что значит стерео на телевизоре
Звукорежиссер объяснил переход НТВ на стереозвук
Телеканал НТВ заявил, что с 11 ноября полностью перешел на стереозвучание. Теперь этот режим будет функционировать на канале на постоянной основе. Стерео будет действовать как для зрителей эфирного телевещания, так и для абонентов спутникового и кабельного ТВ.
Большинство программ телеканала теперь будет выходить со стереозвучанием. То же касается фильмов и сериалов, но не затронет архивных и новостных передач.
«Такой контент будет отмечен в эфире специальной плашкой с соответствующим обозначением», – сообщает пресс-служба канала.
Генеральный директор НТВ Алексей Земский заметил, что канал не первый, кто ввел такое нововведение, но единственный, кто перешел на стерео на постоянной основе. Помимо технических преимуществ, переход на такое звучание – это уважение по отношению к телезрителям, которые давно обладали возможностью принимать стерео, но до сих пор получали монозвучание.
«Дальнейшее развитие качества контента, получаемого зрителем в домашних условиях, будет в том числе в области его звучания. Потому что формат SD, HD или 4K может быть заметен только на больших экранах, а звук слышен всегда», – добавил Земский.
Как сообщает ТАСС, 22 ноября на экраны выйдет новая музыкальная программа «Суперстар!», фанаты которой смогут в стереозвучании услышать хиты девяностых годов. Помимо этого, переход на стерео будет осуществлен в программах «Жди меня», «Секрет на миллион», «Дачный ответ», «Живая еда», «Квартирный вопрос» и другие. Стерео получат «Марлен», «Пес», «Агеев», «Балабол», «Невский», «Случайный кадр», «Пять минут тишины» и «Скорая помощь».
Однако канал не объяснил, что это значит для простого зрителя, который не понимает разницы между моно и стерео. Как заметил в интервью «Слово и Дело» звукорежиссер Стас Кравец, большинство скорее всего не заметит разницу. Хотя стереозвук куда объемнее, чем моно.
«Если учитывать, что большинство людей в нашей стране живет с монотелевизорами, я думаю, они разницы не заметят. Но в целом это должно было когда-то произойти. И разница естественно есть. В локализации объектов – лево, право, центр. Звучание объемнее, плюс при работе со звуком не так много проблем по той причине, что не нужно проверять на моно-совместимость, когда делаешь какой-то микс», – рассказывает специалист.
Звукорежиссер даже удивился тому, что НТВ только сейчас стали переходить на стереозвучание. Семь лет назад, когда Кравец отказался от просмотра телевизора, на этот режим стал переходит Первый канал и, казалось, за ним пойдут остальные.
«В принципе для нашей страны не особо критично – моно или стерео, потому что большинство людей, которые смотрят телевизор, особо не заворачиваются на этот счет. Думаю, 50 на 50, кто-то услышит эту разницу, а кто-то – нет», – поделился мнением Кравец.
Уже в понедельник телезрители канала смогут по достоинству оценить новое звучание любимых программ. К примеру, в начале недели в стерео выйдет остросюжетный детектив «Первый отдел».
Тема: Стереозвук в телевизоре.
Опции темы
У Мастеркита вроде бы был надор-стереодекодер NICAM, думаю, это то что нужно.
Гоша, в журналах Радио за 2002-2003 (точно не помню) была серия статей по теме. приводились схемы и описания декодеров.если найду обязательно отсканю!
1 USD = около 3,00 zl
Так что не огорчайся особо.
И спасибо, что поднял тему.
[ADDED=Nagema]1126268391[/ADDED]
но никак не ожидал, что эта штуковина стоит 1000 рублей, едрён-батон… эт что-то нереальное… оно понятно, что БИС какие-то деньги стоит, но блин что-то уж совсем круто…
Поищу что-нибудь на рассыпухе, простенькое… не может быть, чтоб раскидать аналоговый сигнал в районе УПЧЗ было невозможно как-нибудь попроще, чем микроконтроллером…
Встроенный звук в телевизоре и его возможности. Сравнение с саундбаром
Содержание
Содержание
При выборе телевизора в первую очередь смотрят на экран. Производители стараются впечатлить покупателей сверхвысоким разрешением, качеством цветопередачи, умным функционалом и уникальным дизайном. При этом встроенные динамики нужны, чтобы был хоть какой-то звук, пока пользователь не приобретет саундбар или многоканальную аудиосистему. Однако в последние годы стали появляться модели, которые могут похвастаться мощной встроенной аудиосистемой с сабвуфером. По заверению производителей, она даст фору многим саундбарам. Есть ли смысл в таких моделях и стоит ли доплачивать за встроенный звук?
С тех пор, как кино перестало быть немым, звуковое сопровождение картинки на экране воспринимается зрителями как должное. При походе в кино зритель видит огромный экран, но не менее впечатляющего размера колонки спрятаны от окружающих, хотя именно они обеспечивают львиную долю вау-эффекта от просмотра. Музыка, взрывы, стрельба, звуковые эффекты — именно они придают происходящему на экране вес и объем.
Те, кто пытался построить домашний кинотеатр в отдельно взятой комнате, знают, что больше всего вложений и трудозатрат приходится именно на организацию многоканального звука. Купить огромный экран и прикрепить его на стену не так сложно, как сделать акустическую подготовку помещения, подобрать под него динамики и усилитель нужной мощности, согласовать все между собой, чтобы ничего не хрипело, а дом не ходил ходуном от баса при взрывах на экране.
Производители телевизоров, понимая, что покупатели все равно будут подключать внешние аудиоустройства, чаще всего не заморачивались с качественным звучанием своих девайсов. Их можно понять: покупатель требует модели шириной больше окна и толщиной меньше пальца. В такие габариты сложно уместить качественную аудиосистему. Тем более в последние годы организовать хороший звук помогают саундбары — небольшие и не столь дорогие (по сравнению с системами 5.1 и 7.1) устройства, обеспечивающие многоканальный звук в любой квартире без возни со звукоизоляцией.
Однако сегодня ситуация начала меняться. Технологии направленного звука, применяемые в саундбарах, стали появляться в телевизорах. Многие из них даже оснащены сабвуферами и предлагают неплохое звучание прямо из коробки. Так стоит ли покупать саундбар и тем более заморачиваться с организацией системы 5.1, если есть готовые решения? По каким параметрам выбирать телевизоры с хорошим звуком, для каких помещений они подходят, и чего от них ожидать на практике?
Мощность и помещение
Для средней комнаты примерно в 20 квадратов обычно рекомендуют 40-60 Вт звука, чтобы громкость была комфортной. Для большой комнаты или частного дома нужно побольше — около 100-150 Вт. Имеет значение и чувствительность динамиков. Обычно она в районе 85-88 Дб. Если она меньше, к мощности системы нужно прибавить 20-30 Вт, если больше — убавить столько же. Есть и калькуляторы, с помощью которых можно рассчитать желаемую мощность аудиосистемы.
Нюанс в том, что чувствительность динамиков редко указывается в технических характеристиках саундбаров, и тем более встроенных в ТВ аудиосистем. Второй нюанс — заявленные ватты, как правило, означают лишь то, что на таком уровне мощности система не сгорит и не разлетится на кусочки. В реальности значения, при которых звук будет громким и без искажений, окажутся ниже.
Исходя из этого, можно сделать вывод: чем больше заявленная номинальная мощность у аудиосистемы — тем лучше, поскольку она обеспечивает запас по громкости. Всплески в звуковой дорожке фильмов могут заставить слабую аудиосистему хрипеть и даже преждевременно скончаться.
Даже топовые модели телевизоров с хорошим встроенным звуком предоставляют около 40-60 Вт, максимум — 80 Вт. Тонкий корпус не позволяет их создателям развернуться на полную. Здесь саундбары оказываются в выигрыше, поскольку даже бюджетные модели предлагают около 150-200 Вт без учета сабвуфера, а девайсы из среднего и высокого сегментов могут замахнуться и на 500-1000 Вт. Конечно, не всем нужна такая мощность, если телевизор будет стоять в небольшом помещении. Однако для просторной комнаты и тем более частного дома, выбор будет очевиден.
Алгоритмы кодирования
Со времен DVD и Blu-Ray в звуке для домашних кинотеатров лидируют два формата кодирования аудио — Dolby Digital и DTS-HD в различных ипостасях. Их базовые вариации кодируют 5.1-канальное аудио, а передовые версии DTS:X и Dolby Atmos поддерживают формат 7.1 со звуком сверху и динамиками над головой. В интернете ведутся холивары на тему того, что лучше. С одной стороны, DTX:X кодирует с более высоким битрейтом и, по идее, должен обеспечивать лучшее качество аудио. С другой, Dolby Atmos — более продвинутый формат, который способен обеспечить лучшее качество при менее высоком битрейте.
В итоге все это скорее вопрос вкуса, но есть один нюанс. Atmos получил более широкую поддержку, в том числе, на стриминговых сервисах типа Netflix и Amazon Prime Video, в то время как DTS:X больше подходит для выделенной аудиосистемы. Неудивительно, что и в современных телевизорах Dolby Digital, Dolby Atmos и различные вариации вроде Dolby Digital Plus, Dolby 5.1 Decoder можно встретить чаще, чем DTS:X. Что же касается саундбаров, то в недорогих моделях также чаще можно встретить Dolby Digital и Atmos, а вот более продвинутые поддерживают максимум возможных форматов.
Бас и сабвуфер
АЧХ нескольких моделей ТВ. У LG и Samsung есть сабвуфер (и глубокий бас до 50Гц), у двух других его нет.
Встроенный сабвуфер является необходимым элементом ТВ, если стоит цель получить хороший звук прямо из коробки. Саб расширяет диапазон частот до 30-50Гц и позволяет не только услышать, но и почувствовать всем телом грохот от взрывов и звуковых эффектов в кино. Именно на низкочастотный диапазон приходится значительная часть впечатлений от просмотра художественных произведений. Даже в музыке кинокомпозиторы уделяют басу больше внимания, чем остальным частотам, ведь в области низких частот нет человеческой речи, а значит, есть пространство, чтобы развернуться на полную.
Разумеется, размер встроенного сабвуфера ограничен пространством в корпусе телевизора. Поэтому даже чисто с точки зрения законов физики, саундбары с выделенным сабом выигрывают по этому критерию. Как дополнительный плюс, выделенный сабвуфер можно поставить в наиболее выгодную для качества его звучания точку комнаты. Это позволит улучшить звук и перестать беспокоить соседей грохотом взрывов.
Уникальные функции
Чтобы компенсировать малую мощность своей аудиосистемы, производители современных ТВ предлагают различные уникальные фичи для улучшения звука. Многие из них отсутствуют в аудиосистемах для домашнего кинотеатра и саундбарах от тех же производителей, поэтому функционал и уникальные особенности таких ТВ являются весомым преимуществом.
К примеру, некоторые модели компании Samsung предлагают:
Компания LG не отстает от южнокорейского собрата и предлагает свой набор особенностей. Некоторые из них повторяют фичи конкурентов, некоторые уникальны:
Есть свои технологии и у телевизоров Sony, вот некоторые из них:
Есть как похожие, так и уникальные решения и у ТВ других производителей. Все эти фичи позволяют серьезно улучшить звук и сократить негативное влияние сверхтонкого корпуса и маломощных динамиков.
Заключение: ТВ или саундбар?
В сравнении со встроенной аудиосистемой саундбары обладают большей мощностью, что позволяет им озвучить более просторное помещение. Также их можно удобно расположить в комнате, чтобы добиться более четкого звучания. Однако бюджетные модели саундбаров не подарят кардинального улучшения качества по сравнению с акустикой, встроенной в хорошие ТВ, а модели из среднего и высокого сегментов будут стоить, как половина телевизора.
В свою очередь, встроенные в ТВ динамики имеют ограниченную мощность и привязаны к экрану, поэтому по комнате их не расставишь. Однако они все же предлагают неплохой звук прямо из коробки, а благодаря расширенному функционалу и большому количеству уникальных фич, встроенный звук может сравниться с тем, что выдают саундбары бюджетного и среднего сегмента. Таким образом, в этих ценовых категориях плюсы и минусы обоих решений делятся примерно поровну, и конечный выбор остается вопросом личных предпочтений.
Однако если сравнивать качество звука топовых саундбаров и телевизоров, особенно в просторном помещении, то ТВ останется далеко позади. Сравнительно крупные динамики саундбаров верхнего сегмента вкупе с мощным усилителем и отдельным сабвуфером в большом корпусе сделают свое дело.
Что значит стерео на телевизоре
НТВ завершил переход на стерео
Объемное звучание создает ощущение пространства и дает больше эмоций от просмотра телепрограмм.
Телеканал НТВ завершил переход в режим стереозвучания. Теперь большинство программ, фильмов и сериалов, за исключением архивных и новостных, будут выходить со стереозвуком. Такой контент будет отмечен в эфире специальной плашкой с соответствующим обозначением.
Техническую возможность трансляции стереозвука обеспечивает оператор эфирного телевещания РТРС. Цифровая эфирная телесеть РТРС дает возможность приема телесигнала для 98,4% жителей страны.
Эфирная телесеть служит источником сигнала и для кабельных сетей: более 93% всех абонентов кабельного телевидения России получают сигнал с нее.
В дальнейших планах РТРС — трансляция звука в формате Dolby Digital 5.1. Это кристально чистый многоканальный звук без шумов и искажений, сравнимый со звучанием в кинотеатрах. В сочетании с изображением высокой четкости он создает эффект максимального погружения в происходящее событие. Цифровая система Dolby Digital 5.1 используется при трансляции крупных спортивных мероприятий и развлекательных шоу.
Тестовая трансляция такого звучания прошла 10 сентября. IV Международный фестиваль оперы и балета «Херсонес» был показан на телеканале НТВ в Москве с объемным цифровым многоканальным звуком в формате Dolby Digital 5.1.
Жители Москвы и ближайшего Подмосковья смогли увидеть телеверсию фестиваля на 58 ТВК. На этом частотном канале РТРС ведет тестовую трансляцию HD-версий телеканалов 1 мультиплекса, в том числе и канала НТВ.
Для зрителей, принимающих HD-мультиплекс, но не имеющих в телевизионных приемных устройствах системы обработки звука Dolby Digital 5.1, звук автоматически настраивался на стерео. Фестиваль прошел под открытым небом в Херсонесе Таврическом.
«Дальнейшее развитие качества контента, получаемого зрителем в домашних условиях, будет в том числе в области его звучания. Потому что формат SD, HD или 4K может быть заметен только на больших экранах, а звук слышно всегда.
НТВ, конечно, не первый, кто ввёл стереозвук, но единственный на данный момент, кто сделал это на постоянной основе.
Это безусловное уважение к нашим телезрителям, которые давно имеют техническую возможность принимать стерео, но получают по-прежнему монозвук», — отмечает генеральный директор НТВ Алексей Земский.
«Мы всегда приветствуем инициативы телеканалов по повышению качества эфирной трансляции. Запуск стереозвука на НТВ — это еще один закономерный шаг отечественного телевидения в сторону освоения богатых возможностей цифрового вещания.
Стерео позволяет отчетливей выделять речь на фоне музыки и шумов, воспроизводить картину движения источников звука в пространстве.
Для телезрителей это означает еще больше впечатлений от просмотра», — рассказал первый заместитель генерального директора РТРС по управлению, эксплуатации и развитию сети Виктор Пинчук.
Запуск стереозвучания состоялся накануне премьеры 22 ноября музыкального шоу «Суперстар!», в котором телезрители смогут услышать хиты кумиров 90-х в уже новом звучании.
Также в режиме стерео будут выходить развлекательные и лайфстайл программы: «Секрет на миллион», «Квартирный вопрос», «Дачный ответ», «Живая еда», «Чудо техники» «Квартирник НТВ у Маргулиса», «Жди меня», «Поедем, поедим!», «Едим дома», «НашПотребНадзор».
Большинство популярных франшиз и новых сериалов тоже зазвучат в стерео: «Пёс», «Скорая помощь», «Балабол», «Невский», «Пять минут тишины», «Марлен», «Агеев», «Случайный кадр», «Потерянные», «Вспышка», «Душегубы», «За час до рассвета» и многие другие.
Уже в ближайший понедельник зрители НТВ смогут оценить качество звука в остросюжетном детективе «Первый отдел».
Технологии управления звуком в телевизорах
Время отклика пикселя
Частота обновления изображения
Аудио выход (стерео)
Коаксиальный аудио вход и выход
Компонентный видеовход и выход (YPbPr)
Оптический аудио вход и выход
Технология PIP («Картинка в картинке»)
Технология POP («Картинка вне картинки»)
Технология PAP («Картинка и картинка»)
HDCP в DVI-интерфейсе
Технологии управления звуком в телевизорах
Поддержка стереозвука NICAM (Near Instantaneously Companded Audio Multiplex) – система кодирования стереозвука в цифровом телевидении, разработанная английской компанией ВВС и принятая в качестве стандарта в Великобритании и многих других странах Европы.
Технология NICAM отличается высоким качеством звука, а также поразительной устойчивостью даже к предельно низкому уровню передаваемого телевизионного сигнала. Декодеры NICAM позволяют выделить качественный стереозвук класса Hi-Fi даже из настолько слабого телевизионного сигнала, что он не может обеспечить ясно различимое изображение на экране.
На сегодняшний день многие страны, входящие в состав СНГ, начали эфирное телевизионное вещание с использованием звукового стандарта NICAM. Кроме того, телевизионные приемники, оснащенные модулями NICAM, позволяют эффективно корректировать качество звука, используя предустановленные и ручные настройки эквалайзера.
Процессор Dolby Digital – специальное встроенное декодирующее устройство, позволяющее обеспечивать многоканальное звуковое сопровождение спутниковых цифровых телевизионных программ или мультимедийного контента, записанного на цифровых воспроизводящих устройствах (DVD или Blu-ray плеерах).
Формат Dolby Digital предполагает шестиканальную раздельную запись и передачу оцифрованного аудиосопровождения, позволяя добиться в домашних условиях большей глубины и выразительность звука, создавая иллюзию полного погружения зрителя в сюжет просматриваемого им фильма или программы.
Dolby Digital является логическим продолжением и развитием более ранней системы кодирования аналогового многоканального звука Dolby Surround.
Сабвуфер – специальная акустическая система, предназначенная для качественного воспроизведения звуковых сигналов низкого тона. Для воспроизведения низкочастотных звуков (басов) требуются динамики достаточно крупного диаметра, которые трудно встроить в современные модели плоских телевизоров. Поэтому разработчики стараются улучшить звуковые характеристики телевизоров, используя различные аппаратные и программные методы.
Телевизоры со встроенным сабвуфером (даже не совсем крупным) обеспечивают более глубокое и насыщенное звуковое сопровождение телевизионных и видеопрограмм, чем это могут сделать приемники, которые им не оснащены. Впрочем, для обеспечения более качественных звуковых характеристик возможно подключение телевизора к внешнему сабвуферу через цифровой ресивер или же к устройству, входящему в состав внешней акустической системы или домашнего кинотеатра.
Стереозвук – способность телевизионного приемника воспроизводить аудиоряд в стереофоническом формате. В техническом плане стереозвук означает излучение двумя динамиками звуковых волн, записанных с помощью разнесенных в пространстве микрофонов по отдельным каналам.
Следует сказать, что наличие в телевизоре двух встроенных колонок еще не означает, что он может воспроизводить эфирные телепрограммы со стереозвучанием. Существуют телевизоры с одноканальным звуком, который просто излучается двумя динамиками, а также телевизоры с эффектом «псевдостерео», который достигается специальными программными методами.
Чаще всего у нас телевизоры со стереозвуком используют только в связке с внешними устройствами (Blu-ray и DVD-плеерами, видеомагнитофонами), служащими источниками мультимедийных записей с двухканальным аудиосопровождением. А вот эфирное стереотелевидение пока еще находится на стадии раннего развития. На сегодняшний день на территории СНГ всего лишь несколько эфирных телевизионных каналов ведут вещание с трансляцией стереозвука.
Впрочем, владельцы телевизионных приемников, оборудованных специальными звуковыми декодерами, могут наслаждаться многоканальным звуком, просматривая программы спутникового телевидения.
FM-радио
Наличие в телевизоре FM-радиомодуля позволяет прослушивать на встроенных в панель и внешних аудиосредствах контент, транслируемый местными радиостанциями, вещающими в ультракоротковолновом диапазоне.