что значит вернуть сердца отцов детям
Мал. 4, 5-6. Возвращение сердец
(из конспекта проповеди)
“Вот, Я пошлю к вам Илию пророка пред наступлением дня Господня, великого и страшного. И он обратит сердца отцов к детям и сердца детей к отцам их, чтобы Я, придя, не поразил земли проклятием” (Мал.4:5-6).
Но если составить список опечаток или промахов нашей жизни, он занимал бы целую книгу или даже полку книг. В конце жизни Августин написал книгу под названием “Отречения” или “Пересмотры” (Retractationes), в ней он возвращается к своим ранним текстам, каталогизирует их и отмечает, что теперь написал бы многое по-другому. Сперджен сказал однажды, что нам пришлось бы написать целую библиотеку, если бы у нас было достаточно благодати, чтобы найти все ошибки и исповедать их.
В своей жизни я допустил достаточно ошибок и как сын, и как отец. Некоторые из них мне особенно хотелось бы избежать. Я вижу, что вот это определенное качество моего сына появилось у него из-за того, что несколько месяцев в его двухлетнем возрасте я относился к нему определенным образом. И это то, чего уже не изменить, или изменить сложно.
В Быт.18:18-19 сказано, что задача Авраама заключалась прежде всего в том, чтобы научить своих детей ходить путем Господним: “От Авраама точно произойдет народ великий и сильный, и благословятся в нем все народы земли, ибо Я избрал его для того, чтобы он заповедал сынам своим и дому своему после себя ходить путем Господним, творя правду и суд; и исполнит Господь над Авраамом, что сказал о нем”.
Из других (и из этого) мест Писания мы знаем, что Авраам был избран не только для образования ядра еврейского народа, но также для того, чтобы в нем благословились все племена земные. Подумайте: что бы вы стали делать в первую очередь для того, чтобы доставить благословение всем племенам земным? Наверное, начали бы активную внешнюю деятельность, совершали бы множество поездок, постоянно знакомились бы с новыми людьми и старались распространять на них свое влияние.
Образ жизни Авраама был не таким. Он был сосредоточен не на внешней активности, но на своей семье. Как Авраам влиял на благословение “всех народов земли”? Воспитывая своего сына и своих домашних.
Выслушаем еще раз Быт.18:18-19: “От Авраама точно произойдет народ великий и сильный, и благословятся в нем все народы земли, ибо Я избрал его для того, чтобы он заповедал сынам своим и дому своему после себя ходить путем Господним, творя правду и суд; и исполнит Господь над Авраамом, что сказал о нем”.
Последняя фраза резюмирует и разрешает кажущееся противоречие между двумя стихами с их акцентами на внешнем и внутреннем: когда Авраам будет заниматься своей семьей, учить ее ходить путями Господними, Бог исполнит сказанное о благословении всех народов.
Перепутав приоритеты, заняв не свое место, взявшись за чужое дело, мы не поможем тем дальним, кому хотим донести благословение, если о своих, о домашних не печемся.
Беда в том, что мы можем находиться рядом со своими детьми телами, но быть далеко от них сердцами: “как же ты говоришь: «люблю тебя», а сердце твое не со мною?” (Суд.16:15). Малахия говорит именно об обращении сердец отцов к их детям. Помню фразу одного отца: “Мой сын всегда у меня в сердце”.
Другой отец так сказал мне: “Когда еду куда-то далеко за рулем, времени много, всегда молюсь о своих детях”. Я спрашивал родственников этого отца о том, как он воспитывает своих детей, мне сказали: “Он просто очень их любит”.
Почему люди сомневаются в правдивости его слов? Во-первых, потому что они знают, что никто, находясь в здравом уме, не будет расхаживать повсюду с сотней миллионов долларов в кармане. Во-вторых, если человек настолько глуп, что все-таки поступает подобным образом, то он, наверняка, не станет демонстрировать их на публичном собрании.
Рави Захариас минуту-другую выслушивает предположения аудитории, настаивая на том, что банкнота — не подделка, и она действительно подлинная: настоящая купюра в сто миллионов… зимбабвийских долларов.
Дело в том, что уровень инфляции в Зимбабве измеряется квинтиллионами, а цены удваиваются каждые тридцать два часа. Впрочем, в случае с этой подлинной купюрой подвох заключается в надписи чуть выше проставленной в нем суммы: «Действительна до 31 декабря 2008 года». В Зимбабве каждые девяносто дней выпускают банкноты нового номинала.
Ноликов на этой банкноте много, а реальная ее ценность невелика. Реальная ценность слов “я люблю своего ребенка” у разных родителей может быть ой какой разной.
Мы сегодня не пользуемся этим словом в обиходе, но мы можем говорить “хороший мой”, “любимый”, “солнышко”, “малышка”. А если ребенок уже подрос, то вместо уменьшительно-ласкательных наименований можно обнять его покрепче и посмотреть на него по-особенному.
Если мое сердце обращено к моему ребенку, у меня всегда будут для него нужные слова и интонации. Мальчик упал, ударился, плачет, приходит к папе. Папа: “Ну, что я могу сделать, как я тебе помогу?” Мальчик: “Ну, ты хотя бы скажи ай-яй-яй”. У этого папы не хватило сердца даже на самостоятельное “ай-яй-яй”.
Один брат поговорил в лагере с мальчиком. Кто, откуда, что-то объяснил ему. Мальчик заплакал. Отчего? “Здесь так хорошо, а дома со мной никто не разговаривает”.
От этих первых слов ребенок может либо съежиться, ожидая взбучки и новых заданий, либо улыбнуться навстречу новому дню, в котором его любят и ценят, в ожидании: «О, интересно, что мама-папа скажут хорошенького?» «Что еще меня сегодня ждет радостного?»
Есть люди, которые заходят в комнату, и тебе сразу становится понятно, что сейчас будет что-то хорошее. Но есть люди, которые заходят в комнату, и ты понимаешь, что тебе несдобровать.
«Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в котором все Мое благоволение» — слова Отца о Сыне, которые звучат как строка из церковного гимна, но если сказать это по-другому, то звучать это может, например, так: «Это кто у меня тут такой красивый проснулся!» И присовокупить при этом улыбку во всю возможную ширину. «Все мое благоволение» значит: «Я же в Нем души не чаю».
Если у ребенка есть кто-то, кто в нем души не чает, то он счастливейший человек. Большинство из нас не знают, что в них души не чают. Иначе мы жили бы иначе. Мы просыпались бы с чувством, что кто-то нам страшно рад. Все отношения внутри Троицы заключены во фразе: «Это кто у меня тут такой красивый проснулся!» Взаимное обожание. Взаимное обожение.
Что бы я сделал, если бы знал, что кто-то во мне души не чает? Наверное, «был бы хорошим», «умывался» и «делал уроки», но делал бы все это с радостью, поглядывая краем глаза на того, кто там копошится на кухне, готовя мне угощение. По всей квартире несется запах жареного лука и яичницы с ветчиной, а я все делаю и делаю уроки.
И какая же это радость делать уроки, когда вот-вот распахнется дверь, войдет кто-то, и ты от одного его вида поймешь, что тебя ждет пир. «Пойдем, – скажет он, – все уже собрались, пора начинать, мы тебя уже заждались».
(Я бессовестно скопировал в конспект проповеди кусок статьи из блога Е.Терехина, но частично реабилитирую себя честным в этом признанием).
И немножко скажу для детей. “Он обратит сердца отцов к детям и сердца детей к отцам их”. Бог сравнил наше отношение к Нему с нашим отношением к родителям. Вы ведь знаете, что десять заповедей были записаны на двух скрижалях. Первые пять – это заповеди, касающиеся отношений между человеком и Богом («Да не будет у тебя богов других» и т.д.). Вторые пять – между человеком и человеком («Не укради», «Не убей»…).
«Почитай отца и мать» – заповедь, относящаяся к первой пятерке. Странно, на первый взгляд. Ведь, казалось бы, здесь идет речь об отношениях между людьми. Но нет: эта заповедь – об отношениях между человеком и Всевышним!
Бог послал нас в этот мир через родителей. Почитать родителей надо потому, что благодаря им ты появился на свет. Первые три заповеди («Я Господь Бог твой…», «Не делай себе идола…», «Не произноси имя Господа понапрасну…») – это признание существования Всевышнего. Четвертая заповедь («Помни день субботний…») – это признание того, что Всевышний создал мир. Пятая заповедь («Почитай отца и мать…») – признание того, что через родителей Всевышний создал человека (так писал Маараль из Праги). Это фундамент, позволяющий человеку исполнять остальные заповеди Творца.
В странах, где принято обращаться к психотерапевтам и к психоаналитикам, очень сильна тенденция во всех своих бедах обвинять родителей. Прослеживать проблемы до раннего детства. Мы можем считать, что родители неправильно нас воспитывали, таить на них обиду…
Справедливо это или нет – в данном случае речь идет не об этом. Заповедь о почитании родителей не лежит в плоскости личных отношений. Мы обязаны почитать их уже только за то, что через них Всевышний дал нам жизнь. Наше выполнение этой заповеди не должно зависеть от того, хорошие ли у нас родители, заваливали ли они нас игрушками и лакомствами и т.п.
Почему Иосиф умер первым из братьев? Он пять раз слышал от братьев фразу «Твой раб наш отец». Потом еще пять раз от переводчика. И не остановил их, не поправил, из-за того, что должен был сохранять вид правителя. (Цви Патлас. Профессия, работа и изучение Торы. Пиркей Авот 12. http://toldot.ru/tv/video/video_4333.html)
Возвратить сердца отцов детям
Дети очень похожи, а вот мир, в который они приходят, со временем меняется, изменяя условия жизни каждого маленького человека.
Трудно самому поверить, но застал время, когда еще не было телевизора. Правда, когда я уже учился в 3‑м классе, дядя, живший на соседней улице, приобрел это чудо советской электроники. Помню даже марку – «КВН-49»: экранчик с ладошку, а перед экраном – большая стеклянная линза, наполненная дистиллированной водой. Всей улицей ходили смотреть первые телепередачи.
Подрастая, много читали. Читали не всегда разборчиво, но школа приучала к классике, а со временем мы начинали вникать не только в сюжет, но и замирать перед красотой родного языка, отличали поэзию от просто стихов. С тех пор сложилось убеждение, подтверждение которому нашлось в наше время в одной замеченной фразе, что человек, читающий книги, всегда будет управлять теми, кто смотрит телевизор.
В студенческие годы видел первые электронно-вычислительные машины, или ЭВМ, занимавшие несколько больших помещений. Первый сотовый телефон появился, когда мне было уже за 40. В те годы не было громкой электронной музыки, и мы поэтому, не испортив слуха, могли слушать и классическую. Не было цветных телевизоров и мониторов, которые разрушают восприятие природных цветов.
Поколение Y, фотография Анатолия Заболоцкого
Сегодня уже не удивляет малыш, только что научившийся ходить и еще не умеющий говорить, но ловко управляющийся с планшетником, где находит мультики или рассматривает фотографии. Современные дети умеют с малых лет то, что нам трудно дается даже в зрелые годы. А может быть, мы просто по привычке желаем без этого обойтись… Но неужели, если молодежь что-то умеет лучше или знает то, что нам было неведомо, это так сильно отличает людей разного возраста друг от друга? Но ведь так было всегда! Всегда были старшие и младшие, всегда были разные поколения.
Дело может быть в слове, хорошо знакомом слове «поколение». Вспомнилась одна веселая картинка: радостный человек в шляпе улыбался, положив руки на головы двух симпатичных малышей. Под картинкой стояла подпись «По-коление». Дети ростом были по колено своему взрослому соседу, уж не знаю, кем они ему приходились. Кто по колено, тот – другое по-коление.
Вот и корень слова проявился, сразу вспомнились 12 колен Израиля, берущих свое начало от 12 сыновей ветхозаветного Патриарха Иакова. Правда, в других переводах можно встретить понятия «племена» или «семейства», но в наших Священных книгах укоренилось понятие «колена». 12 колен, или племен, на пути из Египта в обетованную Землю переживают самый важный момент в еврейской истории – Синайское откровение и начинают превращаться в единый народ, обладающий Богом данным Законом, по которому они становились «царством священников и народом святым» ( Исх. 19:6 ).
Время шло, и не все ладилось в этом народе, не всегда отцам удавалось передавать обетование о пришествии Мессии, верой в Которого они и оправдывались. И вот слышен грозный глас ветхозаветного пророка Малахии, устами которого говорит Бог:
«Помните закон Моисея, раба Моего, который Я заповедал ему на Хориве для всего Израиля, равно как и правила и уставы. Вот, Я пошлю к вам Илию пророка пред наступлением дня Господня, великого и страшного. И он обратит сердца отцов к детям и сердца детей к отцам их, чтобы Я, придя, не поразил земли проклятием» ( Мал. 4:4–6 ).
Беда коренится не в семейных отношениях, а в потере духовной преемственности. Ангел Господень почти буквально повторяет эти слова Захарии, отцу Иоанна Предтечи, предвозвещая о рождении Крестителя Господня – последнего пророка Ветхого Завета и первого пророка Нового Завета:
«И многих из сынов Израилевых обратит к Господу Богу их; и предъидет пред Ним в духе и силе Илии, чтобы возвратить сердца отцов детям, и непокоривым образ мыслей праведников, дабы представить Господу народ приготовленный» ( Лк. 1:16–17 ).
Фото Анатолия Дмитриевича Заболоцкого
Возобновить духовное единство всех отцов и детей, чающих пришествия Христа, – это уже достойная задача ветхозаветного народа. Не кровное родство и преемство, а вера во Христа – единственная основа духовного единства народа новозаветного.
Размышлял о поколениях, а дошел до самого главного: чего нам – отцам и детям – не хватает? Не хватает духовного единства во Христе. Сердца наши не возвращены друг другу, мы все стараемся договориться и переубедить один другого. Но разве Христос «современен»? Апостол Павел восклицает:
«Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же» ( Евр. 13:8 ).
«Представить Господу народ приготовленный» – вот цель, которую Божественное Откровение определяет разным поколениям. А для этого необходимо «возвратить сердца отцов детям, и непокоривым образ мыслей праведников».
Фото Анатолия Заболоцкого
С возрастом начинаешь понимать, что не только головой живет человек, не знания движут нами в этом мире, а сердце: порывы чувств часто ломают преграду ума. В сердце хранится самое ценное, что есть у человека. Сердце привязано к своему богатству:
«Где сокровище ваше, – говорит Христос, – там будет и сердце ваше» ( Мф. 6:21 ).
Может быть, не возраст определяет поколения, а ценности и их сходство? На основе этого предположения американцы Нил Хоув и Уильям Штраус в 1991 г. создали целую теорию поколений. Согласно этой теории, поколение – группа людей, которые родились в определенный период времени и испытали на себе влияние одних и тех же особенностей воспитания и событий, обладают похожими ценностями. Период времени авторы определили в 20 лет. Каждое поколение ими было названо. Мое поколение (рожденные в 1943–1963 гг.) получило странное название – «поколение бэби-бумеров». Объяснение простое: в эти годы происходил всплеск рождаемости. Объяснить можно все, но есть народная мудрость: «Как корабль назовешь, так он и поплывет». Смотрю на своих сверстников и понимаю, что «бэби-бум» – это не про нас.
Рожденных в период с 1963 по 1983 г. назвали «поколение Х» («неизвестное поколение»). Тех, кто родился с 1983 по 2000 г., именуют «поколение У» («сетевое поколение»), следующих за ними назвали «поколение Z». Читаю дальше и понимаю, что американцы большие выдумщики. Они почти всегда забывают про сердце человека, его внутренний мир и много внимания уделяют внешним, часто рукотворным, обстоятельствам, все объясняя объективными причинами. Наши подражатели этих теорий делают все, чтобы разрушить семьи, лишить детей систематического образования. Навяжут им странные стереотипы поведения, подменят игрушки монстрами, героев – кумирами, цели и средства поменяют местами, а потом скажут, что это объективные процессы и поэтому молодежь сейчас совсем другая.
Возвратить сердца отцов детям получится, только если ценности у всех поколений будут одни. Разве такое возможно? Возможно, но для этого нужны разумные, благочестивые родители и государство, которое печется о благочестии народа.
Считается, что ценности, которые определяют всю последующую жизнь человека, формируются до 14 лет. Думаю, что сформировать их извне практически невозможно, а вот создать условия, чтобы нужные из них запечатлелись в сердце, – это возможно. В детский период, да и не только в детский, впечатления оказываются важнее знаний.
Принесли новорожденного человека домой, лежит он и вбирает все звуки, которые слышит. Но какие они? Раньше молитву «Отче наш» ребенок впитывал с молоком матери. А что впитывает сейчас? Лежит младенец и смотрит на все то, что вокруг него имеется и что происходит. Затем он начинает ходить и говорить, слушать книги, смотреть мультики и играть в игрушки. И уже к трем годам в его сердце ой как много запечатлелось. Куда исчезли русские сказки, поучавшие, как отличить добро от зла? Где наши добрые мультфильмы, где наши русские богатыри и игрушки-голышки? А где благоразумные родители?
Вспомнилась такая история. К одному батюшке из нашего прихода обратилась благочестивая семейная пара с просьбой освятить дом. Свою просьбу они объяснили тем, что их ребенок по ночам плохо спит и кричит. По пути они рассказывали, что помогают храмам и сами люди православные. На пороге дома батюшку встретил мальчик, который взял его за руку и сказал: «Пойдем, я тебе покажу моих гостей из ада!» В детской комнате на столе стояли персонажи самого мерзкого вида. «Пойдем лучше со мной, – предложил священник, – будешь держать чашу со святой водой».
Рыбалка с отцом, ночевка у костра, рассвет над рекой, красота природы, любящие глаза матери, Божественная Литургия, свет свечи и благоухание ладана, первая любовь, – все это и много другое запечатлевается в сердце на всю жизнь.
Можно оправдываться телевизором, компьютером, интернетом, но не в них беда. Мы знаем, что делать с маленькими детьми: их надо кормить, одевать, играть с ними. Но что делать с подрастающими детьми, представляем плохо и продолжаем лишь кормить и одевать, а все остальное – чем они занимаются и как их воспитывает интернет и телевидение – нам неведомо: чем бы дитя ни тешилось, лишь бы не плакало.
С детьми надо разговаривать. Не поучать, не ругать, а разговаривать, открывая им свое сердце. И тогда наше отцовское сердце вернется нашим детям, и они откроют нам свое сокровенное богатство, хранящееся в их сердцах. Мы не разные поколения, мы люди одного времени. Мы семья, большая семья, имя которой – русский народ.
Возвратить сердца отцов детям
Дети очень похожи, а вот мир, в который они приходят, со временем меняется, изменяя условия жизни каждого маленького человека.
Трудно самому поверить, но застал время, когда еще не было телевизора. Правда, когда я уже учился в 3-м классе, дядя, живший на соседней улице, приобрел это чудо советской электроники. Помню даже марку – «КВН-49»: экранчик с ладошку, а перед экраном – большая стеклянная линза, наполненная дистиллированной водой. Всей улицей ходили смотреть первые телепередачи.
Подрастая, много читали. Читали не всегда разборчиво, но школа приучала к классике, а со временем мы начинали вникать не только в сюжет, но и замирать перед красотой родного языка, отличали поэзию от просто стихов. С тех пор сложилось убеждение, подтверждение которому нашлось в наше время в одной замеченной фразе, что человек, читающий книги, всегда будет управлять теми, кто смотрит телевизор.
В студенческие годы видел первые электронно-вычислительные машины, или ЭВМ, занимавшие несколько больших помещений. Первый сотовый телефон появился, когда мне было уже за 40. В те годы не было громкой электронной музыки, и мы поэтому, не испортив слуха, могли слушать и классическую. Не было цветных телевизоров и мониторов, которые разрушают восприятие природных цветов.
Сегодня уже не удивляет малыш, только что научившийся ходить и еще не умеющий говорить, но ловко управляющийся с планшетником, где находит мультики или рассматривает фотографии. Современные дети умеют с малых лет то, что нам трудно дается даже в зрелые годы. А может быть, мы просто по привычке желаем без этого обойтись… Но неужели, если молодежь что-то умеет лучше или знает то, что нам было неведомо, это так сильно отличает людей разного возраста друг от друга? Но ведь так было всегда! Всегда были старшие и младшие, всегда были разные поколения.
Дело может быть в слове, хорошо знакомом слове «поколение». Вспомнилась одна веселая картинка: радостный человек в шляпе улыбался, положив руки на головы двух симпатичных малышей. Под картинкой стояла подпись «По-коление». Дети ростом были по колено своему взрослому соседу, уж не знаю, кем они ему приходились. Кто по колено, тот – другое по-коление.
Вот и корень слова проявился, сразу вспомнились 12 колен Израиля, берущих свое начало от 12 сыновей ветхозаветного Патриарха Иакова. Правда, в других переводах можно встретить понятия «племена» или «семейства», но в наших Священных книгах укоренилось понятие «колена». 12 колен, или племен, на пути из Египта в обетованную Землю переживают самый важный момент в еврейской истории – Синайское откровение и начинают превращаться в единый народ, обладающий Богом данным Законом, по которому они становились «царством священников и народом святым» (Исх. 19:6).
Время шло, и не все ладилось в этом народе, не всегда отцам удавалось передавать обетование о пришествии Мессии, верой в Которого они и оправдывались. И вот слышен грозный глас ветхозаветного пророка Малахии, устами которого говорит Бог: «Помните закон Моисея, раба Моего, который Я заповедал ему на Хориве для всего Израиля, равно как и правила и уставы. Вот, Я пошлю к вам Илию пророка пред наступлением дня Господня, великого и страшного. И он обратит сердца отцов к детям и сердца детей к отцам их, чтобы Я, придя, не поразил земли проклятием» (Мал. 4:4–6).
Беда коренится не в семейных отношениях, а в потере духовной преемственности. Ангел Господень почти буквально повторяет эти слова Захарии, отцу Иоанна Предтечи, предвозвещая о рождении Крестителя Господня – последнего пророка Ветхого Завета и первого пророка Нового Завета: «И многих из сынов Израилевых обратит к Господу Богу их; и предъидет пред Ним в духе и силе Илии, чтобы возвратить сердца отцов детям, и непокоривым образ мыслей праведников, дабы представить Господу народ приготовленный» (Лк. 1:16–17).
Возобновить духовное единство всех отцов и детей, чающих пришествия Христа, – это уже достойная задача ветхозаветного народа. Не кровное родство и преемство, а вера во Христа – единственная основа духовного единства народа новозаветного.
Размышлял о поколениях, а дошел до самого главного: чего нам – отцам и детям – не хватает? Не хватает духовного единства во Христе. Сердца наши не возвращены друг другу, мы все стараемся договориться и переубедить один другого. Но разве Христос «современен»? Апостол Павел восклицает: «Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же» (Евр. 13:8).
«Представить Господу народ приготовленный» – вот цель, которую Божественное Откровение определяет разным поколениям. А для этого необходимо «возвратить сердца отцов детям, и непокоривым образ мыслей праведников».
С возрастом начинаешь понимать, что не только головой живет человек, не знания движут нами в этом мире, а сердце: порывы чувств часто ломают преграду ума. В сердце хранится самое ценное, что есть у человека. Сердце привязано к своему богатству: «Где сокровище ваше, – говорит Христос, – там будет и сердце ваше» (Мф. 6:21).
Может быть, не возраст определяет поколения, а ценности и их сходство? На основе этого предположения американцы Нил Хоув и Уильям Штраус в 1991 г. создали целую теорию поколений. Согласно этой теории, поколение – группа людей, которые родились в определенный период времени и испытали на себе влияние одних и тех же особенностей воспитания и событий, обладают похожими ценностями. Период времени авторы определили в 20 лет. Каждое поколение ими было названо. Мое поколение (рожденные в 1943–1963 гг.) получило странное название – «поколение бэби-бумеров». Объяснение простое: в эти годы происходил всплеск рождаемости. Объяснить можно все, но есть народная мудрость: «Как корабль назовешь, так он и поплывет». Смотрю на своих сверстников и понимаю, что «бэби-бум» – это не про нас.
Рожденных в период с 1963 по 1983 г. назвали «поколение Х» («неизвестное поколение»). Тех, кто родился с 1983 по 2000 г., именуют «поколение У» («сетевое поколение»), следующих за ними назвали «поколение Z». Читаю дальше и понимаю, что американцы большие выдумщики. Они почти всегда забывают про сердце человека, его внутренний мир и много внимания уделяют внешним, часто рукотворным, обстоятельствам, все объясняя объективными причинами. Наши подражатели этих теорий делают все, чтобы разрушить семьи, лишить детей систематического образования. Навяжут им странные стереотипы поведения, подменят игрушки монстрами, героев – кумирами, цели и средства поменяют местами, а потом скажут, что это объективные процессы и поэтому молодежь сейчас совсем другая.
Возвратить сердца отцов детям получится, только если ценности у всех поколений будут одни. Разве такое возможно? Возможно, но для этого нужны разумные, благочестивые родители и государство, которое печется о благочестии народа.
Считается, что ценности, которые определяют всю последующую жизнь человека, формируются до 14 лет. Думаю, что сформировать их извне практически невозможно, а вот создать условия, чтобы нужные из них запечатлелись в сердце, – это возможно. В детский период, да и не только в детский, впечатления оказываются важнее знаний.
Принесли новорожденного человека домой, лежит он и вбирает все звуки, которые слышит. Но какие они? Раньше молитву «Отче наш» ребенок впитывал с молоком матери. А что впитывает сейчас? Лежит младенец и смотрит на все то, что вокруг него имеется и что происходит. Затем он начинает ходить и говорить, слушать книги, смотреть мультики и играть в игрушки. И уже к трем годам в его сердце ой как много запечатлелось. Куда исчезли русские сказки, поучавшие, как отличить добро от зла? Где наши добрые мультфильмы, где наши русские богатыри и игрушки-голышки? А где благоразумные родители?
Вспомнилась такая история. К одному батюшке из нашего прихода обратилась благочестивая семейная пара с просьбой освятить дом. Свою просьбу они объяснили тем, что их ребенок по ночам плохо спит и кричит. По пути они рассказывали, что помогают храмам и сами люди православные. На пороге дома батюшку встретил мальчик, который взял его за руку и сказал: «Пойдем, я тебе покажу моих гостей из ада!» В детской комнате на столе стояли персонажи самого мерзкого вида. «Пойдем лучше со мной, – предложил священник, – будешь держать чашу со святой водой».
Рыбалка с отцом, ночевка у костра, рассвет над рекой, красота природы, любящие глаза матери, Божественная Литургия, свет свечи и благоухание ладана, первая любовь, – все это и много другое запечатлевается в сердце на всю жизнь.
Можно оправдываться телевизором, компьютером, интернетом, но не в них беда. Мы знаем, что делать с маленькими детьми: их надо кормить, одевать, играть с ними. Но что делать с подрастающими детьми, представляем плохо и продолжаем лишь кормить и одевать, а все остальное – чем они занимаются и как их воспитывает интернет и телевидение – нам неведомо: чем бы дитя ни тешилось, лишь бы не плакало.
С детьми надо разговаривать. Не поучать, не ругать, а разговаривать, открывая им свое сердце. И тогда наше отцовское сердце вернется нашим детям, и они откроют нам свое сокровенное богатство, хранящееся в их сердцах. Мы не разные поколения, мы люди одного времени. Мы семья, большая семья, имя которой – русский народ.