что значит стационарное рабочее место
Стационарные рабочие места
«Бухгалтерский бюллетень», 2007, N 7
Как известно, создание стационарных рабочих мест обусловливает регистрацию обособленного подразделения. Далеко не всегда наличие или отсутствие стационарного рабочего места можно определить однозначно. Этим обстоятельством и порождены письма налогоплательщиков в Минфин России и ФНС России, в которых они просят разъяснить, образованы ли стационарные рабочие места в том или ином случае.
Определение стационарного рабочего места
Кстати, наблюдательные налогоплательщики сразу заметили, что в приведенном в НК РФ определении о рабочих местах говорится во множественном числе. Это дало повод для следующих рассуждений: если упоминаются «места», а не «место», значит, создание всего лишь одного рабочего места не означает признака обособленного подразделения. Однако налоговое ведомство отвергло подобные измышления как не соответствующие действительности. Появилось Письмо МНС России от 29.04.2004 N 09-3-02/1912 «О признании одного рабочего места обособленным подразделением». В нем приводятся веские аргументы в пользу того, что одно рабочее место с точки зрения признания обособленного подразделения ничуть не хуже нескольких. Буквально в нем сказано, что «в целях проведения налогового контроля налогоплательщики подлежат постановке на учет в налоговых органах по месту нахождения обособленных подразделений и в этих целях не имеет значения создание одного или нескольких рабочих мест, территориально отделенных от основной организации». Соответственно, «создание рабочего места организацией вне места ее нахождения является основанием для постановки на учет в налоговом органе организации по месту нахождения обособленного подразделения». В подтверждение своей точки зрения в Письме приводится и позиция, высказанная в Постановлении ФАС Московского округа от 23.01.2003 N КА-А41/9052-02, где «судом не ставится под сомнение необходимость постановки на учет в налоговом органе обособленного подразделения в случае, если оборудовано одно стационарное рабочее место».
В данном определении присутствует несколько важных признаков рабочего места:
Для того чтобы соответствовать определению стационарного рабочего места, конкретная точка пространства должна обладать всеми тремя признаками. Так, например, из-за несоответствия этим признакам банковские автоматы не подпадают под определение стационарного рабочего места. Это было отражено в Письме ФНС России от 29.12.2006 N ШТ-6-09/1275@ «О направлении разъяснений». А вот территориально обособленный производственный участок организации, если он служит местом работы более одного месяца, считается обособленным подразделением организации (Письмо ФНС России от 13.03.2006 N 04-1-03/132 «О налогообложении доходов физических лиц»).
Возникает ли стационарное рабочее место
Однако далеко не всегда наличие или отсутствие стационарного рабочего места можно определить однозначно. Этим обстоятельством и порождены письма налогоплательщиков в Минфин России и ФНС России, в которых они просят разъяснить, образованы ли стационарные рабочие места в том или ином случае.
Ответ (Письмо Минфина России от 21.07.2005 N 03-01-10/6-334) был отрицательный, опять-таки из-за несоответствия данной ситуации определению рабочего места. Ведь на рабочем месте работник выполняет свои обязанности под контролем работодателя (включая представителей его администрации или непосредственных руководителей работ), а описанный в запросе патентный поверенный не находится под контролем работодателя, и к тому же осуществление его деятельности (сбор информации о товарных знаках) не связано с профильной деятельностью организации (торговля). Поэтому заключение трудового договора с таким лицом «не может рассматриваться в качестве возникновения обособленного подразделения организации независимо от проживания физического лица в другом регионе».
Примерно такой же ответ был дан и на запрос налогоплательщика Письмом Минфина России от 09.11.2004 N 03-02-07/81. Точно так же делался акцент на то, что если рабочее место не находится под контролем работодателя, то стационарное рабочее место не создается и «обязанности по постановке на учет по месту выполнения трудовых функций таким работником у данного общества не возникает».
Однако в случае оборудования рабочего места для охранника ответ финансовым ведомством был дан прямо противоположный. Фирма собралась заключить договор об оказании услуг по охране объекта и поинтересовалась, возникнет ли обособленное подразделение (и, соответственно, обязанность по постановке на учет), если по месту нахождения охранника будет оборудовано стационарное рабочее место. Естественно, ответ был положительным (Письмо Минфина России от 02.06.2005 N 03-02-07/1-132). Было бы странно, если бы он был иным, ведь упоминание о стационарном рабочем месте, если вспомнить ст. 11 НК РФ, автоматически ведет к понятию обособленного подразделения. Однако здесь можно порассуждать о том, является ли место охранника вообще стационарным рабочим местом. Находится оно под контролем работодателя или не находится? Охранник фактически присутствует в посторонней фирме, у чужих людей, и не факт, что тот стул, на котором он сидит, завтра не переставят в другую комнату. Вот если у него есть помещение, пусть и небольшое, где он хозяин положения, место можно назвать стационарным. Хотя ситуация достаточно спорная, и в каждом конкретном случае стороны (налогоплательщики и налоговые органы) могут по-разному оценить, является ли данная стойка (стол) охранника местом, которое контролирует работодатель охранника, или не является.
Аутсорсинг персонала
Подобные вопросы возникают и у фирм, которые предоставляют персонал по договору аренды персонала (аутсорсинга). Персонал таких фирм работает на территории компаний-заказчиков в различных городах и даже регионах. И в этих компаниях им предоставляются стационарные рабочие места. Однако эти рабочие места создает не компания-работодатель, а компания-клиент, и они находятся не под контролем компании-работодателя, а под контролем компании-клиента, в распоряжение которой сотрудники временно поступили. Поэтому стационарных рабочих мест у фирмы, предоставляющей персонал, не возникает.
Однако ситуация меняется, если фирма, предоставившая персонал, сама оборудует для него рабочие места в той компании, которой она предоставила персонал. Такая ситуация может иметь место, если стороны оговорили это в договоре. В таком случае возникают все основания для того, чтобы считать это стационарными рабочими местами для фирмы, предоставившей работников.
Как известно, создание стационарных рабочих мест обусловливает регистрацию обособленного подразделения. Однако если фирма всего лишь подготовила помещение для будущих стационарных рабочих мест, но фактически они еще не созданы, то и обособленного подразделения не существует. Так, фирма заключила договор аренды помещения для создания там тренажерного зала. Это соответствует ее уставной деятельности. Но до поры до времени рабочих мест там не было. А это значит, что фирма не обязана была вставать на учет по месту нахождения арендованного имущества. Как только на территории арендованных площадей действительно появятся работники, появится необходимость встать на учет в качестве обособленного подразделения налогоплательщика.
При этом, однако, необходимо помнить о том, что сотрудники фирмы судят о фирме по тому, что видят каждый день, а проверяющие налоговые инспекторы судят о фирме по тому, что прочитают в документах. Если компания взяла помещение в аренду с 1 марта, то необходимо, чтобы было ясно видно: работников там пока еще нет. Возможно, в помещении проводят ремонт, возможно, устанавливают оборудование, возможно, расставляют мебель, но не работают. Дату перевода персонала в помещение и начала работы в нем проверяющие должны видеть в документах: приказ руководителя, табель и т.д.
Как правило, наличие арендованного помещения означает, что рано или поздно по месту его нахождения появятся стационарные рабочие места. Такая ситуация описывается в Письмах УМНС России по Московской области от 28.05.2002 и 05.06.2002 с одинаковым номером N 21-08/4084 и с одинаковым названием «О некоторых вопросах постановки на учет в налоговом органе». Несмотря на довольно «солидный» возраст Писем, весьма здравые мысли, содержащиеся в них, стоят внимания. В Письмах говорится, что «для принятия решения о постановке на учет. и при вынесении решения о наложении штрафных санкций необходимо всесторонне проанализировать документы, подтверждающие ведение деятельности организации на территории, контролируемой соответствующим налоговым органом (договор аренды, договор об оказании услуг, договор подряда и иные договоры гражданско-правового характера)». Также следует проанализировать договор аренды недвижимого имущества, ведь в договоре аренды, как правило, указывается, как именно это данное помещение будет использоваться. Далее приводится следующий пример: помещение будет использоваться для хранения и оптовой реализации товаров. То есть арендатор в арендуемом помещении собирается осуществлять операции по получению, складированию, хранению, реализации товаров. Это значит, что арендатор обеспечивает сохранность находящихся в помещении товаров, следовательно, осуществляет прямо или косвенно контроль за арендуемым помещением. Для этого с той или иной периодичностью работник арендатора (кладовщик, экспедитор или иное ответственное лицо) обязан прибыть на рабочее место в арендуемом помещении для осуществления своих функций (разгрузка, размещение, складирование, проверка качества, отгрузка). А работодатель обязан обеспечить работника всем необходимым для выполнения им своих обязанностей. Кроме того, в Письмах отмечается, что «в целях налогообложения признание подразделения организации обособленным зависит от срока, в течение которого рабочее место по месту нахождения подразделения организации служит таковым, и не зависит от периодичности посещения работником указанного рабочего места и от продолжительности пребывания на нем работника». Таким образом, по мнению налоговых органов, «на основании анализа договора аренды можно конкретизировать характер деятельности арендатора и наличие оснований для постановки на учет в налоговом органе по месту нахождения обособленного подразделения».
Спорной является ситуация с направлением строителей на стройки. Фирма может производить строительные работы в различных регионах. Возникают ли у нее стационарные рабочие места и, как следствие, обособленные подразделения в местах осуществления строительных работ? В уже упомянутом Письме Управления МНС России по Московской области от 05.06.2002 N 21-08/4084 утверждается, что «на практике наиболее часто встречается договор строительного подряда, когда организацией-подрядчиком ведутся работы по возведению или ремонту зданий или сооружений на определенной территории. В этом случае возводимая вещь (недвижимое имущество) находится под контролем подрядчика, как и рабочие места его работников, которые осуществляют здесь свою деятельность». Это дает основания налоговым органам считать, что выполнены все условия, необходимые для постановки на учет в качестве обособленного подразделения, если «сроки работ по договору подряда установлены более чем 1 месяц». Такая позиция налоговых органов в ряде случаев находит и поддержку в судах (Постановление ФАС Уральского округа от 09.01.2003 N Ф09-2799/02-АК). Но иногда суды поддерживают налогоплательщика (Постановления ФАС Центрального округа от 18.02.2002 N А14-6918-01/251/10 и от 10.05.2001 N А14-7574-00/176/24). Такие противоречия возникают обычно в том случае, если речь идет о строительстве объекта недвижимости. Ведь подрядчик не только строит собственно сам объект, он возводит на объекте титульные сооружения, которые обслуживаются его персоналом, и нетитульные сооружения (например, бытовки), в которых этот самый персонал находится свыше 1 месяца. В этом случае позиции налоговых органов достаточно сильны, скорее всего, суд встанет на их сторону. Однако, возможно, работники в течение полутора месяцев приходят на объект, где для них все чужое, где у них нет ни единого метра, на котором они могли бы расположиться. В этом случае территории, контролируемой работодателем, не существует, и шансы выиграть в суде резко возрастают.
Такая же ситуация возникает, если подрядчик производит ремонтные работы на территории заказчика, ведь ремонт проводится в чужом помещении, не контролируемом работодателем. С этим согласны и суды (Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 15.09.2003 N Ф04/4688-770/А75-2003, Постановление ФАС Центрального округа от 18.02.2002 N А14-6918-01/251/10).
При этом в любом случае следует помнить, что существенным условием договора строительного подряда являются сроки выполнения работ (п. 1 ст. 740 ГК РФ).
Рабочее место как обособленное подразделение
«Российский налоговый курьер», 2005, N 11
Определение обособленного подразделения, установленное Налоговым кодексом, существенно отличается от того, которое приведено в Гражданском кодексе. Какие признаки характерны для обособленного подразделения в соответствии с налоговым законодательством? Всегда ли по местонахождению рабочих мест возникает обособленное подразделение? В каком порядке осуществляется постановка на налоговый учет по месту нахождения обособленного подразделения? Ответы на эти вопросы даны в статье.
Нередко организации, расширяя территорию деятельности, создают обособленные подразделения. В результате у подобных организаций появляются дополнительные обязанности: встать на налоговый учет, сдавать отчетность и уплачивать налоги по месту нахождения обособленных подразделений (ст. ст. 19 и 83 НК РФ). Несоблюдение этих требований грозит штрафными санкциями.
Признаки обособленного подразделения
Определение обособленного подразделения дано в п. 2 ст. 11 НК РФ. Под обособленным подразделением организации понимается любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. Обособленное подразделение признается таковым независимо от того, отражено его создание или нет в учредительных либо иных организационно-распорядительных документах организации, а также от полномочий, которыми оно наделено. Рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца.
Согласно ст. 55 Гражданского кодекса обособленным подразделением является только представительство или филиал.
Рассмотрим каждый из этих признаков отдельно.
Территориальная обособленность
По мнению Минфина России, территориальная обособленность подразделения от места нахождения головного офиса может определяться территорией города, улицы или района в городе (Письмо от 28.08.2001 N 04-01-10/3-87). В Письме от 22.09.2004 N 03-03-01-04/1/155 Минфин России вновь подтверждает свою позицию. В документе говорится, что территориально обособленным следует считать подразделение, расположенное на отдельной земельной территории, отличающейся от территории, на которой находится производственное здание самой организации, то есть по иному адресу, не указанному в учредительных документах как место нахождения самого налогоплательщика.
Таким образом, любое местонахождение подразделения организации, отличающееся от места ее государственной регистрации, которое указано в учредительных документах, означает территориальную обособленность этого подразделения от головного отделения.
Стационарные рабочие места
Право использовать терминологию других отраслей законодательства закреплено в п. 1 ст. 11 НК РФ. В нем сказано, что институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в Налоговом кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если Кодексом не предусмотрено иное.
Аналогичное понятие содержится в ст. 1 Федерального закона от 17.07.1999 N 181-ФЗ «Об основах охраны труда в Российской Федерации».
Работником признается физическое лицо, вступившее с работодателем в трудовые отношения, которые возникают между ними на основании трудового договора, заключенного в соответствии с Трудовым кодексом (ст. ст. 16 и 20 ТК РФ). Лица, работающие по гражданско-правовому договору, не подчиняются трудовому законодательству и работниками не являются. Поэтому по месту работы физических лиц, с которыми у организации заключен гражданско-правовой договор, не возникает рабочих мест и соответственно обособленного подразделения.
В ст. 11 НК РФ указано, что рабочие места должны быть оборудованы. То есть необорудованное место не может быть признано рабочим. Это подтверждается и требованиями трудового законодательства. Статьей 22 ТК РФ на работодателей возложена обязанность обеспечивать работников оборудованием, инструментами, технической документацией и иными средствами, необходимыми для исполнения ими трудовых обязанностей.
Сколько рабочих мест должно быть оборудовано, чтобы возникло обособленное подразделение? В ст. 11 НК РФ стационарные рабочие места упоминаются во множественном числе. В то же время в Кодексе нет конкретного указания, что в обособленном подразделении должно быть более одного рабочего места.
Данная точка зрения подтверждается и судебной практикой. По мнению судебных органов, обособленным считается подразделение, которое обладает хотя бы одним рабочим стационарным местом (см., в частности, Постановления Федерального арбитражного суда Московского округа от 10.10.2002 N КА-А40/6733-02 и от 23.01.2003 N КА-А41/9052-02).
Если помещение сдано в аренду
Предположим, у организации есть помещение, расположенное вне места нахождения головного отделения. Это помещение сдается в аренду. Возникает ли у организации-арендодателя обособленное подразделение по месту нахождения этого помещения? Нет, поскольку в случае сдачи помещения в аренду работники организации-арендодателя не трудятся на площади, сданной в аренду. А поскольку арендодатель не создает там рабочих мест, у него не возникает и обособленного подразделения.
Рабочие места по месту нахождения помещения, сданного в аренду, могут быть созданы организацией-арендатором для работы своих сотрудников вне места нахождения головного отделения. Создание арендатором рабочих мест на срок более одного месяца рассматривается как осуществление деятельности через обособленное подразделение. Следовательно, данная организация обязана встать на учет в налоговой инспекции по месту нахождения арендованного помещения.
С какого момента у арендатора возникает обособленное подразделение? Бытует мнение, что с момента заключения договора аренды помещения. Однако это не всегда так. Сам по себе факт аренды помещения не означает создания обособленного подразделения. О его возникновении можно говорить, только когда будут оборудованы рабочие места.
Работа на «чужой» территории
Данный документ применяется в части, не противоречащей Трудовому кодексу РФ.
Как видим, при нахождении работника в командировке не соблюдается ряд обязательных условий, характеризующих возникновение стационарного рабочего места. Следовательно, нет оснований говорить о создании обособленного подразделения по месту временной работы командированного сотрудника.
Аналогичные ситуации возникают достаточно часто: например, в организациях, занимающихся ремонтом и строительством объектов недвижимости, благоустройством территорий, в аудиторских фирмах. Решать вопрос о возникновении обособленных подразделений в таких ситуациях следует исходя из изложенных выше позиций.
Кроме строителей в г. Ступино было направлено несколько сотрудников из обслуживающего и административно-управленческого персонала. Для них ООО «Стройремсервис» на время проведения ремонтно-строительных работ арендовало в г. Ступино офисное помещение.
В арендованном офисе в г. Ступино у ООО «Стройремсервис» созданы стационарные (на срок более месяца) оборудованные рабочие места, которые полностью находятся под контролем организации. Следовательно, по месту нахождения этого офиса у нее также возникло обособленное подразделение.
ООО «Стройремсервис» обязано в течение месяца письменно сообщить в свою налоговую инспекцию (по месту постановки на учет организации) о создании обособленных подразделений, а также подать заявление о постановке на налоговый учет в налоговую инспекцию г. Ступино по месту их нахождения.
Надомная работа
Некоторые организации заключают с физическими лицами договоры о выполнении работы на дому. Возникают ли у таких организаций обособленные подразделения по месту осуществления надомной работы?
Взаимоотношения организации и надомников регулируются Трудовым кодексом. В соответствии со ст. 310 ТК РФ надомниками считаются лица, которые заключили трудовой договор о выполнении работы на дому из материалов и с использованием инструментов и механизмов, предоставляемых работодателем либо приобретаемых надомником за свой счет. В последнем случае надомникам выплачивается компенсация за износ инструментов и механизмов. На надомников распространяется действие трудового законодательства.
По мнению налоговых органов, данные признаки свидетельствуют о том, что у организации, заключившей трудовые договоры с надомниками, по месту их жительства возникают обособленные подразделения. Поэтому она обязана встать на налоговый учет по месту нахождения этих обособленных подразделений.
Постановка на налоговый учет
Сколько бы обособленных подразделений ни возникло у организации, она обязана встать на учет в налоговых органах по месту нахождения каждого из них. Эта обязанность закреплена в пп. 2 п. 1 ст. 23 и п. 1 ст. 83 НК РФ.
В соответствии с п. 2 ст. 23 НК РФ организация в течение одного месяца после создания обособленного подразделения должна письменно сообщить об этом в налоговую инспекцию по месту своего нахождения. Сообщение составляется по форме N С-09-3, утвержденной Приказом МНС России от 02.04.2004 N САЭ-3-09/255@.
Вместе с заявлением о постановке на учет в налоговые органы по месту нахождения обособленного подразделения подаются:
Для филиалов и представительств такими документами являются копии учредительных документов и положения о филиале (представительстве). Создание остальных обособленных подразделений, не зарегистрированных в учредительных документах, можно подтвердить приказами и распоряжениями руководителя организации о создании таких подразделений, доверенностями на право ведения дел, договорами аренды, иными документами, свидетельствующими об осуществлении в данном подразделении финансово-хозяйственной деятельности.
Если у организации нет документов, подтверждающих создание обособленного подразделения, налоговый орган поставит его на учет только на основании заявления по форме N 09-1-1 и копии свидетельства о постановке организации на налоговый учет.
Поставить организацию на учет по месту нахождения обособленного подразделения налоговый орган обязан в течение пяти дней после получения всех необходимых документов (п. 2 ст. 84 НК РФ). В подтверждение постановки на учет налогоплательщику выдается уведомление по форме N 09-1-3 (Приказ N БГ-3-09/178) с указанием КПП, присвоенного организации по месту нахождения обособленного подразделения.
Нужно ли повторно вставать на учет в одной налоговой инспекции
Статья 83 НК РФ предусматривает, что организация обязана встать на налоговый учет как по месту своего нахождения, так и по месту нахождения обособленного подразделения. Возникает вопрос: должна ли организация вставать на налоговый учет, если обособленное подразделение расположено на территории налогового органа, в котором организация уже состоит на учете по месту своего нахождения?
Пленум ВАС РФ рассматривал данный вопрос в 2001 г. и изложил свою позицию в Постановлении от 28.02.2001 N 5 «О некоторых вопросах применения части первой НК РФ». Она сводится к следующему. На налогоплательщика, который встал на налоговый учет в конкретном налоговом органе по одному из предусмотренных ст. 83 НК РФ оснований, не может быть возложена ответственность за неподачу заявления о повторной постановке на налоговый учет в том же самом налоговом органе по иному основанию, упомянутому в ст. 83 Кодекса.
При постановке на учет в одной и той же налоговой инспекции, но по разным основаниям организации и обособленному подразделению присваиваются разные КПП.
Кроме того, на территории одной налоговой инспекции обычно находятся несколько муниципальных образований, которым присвоены разные коды по ОКАТО. Головное отделение и обособленное подразделение, которые находятся в разных муниципальных районах, но состоят на учете в одной налоговой инспекции, будут уплачивать налоги по разным кодам ОКАТО.
Таким образом, налогоплательщики должны соблюдать требования, установленные налоговым законодательством в отношении постановки на налоговый учет. Это позволит повысить эффективность налогового контроля со стороны налоговых органов и правильно распределить налоговые поступления по кодам ОКАТО.
Ответственность за нарушение обязанности по постановке на налоговый учет
За невыполнение требований налогового законодательства о постановке организации на учет в налоговых органах по месту нахождения обособленных подразделений организация несет налоговую и административную ответственность.
На организацию, которая не сообщит в налоговую инспекцию по месту постановки на учет о возникновении у нее обособленного подразделения, налагаются санкции по ст. 129.1 НК РФ. Сумма штрафа составляет 1000 руб. Если в течение календарного года повторно совершено такое же нарушение (например, организация не сообщила о создании еще одного обособленного подразделения), сумма штрафа увеличивается до 5000 руб.
Организации, которая нарушит требования ст. 83 НК РФ и несвоевременно (позже одного месяца со дня создания обособленного подразделения) подаст заявление о постановке на налоговый учет, грозит штраф в размере 5000 руб. (п. 1 ст. 116 НК РФ). Размер штрафа увеличится вдвое, если такое заявление будет подано по истечении 90 дней с момента создания обособленного подразделения.
Нередко при налоговой проверке выявляется, что организация осуществляет деятельность вне места нахождения головного отделения. Если при этом у нее возникло обособленное подразделение и оно не поставлено на налоговый учет, то к нарушителю могут быть применены санкции по ст. 117 Налогового кодекса. Штраф за ведение деятельности без постановки на учет в налоговом органе составляет 10% от доходов, полученных в результате такой деятельности, но не менее 20 000 руб. Если деятельность без надлежащей постановки на налоговый учет осуществляется свыше трех месяцев, сумма штрафа увеличивается до 20% от полученных за это время доходов.