что значит воздохни обо мне
Значение слова «воздохнуть»
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
ВОЗДОХНУ’ТЬ, ну́, нёшь, сов. (к воздыхать) (книжн. устар.). То же, что вздохнуть. Рано друг твой неизменный вздохом смерти воздохнул. Пшкн.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
воздохну́ть
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: свезти — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Синонимы к слову «воздохнуть»
Предложения со словом «воздохнуть»
Цитаты из русской классики со словом «воздохнуть»
Сочетаемость слова «воздохнуть»
Понятия, связанные со словом «воздохнуть»
Отправить комментарий
Предложения со словом «воздохнуть»
А команда поезда вызывала их по всем каналам, там, где должна была станция минуту назад, её не было. Наконец получили ответ и воздохнули свободно.
Обув закрытые туфли в тон одежде, я тоскливо воздохнула.
Тогда-то, оглянувшись туда и сюда и видя окружающую тебя пустоту, почувствуешь наконец своё безрассудство, тогда-то воздохнёшь о своём неразумии, что до такого времени отлагал ты исполнение заповеди, когда и язык ослабевает, и дрожащая рука трясётся уже от предсмертных содроганий, и ты ни на словах, ни на письме не можешь объявить своей воли.
Значение слова «воздыхать»
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
ВОЗДЫХА’ТЬ, а́ю, а́ешь, несов. (к воздохнуть) (книжн. устар.). То же, что вздыхать.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
воздыха́ть
1. устар. быть влюблённым в кого-либо, питать нежные чувства по отношению к кому-либо
2. устар. тосковать, горевать, грустить по ком-либо ◆ Умирая за копейку, по всякий день умножает свое стяжание: но притом поминутно воздыхает и говорит, что он несчастлив, что детям его останется весьма мало, что он обижен и что все бездельники счастливы, а несчастлив только он один. Н. И. Новиков, «Трутень. Еженедельное издание на 1769 год месяц май», 1769 г. (цитата из НКРЯ)
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: скудеть — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Синонимы к слову «воздыхать»
Предложения со словом «воздыхать»
Цитаты из русской классики со словом «воздыхать»
Сочетаемость слова «воздыхать»
Понятия, связанные со словом «воздыхать»
Отправить комментарий
Дополнительно
Предложения со словом «воздыхать»
Когда увижу в вас добрую совесть во всём – стану радоваться; если же злую – начну воздыхать.
Это сознание воодушевляет её и заставляет забыть обо всех внешних привилегиях прошлого синодального периода, когда лучшие русские иерархи и высоко культурные члены церкви непрестанно воздыхали в тяжких объятиях государственного плена и чувствовали себя очень смущёнными под ударами злой критики римско-католиков, упрекавших их в предательстве свободы церкви.
Скорбеть и воздыхать
Велико ли дело – сидеть на месте, «скорбеть и воздыхать»? Нет, по видимости. Чего тут великого? Но иногда возможность чего-либо великого отнимается от людей решительно. Ни одного великого дела, никаких священных порывов. Одна лишь слабость и немощь, как при оккупации или во дни одинокой старости. Остается только нечто смиренное и неяркое, как вот это – «скорбеть и воздыхать». Но именно это и является фактором спасения.
В 9-й главе пророчества Иезекииля изображается истребление Иерусалима. Перед этим Господь показал пророку в видении грехи жителей города, и вот они весьма велики. Мерзость за мерзостью Бог открывал пророку тайную изнанку жизни, говоря: «Стану действовать с яростью; не пожалеет око мое, и не помилую» (Иез. 8: 18). Это страшные слова, противоречащие нашей подкожной уверенности в том, что Бог всегда нас примет, лишь только позови. Страшные слова, поскольку бывают времена, когда и молитва не спасает начавшего вопить грешника. «Хотя бы они взывали в уши Мои громким голосом, не услышу их» (Иез. 8: 18).
Представляете, люди грешат, традиционно разворачиваются спиной к святыням и делают вид, что Бога нет. Прямо как Павел говорит: «Дойдя до бесчувствия, предались распутству так, что делают всякую нечистоту с ненасытимостью» (Еф. 4: 19). А мы раз за разом говорим: «Кайтесь, молитесь, пока не поздно. Обратитесь к Богу всем сердцем вашим». Говорим в той уверенности, что Бог примет человека в любом случае. Но… «Не услышу их», – говорит Господь через пророка. Причем так говорит не только Иезекииль. Иеремия тоже говорит: «Наведу на них бедствие, от которого они не могут избавиться, и когда воззовут ко Мне, не услышу их» (Иер. 11: 11). А вот Исаия о том же: «Когда вы простираете руки ваши, Я закрываю от вас очи Мои; и когда вы умножаете моления ваши, Я не слышу: ваши руки полны крови» (Ис. 1: 15). И вот, когда наказание уже определено и вопли поражаемых грешников никого уже на милость не приклонят, остается нечто удивительное.
В ушах пророка раздался голос: «Пусть приблизятся каратели города, каждый со своим губительным орудием в руке своей… И между ними один, одетый в льняную одежду, у которого при поясе его прибор писца… И сказал ему Господь: пройди посреди города, посреди Иерусалима, и на челах людей скорбящих, воздыхающих о всех мерзостях, совершающихся среди него, сделай знак» (Иез. 9: 1–4).
Трогательно вспомнить об этих словах на вечернем богослужении, когда есть полиелей и помазание. Тогда священник, как некто одетый в одежду писца, ставит маслом священный знак креста на челах молящихся людей, и это очень похоже на картину, описанную пророком. Но вернемся к тексту. После нанесения знаков на челах скорбящих голос обращается к карателям: «Поражайте, пусть не жалеет око ваше и не щадите; старика, юношу и девицу, и младенца и жен бейте до смерти, но не троньте ни одного человека, на котором знак, и начните от святилища Моего» (Иез. 9: 5–6). Вот когда «бесполезная скорбь о происходящих мерзостях» превращается в причину спасения. Знак поставлен, и меч пущен. Меч обойдет тех, кто запечатлен скорбным знаком.
Происходит то, что было с Лотом, ибо и он, прежде чем спастись из обреченного города, ежедневно мучился в сердце своем, видя и слыша дела беззаконные (см.: 2 Пет. 2: 7–8). Не обличал, не кричал, не агитировал, но скорбел и мучился. Оттого и был выведен за руку непосредственно перед пролитием огня и серы. Человек, оказывается, может быть спасен уже самой печалью о происходящем, даже если он не в силах никак повлиять на ситуацию.
И надо всматриваться в картины, изображенные пророками. Это картины правды и истины, происходящие и сегодня.
Ветхий Завет пугает нас своей непосредственной жесткостью, и мы спешим отвернуться и убежать в теплые объятия новозаветной благодати. Но убегать не надо, потому что Ветхий Завет и Новый не противоречат друг другу. Они связаны внутренним единством, и Один и Тот же Бог действует в обоих. Кто достоин новозаветной милости, тот примет милость. Кто ожесточился до края, того найдет ветхозаветная строгость. И надо всматриваться в картины, изображенные пророками. Это картины правды и истины, происходящие и сегодня.
Еще стоит заметить, что поставление печатей на челах и следующее за тем истребление похожи на Пасху, на историю Исхода. Только там знак ставился на косяках дверей, а не на челах. И там была кровь ягненка, а не чернило невидимого писца. Там Ангел истребления прошел между египтян, то есть поражал врагов народа Божия. А здесь сам народ превратился в злодеев и противников, за исключением малого остатка. И святость Божия, не могущая жить среди грешников, покидает тех, кто был специально избран, возвышен, прославлен.
Не всем дано влиять на окружающий мир могущественно и действенно. Но всем вменено в обязанность иметь сердце чуткое, обрезанное и давать явлениям жизни нравственную оценку. В случае, если всё плохо, но сил влиять на ситуацию нет, от человека требуется, по крайней мере, скорбь, печаль и воздыхание. Это одно уже отмечает человека в глазах Божиих. За это одно меч губителя пройдет рядом, но не заденет кающегося, в день, когда милость уступит справедливости.
Благой Бог хочет, чтобы я болела?
Вячеслав1959
Антон Пакшин
Участник, заслуживающий доверия
Понимать Евангелие надо согласно толкованиям Св. Отцов.
«»Чтобы ученики не смущались, как бы оставленные Им, говорит: если и малая птичка не может быть поймана без Моего ведома, то как оставлю вас, которых люблю? Показывая же Свое всеобъемлющее знание и промышление, говорит, что волосы наши сочтены Им. Не думайте, что малые птички ловятся при содействии Бога, но ловля их не неизвестна Ему.»» (Блаж. Феофилакт Болгарский)
Вячеслав1959
Понимать Евангелие надо согласно толкованиям Св. Отцов.
«»Чтобы ученики не смущались, как бы оставленные Им, говорит: если и малая птичка не может быть поймана без Моего ведома, то как оставлю вас, которых люблю? Показывая же Свое всеобъемлющее знание и промышление, говорит, что волосы наши сочтены Им. Не думайте, что малые птички ловятся при содействии Бога, но ловля их не неизвестна Ему.»» (Блаж. Феофилакт Болгарский)
И я Вас призываю аргументировать свои слова стихами из Евангелие только тогда, когда Вы сверитесь со святоотеческим их толкованием.
Блж. Феофилакт Болгарский: «. Не думайте, что малые птички ловятся при содействии Бога, но ловля их не неизвестна Ему».
Евангелие по Матфею, глава 10 (Мф. 10). Толкования стиха Мф. 10:29. Новый Завет. Синодальный перевод Библии
Антон Пакшин
Участник, заслуживающий доверия
Вячеслав1959
Кроме цитирования необходимо ещё правильно понимать смысл цитируемого. Или Вы считаете, что Бог по своей воле разрешает умирать птичкам и людям?
Свт. Иоанн Златоуст также пишет, в первом толковании по ссылке, что слова о падении птиц относиться только к всеведению Бога, а не к попущению, как Вы это пытаетесь излагать.
Дед Сергий
Антон Пакшин
Участник, заслуживающий доверия
Все от Бога, – и благое и скорбное, и недостойное; но одно – по благоволению, другое – по домостроительству, третье – по попущению.
Про́мысл Бо́жий непрестанное проявление в мире всеблагой, всепремудрой и всемогущей воли Божией, непрестанное действие Божье, направленное на сохранение и развитие мира, все обращающее ко благу, направляющее к вечному спасению человечество в целом и каждого человека в отдельности.
Вячеслав1959
Дед Сергий
Вячеслав1959
Все от Бога, – и благое и скорбное, и недостойное; но одно – по благоволению, другое – по домостроительству, третье – по попущению.
Про́мысл Бо́жий непрестанное проявление в мире всеблагой, всепремудрой и всемогущей воли Божией, непрестанное действие Божье, направленное на сохранение и развитие мира, все обращающее ко благу, направляющее к вечному спасению человечество в целом и каждого человека в отдельности.
Здесь речь идёт о Божественном Промысле, в котором одно есть домостроительство, другое попущение. Вы домостроительство путаете с попущением. Болезни по домостроительству, а не по попущению.
Прп. Ефрем Сирин (продолжение цитаты, которую Вы привели): «Опять домостроительно Бог вразумляет нас согрешающих, чтобы не были мы с миром осуждены, как говорит апостол: Судими же, от Бога наказуемся, да не с миром осудимся (1Кор.11:32). И несть зло во граде, еже Господь не сотвори(Ам.3:6), таковы: голод, язвы, болезни, поражения, брани;. ».
Вячеслав1959
Дед Сергий
Антон Пакшин
Участник, заслуживающий доверия
Вячеслав1959
Прошу дать ссылку на беседу святителя Иоанна Златоуста, чтобы в контексте понять данную выдернутую цитату.
В контексте же самой фразы речь идёт только о частности, а не об общем принципе или закономерности. Например, Бог разрешил (попустил) диаволу по его просьбе напасть на Иова, чтобы прославить его и «устыдить» диавола. Домостроительство есть забота Бога о спасении людей. В данной фразе слово «попустил» имеет частный, а не общий смыл закономерности. Нельзя частность выдавать за общий принцип, это может увести в ересь. Ересь есть выбор частного как общего. Бог попускает диаволу нападать на праведника, чтобы прославить его, в том числе и через болезнь. Но само попущение относится к диаволу и его демонам, а не к конкретной болезни.
Слава просто
Здравствуйте, братья и сестры во Христе!. Помогите пожалуйста прояснить для себя вот такой сложный момент.
Как известно, все в мире происходит по воле Божией.
И вот есть Бог, и есть я- и я с детства болею одной болезнью и с детства с ней борюсь, Сейчас мне 40 лет уже. победить болезнь у меня не получается. Сколько Я себя помню, постоянно молилась об исцеление от этой болезни. Не исцеляюсь.Но смириться с тем, что я больная- не получается никак. Ропот есть, да.
И у меня возник вопрос- если я родилась больной, значит Бог так захотел!Бог хочет, чтобы я была больной. и моя болезнь это воля Божия. Тогда, борясь со своей болезнью, я, получается, пытаюсь идти против воли Божией относительно меня? Пру против рожна?
Антон Пакшин
Участник, заслуживающий доверия
«Крест – терпение в Господе всех огорчений и напастей, которые будут попущены Промыслом Божиим»(святитель Игнатий (Брянчанинов)
«Если вы терпите наказание – под наказанием здесь апостол разумеет всякую печаль и скорбь, случающуюся по Божиему попущению, – то Бог поступает с вами, как с сынами» (Святитель Димитрий Ростовский)
«»Страждущие! Знайте, что вы страдаете по воле Божией; будьте убеждены, что без воли Божией, без попущения Божия, не прикоснулась бы к вам никакая скорбь.
Возрел милостиво на вас Господь, возблаговолил о вас, признал ваши сердце и жительство благоугодными Себе, и потому простер к вам руку помощи в судьбах Своих.
Он послал или попустил вам скорби в очищение ваше.»» (святитель Игнатий (Брянчанинов) Аскетические опыты Том 2)
«Кто научился благодарить Бога за свои болезни – недалек от святости» (святитель Иоанн Златоуст)
Вячеслав1959
«Крест – терпение в Господе всех огорчений и напастей, которые будут попущены Промыслом Божиим»(святитель Игнатий (Брянчанинов)
«Если вы терпите наказание – под наказанием здесь апостол разумеет всякую печаль и скорбь, случающуюся по Божиему попущению, – то Бог поступает с вами, как с сынами» (Святитель Димитрий Ростовский)
«»Страждущие! Знайте, что вы страдаете по воле Божией; будьте убеждены, что без воли Божией, без попущения Божия, не прикоснулась бы к вам никакая скорбь.
Возрел милостиво на вас Господь, возблаговолил о вас, признал ваши сердце и жительство благоугодными Себе, и потому простер к вам руку помощи в судьбах Своих.
Он послал или попустил вам скорби в очищение ваше.»» (святитель Игнатий (Брянчанинов) Аскетические опыты Том 2)
«Кто научился благодарить Бога за свои болезни – недалек от святости» (святитель Иоанн Златоуст)
Слово 7 прочту и выскажу своё мнение в части нашей дискуссии.
Ни в одной цитате святителей Игнатия (Брянчанинова) и Дмитрия Ростовского, которые Вы привели как аргументы в защиту того, что болезни попущены (разрешены) Богом, нет слов о болезнях. В цитатах говорится о скорбях и печалях, которые даны Богом в очищение. А в последней цитате от святителя Иоанна Златоустого речь идёт о благодарении Бога за свои болезни и нет слов, что эти болезни были попущены (разрешены) Богом.
Спасется ли пьяница? Спор батюшек.
Спасется ли пьяница?
Вчера, дорогие, я в Интернете видел очень интересный ролик. Один известный священник, вы все его знаете, отец Андрей Ткачев, очень достойный пастырь, отвечал на вопрос одного молодого человека. Молодой человек спрашивает: «У меня был дедушка, который был алкоголиком. Он был очень хорошим человеком, добрым, порядочным, никакого зла никому не делал, но вот у него была такая слабость, он выпивал. И вот он умер. Значит ли это, что он однозначно пошел в ад? Что мы можем сказать об этом?» Отец Андрей отвечает: «Если вы любите своего дедушку, если вы понимаете его немощи, если вы готовы оказать милосердие, снисхождение к вашему деду, пусть он был одержим этой страстью, этим недугом, то не думаете ли вы, что Господь Иисус Христос меньше вас любит вашего деда? Неужели мы думаем, что мы более милостивы? Помните, Господь Иисус Христос как-то сказал: Итак если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец ваш Небесный даст блага просящим у Него (Мф. 7:11)».
Поэтому, говорит отец Андрей, конечно, предвосхищать Суд Божий, как Бог разберется с вашим дедом, мы не можем, это было бы крайнее дерзновение. Сказать, что вот этот человек пойдет в рай, этот – в ад, этот – спасется, этот – не спасется, мы не можем.
Дальше отец Андрей привел такой пример: вот представьте – пришел бы к вам Ангел и сказал бы: вот тебе список грехов какого-то человека, он умер, и мы должны определить, в ад его послать или в рай; вот тебе полный список того хорошего, что он сделал, и вот тебе полный список того плохого, что он сделал. Сам, говорит Ангел, и вынеси ему приговор, куда ты его направляешь: в рай или в ад. Но учти, что если ты его незаконно осудишь, то ты сам пойдешь в ад. И в любом случае, говорит отец Андрей, каждый из нас, если нам такое предложение Ангел сделает, возопит: «Нет, я не могу, я не дерзаю выносить свой суд. Я же не Бог, откуда я знаю все мотивы человека, все его внутренние импульсы, движения, почему он то или иное сделал, как я могу определить судьбу человека?».
Отец Андрей говорит: нам даже страшно представить, что мы можем чью-то судьбу определить, послать человека в рай или в ад. Мы не знаем, только Бог знает. Поэтому мы не должны предвосхищать Суд Божий, мы не должны из-за нашей гордыни опережать мнение Бога в этом вопросе.
Вот этот ролик, который я посмотрел, был очень интересный, я бы сказал необычный, потому что сразу же после этого в этот же ролик был вмонтирован кусочек другой проповеди другого пастыря, отца Георгия Максимова. Тоже достойный пастырь, тоже московский священник, богослов и защитник православной веры перед лицом ересей и всяких искажений. И отец Георгий начинает критиковать отца Андрея: вот, говорит, посмотрел ролик, где отец Андрей говорит, что мы не знаем, куда человек пойдет: в рай или в ад. А, собственно, говорит отец Георгий, что значит – не знаем? Ведь Господь Иисус Христос нам ясно сказал, в Новом Завете мы ясно читаем, например, у апостола Павла, что пьяницы Царство Божие не наследуют. Так и нечего тут разговаривать. На конкретный вопрос, может ли мой дед попасть в Царство Небесное, мы должны сказать, что нет никакого Царства Небесного для него, пьяницы. Мы не от себя говорим, мы говорим от Священного Писания.
Вот какой-то человек взял два мнения, отца Андрея и отца Георгия, их совместил специально в одном ролике, чтобы люди послушали и, может быть, внутренне сами задали себе эти вопросы. Я тоже посмотрел, стал думать над всем этим. Конечно, вот так, в одном видео противопоставлять двух достойнейших пастырей, – это неэтично. Похоже, что автор этого ролика, который как бы столкнул лбами два мнения батюшек, он преследовал не очень хорошую цель, хотел показать: вот, отец Андрей так говорит, а «более православный» батюшка — вот так говорит.
Но давайте, дорогие, все-таки подумаем над этим вопросом, вопрос-то интересный. И, конечно, мы должны сказать, что здесь правы. оба пастыря. Если глубже взглянуть на эту проблему, то правы оба. Прав отец Андрей, что мы не можем предвосхищать Суд Божий? Ну, конечно, прав! Прав отец Георгий? И он, можно сказать, прав. Святые Отцы исследовали эту тему и открыли нам, что действительно человеческая страсть может привести человека в ад. Если человек с какой-то своей страстью не борется, эта страсть его приводит к духовной гибели. Есть даже грехи, которые называются «смертные».
Если человек живет в блуде, в упоении блудит, то и его ждет та же участь: как мы знаем, блудники Царства Божия не наследуют. Если человек, например, в упоении предается пьянству, чревоугодию, забывая о Небесном, такой человек тоже делает выбор жить без Бога здесь, на земле, и это состояние переходит с ним в Вечность. Тот выбор, который мы делаем на земле, переходит с нами в Вечность. Нравится это нам или не нравится, но святые отцы, знатоки человеческой души, описали это. Они говорят, что если человеческая душа как бы «навыкла», привыкла к какому-то состоянию, то есть это состояние стало для нее родным, естественным, то такая страсть переходит с нами в Вечность и мешает нам видеть Бога. Может быть, мы будем причастны в какой-то степени видению Бога, но все-таки это все будет очень ущербно, потому что страсть будет мешать нам, она будет как стена стоять между нами и Богом.
Но, дорогие, тем не менее, мы знаем, что ведь человек – это не механизм какой-то, человек – это пластичное существо, душа человека очень изменчива. Мы знаем, например, такую ситуацию, что человек грешит – и он может покаяться, кто знает душу человека? Помните покаявшегося на кресте разбойника, которому Христос сказал: Истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю (Лк. 23: 43). То есть, возможно даже покаяние на смертном одре.
А кто знает, например, что в душе алкоголика и блудника происходило во время его жизни? Только Бог знает. Мы знаем слова святителя Иоанна Златоуста из его знаменитого «Слова на Пасху», что «Господь и намерения целует». Например, человек – наркоман или алкоголик, и он плачет от немощи своей, плачет, что не может победить эту свою страсть, он ее не принимает как естественное состояние. Он говорит, что да, я живу в этой страсти, я не имею сил сопротивляться этой страсти. Можно ли это признать покаянием? Многих ли вы знаете алкоголиков и наркоманов, которые считают, что это нормально для них, что это естественно и это прекрасно, и что это нормальный для них образ существования? Чаще всего эти наркоманы, алкоголики или другие люди, подверженные страстям, наоборот, очень сокрушаются, что они не имеют сил победить свою страсть. Приравнивается ли это к покаянию или не приравнивается? Если учитывать слова святителя Иоанна Златоуста, что Господь даже намерение целует, то, например, разве ничего не значит пред очами Божьими, что человек понимает, что это ненормально, что он грешит, но не находит пока силы исправиться? Не находит, но очень хочет исправиться. Хочет, но пока не нашел в себе внутренних ресурсов с этим справиться.
Мы сегодня, благодаря разным исследованиям мозга, больше знаем, например, о зависимостях, чем знали люди даже всего 100 лет назад. Мы сегодня знаем, что в мозге человека возникает химическая зависимость к психотропным, наркотическим веществам, к алкоголю. Мы сегодня знаем с вами, и любой ученый скажет, что действительно людям с неразвитой волей очень тяжело побороть какую-то страсть. Воля развивается и формируется в детстве, а представьте, что родители не воспитывали этого человека. Вот ко мне сегодня утром приходил один мужчина, который имеет очень сильную игровую зависимость, даже семья у него разрушилась из-за этой зависимости. И он мне рассказывает: «Батюшка, родители меня в детстве бросили, они купили мне компьютер и дали – сиди. И я с детства сидел у этого компьютера, я так привык, что стал игроманом. Я другого ничего не знаю. И вот сейчас я, воцерковляясь, пытаюсь по кускам из себя вырывать эту зависимость, которая стала страстью моей«.
А ведь это психологическая зависимость, это даже не химическая зависимость.
Или другая причина. Люди, работающие с наркоманами и алкоголиками, обнаружили, что у большинства страдающих этими недугами людей очень неразвита самостоятельность, инициативность, они безответственны и инфантильны. Причина? Нездоровая семейная ситуация, то, что называется «слияние с родителями», особенно с матерью. Такое происходит, когда гиперопекающая мамочка не дает раскрыться самостоятельной личности ребенка, не дает ему, по сути, вырасти и стать взрослым. Неумение по-взрослому справляться с жизненными сложностями, зависимость от других, волевая слабость толкают человека к допингу (алкоголю или наркотикам), который «раскрепостит» его, даст иллюзорное ощущение, что ты взрослый, сильный и уверенный.
Есть масса других причин, по которым человек может впасть в какую-то зависимость. Это явление изучает целое направление психологической науки, которая называется «психология зависимостей».
И это еще цветочки! А теперь – ягодки. Представляете, что происходит, когда человек из психологической зависимости от алкоголя или наркотиков попадает в химическую зависимость? На каком-то этапе болезни в мозге происходят процессы, практически необратимые, когда человек становится наркоманом.
Это тяжелая болезнь (это в медицине и классифицируется как болезнь), которая развивается поэтапно. На каком-то уровне человек еще может самостоятельно бороться, а потом практически теряет способность самостоятельно сопротивляться. Ему нужна помощь. А если людей, которые помогут, рядом нет.
Можно ли сказать, что любой вот такой зависимый человек – наркоман или алкоголик – автоматически идет в ад? Если мы не знаем душу этого наркомана или алкоголика, не знаем его детства, не знаем, как он рос, почему у него не сформировалась воля, почему он подвергся этому разрушительному воздействию каких-то наркотических веществ и не может слезть с них, – то можем ли мы такого человека с легкостью отправить в ад? С этим человеком надо работать, надо брать его за шиворот и помогать вылезти из ужаса, в который он себя (часто не без помощи других) загнал. Тогда, возможно, мы поможем ему вылезти. Мы работаем в храме с наркоманами, алкоголиками, и я хочу сказать, дорогие, что это процесс, который многие годы происходит. Любой, кто работает с алкоголиками, скажет вам, что не бывает людей, которые победили этот недуг, алкоголик «завязавший» все равно остается алкоголиком, спустя даже 10, 20 лет он может сорваться, то есть, это процесс очень длительный, очень кропотливый. То есть, не так просто этот недуг победить в себе. Особенно, повторяю, если воля не развита. Посылать этого человека в ад, не учитывая все то большое, громадное, что в его душе происходило, всю борьбу, всю эту муку, которую он несет по жизни, не в силах справиться с какой-то своей страстью. Нет, мне кажется, что нельзя так поступать, это было бы крайностью. Тут отец Андрей говорит более мудрые вещи, чем отец Георгий.
Потом, дорогие, вспомните знаменитый пример, который приводит преподобный авва Дорофей. Он говорит: вот представьте себе, что на христиан напали варвары, убили родителей и похитили двух детей, двух девочек. И потом этих девочек продали на рынке – рынок торговли людьми в те времена процветал. Одну купил публичный дом и воспитал из нее профессиональную блудницу, а вторую девочку выкупили христиане, и она стала христианкой, даже в монастырь пошла и стала великой подвижницей. И вот эти две девочки выросли, прожили свою жизнь совсем по-разному, две сестры, которые так друг друга и не узнали в жизни этой, с младенчества были разлучены. И вот они умерли и предстали пред Богом. И преподобный авва Дорофей говорит: неужели Господь будет одинаково их судить? Ту девочку, которая была воспитана во зле не по своей воле, и ту девочку, которая благодаря удачному стечению обстоятельств была воспитана в чистоте, добродетели и нравственности? Ну, конечно, мы понимаем, что Господь не скажет: ты иди в ад, а ты – в рай. Мы не в такого Бога верим, это абсолютно не то. Мы понимаем, что Господь учитывает все эти моменты.
Преподобный Паисий Святогорец, которого я очень люблю, говорил, что у многих людей мира нашего есть «извиняющие», или «извинительные», обстоятельства их ошибок или грехов. Вот это то, что я имею в виду.
Мы видим с вами алкоголика или человека оступившегося, но мы не знаем, что в его жизни произошло, когда он сбился с пути. Возможно, тому есть извиняющие обстоятельства: что когда-то его бросили, когда-то его травмировали, когда-то его унизили, когда-то его подсадили на что-то злые люди, развратили или что-то другое. Господь, дорогие, все это учитывает. Поэтому можем ли мы утверждать, что, раз сказано, что блудники и пьяницы Царства Божьего не наследуют, – все такие пойдут в ад? Мы так не можем сказать, потому что один Бог знает, кто пойдет в рай, кто пойдет в ад. Бог все знает, все учитывает, потому что Бог – это абсолютный Свет, Он все знает, Он – абсолютная Мудрость, Премудрость. Но еще и Абсолютная Любовь и всепонимающий Отец наш.
Кроме того, если уж так строго подходить, отец Георгий говорит: вот, мы все знаем, что такие-то Царства не наследуют. Так, у апостола Павла много кто не наследует Царства Божьего. У него там вот еще что написано: «ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники – Царства Божия не наследуют» (1 Кор. 6: 10). Или другой текст: «Прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство, идолослужение, волшебство, вражда, ссоры, зависть, гнев, распри, разногласия, (соблазны), ереси, ненависть, убийства, пьянство, бесчинство и тому подобное. Предваряю вас, как и прежде предварял, что поступающие так Царствия Божия не наследуют» (Гал. 5: 19-21).
Мы с вами невиновны по всем пунктам. Мы не бываем злоречивыми? Не провоцируем скандалы и распри? Невиновны в гневе или зависти. Получается, на нас тоже можно автоматически штамп поставить: «иди в ад».
Сказал Господь Иисус Христос: Что вы зовете меня: Господи! Господи! – и не делаете того, что Я говорю.
Вот это чтение, мне кажется, должно нас как ушатом холодной воды окатить, чтобы мы немножко протрезвились, собрались и более энергично, более мотивированно начали христианскую жизнь свою.
Всякий, приходящий ко Мне и слушающий слова Мои и исполняющий их, скажу вам, кому подобен. Он подобен человеку, строящему дом, который копал, углубился и положил основание на камне. В Иудее обычно наверху такой небольшой слой земли, а внизу, глубже, – скальная порода. Настоящий строитель что делает? – он расчищает эту землю, доходит до скальной породы, туда вбивает какие-то там штифты и тогда уже начинает строительство на твердом камне, на скале. И дом получается крепкий. И когда случилось наводнение, и вода наперла на этот дом (наши переводчики, конечно, не совсем благозвучное слово используют: «наперла», ну ладно, пусть так), она не смогла поколебать дом, потому что он основан был на камне.
Дальше: А слушающий и неисполняющий подобен человеку, построившему дом на земле без основания, который, когда наперла на него вода, тотчас обрушился; и разрушение дома сего было великое.
Христос говорит, что тот, кто слушает Меня, а переводя в плоскость нашей с вами жизни, тот, кто ходит в храм, читает молитвы, любит петь акафисты, просфорки кушает, записки пишет, свечки ставит – но не исполняет слов Господа, не работает над собой, не борется со своим страстями, с этими змеями, которые в нашей душе гнездятся, – подобен человеку, который строит дом на песке. Он не стал ввинчивать штифты в камни, углублять фундамент, и когда начнется буря и вода надавит на этот дом, дом рухнет и разрушение будет страшным.
Вот такая притча Христа. Дорогие, а что такое буря? Что за вода наперла, откуда это? Это апокалиптические образы, образы Суда Божьего из Ветхого Завета. В Ветхом Завете очень часто используются образы бури, урагана, сильного дождя, которые смывают посевы и жалкие жилые постройки, все смывают, до голой скальной породы.
То есть, это образы, относящиеся к Суду Божию над нами. «Вода наперла» – значит, мы идем на суд, предстаем пред Богом. Устоит здание нашей жизни на Суде, когда его волны Всемогущества и Правды Божией испытают? или оно рухнет? Когда перед абсолютной Любовью, Справедливостью и Всеведением Божьим откроется вся наша жизнь, не окажется ли, что мы не употребили достаточных усилий, чтобы побороться с тем злым, что есть в нас?
Мы должны постоянно работать над жизнью своей — тогда можно рассчитывать на милость Божию. А если смириться, сложить лапки и плыть по течению, дорогие, тогда дом нашей жизни мы строим на песке. И тогда не факт, что на Суде Божьем мы выдержим этот натиск бури огненной, которая все выявит и над нами будет произнесен справедливый приговор.
Вот, дорогие, давайте обо всем этом думать. И о бесконечной Любви Божьей, и о том, что жизнь каждого из нас очень сложна, и только Господь может по-настоящему вынести суд нам и определить нашу вечную судьбу. Но, с другой стороны, все-таки не будем и расслабляться. Будем понимать, что все мы пойдем на Суд, все мы дадим Богу отчет о нашей с вами жизни.
Господь да благословит всех нас. Мира, любви и взаимопонимания. И даже если мы встречаем иногда противоположные или разные мнения разных батюшек, не будем спешить осуждать, потому что осуждение – тоже грех, из-за которого мы можем не наследовать Царства Божия. Будем, как мудрые пчелы, с разных цветков снимающие нектар: этого послушаем, и этого послушаем, и, может быть, даже составим какое-то полифоничное мнение. Аминь.