.
Теперь возвращайтесь домой, не оборачиваясь и не вступая в разговоры. Икону можно будет перевернуть на следующий день.
Снятие порчи с дома рябиной
Не я лечу, не я заговариваю, а матушка красная рябина. Она лечит, умывает, правду на помощь призывает с небесными силами, с алой зарей, с вечерней звездой. Я к рябине приду, ключ железный найду да до дому пойду. Запру дверь тремя замками, тремя чугунными крюками, подопру ухватами, заложу лопатами. Никто замки не откроет, крюки не снимет, ухваты не выбьет, лопаты не поднимет. Никто рабе Божьей (ваше имя) не навредит ни в пиру, ни в миру, ни в дому. Слово мое крепко!
Положите ключи в карман. Под деревом оставьте подношение — выпечку или монетки. Своими словами поблагодарите рябину и отправляйтесь домой, не оглядываясь. Заприте все замки, закройте окна. Перед порогом насыпьте полосу из соли. До рассвета никто не должен пересекать ее.
Народный календарь: традиции рябиновых ночей у белорусов
Иван Постный пришел, лето красное увел
К концу августа обычно возвращаются теплые дни и наступает молодое бабье лето. Бывает, что в этот переходный период случаются «вiхуры» с сильными ливнями. По поверьям, когда небо рассекали молнии и все сотрясалось от грома, нечистая сила выходила из пекла и старалась нанести как можно больше «шкоды». Такие ночи у восточных славян назывались рябиновыми.
Чтобы сберечь дом от попадания «маланкi», в прежние времена на окна вывешивали не стиранный после Пасхи «абрус», а под «страху» крепили красные нити. Считалось, что бури и грозы необходимы для созревания ягод рябины. Мол, если «вiхур» в этот период не будет, то и весь остаток осени окажется неудачным.
В белорусском фольклоре рябина чаще выступает как несчастливое дерево. По легенде, злая свекровь превратила в нее свою невестку. Есть предание, которое рассказывает о том, что рябина выросла из кровавых слез прародительницы человечества Евы после изгнания ее из рая.
Наши предки относились к этому дереву с почтением, боялись нанести вред, не рубили его. Считалось, что рябина излечивает от разных недугов. Красные ягоды и «крыжападобная» форма листьев служили надежным оберегом. Верили, что, ударив рябиновой палкой «ваўкалака», можно снова превратить его в человека.
Ягоды собирали после первых морозов. Из них делали настойки и варенье. Богатый урожай рябины указывал на сильные морозы предстоящей зимой.
7 сентября — день святого Тита. Восточные славяне называли его листопадником. Он начинает пору вальсирующих в воздухе пожелтевших листьев. Наступают холодные ночи. Примечали: если листья на Титов день падают на землю лицом вверх, то скоро похолодает, а зима ожидается суровая, если же тыльной стороной вверх, то еще долгое время будет тепло.
В этот же день в православии отмечается перенесение мощей Варфоломея — одного из двенадцати апостолов. Белорусы примечали, что в эту пору аисты готовились к отлету в теплые края. Возвращались птицы в родные края с Благовещения, то есть через девять месяцев. Отсюда и народная присказка: «Святы Баўтрамей пасылае буслоў па дзяцей».
8 сентября — народно‑христианский праздник Наталья‑овсяница. Православная церковь вспоминает мучеников Наталию и Адриана. Этот день еще называют Овсяницы, Рябинники, Толоконник. Святой великомученице Наталье и ее мужу Адриану молятся, прося любви и мира в семье. По традиции в этот день убирали овес, готовили толокно и начинали заготовку рябины и калины. А еще обязательно пекли блины и вместе с овсяным киселем ставили на стол, угощали святых Наталью и Адриана.
11 сентября в православии отмечается Усекновение главы Иоанна Предтечи. День памяти о мученической смерти крестителя Иисуса Христа еще называют так: Головосек, Полеток, Репный праздник, Иван Постный, Иван Предтеча, Голосевка, Иван Пролетный, Иван Сухой, Иван‑калинник.
♦ Гром в этот день — к теплой весне.
♦ Увидеть улетающих журавлей — к ранней зиме.
Рябиновые (воробьиные) ночи у восточных славян
Рябиновые ночи для меня начинаются. И ужасаюсь, и люблю их одновременно, причём с раннего детства. Многие мои чудесные и страшные летние воспоминания связаны именно с этим
природным явлением. Намного позже, когда я уже стала серьёзным фольклористом, я кое-что узнала о них и из специальных научных работ. Да, есть и такие труды, но многие из них связаны, в основном, с расследованием происхождения названия этих ночей.
Что такое рябиновая (воробьиная) ночь. Это ночь, когда гром гремит так, а зарницы полыхают этак, что кажется, тыща Змеев Горынычей с кем-то не сражаются, а именно дерутся!
На заглавном фото драконов в небе видите? Вот примерно так и у славян.
Это не гроза, это грозища, гроза гроз! Когда ночью всё становится видно и слышно, как днём, когда взрослые запираются по домам, а дети сворачиваются калачиком на кроватях, как котята, зажмуриваются и боятся взглянуть на окно, потому что если вдруг за ним промелькнёт какая-то тень…как вспомню, так вздрогну.
Рябиновая ночь — это именно буря, сильнейшая, с громом и молниями, но без дождя. Количество и сроки таких ночей бывают разными. Так, в одной местности это одна-единственная ночь, в другой их должно быть в году именно три, а кое-где считали, что такая ночь бывает только один раз в 6-7 лет.
Самое интересное, что в одних славянских регионах ночи с таким названием бывают во время цветения рябины, то есть в конце весны (типа «люблю грозу в начале мая»), а в других — в конце июля-августе, когда рябина уже начинает краснеть. Лично я привыкла именно к таким августовским ночам: когда выдыхается летнее тепло, когда созревают яблоки в садах, когда чувствуешь, что наступает смена сезонов. И больше никакие другие ночи для меня не могут быть рябиновыми. И для меня, и для моей семьи они именно рябиновые, не воробьиные.
Откуда взялось такое название: рябиновая (воробьиная) ночь. Однозначного и единственного ответа нет, потому что, как я уже сказала выше, в разных регионах — свои традиции. Я в детстве никогда над названием не думала: взрослые говорили «рябиновая ночь» — и мы следом тоже так запоминали. Более того: существует ещё несколько локальных названий таких ночей, и я уж не говорю про Полесье — этот замечательный регион на стыке культур и традиций, который до сих пор удивляет исследователей.
Так, существуют названия «горобиная» или «гробиная», которые якобы ведут своё происхождение от слова «гроб». А вот уже слово «грэбиная» происходит от слова «грэбИна» (папоротник). Это значит, такие грозовые ночи связывались с цветением папоротника. Причём, это поверье касалось не обязательно купальской ночи, но в каких-то регионах могло быть с нею связано.
Название «воробьиная ночь» часто объясняют тем, что якобы воробьи, испуганные грозой, покидают свои гнёзда и ведут себя неспокойно.
Ещё одно толкование сводится к тому, что, мол, в такую ночь, которая бывает даже осенью — например, 1 ноября (мы все помним, что это за дата, не буду сейчас на ней останавливаться) или с 31 августа на 1 сентября — «гуляют черти» или чёрт «меряет» воробьёв, то есть пересчитывает и забирает их часть.
Интересное объяснение такому явлению записал в Витебской губернии и опубликовал в 1897 г белорусский этнограф и фольклорист Н.Я. Никифоровский (1845-1910): за летнее время много расплодилось нечистой силы, которая сильно навредила людям, поэтому все стихии соединяются для её истребления. И если какой-то человек вдруг погибает в эту ночь от бури и молнии, то он и есть нехороший чаровник.
И такие верования сохранились не только на Полесье, в Беларуси и на Украине, но и, например, в Польше. Если вспомнить, что когда-то 1 сентября славяне отмечали Новый год, то тоже всё как бы сходится.
О том, какое отношение чёрт имеет к Новому году, см. у меня в специальной статье: «Дед Мороз и нечистая сила». О мифологии и традициях Дня всех святых я рассказываю под метками «Дзяды» и «Хэллоуин» (см. их под этим постом).
«Рябинная» ночь зафиксирована в разных формах и в древнерусских летописях, но в некоторых списках она отсутствует, поскольку свызывалась с языческими представлениями. Тем не менее простой люд продолжал считать такие ночи именно по церковным календарям: в записях фольклористов середины XIX — нач.XX вв упоминаются «рябиновые (воробьиные)» ночи на Илью или Бориса, между Ильёй и Успением, на Козьму и Демьяна и т.д. А защищаться от нечистой силы в такую ночь рекомендовалось молитвами, зажжением церковных свечей и лампад или вывешиванием пасхальной скатерти.
К раскрытию этимологии названия этой ночи бывают причастны не только воробьи, но и рябчики с куропатками. То есть воробьиная ночь — это пёстрая, рябая ночь, и в этом случае «воробьиная» и «рябиновая» являются синонимами, поскольку слово «рябина» исследователи тоже выводят от слова «рябой; рябь». Древнерусское «рябиныи» — значит, «пёстрый, как куропатка или рябчик».
Пестрота рябиновой ночи действительно могла быть связана с небесными битвами, потусторонним миром, слепотой и смертью. Это интересная и серьёзная тема, но не для всех исследователей она подъёмна. Причём, самыми архаичными считаются (и в этом этнографы, лингвисты и фольклористы сходятся) именно белорусские данные, на основе которых можно делать подобные славянские реконструкции.
Подготовлено на основе собственных фольклорных исследований
Скажите, пожалуйста, известны ли вам такие ночи и как их принято называть в вашей семье или местности?
что такое рябиновые ночи?
что такое Рябиновая ночь? Под этим поэтичным названием скрывается суровейшее испытание – гроза в конце лета, в его последние дни. Причём не просто гроза, а гроза ураганная, длинная.
Рябиновую ночь ждали. Все знали, что она обязательно будет и готовились к ней. Ещё с Вяликдня (Пасхи, по русски) не стирали скатерть, на которой ужинали, с тем, чтобы повязать её на ворота или столбы крыльца. Предполагалось, что подобный оберег отводил молнию в сторону от подворья.
Якобы после Купалья разная нечисть плодилась без меры и портила людям жизнь. К такому безмерному расплоду у них был приурочен специальный праздник. Названия его не сообщается, но это и понятно – с чего бы людям знать названия праздника нечисти?
Так вот, нечисть, значит, готовилась к празднику – готовила капустники, доклады о достигнутых результатах, награждения лучших нечистиков месяца. А в назначенную ночь, когда все съезжались в условленное место и начинали отмечать, бог Грымотник (Громовник; вероятно, одно из имён Перуна, впоследствии стал Ильём-пророком) устраивал им неожиданное фейерверк-шоу.
Грымотник-то, как известно, нечисть не любил, и охотился на неё с помощью молний и громов. Мелкие пакости он мог упустить и не заметить, но такой крупный сходняк, как Главный Сход Нечисти, он не пропускал. Копил молнии, прокачивал громы, тренировал ветры.
А когда прадзник начинался, давал нечисти прикурить. Иногда и людям доставалось, но это они сами виноваты – кто запрещал вешать скатерть, как другие делали? Кстати, тех, кого в эту ночь ударила молния (или с кем рядом ударила) считали чародеями. С соответствующим отношением.
А почему спецоперация Грымотника называлась Рябиновая ночь? Ну, во-первых, Грымотник любил красивые, поэтические названия.
Во-вторых, считалось, что без такой грозы не созреют ягоды на рябине. Рябина, кстати, дерево весьма не простое, но о нём я расскажу в следующий раз.
Волшебная Кладовая
Рецепты, заклинания, травы, зелья, амулеты, ароматы и праздники.
Рябиновая (она же воробьиная) ночь – в славянских поверьях ночь, когда бушует сильная гроза, освещающая все вокруг зарницами молний. Первоначальное именование – «рябинная», то есть «рябая», пестрая, когда свет постоянно меняется местами с тьмой. На протяжении всей рябиновой ночи небо сотрясает гром, блестят молнии, льёт проливной дождь, дует страшный ветер, взлетает вихрь. Испуганные воробьи начинают судорожно взлетать, ударяясь о деревья и падать вниз.
Поверья связывают такие ночи с разгулом нечистой силы. В разных местностях легенды разнятся, но все сходится в одном: в Рябиновую ночь на земле гуляет «нечисть». В то же время если кто в такую ночь умирал от удара молнии – то считался колдуном: например, в Белоруссии верили, что одновременно Рябиновая ночь несет наказание всем злым чародеям. Чтобы уберечься от молнии в Рябиновую ночь, вывешивали обереги – красные нити под крышей, пасхальную скатерть за окно.
Время Рябиновых ночей разнится. В Центральной России это время, когда цветёт рябина или период с 19-го по 22-е июня, когда наступает самая большая долгота дня — 17 часов 37 минут, а ночь длится 6 часов 23 минуты. Старые смоленские и белорусские поверья говорят, что Рябиновая ночь наступает около Успенья (15 августа по старому стилю) или между Ильиным днем и Рождеством Богородицы (8 сентября по старому стилю). Строго определённого времени таких ночей нет: в одних местах их 1-3 в году, в других 5-7 (это зависит от местности и особенностей природы. В Украине это была ночь накануне Ивана Купалы или Петрова дня, в некоторых местах крестьяне считали, что это время, когда зацветёт папоротник. В южной Украине осмысление Рябиновой ночи происходило на основе народной этимологии языка: там такой (Воробиной) ночью называли ночь на 1 сентября (день Симеона Столпника), когда «чёрт меряет воробьёв». Они сбиваются в большие стаи в одно место, и там черти отмеряют их четвериками, подгребая к себе и высыпают в пекло. Кто не вошёл в меру ― тех отпускает.