что значит створный маяк
Створный маяк в Геленджике: пример столетнего служения людям
Практически разрезая Геленджикскую бухту посередине, к Лермонтовскому бульвару, что вдоль побережья, примыкает улица Маячная. Мало, кто задумывался, откуда появилось такое название. А оно, между тем, самое что ни на есть говорящее: ведь именно здесь расположено старейшее на всех прилегающих к Черному морю районах Краснодарского края навигационное сооружение – Геленджикский (передний) створный маяк. Яркая табличка украшает фасад здания.
Славная навигационная история
Спроектированный во II половине XIX века французским архитектором Франсуа де Тонде, он в полной мере соответствовал требованиям своего времени. За постройку навигационного ориентира ратовали многочисленные предприятия на территории города, для которых беспроблемный заход в бухту был делом первой важности. Одно из самых известных – Цементный французско-русский завод.
В военные годы береговое сооружение играло крайне важную роль – именно благодаря ему в сентябрьские дни 43-го на сушу успешно высадился десант, отражавший несколько месяцев напор неприятеля. Зданию удалось пережить эту войну, его не взорвали в оборонительных целях, как другие постройки такого типа. Оно и по сей день выполняет свою прямую функцию и является старейшим маяком Черноморского побережья Северного Кавказа.
Красно-белый дизайн и флюгер на крыше
Тринадцатиметровую четырехугольную постройку из белого камня «прорезает» красная вертикальная линия, а венчает указатель сторон света, органично вписывающийся в общий ансамбль. Мастер отдал должное популярному в те годы стилю модерн, оригинально оформив свое творение. Небольшой балкончик создает эффект легкости и необычности. С первого взгляда, здание напоминает изящный отель или мини-гостиницу. И лишь якоря у центрального входа говорят о принадлежности к морской стихии.
Качество работы оказалось выше всяких похвал. Удивительно, но основанный в августе 1897 года, маяк за целое столетие ни разу не выходил из строя. Разумеется, само здание пережило реставрацию и ремонт, зато внутренний механизм до сих пор в целости и сохранности. Разве что пришлось заменить керосиновую лампу на более современную, электрическую.
Направо поплывешь – зеленый увидишь, налево – красный
Маяк назван створным не случайно: в его башне находится специальный короб со створками, напоминающими обычные раздвижные жалюзи, которые попеременно регулируют свет цветных прожекторов.
Сооружения такого типа всегда работают попарно и обозначают линии на картах, а также применяются для мониторинга курса судна. Именно поэтому «передний» маяк обязательно дополняет «задний» и находятся они на небольшом расстоянии друг от друга и непременно на разных высотах. Эта система была запатентована в 1837 году в Европе и названа технологией «ведущих огней». Напарник, скрытый от посторонних глаз, раньше находился на отроге Маркотхского хребта в районе Сафари-парка, но позже был перенесен в более доступное место – на крышу санатория «Сосновая роща», что в соседнем квартале.
Если корабль движется вправо от безопасной для него зоны, с его палубы отчетливо виден зеленый прожектор. Если влево – красный. Специфические опознавательные знаки понятны каждому моряку и регулируют безопасную навигацию в акватории бухты.
Свет огней крайне ярок и заметен за целых двенадцать морских миль. Это примерно около двадцати километров. Такие параметры возможны благодаря специальным отражателям из горного хрусталя, установленным более века назад.
Конечно, интересно посмотреть на механизм и внутреннее устройство маяка, но попасть внутрь постройки невозможно, она – закрытый объект министерства обороны, охраняемый государством. А вот фотографироваться на его фоне никому не воспрещается. Тем более что неподалеку на набережной установлена еще одна «морская» скульптура, популярная у гостей и жителей города, – бронзовая статуя смотрителя маяка с символическим фонариком и его верного друга-пса, охраняющего хозяина.
Створный маяк Геленджика
Створный маяк – это не только один из старейших, но все еще действующих маяков на Черноморском побережье, но и памятник архитектуры.
Он является одним из немногих объектов, уцелевших в Геленджике после Второй мировой войны.
Передний створный маяк располагается на Лермонтовском бульваре, по ул. Маячная, 1.
История
История его создания относится к концу XIX века. Военно-морское ведомство первоначально хотело оборудовать его, как и Мыс Толстый», примитивным керосиновым светильником на опоре. По сведениям местной газеты того времени «Колхозное Черноморье», его строительство затягивалось. Это было связано с нежеланием местных властей предоставлять участок берега, т.к., по-видимому, эти земли уже были распланированы под дачные усадьбы состоятельных застройщиков.
Однако уже с 1894 года уже существовал цементный завод французско-русской компании, заинтересованный в безопасном вывозе продукции морским путем. Были и другие компании, тоже нуждающиеся в безопасной навигации в Геленджикской бухте. По их инициативе (а возможно, и за их счет) вместо примитивного оборудования здесь появилось великолепное здание, доныне являющееся украшением набережной. Створный маяк был построен 19 августа 1897 года.
Если бы не традиционная красно-белая разметка навигационных сооружений и табличка на ограде, можно было бы смело подумать, что это корпус санатория или гостиница.
Он совершенно не похож на традиционную «маячную башню». 2-этажное здание в стиле модерн с нарядной отделкой и балконом включало в себя помимо повышенной рабочей части маяка и другие служебные и жилые помещения. Рабочая часть маяка увенчана изящным флюгером и выделяется яркой красной полосой мореходного створа. Световая часть створа скрыта в небольшом эркере, где находится оборудование, установленное французской фирмой более 100 лет назад. Автором здания считается француз Франсуа Жозеф де Тонде, сведений о котором, к сожалению, не сохранились.
Задний створ маяка установлен на отроге Маркотхского хребта в виде обелиска вблизи Сафари-Парка. Однако он потерял свою значимость, когда был установлен дополнительный знак на крыше одного из корпусов пансионата «Сосновая роща», построенного на линии створа.
К сожалению, экскурсий туда нет. Маяк – закрытый объект Министерства обороны.
На набережной перед маяком установлен единственный в России памятник смотрителю маяка «Старый маячник».
Как работает створный маяк
Створные маяки в отличие от опознавательных, служащих для обозначения какой-либо точки или опасности, всегда работают в паре. Они указывают на определенную линию и предупреждают моряков о необходимости смены курса. Створные маяки всегда работают в паре и строятся разной высоты. Задний створ маяка всегда выше. Тот, который находится на набережной, является передним, ближним к судну.
Если судно на правильном курсе, видны сразу оба маяка визуально один над другим. В противном случае моряку понятно, в какую сторону производить корректировку курса.
Единственная лампочка, окруженная отражателями, наполняет темную комнату волшебным светом. Окно выступает мансардой, а стекла в нем – из красных и зеленых витражей.
В башню маяка встроен короб с жалюзи, которые, по сути, и есть те самые створки, давшие название этому типу маяков. Эти створки закрывают свет фонарей: зеленого и красного.
Зеленый свет сигнализирует, что судно находится справа от безопасной области для приближающихся к берегу судов, а красный – о том, что корабль находится слева от этой области.
Таким образом регулируется безопасный заход в бухту.
Удивительные факты
Створный маяк в Геленджике бесперебойно работает уже более 100 лет.
Это один из старейших маяков на Черноморском побережье Северного Кавказа и одно из старейших зданий в Геленджике.
И к тому же ветеран, переживший и сохранивший свою работоспособность во время и после Великой Отечественной войны. Из 69 маяков в Азово-Черноморском бассейне в ходе войны было разрушено 42. Такая же участь была уготована и геленджикскому створному маяку. Все было подготовлено для его разрушения в случае прорыва немецкой армии и захвата Геленджика. Однако этого не случилось.
За всю историю существования этого сооружения была заменена только одна маленькая деталь – лампа маяка. В 1927 году керосиновую заменили на электрическую.
Свет створного маяка настолько ярок, что виден за 9 миль от берега! Такой эффект создают отражатели, сделанные из горного хрусталя.
Сегодня и маяк «Мыс Толстый», и передний створный маяк находятся в окружении городской застройки и утопают в зелени. Однако их путеводные огни не должны затеряться среди городского освещения, ведь они обеспечивают безопасность мореплавания. Недаром говоря, что «маяки – святыня морей»!
Створный маяк Геленджика
Многие туристы, бывавшие в Геленджике, хорошо знают высокий маяк-башню, который находится на Толстом мысу. Однако есть в этом городе и другой маяк, который не так хорошо заметен со всех ракурсов, зато имеет богатую историю.
Створный маяк Геленджика – один из самых старых на русском побережье Черного моря. Он был построен в 1897 году французским архитектором. С тех пор здесь была всего раз заменена лампа – маяк до сих пор находится в рабочем состоянии и регулярно реставрируется городскими властями. Романтичное здание маяка – настоящее украшение набережной. К сожалению, экскурсии внутрь не проводятся, поэтому на маяк можно посмотреть только издалека, из-за ограды.
Створный маяк на карте:
Карта загружается. Пожалуйста, подождите.
О маяках
Наверняка, читая про дедушку-маяк в Геленджике, вы задались вопросом – что такое створный маяк?
Существует два вида береговых маяков, которые различаются по выполняемой ими функции. Опознавательный маяк служит для обозначения определенной точки на земной или водной поверхности. Обычно их ставят для обозначения какой-то точки или опасности. Створные маяки обязательно работают в паре, они служат для обозначения линии на карте и используются для указания места изменения курса судна, например для входа в гавань или порт. В такой ситуации используются маяки разной высоты. Тот, что расположен дальше, обычно выше того, что находится ближе к судну. Если корабль движется правильным курсом, то с палубы можно наблюдать два огня маяков один над другим. Такая система обозначения была внедрена в Европе в 1837 году и получила название «ведущих огней».
Пропавший маяк
Геленджикский створный маяк носит название “Передний”, потому что именно он был ниже своего “напарника”. Возникает естественный вопрос – где же Задний створный маяк Геленджика? Ответ знает далеко не каждый местный житель, что уж говорить о туристах. Задний створный маяк находится за пансионатом “Сосновая роща” неподалеку от объездной дороги. На карты он не нанесен, потому что практическую и культурную ценность сейчас представляет слабую. От маяка остался только каркас в форме пирамиды, вокруг много мусора, все заросло кустарником. Этот маяк забросили еще в 80-х, когда из-за нового санатория, построенного перед ним, маяк потерял свою полезность – он просто перестал быть виден. Вместо этого опознавательные знаки установили на крыше санатория.
Геленджик: Створный маяк
Всем доброй пятницы! Свою серию постов про достопримечательности Геленджика я решил начать вот с очень интересного архитектурного сооружения. Белое здание с красной полосой по вертикали, которое находится на набережной Геленджикской бухты. Стоит за забором, и только благодаря своей внимательности я его обнаружил.
Увидев здание, оно очень сильно меня заинтересовало. Небольшая башня с двухэтажной пристройкой в стиле модерн находится за небольшим заборчиком на Ломоносовском бульваре. Из-за бело-красной окраски в голове сразу возникла мысль что это маяк! Но в голове крутилось другое не соответствие, здание находится не на крутом берегу, да ещё так далеко от воды. А форма его вообще не похожа на привычные маяки, которые я видел на фотографиях в интернете. Считаю что здание достойно для пополнения моей рубрики об архитектуре!
Как я и говорил в одном из своих предыдущих постов про достопримечательности Геленджика, мы с женой просто гуляли по бульвару после того как искупались в море. Идя домой я заметил это здание и долго рассматривал его из-за забора. Лишь пройдя немного дальше я обратил внимание на вывеску на калитке. Оказывается я был прав, это был маяк! Створный маяк в Геленджике! Один из самых старых маяков на побережье Черного моря. Если бы не табличка, прикрепленная на калитке, я думаю, его трудно было бы отличить от какого-нибудь дома отдыха. Сделав пару кадров, мы ушли домой. Дома я перерыл весь интернет и нашел много интересного по этот маяк. Оказывается, маяку уже более 100 лет, табличка на входе нам рассказывает о его основании 19 августа 1897 года. Построен по проекту французского архитектора Жозефа Франсуа де Тонде. Геленджик сравнительно недавно стал городом курортом, а изначально он был небольшим городком, где главным предприятием был цементный завод. А бухта служила пристанью где грузили цемент на суда для отправки потребителям. Для безопасности судов, было решено построить этот маяк. С тех самых времен он стоит в первозданном виде и не ломается!
В один из вечеров, отдыхая на кровати в нашем номере, я просматривал фотографии с поездок и прогулок. Обратил внимание, что фотографий маяка оказалось всего две: общего плана и таблички. Решив, что это не порядок, так как здание очень интересно и заслуживает целого поста, во время одной из следующих прогулок мы с Леной остановились возле него и я сфотографировал все интересующие меня элементы здания. Калитка к сожалению, была заперта, а на балконе сидел старый охранник и громко лаял на нас. От вторжения на территорию мне пришлось отказаться. 😀
Двухэтажный пристрой выполнен в едином стиле с башней. Крыша красного цвета, горизонтальные красные полосы выполнены из кирпича. А рамы у окон имеют довольно интересную форму, непривычную для наших Уральских глаз! 🙂 На крыше местные смотрители установили телевизионную тарелку. Ну а что еще целыми днями делать присматривая за маяком. Хотя я имея кучу свободного времени писал бы в блог статьи!
А вот сами створки маяка. Принцип действия совсем не как у обычного маяка. Из башни торчит железный короб, с жалюзями на передней стенке. Створки жалюзей закрывают свет под определенным углом. Днем с земли не видно свет, только вечером. А когда корабль заходит в бухту, он видит прекрасно этот свет, который может рассказать о многом. Например, если маяк светит зеленым светом, значит корабль находится справа от безопасной области приближения судов к берегу. Если же виднеется красный свет, это означает что они слева от безопасной части. Моряки, входя в бухту ориентируются таким образом и по сей день. Вот так всё просто. Если я ошибаюсь, знатоки поправляйте меня! 🙂
Возле входной двери стоят два якоря, акцентируя что здание связано с морем. А по бокам растут два таких пушистых дерева. Перед тем как писать пост, я погуглил о Створном маяке в Геленджике и увидел фотографии, где левое дерево было на много пушистей, чем правое. Видимо из-за того что оно заграждало вход его неплохо так подрезали. Только не могу понять почему для симметрии второе не подрезали. Для меня как перфекциониста это просто дико волнует! 😀
На крыше здания стоит флюгер с указанием сторон света. По нему можно определить направления ветра. А ветра тут с гор дуюсь сильные! Не знаю, как вы, но я всегда мечтал иметь на крыше своего дома такую же штуку. Еще вся жизнь впереди, успею и дом построить и флюгер на крыше установить! 🙂
Недалеко от маяка стоит вот такая скульптура старого смотрителя маяка, о ней подробно будет рассказано в посте о скульптурах Геленджика, а пока просто покажу фотографию Ленки рядом со смотрителем. Что нужно погладить на удачу я думаю каждый сможет определить по отполированному месту скульптуры. Взрослые гладят и смотрят в трубу, а дети катаются на собаке. Кстати я тоже не удержался и поседел на ней. Вроде магистратуру закончил, а детство до сих пор в пятой точке играет! 😀
Ну и напоследок пару интересных моментов о створном маяке в Геленджике. Маяк работает с самого его основания без серьёзной модернизации и ремонта оборудования. Единственной деталью, которую заменили в 1927 году — лампу. До этого года она была на керосине, а заменили её уже более современную электрическую. Это единственная часть оборудования, которая подверглась изменению, всё остальное работает с времен основания маяка. Благодаря изготовленным из горного хрусталя отражателям лампы, свет виден более чем за 9 морских миль (для нас с вами сухопутных это около 16 км), а днем при хорошей видимости это расстояние может достигать до 11 миль.
Для тех, кто хочет найти маяк, достаточно просто прогуляться по Ломоносовскому бульвару. Ориентироваться стоит на скульптуру смотрителя маяка. Если вы его увидели, то маяк уже примерно в зоне видимости. На всякий случай держите координаты 44°34’28″N 38°4’5″E.
Створный маяк Геленджика
Створный маяк — уникальная достопримечательность города-курорта Геленджика. Находится он прямо у берега моря, на главной набережной и гармонично сочетается с белоснежными зданиями и оградой набережной, расположенными рядом.
Нередко туристы путают его с особняком или старинной виллой. Но это один из старейших маяков побережья Черного моря в России, дошедших до наших дней. Спроектирован он был работавшим здесь французским архитектором, фасад выполнен в стиле модерн.
Свет маяка виден в море на девять миль благодаря конструкции отражателей из горного хрусталя. Все внутреннее и внешнее содержимое сохранилось до наших дней, только лампа была заменена на электрическую.
В настоящее время маяк имеет статус режимного объекта, он действующий и принадлежит министерству обороны России, поэтому попасть на территорию и тем более внутрь нельзя. Но его огни, как и фасад, может увидеть любой житель города или турист, гуляющий по набережной Геленджика.
История
В конце 19 века Россия совместно с французскими предприятиями развивали рядом производство цемента. Растущему объему готовой продукции была необходима соответствующая логистика. Морские пути из Геленджикской бухты прекрасно подходили для вывоза материала.
Чтобы создать судоходству безопасные условия, было принято решение о постройке здесь маяка. Поначалу предложили соорудить типичную «вышку» с лампой, но пока между представителями администрации шел спор о месте и финансировании проекта, французская сторона взяла инициативу в свои руки. Автором здания считается француз Франсуа Жозеф де Тонде, сведений о котором не сохранились. Сложная конструкция маяка позволяла не только дать ориентир кораблям, но и не позволяла им сбиться с курса для захода в довольно узкую бухту.
Еще одно необычное свойство маяка — хозяйственные и жилые помещения, лампа и механизмы со створками разместились в одном здании, что также не свойственно подобным конструкциям.
Модный на стыке эпох XIX–XX века стиль модерн гармонично вписал здание маяка в общий вид набережной. Он стал украшением Геленджика, а более чем вековая история его работы превратила маяк в уникальную достопримечательность всего Черноморского побережья.
Конструкция
Маяк в Геленджике не похож на другие подобные сооружения. Он имеет не одну створку, а целых три створки разного цвета — зеленую посередине, а красные по бокам. Маяк сконструирован таким образом, чтобы не только направлять корабль в нужную сторону, но и сигнализировать ему, если тот отклонится от курса.
Чудо инженерной мысли прошлого века работает так: если капитан судна взял правильный курс, он всегда впереди видит зеленый свет, который и приводит в тоге его в порт. Как только он отклоняется от курса, впереди виднеется красный сигнал. Все просто: створки маяка округлые: малейшее отклонение в сторону на большом расстоянии искажает видимость, и виден уже другую секцию створки. Именно благодаря этому Геленджикский маяк считался самым точным в округе, выполнял роль своеобразного компаса.
Достопримечательности рядом
Расположение маяка на главной набережной делает его доступным для туристов, а вместе с ним посетителям открываются многие красоты.
Главная из них — набережная Геленджика. Это центр курортной и культурной жизни города, в любое время года здесь многолюдно. А еще Геленджикская набережная — самая длинная в России, ее протяженность составляет 8 км. Здесь сразу заметно и военное прошлое города. Вдоль набережной можно увидеть множество памятников морякам, выдающимся государственным деятелям.
С набережной открывается самый выгодный и панорамный вид на морскую бухту, которую окружают холмы и множество пляжей. И, конечно, по вечерам отсюда видны огни маяка. Это самый центр города, с множеством кафе и ресторанов на любой вкус и кошелек, магазинов и улиц.
Здесь же находится единственный в России памятник смотрителю маяка — «Старый маячник». Это бронзовая фигура старого смотрителя, который днем и ночью, в любую непогоду всматривается вдаль и своим фонарем освещает путь входящим кораблям. Рядом с ним собака — символ верности и ожидания.
Скульптура создана Дмитрием Рындиным в 2011 году в честь служителей маяков и установлена именно рядом со старейшим из подобных сооружений. В настоящее время маяк и памятник составляют одну композиционную группу и служат ориентирами друг другу.
Как добраться до створного маяка в Геленджике
Старинный створный маяк находится на главной курортной набережной Геленджика, в центре города, поэтому добраться до него не составит труда.
Для этого подойдет несколько видов общественного транспорта — автобусы № 3, 5, 7, 10, 12б, 14, 17, 103, 646 и маршрутные такси № 3 м, 3дктс, 15, 18, 20, 21, 22, 31, 40. Ближайшая к маяку остановка — «Сосновая роща». Расположена она на улице Луначарского, которая проходит вдоль моря. От остановки доя Створного маяка нужно пройти пешком по ул. Маячная примерно 300 метров и 2–3 минуты. Транспорт курсирует по всем районам города с раннего утра и до ночи. Подробнее о маршруте конкретного автобуса или графике движения — здесь.
Доехать до створного маяка можно и на автомобиле (припарковаться придется вдоль трассы, далее путь идет пешеходный) или же воспользоваться мобильными приложениями такси: Яндекс. Такси, Uber и другими.
Створный маяк Геленджика — панорама Google Maps:
Видео-обзор створного маяка в Геленджике: