что значит вести себя по человечески
Почему мы ведём себя по-человечески
Почему мы ведём себя по-человечески
Франс де Вааль, будучи человеком нерелигиозным, предостерегает читателя от таких упрощений. Учёный признаётся, что его совершенно не интересует вопрос «есть Бог на самом деле или нет», а также была ли нравственность ниспослана свыше. Гораздо важнее для него понять место религии в фундаменте человеческой нравственности. Изъять оттуда религию было бы, по его мнению, неоправданной, да и бесплодной попыткой: за тысячи лет истории человечество с религией срослось. А вот преодолевать догматизм, по мнению де Вааля, необходимо.
В этом ему помогают обезьяны бонобо. «Карликовые шимпанзе», как их долгое время было принято классифицировать, – уникальные создания, у которых практически совсем (и это очень отличает их от шимпанзе) отсутствует агрессия. Они ухаживают за больными и стариками, спасают друг друга, обычны случаи «усыновления» осиротевших малышей. Причины альтруизма животных принято искать в том, что они сохраняют и передают собственные гены (забота о потомстве) или же предполагают возможность ответной услуги. Но наблюдения де Вааля убедительно показали, что эти прагматичные трактовки недостаточны. Животные способны получать удовольствие от альтруистического поведения, не требуя другой награды. Описанию и анализу этих ситуаций посвящена немалая часть представленной книги.
Итак: правда ли, что только человек может вести себя «по-человечески», или эта трактовка устарела? В чём разница между нашей нравственностью и социальным поведением бонобо (помимо присущей этим обезьянам сексуальной раскованности)? Один из аспектов человеческой морали – упорядоченность. Люди не удовлетворяются тем, что взаимопомощь так или иначе заложена в их природу, но стараются обосновать и систематизировать её проявления. Это, разумеется, чревато усугублением догматизма – но и объективно способствует выживанию человеческого рода. Интересно, что у «отца» теории эволюции Чарльза Дарвина не было попыток механически отграничить взаимопомощь и естественный отбор – зато этим отчасти занялись его последователи. А одним из очень немногих исследователей XIX века, кто предугадал открытия биологов века XX, стал знаменитый русский революционер, анархист и учёный Пётр Кропоткин, написавший книгу «Взаимопомощь как фактор эволюции».
Как научиться жить по-человечески?
Люди научились плавать как рыбы, летать как птицы. Осталось теперь научиться жить как люди. (Б. Шоу) Неважно, в кого или во что верит человек, главное, чтобы он жил по-человечески. Есть люди, которые много говорят о вере, о Боге, о душе, но на деле словам своим не соответствуют.
Они могут быть сколь угодно умными, успешными, начитанными, но в сердце своём продолжают оставаться черствыми. И встречаются простые люди, живущие тихо и праведно, особо не «премудрые», но настолько открытые, искренние и добрые, что, глядя на них, понимаешь, что истина здесь, что именно они живут правильно.
Можно много говорить, рассуждать, понимать, но не делать. А можно и не знать многого, но быть ближе к истине, чувствуя и проявляя свою любовь в действии. Что же всё-таки важнее? Кто ближе к истине? Человек, который много говорит о Боге, но не знает его, или человек, который мало говорит, но много делает, кто своими поступками доказывает, что он ближе к Богу, чем многие церковные служащие?
«Вокзал видел больше искренних поцелуев, чем ЗАГС. А стены больницы, возможно, слышали больше искренних молитв, чем церковь».
В мире существует огромное множество религий, но почему же из-за вопросов веры, из-за принадлежности к той или иной церкви возникает столько споров и разногласий? Ведь все мы люди, все мы дети одной планеты, живущие на ней под одним и тем же солнцем, общим для всех, мечтающие под одним и тем же небом. Что же нам делить?! Неважно, какому Богу вы служите, что считаете истиной для себя, но существуют общие для всех принципы человечности, и они будут верны для любого, кто хочет пребывать в мире с собой и с Богом.
Не осуждайте!
Кто нам дал такое право осуждать своих близких?! Почему мы постоянно вешаем на них «ярлыки», критикуем их, пытаемся переделать? Кто из нас является идеальным, совершенным, имеющим моральное право выносить другому человеку вердикт? Никто. Жизнь мудрее нас, она всё расставит по своим местам, поэтому лучше следить за собой, спрашивать с себя и заниматься собственным развитием, а не критикой других людей.
Любите!
Любовь — это основа основ, начало начал. Без любви вообще никуда. Давайте вспомним первое послание к Коринфянам святого апостола Павла: «Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я — медь звенящая или кимвал звучащий. Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, — то я ничто. И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы»/ (Коринфянам, гл. 13, ст. 1,2,3).
Самое главное жизни — проявлять свою любовь в действии, любить не на словах, а на делах, а именно: помогать ближним, не осуждать, прощать, доверять, совершать бескорыстные поступки.
Благодарите!
Важно научиться, совершая добрые дела для других, не ждать и не требовать за это благодарности, а считать это своим святым долгом, своим «служением» людям. Это так же просто, как накормить голодного, помочь нуждающемуся, это поступки, которые может и должен совершать Человек. Разве вы пройдете мимо умирающего человека, мимо брошенного ребенка, разве ваше сердце не дрогнет в этот момент от сострадания? Помогая другим, мы сами становимся лучше, благороднее. За саму возможность помочь другому нужно уже быть благодарными. За то, что нам позволили проявить свою любовь в действии, за то, что жизнь наполнилась ещё каким-то смыслом, за то, что душа испытала радость, когда человек стал счастливее благодаря вам. Неважно, словом вы помогли ему или едой, главное, что в мире стало на одного счастливого и благодарного вам человека больше. В мире стало от этого светлее.
Не оставаться равнодушным к чужой беде — вот одна из главных заповедей для человека.
Прощайте!
«Люди бывают неразумны, нелогичны и эгоистичны — все равно прощайте им», — так говорила мать Тереза. Истинно верующий человек умеет прощать своих близких. Он способен на это. Порой нам неизвестны причины совершения какого-то человеческого проступка. Может быть, оказавшись в такой ситуации, вы поступили бы точно так же или ещё хуже.
«Прежде чем осуждать кого-то, возьми его обувь и пройди его путь, попробуй его слезы, почувствуй его боли. Наткнись на каждый камень, о который он споткнулся. И только после этого говори, что ты знаешь — как правильно жить!» (Рафаэль Бенитес)
Каждый Человек — частица Вселенной. Плох он или хорош, судить не вам. Постарайтесь понять его, он ведь в силу каких-то обстоятельств стал именно таким, как сейчас. Может быть, ему, наоборот, стоит посочувствовать, ведь вы же не знаете его историю.
Мы все очень хрупкие, ранимые и нужные друг другу. Мы близки хотя бы тем, что одинаково дышим и умираем, одинаково рождаемся и растем, испытываем похожие радости и горести, так же плача и веселясь. Мы все немножко родные друг другу люди. Как говорят Христиане: «Мы все — братья и сестры». Так давайте постараемся относиться друг к другу бережнее, нести в этот мир свет и любовь, давайте постараемся понимать и слышать друг друга, ведь мы рождаемся для сотрудничества, для совместного пребывания на этой Земле. Каждому из нас нужно стремиться стать человечнее и добрее.
Я знаю и верю, что эти простые истины вам известны, мне просто хотелось лишний раз их напомнить, потому что очень часто в повседневной реальности мы об этом забываем.
Социолог: «Выходя из виртуальной среды, дети не умеют вести себя по-человечески»
Детей нового поколения называют «цифророжденными»
В ближайшем будущем полноправными участниками взрослой жизни станут представители цифрового поколения или центениалов – таким термином определяют детей, рожденных после 2000 года при новом технологическом укладе. С первых лет жизни представители поколения Z свободно обращаются с гаджетами, мгновенно обучаются и в общении с цифровой техникой легко обходят взрослых даже в раннем возрасте.
«Владение гаджетом – это не признак ума»
Но, по мнению кандидата педагогических наук, доцента кафедры социологии и социальных технологий УГАТУ Аллы Ивановой, это вовсе не означает, что нынешнее поколение умнее предыдущего.
— Они действительно более приспособленные, быстрее обучаются, но более умными я бы их не назвала. Сами взрослые, в особенности бабушки и дедушки, делают большую ошибку. Восхищаются: «Ой, наш Маратик такой умный, ему два года, а он уже с айпадом управляется». Но это не признак ума, это определенный навык, запоминание неких алгоритмов.
— Но получается, что мы все равно проигрываем в этих навыках двухлетнему ребенку…
— Нужно понимать разницу между нами. Когда бабушке показывают новый айфон, она понимает, сколько ее пенсий он стоит. Она попросту боится – люди старшего поколения понимают, что вложено в эту «штучку». Ребенку все равно – что резиновая утка, что айфон – для него это прекрасная игрушка. Малыш не опасается испортить программное обеспечение или зайти «куда-то не туда» в интернете. А мы этого боимся, поэтому тормозим. У детей тормозов нет.
В Америке детей нового поколения называют «цифророжденными» или «детьми с кнопкой на пальце», потому что они иногда говорить начинают позже, чем пользоваться интернетом и гаджетами.
— Но ведь нельзя отрицать, что для многих взрослых интернет-пространство и обилие техники остаются джунглями?
— По моему мнению, в этих джунглях слишком много ненужных опций. Действительно, учительница математики может подойти к самому отъявленному двоечнику и попросить настроить что-то в телефоне. Он справится с ее проблемой на раз-два. Но обилие опций нам не нужно. Покупаем, например, стиральную машину: она здоровается, у нее 30 программ, поет песни в конце стирки. Она крутая-крутая. Месяц мы с ней поиграемся, после чего изо дня в день пользуемся всего тремя программами. Это значит, что подавляющее большинство людей оставляет возможности техники невостребованными. «По полной» могут использовать возможности смартфонов лишь единицы. В то же время сегодняшнее подрастающее поколение разительно отличается от своих родителей. Они привыкли откровенно выражать свои мысли в интернете и живут в виртуальном мире как в реальном.
— Как это скажется на психике, и как изменится жизнь общества, когда они вырастут и придут к власти?
— Они правда проводят массу времени в социальных сетях и интернете. Исследователи приходят к выводу о том, что их социальное развитие и взросление проходит не в социуме живых людей, а в виртуальном мире. Но это не дает развиться простым человеческим качествам. У подростка в друзьях могут числиться несколько сотен, а то и тысяч человек.
Но вряд ли эти друзья придут на помощь в трудную минуту… Более того, если он познакомился с ним зимой, и «друг» был в красной шапке, то летом в синей бейсболке он может его даже не узнать. Есть определенная опасность, что параметры цифровой жизни они слишком легко проецируют на реальную. Взять, к примеру, сетевые игры, когда мы вроде бы работает командой. Но самом деле мы не знаем всех этих людей. А потом многие детки, переходя в реальную среду, начинают «тормозить». Они попросту не умеют вести себя по-человечески.
«Мы остаемся людьми в биологическом плане, а с биологией спорить сложно»
Алла Дмитриевна уверена, что трудности станут подстерегать повзрослевшего представителя поколения Z во всех сферах жизни – от трудовой до личной.
— Может, это и есть новое смарт-общество, где все легко и просто?
— Да, с одной стороны, это просто другие дети, значит, так тому и быть. С другой – мы не можем сломать свою биологическую сущность. Как бы мы ни стали развиты в цифровой сфере, мы все равно хотим кушать, имеем некие душевные привязанности в реальном мире. Как бы то ни было, мы остаемся людьми в биологическом плане, а с биологией спорить сложно. И это тоже вносит диссонанс в жизнь современного молодого человека. Во время взросления наступает момент, когда появляются первые чувства и конфликты, а социальная сеть больше не позволяет решать проблемы с легкостью. Дети растеряны – как так? Сердечко ёкнуло, и выход из онлайн-режима больше не помогает обрести спокойствие. Приходится учиться общаться вживую, испытывать реальные восторг и боль.
— Складывается ощущение, что сейчас эти дети учат своих радикально настроенных родителей относиться ко всему спокойно и с миром. Может, это такой этап развития человечества, новая ступень эволюции?
— Один мой студент в своем эссе написал: «Мы – поколение диванной армии интернета. Нам лень что-то делать, и наша политическая активность заключается в репосте чужого выступления». То есть он так и пишет, что им проще сидеть и «поругивать» власть вместо того, чтобы встать и хоть что-то попытаться сделать самому.
— Значит, это, наоборот, шаг назад в развитии человечества?
— Нет, просто эти молодые люди – другие. Я постоянно работаю со студентами, и сначала они общаются менторским тоном. Но когда мы затрагиваем животрепещущие темы, они, как улиточки, начинают выгладывать наружу. И выясняется, что они очень нуждаются в живом общении. Когда после чтения их эссе я пишу ответы и подробно комментирую их работу, многие удивляются. Студенты признаются – не ожидали, что я прочту их сочинение до конца и потом дам обратную связь, потому что в их виртуальном мире никто особо не озабочивается чужими проблемами.
— У братьев Стругацких есть повесть «Гадкие лебеди», в которых рассказывалось о детях, которых не понимали родители. В итоге все дети попросту ушли из города. Возможен ли такой сценарий в жизни – нас, взрослых, могут отринуть, как нечто ненужное?
— Я бы отметила важный момент в этом произведении. Одним из главных героев был либерально настроенный поэт Банев – его послали разговаривать с детьми в качестве парламентера. А еще был генерал, который привык решать проблемы быстро, всегда рубил с плеча. Так вот нам нужно искать золотую середину. Нельзя быть настроенным к ним слишком либерально – им это не нужно. Когда подростки слышат фразы «вы умнее, лучше нас», то сначала им это нравится, а потом воспринимается безразлично. А решать все с позиции генерала также нельзя, нужен симбиоз.
— Значит, если сегодня не начать искать правильный подход к детям, то через десять лет мы получим проблемы?
Адекватная обратная связь, или Общаемся по-человечески
Конфликты… Им посвящены тонны книг, диссертаций, тренингов; с ними борются, пытаются сделать людей «правильнее», «рациональнее» и более ориентированными на результат, но страсти в нашей жизни и офисах продолжают кипеть. Причем, как на грех, все это происходит одновременно: работа кипит, сроки горят, эмоции бьют ключом. Невыполненная или выполненная не в срок работа, сверхурочные часы, вымотанность – и снова ошибки, эмоции. И так – по кругу, снова и снова. Где же выход из этого замкнутого круга?
Есть множество самых популярных решений: «надо договариваться», «будьте терпимы», «переходите на рациональный формат обсуждения» и т. д. Но говорить «по‑взрослому» и рационально в разгар событий не просто не хочется (или очень хочется!), но порой так тяжело, что кажется невозможным.
Тут, к сожалению, большинство технологий, направленных на решение конфликтных ситуаций, выдает нездоровое противопоставление:
При этом подходе предлагается или контролировать себя (свои чувства, эмоции) – что бывает полезно, но не всегда, или «играть роль» взрослого и рационального человека, который решает подобные вопросы иначе. Здесь сложности кроются и в том, чтобы играть, и в том, чтобы изменить себя: это – тем более быстро – не всегда возможно.
А еще – все мы люди. И несостыковки интересов, а также недопонимания и ошибки (т.к. все мы разные и смотрим на одно и то же различно) неизбежны. Вопрос – как с этим быть?
Здесь возможны несколько вариантов.
Подчас руководители условно делят весь коллектив на крайне ответственных, дисциплинированных людей, на которых можно положиться (от 1% до 10%), и остальных, с которыми сложно и которые – сколько ни мучайся, ни учи – по большому счету не изменятся. Ко вторым приходится приспосабливаться и изобретать все новые способы мотивации и стимуляции, чтобы добиться желаемого результата. Знакомо? (см. Рисунок 1).
Однако наша практика показывает, что с этими 90% не все так однозначно. Да, среди них есть 10%, глядя на которых понимаешь – «клиника». С остальными 80% ситуация иная: в различных случаях они ведут себя по‑разному. В определенные моменты и с инициативой выходят, и ответственность на себя берут, и голову в сложных ситуациях включают. Хотя да, иногда мы видим и безответственность, и «игру в дурачка», и многое другое.
При таком раскладе картина становится чуть более интересной – мы получаем три группы сотрудников (см. Рисунок 2):
10% тех, кто ответственный, инициативный и толковый;
80% остальных (по большому счету нормальных и разумных людей).
С точки зрения конфликтных ситуаций с первыми 10% легче всего – они могут понять чужую точку зрения, проще выходят на диалог, более заинтересованы в результате и чаще всего сами замотивированы к разрешению сложных моментов.
С «нижними» 10% тоже все более-менее понятно – или не работать с ними, или – если все‑таки с ними приходится работать, – то полезно придумать, как максимально снизить их влияние на остальной коллектив (задачка не из простых, но решаемая).
А вот как быть с основными 80%? Если им свойственно реактивное поведение, и они легко ведутся на эмоциональные и прочие провокации, но при этом способны работать как первые 10% (или, по крайней мере, близки к ним)?
Годы работы (более 12 лет) с компаниями и руководителями разных рангов по повышению производительности труда позволяют нам с уверенностью сказать, что в современном мире в условиях информационной экономики, когда технологии давно обогнали человеческие возможности – именно человек (снова!) вышел на первый план. Производительность труда в компании в сегодняшнем мире сильнее всего зависит не от машин, а от человека, от людей и взаимоотношений, т.к. любое внедрение и апгрейд технологического характера предъявляет все большие требования к людям, которые будут с ними работать. И ни изменения в технологии, ни смена оборудования не повышают КПД так, как изменения в человеческом факторе.
И как вам в такой ситуации видеть 80% персонала компании, тратящих свой запал и мотивацию на конфликты и оттого имеющих КПД не выше «нижних» 10%?
Большинству владельцев бизнеса бывает крайне сложно признаться себе в такой ситуации. И потому именно HR-менеджер подчас начинает искать ее решения. А что можно действительно результативно предпринять?
Можно качественно менять людей, менять их поведение, способ мышления – по сути менять мировоззрение, менталитет. Но это (как минимум на уровне мышления), поверьте нашему опыту, долго и дорого. И… можно достичь этого лишь по собственному желанию людей. Можно пытаться поменять их поведение тренингами «про конфликты» и договариваться – но результат обычно если и появляется, то ненадолго, т.к. суть системы не меняется.
Есть вариант значительно проще, который можно использовать самим в своей работе и советовать руководителям соседних подразделений, – задавать формат взаимодействия(и влиять на коллектив посредством него):
при таком подходе не требуется менять человека с его отношениями к эмоциям и другим людям;
мы меняем формат, т.е. задаем форму, структуру, которая предусматривает более взрослые, рациональные и при этом человеческие отношения, – и людям (нашим основным 80%) удобно подстраиваться под него.
Один из самых удобных и результативных форматов, который мы любим использовать сами и давно и активно советуем нашим компаниям-клиентам, – это формат Адекватной обратной связи (см. Рисунок 3).
На практике он выглядит так: при получении результата у сотрудника, в разговоре с представителями соседних подразделений и в решении смежных задач, в сложных ситуациях невыполнения или частичного выполнения поставленной задачи доносить важное для вас сообщение в формате:
К примеру, вы поставили задачу – проработать проблему и принести несколько вариантов решения, чтобы можно было их сравнить. Сотрудник принес варианты, но в каждом из них учтены лишь денежные расходы.
(+) «Ты нашел много вариантов, которые мы можем использовать. И два варианта вообще новые, мы с этой стороны к вопросу еще не подходили. Это нам добавляет возможностей».
(–) «Теперь смотри – во всех вариантах в расходах только деньги, а сколько придется потратить времени рабочего – не указано, и мы корректно сравнивать варианты между собой не cможем».
Поэтому нужно в каждом варианте, помимо денежных, добавить затраты времени: кто и на сколько часов будет задействован.
(+) «И тогда мы варианты сравним четко и объективно, выберем лучший. Кроме того, каждый задействованный будет знать заранее, сколько времени потребуется, заранее учтет это время – тем самым мы избежим накладок, и все будет вовремя».
По форме Адекватная обратная связь напоминает давно известный «плюс-минус-плюс», но имеет качественные отличия. Мы категорически против подхода «похвали–поругай–похвали», ибо на деле он выглядит примерно так:
«Ты, конечно, молодец, но сделал все неправильно, это никуда не годится, хотя и здорово, что ты постарался».
«Вот садись сам и делай», – хочется сказать в ответ. Вполне разумно: наезд на наезд (хоть и немного прикрытый, «завернутый в похвалу», но этим лишь более неприятный).
Да, от таких фраз легче не становится, и конфликты не уменьшаются. Более того, настроя рабочего нет, и в следующий раз ожидание такой же порции «одобрения» только отбивает желание что-то делать.
Потому что человек, которого при таком подходе начинают хвалить, – уже с первых слов похвалы слышит / чувствует что‑то неладное и готовится поднять все «вооружение», чтобы защищаться от следующего захода, фразы.
Затем чаще всего звучит шикарный оборот: «НО при этом», – и вся дальнейшая информация воспринимается как ругань или наезд с подробностями о том, «какой же он нехороший человек, всех подвел, и вообще…» И в итоге сотрудник за такой защитой совершенно не слышит то важное, что ему хотят сообщить, – ту самую нашу обратную связь.
И к концу фразы, когда уже собеседник прочувствовал всю степень своей виновности и раскаяния, любой «плюс» звучит как лесть жуткая. Кто бы ее слушал и слышал после такого разноса?
Итого получаем: сотрудник вас не слышит, закрыт, немотивирован. А нам чего изначально хотелось?
Так какой же должна быть обратная связь, чтобы она помогала людям слышать друг друга?
Формат Адекватной обратной связи не касается вопросов, кто здесь «хороший», а кто – «плохой». В нем нет задачи отругать или похвалить. Наоборот – есть задача максимально объективно взглянуть на полученное и вынести из него всю ту пользу, которую можно извлечь, а также все то, что в результате стоит изменить. В итоге можно еще и дополнить картину результата важными для вас моментами. И тогда мы получаем:
Во-первых, сотрудника, которого никто не выставляет дурачком (что большинству людей или крайне неприятно, или выгодно), а воспринимает как нормального человека (с головой на плечах), когда им полученный результат – это им полученный результат. И если он чего-то не понял – вот и разберется. А если его ошибка дорого стоит – то он и так понесет ответственность: как минимум останется допоздна исправлять и будет работать в более напряженном режиме.
Во-вторых, сотрудника, который понял, где и что изменить, и самое главное, готов это сделать прямо сейчас! То есть он внутренне мотивирован к тому, чтобы пойти и исправить.
Но! Это не значит, что, имея человек 20–50 в подчинении, вы должны теперь с каждым по 15 минут разбирать каждую ошибку. Нет! Но натренировать себя говорить в таком формате, чтобы и короткая реплика звучала также результативно, – очень даже полезно.
Для эффективного выполнения формата Адекватной обратной связи крайне важно обращать внимание на несколько моментов (и избегать их).
Чем вредны оценки? – Запускают состояния и переживания «я плохой» и «я хороший», обиды, игры в «кто виноват» вместо ответственности, манипуляции и прочую «инфантильность». А инфантильность – всегда почва для безответственного отношения к делу.
Когда при обратной связи основное внимание уделяется тому, что «не так». При таком подходе – да, сотрудник узнает все минусы и недочеты, но останется в состоянии демотивированном («все плохо»). А с опущенными руками у него больше шансов снова ошибиться, причем он вряд ли пойдет исправлять сделанное сразу после разговора. Впрочем, может пойти, если в ходе подобной критики хорошенько припугнуть – тогда страх и печаль сделают свое дело (правда, о высокой эффективности в формате такого «разгрома» можно забыть).
При этом в каждом результате есть то, что можно использовать в работе. Хотя бы опыт на будущее – именно на нем люди учатся, становятся опытными специалистами.
К тому же наши основные 80% людей не машины, им свойственно ошибаться. А если вы видите работающие и полезные моменты в каждом результате, то и ваши сотрудники научатся их выделять и использовать в дальнейшей работе.
Добавим лишь еще, что людям важно, чтобы их видели и слышали. И именно так вырабатывается понимание человека, которое не противоречит результату. Но здесь стоит быть внимательнее, т.к. можно увлечься и перейти в следующую крайность…
Заглаживания или тотальная похвала
Если основное внимание при обратной связи уделять только положительным моментам (когда хочется мотивировать человека, или когда хочется и недостатки показать, и накала страстей избежать) – можно попасть в ловушку, в которой высока вероятность как зазнаться, так и потерять объективную суть вещей: человек не научится и не будет делать лучше. Бегать вокруг него и уговаривать на каждое действие – оно вам надо?
Таким образом, Адекватная обратная связь не снимает с исполнителя ответственности за полученный результат! Наоборот, это формат ответственных отношений, который позволяет видеть человека за каждым поступком.
И именно в подобных форматах наши основные 80% сотрудников переключаются в эффективный режим работы с большим КПД. Да и жить при этом в компании становится проще и приятнее.
Конечно, бывает и такое, что сотрудник вообще ничего не сделал. В таких случаях работает другой формат: разговор о его ответственности, где также не стоит играть в «кто виноват».
Минимум эмоций и обвинений, максимум здравого прагматизма.
В идеале, в здоровом коллективе у внутренне зрелых людей эмоции не являются причиной конфликтов – наоборот, они помогают эффективнее решать сложные ситуации. Если ситуация сама по себе непростая – то дело даже не в людях, а в неверно выстроенной работе, непродуманном функциональном пересечении и т.д. И вовремя заметить неверное и исправить его – лишь полезное дело.
Зрелых вам сотрудников и только приятных эмоций на работе и в жизни!
Виталий Жандаров, Лидия Шаймиева
Источник: КАДРОВИК.РУ