что значит социальное существо

Социальная сущность человека: понятие, примеры проявления, признаки

что значит социальное существо. Смотреть фото что значит социальное существо. Смотреть картинку что значит социальное существо. Картинка про что значит социальное существо. Фото что значит социальное существо

Человек – биосоциальное существо, природа которого имеет двойственный характер. У каждого из нас, как и у любого животного, есть биологическая сущность, сформированная миллионами лет эволюции. Но наряду с ней у нас имеется также и социальная сущность, отличающая нас от других животных. Сегодня мы поговорим о том, что она собой представляет, чем отличается от биологической сущности и как связана с такими понятиями как личность и самосознание.

Что такое социальная сущность человека?

Социальная сущность – это способность человека управлять своими инстинктами, подавлять и регулировать свои желания, заниматься осмысленной и целенаправленной деятельностью, соблюдать правила, принятые в обществе. Социальная сущность определяет наше поведение и те виды активности, которые мы позволяем себе в повседневной жизни.

Среди множества биологических видов, населяющих нашу планету, человек выделяется именно своей социальной сущностью. Конечно, многие животные тоже объединяются в стаи и другие сообщества, но они делают это под влиянием инстинктов. Люди же, наоборот, для исполнения своих социальных ролей способны преодолевать инстинкты.

В качестве примеров проявления социальной сущности человека можно отметить следующее:

Если посмотреть на пирамиду Маслоу, можно обратить внимание, что первые два уровня связаны с удовлетворением базовых биологических потребностей. А вот уровни, находящиеся выше, отражают различные аспекты социальной сущности человека.

Отличия социальной сущности от биологической

Как мы уже выяснили, человек – это биосоциальное существо с двойственной природой. Биологическая сущность, являющаяся результатом эволюции, сочетается в нём с социальной сущностью – продуктом развития общества. Они обе оказывают существенное влияние на все аспекты жизни и поведения человека. При этом у каждой из них есть определённые особенности:

Разные авторы по-разному высказываются о взаимоотношении биологической и социальной сущностей человека. Одни противопоставляют их, другие же считают их тесно связанными между собой. Вторая точка зрения более популярна. Она подразумевает, что в человеке от рождения присутствует биологическая сущность, но по мере взросления и социализации всё большую роль играет социальная. При этом она тоже направлена на реализацию потребностей человека, но уже посредством адаптации к сложным требованиям человеческого общества.

Становление социальной сущности человека

Вы наверняка слышали высказывание «Труд сделал из обезьяны человека». Так вот оно не такое бессмысленное, каким кажется. Действительно, значительную роль в превращении человека в социальное существо сыграл труд, направленный на удовлетворение собственных потребностей и потребностей своего племени. Совместный труд представлял собой исторически первую форму социального взаимодействия между людьми.

Изначально люди занимались совместной добычей – охотой и собирательством, потом научились совместно выращивать сельскохозяйственные культуры и заниматься другими формами производства. С появлением материальных ценностей, которые возникали не сами по себе, а производились людьми, начали формироваться и такие понятия как собственность и власть.

Со временем социальное взаимодействие между людьми в одном племени, а также между соседними племенами становилось всё более разнообразным. В частности, люди поняли, что можно не только владеть ресурсами, но и обменивать их на те, которые необходимы в данный момент. Палеонтологи утверждают, что люди научились торговать и обмениваться в период, называемый «неолитической революцией». Именно это событие и можно считать моментом становления социальной сущности человека.

Социальные качества личности

Личность – это понятие, отражающее социальную природу человека. То есть, это не просто индивид, а субъект общественных отношений, член общества, обладающий уникальным набором социально значимых черт. В социологии имеется два подхода к изучению личности:

Основные социальные качества личности:

С точки зрения психологии, наличие целей жизни – ключевая характеристика сформировавшейся личности. Несмотря на всё разнообразие возможных вариантов, все существующие цели жизни можно сгруппировать в четыре группы:

Самосознание и самореализация

Самосознание и самореализация – важные «кирпичики» социальной сущности человека. Самосознание – это способность индивида понимать себя как личность, оценивать свои возможности и способности, понимать и прогнозировать, как те или иные поступки будут восприняты окружающими, а также нести ответственность за собственные решения и действия. Именно от самосознания зависит то, насколько успешно человек может взаимодействовать с другими членами общества.

Самореализация – это процесс реализации личностью своего потенциала, достижения жизненных и просто важных целей. Американский психолог Абрахам Маслоу считал, что потребность в самореализации – это одна из высших потребностей человека (наряду с самоактуализацией и саморазвитием). Он дал следующее определение: самореализация – это максимально полное использование всех талантов, способностей и доступных возможностей для осуществления личностно значимой деятельности.

Заключение

Человек – биосоциальное существо, в котором его биологическая природа сочетается с социальной сущностью. Биологическая составляющая проявляется преимущественно через темперамент, а социальная определяет характер. Нельзя сказать, что одна или вторая составляющая полностью определяет, кем является человек. Каждая из них сильно влияет на наше поведение, поскольку они тесно связаны между собой. В этом плане человек является уникальным животным, ведь ни один другой представитель фауны не способен целенаправленно управлять своими инстинктами ради реализации своей социальной сущности.

Источник

СОЦИАЛЬНОЕ СУЩЕСТВО

Смотреть что такое «СОЦИАЛЬНОЕ СУЩЕСТВО» в других словарях:

СОЦИАЛЬНОЕ ВРЕМЯ — (время человеческого бытия) коллективное перцептуальное В., универсалия культуры, содержание которой лежит в основе концептуального В., конституирующегося в феномене истории как осознанной процессуальности социальной жизни. Наиболее архаические… … История Философии: Энциклопедия

СОЦИАЛЬНОЕ ВРЕМЯ — (время человеческого бытия) коллективное перцептуальное время, универсалия культуры, содержание которой лежит в основе концептуального времени, конституирующегося в феномене истории как осознанной процессуальности социальной жизни. Наиболее… … Новейший философский словарь

Социальное бытие общества. — кратко Философия человека и его символической действительности подвела нас вплотную к философии общества. Люди живут со вместно, они образуют общество. Философия общества стремит ся к выяснению природы общества, его особенностей. Нет такого… … Малый тезаурус мировой философии

СОЦИАЛЬНОЕ ВРЕМЯ (время человеческого бытия) — коллективное перцептуальное В., универсалия культуры, содержание которой лежит в основе концептуального В., конституирующегося в феномене истории как осознанной процессуальности социальной жизни. Наиболее архаические представления о C.B. как мере … История Философии: Энциклопедия

Чужой (вымышленное существо) — У этого термина существуют и другие значения, см. Чужой. Чужой (вымышленное существо) Вселенная Чужой, Чужой против Хищника Официальное название … Википедия

Биологическое и социальное в человеке — кратко Философский подход к человеку предполагает выявление его сущности. Конкретно историческую детерминацию форм его активности, раскрытие различных исторически существовавших форм его бытия. Фил я выявляет место человека в мире и его отношение … Малый тезаурус мировой философии

БИОЛОГИЧЕСКОЕ И СОЦИАЛЬНОЕ — – соотношение природных и культурных факторов в человеческом поведении, в его естестве. Выделяют две тенденции в понимании проблемы. Одна сводится к утверждению примата социального над природным. Эта позиция разносторонне обоснована в работах K.… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

ПРАКТИКА — (греч. praktike, от praktikos деятельный, активный) материальная, чувственно предметная деятельность человека. П. включает: целесообразную деятельность; предмет, на который направлена последняя; средства, с помощью которых достигается цель;… … Философская энциклопедия

ФИЛОСОФИЯ — (от греч. phileo люблю, sophia мудрость, philosophia любовь к мудрости) особая форма общественного сознания и познания мира, вырабатывающая систему знаний о фундаментальных принципах и основах человеческого бытия, о наиболее общих сущностных… … Философская энциклопедия

индивид — (от лат. individuum неделимое) 1) Человек как единичное природное существо, представитель вида Homo sapiens, продукт филогенетического и онтогенетического развития, единства врожденного и приобретенного (см. генотип … Большая психологическая энциклопедия

Источник

Социальное существо человека

СОЦИАЛЬНОЕ СУЩЕСТВО ЧЕЛОВЕКА
На сайте «Проза.ру» в разделах «История и политика», «Публицистика», «Философия» всё чаще публикуются статьи о человеке, его мышлении, о счастье и смысле жизни, о месте человека в обществе. Казалось бы сущность человека, его место в природе и обществе давно и многократно представлены в научной и художественной литературе. Однако же интерес к этой теме не пропадает. Мы можем объяснить это тем, что каждое новое поколение начинает жить и познавать этот мир само, а не «зазубривать» известное. Но есть ещё одна важная причина такого интереса у российской молодёжи. В России сегодня на уровне Конституции РФ записано, что в обществе нет какой – то одной идеологии. Статья 13: «2. Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной». Поэтому каждый пытается найти и объяснить для себя устройство сегодняшней жизни. Отражение в сознании человека объективного мира характеризуется формами общественного сознания: идеология, правовое сознание (право), наука, религия, философия и др. Сегодня «деидеологизация» образования порождает пробелы знаний молодёжи о мире.

Мы, обращаясь к теме человека в обществе, будем рассматривать социальную сущность человека, как главной единицы общества. Человек является частью живой природы, высшим животным, биологическая основа его очевидна. Социология рассматривает человека как «высшую ступень развития живых организмов на Земле, субъект общественно – исторической деятельности и культуры». Современный уровень научно – технического прогресса начинает отрицать в человеке природные качества, требовать от него автоматической реакции в работе, отрицает чувственную, эмоциональную составляющие между людьми, уменьшает время пребывания человека в естественных условиях природы. Прогресс изменяет и культуру, заменяя глубину и содержание на форму, мелодии музыки на ритм.

«Словарь русского языка» С.И. Ожегова (Москва, 1952г.) определяет слово «существо» как «живую особь, организм, животное, человек». Будем использовать этот термин по отношению к человеку. Биологическая составляющая существа – человека для всех людей одинакова, независимо от расы, национальности, места проживания. Поэтому дискриминация людей по расовому и национальному признакам является поводом борьбы за существование, как продол-жение жизни в мире животных. Социальная составляющая существа – человека более разно-образна, подвижна, зависит от общества и времени жизни общества в историческом плане.

Что же включает социальная составляющая человека. Каждый человек с первых до последних дней живёт в семье. И это главное достояние человека как социального существа. Основой семьи являются родители, которые являются выходцами из разных семей, живущих близко или далеко друг от друга. Поэтому ребёнок является обобщением особенностей этих разных семей. Так происходит обновление биологического существа человека и одновременно продолжение семейных традиций в обществе. Если по каким – то причинам человек остаётся без семьи, то это может кардинально изменить его образ жизни, вплоть до понижения его социального статуса (бродяжничество и пр.)
Социальное существо начинается с младенчества, фиксируется свидетельством о рождении. Далее совершеннолетие, получение паспорта гражданина. Воспитание в семье – важнейший этап в жизни, во многом определяющий место человека в обществе. Главное тут воспитание трудолюбия, уважения к другим людям. Есть такое наблюдение: «Человек человеку и не друг, и не враг, а так». Это высказывание отражает отношения людей друг к другу, часто выдаваемое за демократические свободы. По отношению к собственности выделяется общество индивидуализма и коллективизма. В России исторически складывался общинный уклад жизни людей в одном поселении. Соседи помогали друг другу в уборке урожая, покосе травы для домашних животных, строительстве дома. Этот жизненный уклад естественным образом перешёл в отношения коллективизма при советской власти. Это на государственном уровне гарантировало каждому человеку образование и право на труд. Право на труд является принципиальным достижением общества коллективизма, поскольку человек чувствует себя свободным, если работает. Равноправным социальным существом человек может быть только в обществе коллективизма.

Каждый человек проживает свою жизнь в рамках допускаемых биологическим существом, полученного воспитания и образования. В обществе индивидуализма (в условиях частной собственности на средства производства) человек живёт в конкурентной среде, начиная с образования и трудовой деятельности. Это активизирует его жизненную энергию, заставляет максимально использовать свои врождённые и приобретённые качества. Но это и борьба за существование внутри общества, ведущая к классовому расслоению. Это большая тема анализа жизни общества, и мы в неё в данной статье углубляться не будем.

Если биологическое существо человека с возрастом стареет, теряет свою жизненную устойчивость, то социальное существо наоборот, укрепляется и расширяется, остаётся в обществе даже при уходе человека из жизни. В каждой семье помнят своих родителей, хранят в своих воспоминаниях, письмах и фотографиях. Творческая личность, художники, скульпторы, писатели и поэты, музыканты и артисты, деятели науки остаются в памяти общества надолго. Их творчество является базой для воспитания и образования новых поколений. Все мы даже из школьной программы знаем имена творческих людей средневековья, дошедшие до нас архитектурными и скульптурными памятниками, литературными произведениями, экспонатами музеев. Так социальное существо человека переходит в культурное достояние общества.

Каждый из нас видит другого человека как прохожего, пассажира, покупателя, соседа, не делая из этого никаких выводов. В трудовом коллективе друг о друге каждый знает достаточно много и старается узнать больше, чтобы иметь больше друзей. Трудовой коллектив после семьи является необходимой для нас ячейкой общества, и недооценивать этого нельзя. В обществе коллективизма это кажется совершенно естественным. В обществе индивидуализма это достигается далеко не всегда. Когда приходиться менять место работы, то мы с некоторым запаздыванием начинаем вспоминать лучшее, что было в прежнем трудовом коллективе. Этим мы проявляем свойства социального существа, необходимые для существования общества.

Чувство счастья, удовлетворение жизнью необходимо каждому, поскольку это является стимулом для продолжения жизни. Понимание, оценка этого чувства у каждого может быть своим, поскольку психологические переживания человека многогранны. Если человек болел и выздоровел, то прилив сил вызывает удовлетворение жизнью. Достижение очередной цели после многодневных трудностей и забот приносит большое удовлетворение. Встреча любимого, родного человека даже после небольшого расставания придаёт силы для новых планов. Оснований для счастья много, но, в конечном счёте, всё сводится к тому, что человек должен чувствовать, что он кому – то нужен. Необходимость твоей жизни, присутствие в тебе другой жизни создаёт счастливое восприятие собственной жизни. Преодоление трудностей забывается, память о моменте счастья остаётся. Не надо стесняться и скрывать, что ты кому – то нужен. Быть счастливым это быть полноценным человеком.

У человека потребности значительно больше, чем у любого животного. Без постоянного познания природы, без регулярного труда человек не мог бы удовлетворить потребности даже в первобытном обществе. Потребности человека постоянно увеличиваются, благодаря его разумности. Научно – технический прогресс человек «продвигает» именно для увеличения и удовлетворения своих потребностей. Но смысл жизни всё же не в увеличении потребностей. Человек уже понял, что живая природа не может удовлетворить возрастающие потребности. Поэтому усиленно развивает технический прогресс. Это можно квалифицировать как появление у человека специфичного технического вируса. Об этом подробнее в отдельной статье «Технический вирус» в «Проза.ру». Современный человек «забыл», что он представитель живой природы, и прогрессирует в сторону её уничтожения.

Шулепов В.Г, июль, 2020г.
г. Калининград, тел. 8-(4012)-91-94-79

Источник

Человек как социальное существо

что значит социальное существо. Смотреть фото что значит социальное существо. Смотреть картинку что значит социальное существо. Картинка про что значит социальное существо. Фото что значит социальное существо что значит социальное существо. Смотреть фото что значит социальное существо. Смотреть картинку что значит социальное существо. Картинка про что значит социальное существо. Фото что значит социальное существо что значит социальное существо. Смотреть фото что значит социальное существо. Смотреть картинку что значит социальное существо. Картинка про что значит социальное существо. Фото что значит социальное существо что значит социальное существо. Смотреть фото что значит социальное существо. Смотреть картинку что значит социальное существо. Картинка про что значит социальное существо. Фото что значит социальное существо

что значит социальное существо. Смотреть фото что значит социальное существо. Смотреть картинку что значит социальное существо. Картинка про что значит социальное существо. Фото что значит социальное существо

что значит социальное существо. Смотреть фото что значит социальное существо. Смотреть картинку что значит социальное существо. Картинка про что значит социальное существо. Фото что значит социальное существо

Социальная философия исследует проблемы общественной жизни. По мнению Аристотеля, общественная жизнь не есть исключительное достояние людей. Большинство животных живут стадами, а сообщество пчел и муравьев по своей дифференциации и организации даже превосходит некоторые типы человеческих обществ. Вместе с тем даже самые примитивные люди не имеют однозначных инстинктов социального поведения и вынуждены находить, закреплять в традициях и специально воспитывать нормы и правила своей организации. Эти правила настолько разнообразны и часто противоречивы, что при современном взгляде на примитивные общества возникает впечатление их полной абсурдности. Между тем, это далеко не так, потому что при всем разнообразии предписаний и запретов они служат инструментами организации важнейших отношений в первобытных обществах.

В сравнении с другими высшими животными человек не обладает достаточной для самостоятельного существования системой инстинктов. Процесс формирования человека происходит после его рождения, в то время как жизненно важные процессы формирования животных завершаются еще во чреве матери. Говоря иначе, формирование человека происходит в процессе его взаимосвязи с внешней средой, к которой относится не только природа, но и человеческое окружение. Сразу после рождения человека его биологические потребности, телесные аффекты подвергаются постоянному и настойчивому вмешательству со стороны общества. При этом поражает открытость и пластичность человеческого существа, которое поддается самым разнообразным социально-культурным преобразованиям.

В современной литературе процесс социализации характеризуется несколькими важными этапами. Прежде всего это способность человека к запоминанию и научению, в ходе которых формируются определенные привычки и автоматические реакции. Благодаря этому психическая и физическая энергии расходуются рационально и используются для решения новых, необычных проблем. На основе привычек и традиций складываются социальные институты, которые могут быть определены как единство норм и следующих их предписаниям людей. Институализация традиций, норм, правил и предписаний предполагает возможность контроля их исполнения. Институты, например, отцовства или иных форм родства приобретают объективированный характер. Сначала для ребенка отец ― это взрослый, с которым он играет. Однако постепенно он начинает постигать, что отец ― это нечто более серьезное и осознает его как носителя опыта, традиций, норм, законов, власти. Объективация приводит к пониманию общества как некой самостоятельной реальности, включающей систему учреждений. Вместе с тем эту реальность не следует интерпретировать по аналогии с природой, ибо она есть дело рук самого человека, т. е. результат его деятельности, представляющий собой историческую необходимость. Одно из самых удивительных достижений человека ― создание государства. И хотя кажется, что первые, да и последующие, государства жестоко и бесполезно уничтожали человеческие ресурсы, тратили свою энергию на воздвижение гигантских пирамид или огромных каменных идолов, тем не менее, нельзя отрицать, что именно с них начался процесс цивилизации.

Общественные учреждения, будучи продуктами человеческой деятельности, должны быть оправданы и обоснованы. В современной литературе это называется легитимацией. По сути дела, ссылки на естественное или божественное происхождение законов тоже не что иное, как формы легитимации. Первые законы, традиции и нормы возникали в конкретных обстоятельствах и не нуждались в специальных обоснованиях. По мере их усложнения, а также в процессе передачи последующим поколениям социальные нормы утрачивают естественный характер и нуждаются в специальном оправдании. Одна из важных функций мифа, религии, права и других форм общественного сознания ― обоснование правил и законов социального мира.

Другая проблема, которая должна быть решена обществом, ― контроль выполнения институциональных требований. Каждый человек следует тем правилам, которые он сформулировал в процессе личного опыта, но общественная жизнь основана на выполнении также и общепринятых норм, которые наследуются от прошлых поколений. Поэтому ребенка долго и терпеливо учат тому, как он должен вести себя в мире взрослых. Приоритет институциональных требований проявляется в течение всей человеческой жизнедеятельности, и от человека ожидают того, что он будет следовать этим правилам. Вступая в брак, человек не только осуществляет потребность в любви, но и принимает на себя вполне определенные обязанности. В принципе, это не противоречит чувствам, а напротив, способствует их сохранению.

что значит социальное существо. Смотреть фото что значит социальное существо. Смотреть картинку что значит социальное существо. Картинка про что значит социальное существо. Фото что значит социальное существо

Социальные институты не разрозненны, а интегрированы в систему. Эта интеграция выражается прежде всего в языке и знании. Взрослый человек знает свой социальный мир, он способен объяснять его плохие и хорошие стороны. Каждый социальный институт имеет совокупность сформулированных в языке правил, предписаний, моральных и философских принципов. На обыденном уровне знания о социальном мире функционируют в дотеоретической форме как совокупность правил поведения. Такое знание определяет действия человека, которые могут расцениваться уже не с точки зрения соответствия или несоответствия определенным институтам, а как «плохие» или «хорошие» вообще. Поэтому неисполнение социальных норм расценивается как отклонение, безумие или моральная испорченность. Таким образом, знание о социальном мире становится не только информацией, сведениями об устройстве этого мира, но и предписаниями, касающимися переживания и действия в нем, и законами, на основе которых наказывают оступившихся.

Критерием общества является наличие общих норм, правил и кодов коммуникации, которые постепенно трансформируются и совершенствуются. В эпоху небольших семейно-родственных объединений общение достигалось на основе устной речи. Проживание на одной территории, родная речь, система норм и правил поведения ― все это обеспечивало единство первобытного сообщества. По мере формирования больших государств, достигавших имперской стадии развития, устной речи, сказаний о героических предках, верований и обычаев, сложившихся в небольших коллективах, оказывается недостаточно. Возникают универсальные религии, моральные системы, наука, культура, которые выполняют важную роль в объединении различных этносов в государственную целостность.

Источник

Человек как социальное существо. Соотношение социального и биологического в обществе

Как показывает наука о человеке (понятие «человек» будет здесь употребляться в широком, родовом смысле — не как отдельный ин­дивид, личность, а как человеческий род, социальная форма движе­ния материи), он имеет биологические и социальные потребности.

Для выяснения взаимосвязи между ними необходимо сначала от­ветить на более общий вопрос: как вообще связаны в человеке соци­альное и биологическое начала? Является ли он социальным, биоло­гическим или неким двойственным, социально-биологическим су­ществом? На этот вопрос пока не существует однозначного ответа. Мы изложим здесь точку зрения ряда философов и биологов, осно­ванную на диалектической концепции развития, концепции соотно­шения основных форм (ступеней развития) материи и на исследова­ниях в области биологии имедицины.

В философии, социологии, психологии и других науках об обще­стве сложились четыре концепции соотношения социального и био­логического в человеке (обществе):

1) человек — прежде всего биологическоесущество, подчиненное законам природы;

2) человек — чисто социальноесущество;

3) человек имеет двойственную социально-биологическуюприро­ду, является биосоциальным существом;

4) человек имеет целостную социальную природу,которая в сня­том, подчиненном виде заключает в себе закономерности физиче­ской, химической и биологической форм материи. Рассмотрим эти концепции подробнее.

1. Понимание человека как биологического, природного сущест­вапреобладало в философии французских материалистов XVIII в. и Л. Фейербаха. Оно противостояло идеалистической концепции Геге­ля: с его точки зрения, человек — прежде всего духовное, мыслящее существо, а общество — это закономерный этап развития абсолют­ной идеи. В XIX в. биологическое понимание человеческой сущности использовали социальные дарвинисты, которые пытались объяснить развитие цивилизации открытыми Ч. Дарвином законами естествен­ного отбора и борьбы за существование. Однако после создания ма­териалистической концепции общества этот подход оказался явно устаревшим: труд, сознание, смена фаз развития общества никак не подпадали под действие законов биологии, и данный подход утратил поддержку большинства ученых. В сфере сервиса, пожалуй, особен­но ясно видно, что человек имеет не только биологические потребно­сти, а те биологические потребности, которые у него действительно есть (в еде, одежде, жилище и т. п.), всегда выражаются и удовлетво­ряются в особых, социально обусловленных формах.

2. Определение человека как чисто социальногосущества нико­гда не пользовалось широкой поддержкой ученых. Оно может быть результатом сильной вульгаризации концепции марксизма, в которой впервые было введено понятие социальной формы материи и со­циальной природы человека. «Чисто социальную» концепцию вы­сказывают отдельные специалисты, не учитывающие биологическо­го аспекта природы человека и общества.

3. Представление о человеке как биосоциальном,или социально-биологическом существешироко распространено в российской нау­ке. Иногда к биологическому и социальному добавляют еще третье, психическое начало, т. е. человек понимается как единство биологи­ческого, психического и социального. «Человек, — пишет автор од­ного из лучших учебников философии, — представляет собой це­лостное единство биологического (организменного), психического и социального уровней, которые формируются из двух — природного и социального, наследственного и прижизненно приобретенного». Совершенно ясно, что на человека и общество влияют и биологиче­ские, и социальные законы. (Что касается психического компонента, то его выделение в качестве третьей детерминанты человека выгля­дит как странное нарушение законов логики: психика, сознание яв­ляются социальными явлениями, следовательно, социальная состав­ляющая человека и так уже включает в себя психические процессы). При решении социально-экономических проблем, при формирова­нии и удовлетворении потребностей неизбежно приходится учиты­вать и социальные факторы, и чисто биологические закономерности человеческого организма. Так, при оказании туристических или экс­курсионных услуг клиенты не должны испытывать физические нагруз­ки, слишком тяжелые для организма. Человеку необходимы также питание, сон и отдых. При оказании информационных, консультатив­ных и образовательных услуг необходим учет биологических меха­низмов работы органов чувств и памяти: человек не может, например, воспринимать и анализировать слишком большие потоки информа­ции, ее нужно подавать в удобной для усвоения форме (устной, письменной или экранной). По-разному происходит восприятие ин­формации у детей и у взрослых. В общем, биологический компонент человеческих потребностей недооценивать нельзя (тем более что мно­гие из этих потребностей — насущные), поведение человека опреде­ляется не только чисто социальными факторами.

Однако социально-биологическая концепция природы человека все же не объясняет, каким образом взаимодействуют в индивиде и в обществе социальные и биологические законы. Если следовать логике простого перечисления — в обществе есть и биологическое, и со­циальное — то правильнее было бы вообще считать человека каким-то «физио-химио-биосоциальным» существом. В самом деле, наш организм подчиняется не только социальным и биологическим зако­нам, но и законам физики и химии.

4. Соотношение социального и биологического в человеке и об­ществе наиболее полно и точно описывает концепция целостной (интегральной) социальной природы человека.Человек рассмат­ривается как социальное существо, в котором, как в микрокосме, со­храняются свойства и закономерности биологической формы мате­рии. На этой концепции необходимо остановиться подробнее.

Соотношение биологического и социального в человеке подчиня­ется следующим закономерностям:

♦ во-первых,социальное возникает из биологического и является новым качественным уровнем развития материи. Этот уровень имеет свои собственные законы, не сводимые к законам биоло­гии, химии и физики. Так, законы экономики, закономерности смены общественно-экономических формаций абсолютно невоз­можно объяснить, «вывести» из законов биологической формы материи. Новое, чисто социальное качество человека выражено прежде всего в труде, сознании и во всей сложной системе общественных явлений, возникающей в результате исторической эволю­ции труда и сознания. Ускоренное развитие сервисного сектора экономики в последние десятилетия также вызвано социальными процессами формирования постиндустриального общества, а не какими-либо изменениями в биологической основе цивилизации или человеческого организм;

во-вторых,с появлением социальных качеств человек не пере­стал, конечно, быть живым существом. Биологические особенно­сти человека устанавливают некоторые рамки и пределы, ограни­чивающие возможности развертывания социальных процессов. Физическая организация человека такова, что он не может, на­пример, долго обходиться без пищи, самостоятельно передвигаться со скоростью автомобиля или копать землю с производительно­стью экскаватора. Ограниченность биологических возможностей прямо влияет на производительность труда, способность усваи­вать информацию, на скорость осуществления любого вида деятельности. Таким образом, биологическая основа человеческого организма не определяет содержания высших по отношению к ней социальных процессов, но задает некоторые границы и пределы, за которые социальные процессы выйти не могут. Эта закономер­ность прямо влияет на развитие потребностей. Общество стре­мится удовлетворять только те из них, которые не противоречат биологическим возможностям организма. Потребности, разруша­ющие биологическую основу общества, обычно признаются нера­зумными и на них накладываются общественные (т. е. социаль­ные по своему происхождению) запреты. Так, во всех странах с настороженностью (а то и просто отрицательно) относятся к ус­лугам, связанным с применением наркотиков и сильнодейству­ющих ядовитых веществ, с искусственным оплодотворением или прерыванием беременности, с клонированием стволовых клеток, изменением генетического аппарата человека, изменением пола. Важнейшее требование к товару или услуге — их максимально возможная безопасность для здоровья и жизни человека;

♦ в-третьих, социальная деятельность человека оказывает обратное направляющее воздействие на биологическую основу его орга­низма, изменяя и перестраивая ее (в тех пределах, которые допус­кают законы биологии). Так, переход к прямохождению, измене­ние скелета, мускулатуры и особенно развитие руки происходили у первобытных людей под воздействием социальной трудовой деятельности. Социальные катаклизмы — голод, войны, экономи­ческие кризисы и т. п. — приводят к изменению продолжительно­сти жизни и ухудшению здоровья людей. Успешное экономиче­ское развитие государств, наоборот, создает лучшие возможности для удовлетворения биологических потребностей человека в пи­ще, жилье, для роста численности населения, улучшения состоя­ния здоровья и других положительных биологических изменений в обществе.

Направляющее воздействие социального приводит к тому, что биологические качества человека продолжают развиваться и дости­гают большего совершенства, чем у животных. В этом смысле гово­рят, что человек — «самое живое из всех живых существ». Биология человека — самая развитая и совершенная биология. Это выражает­ся в том, что человек в биологическом отношении приспособлен к за­нятию любой экологической ниши, любой среды обитания — вплоть до космического пространства. Кроме того, человек обладает наи­большей в животном мире физической активностью. Существуют подсчеты, согласно которым человек в течение жизни тратит на 1 кг живого веса в 6 раз больше энергии, чем наиболее активные хищни­ки. Социальная активность приводит к повышению биологической активности организма (человек двигается больше, чем животные). Прав был Гегель: «. Практическая культура и состоит именно в при­вычке и потребности в занятии» (см.: гл. 2, § 7).

В ходе исторического развития меняется социальный запрос на биологические особенности человеческого организма. С момента воз­никновения человека современного, кроманьонского типа физическая организация и умственные способности людей изменились очень ма­ло. Однако в процессе образования и воспитания на основе одного и того же биологического организма можно создать разные типы лично­сти. При этом в разные исторические эпохи оказываются востребова­ны совершенно различные биологические черты и задатки человека. Так, в эпоху примитивного физического труда ценится физическая сила, а в эпоху компьютеров — интеллектуальные, творческие спо­собности. (Один из наиболее выдающихся людей современности, ос­нователь компании «Майкрософт» Билл Гейтс шутит по этому по­воду, что, живя в более древние времена, он едва ли добился бы в жизни заметных успехов и скорее всего просто стал бы добычей ка­кой-нибудь зверюги). Все эти примеры показывают, что социальное начало человека хотя и зависит от низшего по отношению к нему биологического, все же направляет развитие последнего и определя­ет содержание исторического процесса. Это означает, что природа человека целостна, социальна, а социальная форма материи в диа­лектически снятом, подчиненном виде содержит в себе свою биоло­гическую, химическую и физическую основы.

Механизм взаимодействия общества и его природной основы наи­более точно описывает именно концепция интегральной социальной природы человека.

Концепция двойственной, социально-биологической природы че­ловека обычно исходит из того, что в истории общества идет борьба между биологическим и социальным началом. Говорят, например, что человек все больше и больше «очеловечивается», культура вы­тесняет из него зверя и т. п. Таким образом, в процессе обществен­ного развития роль биологических процессов уменьшается, а роль социальных пропорционально увеличивается. Значение биологиче­ской основы человеческого организма уменьшается и сужается. Че­ловек становится все «более социальным» и все «менее биологиче­ским» существом. Эту концепцию можно выразить графически

Опираясь на такой подход, говорят, например, что школа должна давать ученикам больше знаний, развивать интеллект, готовить че­ловека к социальной адаптации в реальном мире, начинающемся за порогом школы, и т. п. При этом биологическое начало в человеке или игнорируется, или признается несущественным. Так, считает­ся, что сексуальное влечение достаточно просто ограничить, потреб­ность в пище удовлетворяется достаточно легко, а потребность в фи­зических нагрузках человек должен удовлетворять как умеет своими силами (делать гимнастику и т. п.). Неэффективность такого подхо­да ярко демонстрирует даже официальная российская статистика. Средняя продолжительность жизни в России намного меньше, чем в странах «большой семерки», подавляющее большинство школь­ников уже с детства приобретают серьезные нарушения здоровья, распространены наркомания и алкоголизм. Эти явления имеют мно­жество экономических и политических причин, однако логично по­ставить вопрос: не является ли одной из этих причин то, что деятель­ность общества основывается на неправильном, упрощенном пони­мании взаимодействия социального и биологического?

С точки зрения концепции целостной, интегральной природы че­ловека, биологическое — основа социальных процессов, которая в ходе развития общества не ослабевает, а, наоборот, усиливается вме­сте с укреплением собственно социального. Социальное не «вытес­няет» из человека некое «звериное начало», а развивается только вместе с этим включенным в него биологическим началом. Их взаи­модействие в истории общества изображено на рис. 6.

Укрепление, а не ослабление биологических основ общества — необходимое условие успешного развития чисто социальных качеств и способностей человека.

Еще одна важная черта биологии человека — ее универсальность. Она проявляется, в частности, в том, что постоянное выполнение мо­нотонных, однообразных физических движений несовместимо с био­логией человека и уродует его организм. Так, у работников однообразного и напряженного конвейерного производства намного чаще, чем у кого-либо другого, возникают проблемы с физическим и пси­хическим здоровьем. (Поэтому в западных странах предпринимают­ся попытки разрабатывать технологии, альтернативные конвейер­ным). Спортсмены, усиленно занимающиеся только одним видом спорта, довольно быстро заходят в тупик: их результаты перестают расти. Единственный выход, которым пользуются в таких случаях, — переключение на другие его виды. Только одновременное занятие разными спортивными дисциплинами позволяет добиться положи­тельных сдвигов в том главном виде спорта, в котором человек вы­ступает на соревнованиях. Человеческий организм, в отличие от ор­ганизма животного, не терпит узкой специализации в физических нагрузках. Если она возникает в процессе труда, необходима компен­сация в виде спорта, туризма, физической культуры. Если общество не создает условий для такой деятельности, закономерно входят в моду другие, разрушительные для организма виды компенсации мы­шечного и нервного напряжения — с помощью асоциального (пре­ступного) поведения, алкоголя и наркотиков.

Мы живем в эпоху формирования постиндустриального общест­ва, когда разворачиваются кризисные процессы во многих сферах че­ловеческой деятельности (экологический кризис, кризис доверия, кризис семьи и т. п.). Специалисты утверждают, что есть основания говорить и о состоянии социально-биологического кризиса,в кото­ром находится современная цивилизация. В период формирования человеческого общества биологическая организация человека посте­пенно приспособилась к трудовой деятельности. Под ее воздействи­ем изменялась рука, возникло прямохождение, развивался мозг, со­вершенствовались нервная система и органы чувств. Формирование индустриальной и постиндустриальной цивилизации, особенно воз­никновение компьютерного труда, повлекло за собой качественное изменение физических нагрузок на организм. Однако биологические приспособительные механизмы работают гораздо медленнее, чем раз­вивается современная техника и меняется образ жизни. Технические новшества внедряются под влиянием экономических и политических интересов отдельных людей и социальных групп. При этом никто на первых порах не задумывается, насколько они соответствуют биоло­гическим возможностям организма. Неизбежно возникает более или менее сильное рассогласование между этими возможностями и но­вой техникой, технологическими процессами, новым ритмом жизни. Наверное, самый яркий пример таких рассогласований — освоение атомной энергии. Оказалось, что возможности организма вообще исключают работу с радиоактивными материалами на основе старых промышленных технологий: урановые стержни, например, невозмож­но носить в руках, обтачивать напильником и т. п. — это несовмести­мо с жизнью.

Сложное, не до конца изученное разрушающее воздействие на ор­ганизм оказывают работа на компьютере, мощная звуковоспроизво­дящая аппаратура, новые, синтезированные человеком химические вещества, навязанный современным обществом режим работы и от­дыха и многие другие факторы окружающей нас «второй природы». Одним словом, очевиден вывод: необходимы специальные усилия общества по согласованию новых реальностей общественной жизни и биологических возможностей человеческого организма. Это про­тиворечие не может разрешиться само собой.

Сервисная деятельность выполняет очень важные функции в преодолении дисгармонии между социальными процессами и биоло­гическими особенностями человека. Во-первых,можно с высокой степенью вероятности предсказать, что в обозримой исторической перспективе будут существовать и усиливаться потребности в раз­личных видах рекреационной деятельности, т. е. в восстановлении физических и психических сил человека в условиях тяжелых нагрузок на организм. Эта деятельность в той или иной форме присутствует во многих видах сервиса — в социальном и медицинском обслужива­нии, в образовании, в гостиничном и туристическом сервисе, в при­менении и обслуживании необходимых для них техники и обору­дования. Во-вторых,могут возникать новые виды потребностей, методы их удовлетворения и услуги, связанные с изменением био­логических условий существования человека. Новые потребности в удовлетворении биологических запросов организма — которое все­гда происходит в той или иной социально выработанной форме — могут создать сферы применения для новых направлений и техноло­гий сервисной деятельности.

Таким образом, взаимосвязь биологических и социальных факто­ров развития человека и общества не остается неизменной. Она эво­люционирует вместе со всей общественной системой. Отслеживание происходящих при этом изменений — одно из условий эффективно­го функционирования системы сервиса.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *