что значит возлюби врага своего
Что значит возлюби врага своего
Скажите, какие конкретные отношения, действия и т.п. подразумеваются под «любить врагов своих». Что это значит? И кого мне считать за врагов?
Отвечает Иеромонах Иов (Гумеров):
В Нагорной проповеди Господь наш Иисус Христос призывает: Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего. А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных (Мф.5:43-45). Под врагом понимается всякий человек, который делает нам зло. В результате падения прародителей в мир вошел грех. Нормальные отношения между людьми нарушились, и вместо любви стал царить эгоизм. Бог желает преодоления этого искаженного состояния мира. В заповеди любите врагов ваших выражен основополагающий закон духовно-нравственного бытия мира: только добром может быть побеждено зло и исправлен мир. Ненависть, даже к человеку, делающему зло, умножает зло. Иисус Христос не только дал эту великую заповедь, но и показал ее жизненную силу. Его искупительный подвиг на Голгофе является идеальным исполнением данной Им заповеди. Он, претерпевая страшные муки на Кресте просил Отца за распинавших и хуливших Его: Отче! прости им, ибо не знают, что делают (Лк.23:34). Христиане, ученики Иисуса Христа, должны все совершать в образ Спасителя.
Христианская любовь не есть что-то неизменное. В каждом верующем она имеет разную меру полноты. Восходя постепенно все выше по лестнице христианского совершенства, последователь Иисуса Христа может дойти до исполнения труднейшей для невозрожденного человека заповеди о любви к врагам.
«Какие конкретные отношения, действия подразумеваются»? Жизнь разнообразна, и не возможно исполнение этой заповеди свести к перечню каких-либо действий. «Люби, и любовь сама тебя научит, когда как лучше поступить» (Блаж. Августин).
Возлюбить врага своего
Наверное, из всех заповедей Евангелия нет более глубокой, мудрой и вместе с тем таинственной и далеко не всем понятной, чем заповедь «Любите врагов ваших». Эта заповедь, казалось бы, делает христианина совершенно беззащитным перед злобой мира сего. Но удивительным образом именно она победила ненавидевший христианство языческий мир и многих-многих язычников одухотворила, возвысила, сделала христианами.
В историческом романе Генрика Сенкевича «Камо грядеши», изображающем первохристианские времена, злодей Хилон выдает властям известных ему христиан, оговаривая их в поджоге Рима. Во время их истязаний Хилон получает прощение от мучимого, сжигаемого на столбе христианина и, будучи потрясен духовной высотой учеников Иисуса, пленяется сам верой Христовой, исповедует Спасителя и идет за Его имя сам на страдания. Этот литературный пример отражает реальные случаи, имевшие место в эпоху гонений.
Удивительную любовь к врагам являли в своей жизни святые. В житии святого Андрея, Христа ради юродивого, повествуется, как однажды толкаемый и оплевываемый прохожими Андрей заметил демонов, записывавших имена его обидчиков, – темные силы рассчитывали судить их за обиды святого в их смертный час. В ответ на это блаженный Андрей своей молитвенной силой стер бесовские записи и сказал: «Я упросил грозного моего Господина (так святой назвал Господа Бога – о. В. Д.) не вменять им в грех то, что они бьют меня: ведь они не ведают, что творят».
Как часто нам хочется буквально уничтожения наших обидчиков. Мы видим в них воплощение зла, думая, что люди неисправимы. А святой Андрей прозревал ценность души другого человека даже сквозь причиняемые ему обиды и молился о самом главном – спасении этих людей в вечной жизни.
Искренняя молитва о врагах способна обращать людей от тьмы к свету
Когда святую мученицу Татиану предали на мучения, то слуги распорядителя казни стали бить ее по лицу, а потом удицами терзали ее глаза. Святая не только не раздражалась на них и не желала им чего-то плохого, но стала молиться Господу, дабы Он подал им познание истины. И действительно, они увидели четырех Ангелов, окружавших мученицу, а души их ощутили всю мерзость своих грехов, они испросили у святой Татианы прощение и сами стали христианами. Молитва о врагах, произносимая от чистого и милостивого сердца, способна обращать людей от тьмы к свету.
Почему же необходимо прощать врагам? Тем более если они причиняют нам столько бед и скорбей? Обида от незаслуженных оскорблений всегда сдавливает сердце холодными тисками. Да и как же нам соглашаться с несправедливостью? Вот те обычные чувства, которые время от времени переполняют каждого из нас. Не ставит ли Евангелие перед нами слишком высокую планку?
А дело все в том, что, отвечая на зло злом, мы поступаем тем же способом, что и злодеи, и потому сами становимся такими же, как и наши враги. Как же мы можем быть с Богом, если уподобляемся в ненависти Его противнику?
«Благословляйте проклинающих вас» (Лк. 6: 28), – заповедует Христос. Любить врага – это значит иметь дивную свободу сердца – свободу от оков злопамятства, от терний ненависти, от уз раздражительности! Ведь что такое ненависть, как не цепи, сковывающие наше собственное сердце?
Вот какой портрет рисует святитель Григорий Нисский: «Они встречаются угрюмо и друг другом всегда гнушаются: уста их безмолвны, взоры отвращены, и слух одного закрыт для слов другого. Все, что приятно для одного из них, ненавистно для другого, и, напротив, что ненавистно одному, то нравится другому». Так мы возжигаем в самих себе лютый огонь ненависти, как будто пытаемся сжечь им своего врага. На самом деле лишь попаляем собственное сердце, иссушая свой внутренний мир и доставляя себе лютые муки.
Что происходит с человеком, ненавидящим своих врагов? Он часто лишается сна, становится мрачным, задумчивым, теряет работоспособность, потому что червь злобы изъедает его изнутри. Так люди терзают самих себя, не понимая, что, простив и полюбив другого, мы прежде всего приносим благо самим себе, – потому что освобождаемся от угнетения души, а затем – тому, кто был прежде нашим врагом, – потому что он уже не увидит в нас повода к новой вражде.
Даже с точки зрения земной любовь к врагам, прощение обидчика – это единственно возможные условия для сохранения мира. Все многочисленные традиции кровной мести и просто мести, когда «око за око и зуб за зуб» (Мф. 5: 38), сеют только новые раздоры, несправедливости, становятся источником горя, но не способны привнести в нашу жизнь порядок и мир. Вот почему сквозь века повторяется одна и та же картина – воздавая за зло злом, люди превращают жизнь в сплошной ад.
Как часто, едва нас кто-то обидит, мы уже готовы сказать: «Господи! накажи его, погуби». Даже в Евангелии мы видим подобную ситуацию. Когда Христос проходил через селение самарян, жители не приняли Господа. Тогда апостолы Иаков и Иоанн обратились к Нему со словами: «Господи! Хочешь ли, мы скажем, чтобы огонь сошел с неба и истребил их, как и Илия сделал» (Лк. 9: 54)? К тому времени апостолы совершили уже много чудес, поэтому они верили в возможность и такого чуда, если оно будет угодно их Всемогущему Учителю. Он же ответил: «Не знаете, какого вы духа; ибо Сын Человеческий пришел не губить души человеческие, а спасать» (Лк. 9: 55). Это в Ветхом Завете преобладал дух суровости и кары, так что порой служители Божии, пророки, прибегали к достаточно жестким мерам вразумления; в частности, так поступил святой Илия, ревнитель Закона Божия, попаливший небесным огнем пришедших за ним царских воинов. Дух же Нового Завета – любовь и милость, поскольку Христос пришел не губить, а спасать души людей, не пренебрегая даже враждующими. И на Кресте Спаситель молился не о Себе, не о Своем спасении, не о возмездии распинателям, но о прощении врагов, зложелателей и предателей: «Отче! прости им, ибо не знают, что делают» (Лк. 23: 34). Соответственно, так же призван поступать тот, кто носит имя Христово, – христианин. Вот эта любовь, возвышающаяся над всей злобой мира, в конечном итоге и являет победу.
Зачастую во многих жизненных ситуациях мы сами рисуем себе образ врага
Зачастую во многих жизненных ситуациях мы сами рисуем себе образ врага, начинаем пылать ненавистью к другому человеку, поскольку он не вписался в наши представления о жизни или поступил не так, как хотелось бы нам. Вражда к нему помрачает око души. Да и сама душа становится до ужаса безобразной от ненависти.
Преодолеть это возможно, только если мы изначально настроены созидать в себе любовь к тому, кого воспринимаем как врага. Бывает, достаточно хотя бы выждать какое-то время, не выплескивать сразу свое негодование, и мы увидим ситуацию с новых сторон, поймем другого человека и простим его. Окажется, что он никакой и не враг. А если еще и обратиться с молитвой к Богу, то это самый верный способ обрести в своем сердце любовь, тепло и прощение. Ведь Господь Сам являет всё это нам и может даже самое каменное сердце наполнить подлинной любовью, жизнью и милостью.
Что значит возлюби врага своего
Многие из вас усмехаются, услышав эту фразу!
Возлюби врага своего! Как это? И главное зачем?
Зачем его любить? В морду. Растоптать.
Это первая реакция человека.
Но ведь мы с вами стремимся измениться?
Мы хотим изменить свою жизнь?
И не ради врагов наших. Ради себя.
Поэтому внимательно вдумаемся в смысл этих слов.
А может они имеют смысл? Может быть не так уж они и бессмысленны? Вдумываемся! И пытаемся изменить свое мнение!
Итак! Любите врагов своих!
Продолжая излагать заповеди в Нагорной проповеди, Иисус Христос провозгласил: «Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего. А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящих вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных» (Матф.5:43-45).
Заповедь, предписывающая любить врагов, является самой удивительной из всех нравственных истин. Сегодня, как и две тысячи лет назад, когда она впервые была возвещена устами Иисуса Христа, эта заповедь дерзко противостоит всем очевидностям природного и социального существования человека. И кажется, что, лишенная земных корней, она может опираться только на веру. Так ли это? Нельзя ли подвести под эту заповедь фундамент рациональной аргументации?
ЧТО ТАКОЕ ВРАГ? Прежде всего отметим относительность этого понятия. Оно характеризует того или иного человека (группу людей) в соотнесенности с каким-то другим конкретным человеком (группой людей). Например, некто А. может быть врагом по отношению к В., но для В. он при этом может оставаться существом близким, желанным. Кто имеет врагов, имеет также друзей. Нет никого, кто был бы врагом для всех. Самые отъявленные злодеи имеют сообщников. И в то же время самые хорошие, добродетельные люди имеют врагов. Говоря иначе, это не просто качество индивидов, это качество отношений между ними. А отношения есть процесс двусторонний.
И вот, когда говорится, что нужно возлюбить врага, то речь идет о том, чтобы возлюбить того, кто враждебен по отношению к тебе лично (ведь и Иисус говорит: любите врагов ВАШИХ), и враждебен настолько, что ты готов его изничтожить.
Различаются они также по нравственному вектору: эрос есть любовь восходящая, устремленная снизу вверх и направленная на обладание предметом любви; филия есть любовь уравнивающая, она и возможна только между равными, каковыми как раз и являются друзья; агапе есть любовь нисходящая, жертвенная. Иисус Христос, повелевая любить врагов, имеет в виду духовное единение, добродеяние в отношениях, между всеми людьми; евангелист в этом случае пользуется словом «агапе». Именно всеохватывающая любовь, включающая также любовь к врагам, освобождает человеческую общину от узости психологических, естественных и социальных привязанностей, позволяет втянуть а нее всех людей.
Любовь к врагу является безошибочным тестом на верность идеалу, всечеловеческого братства, на то, относится ли человек к этому идеалу абстрактно, праздно, «умственно» или видит в нем основу собственной жизни и готов мерить себя этой высшей мерой, не останавливаясь ни перед какими трудностями. А что может быть более очевидным отступлением от этого идеала, чем отношение к другому человеку как к врагу? И что может быть труднее в жизни, чем любить своего врага, перешагнуть, через отделяющую от него темную пропасть гнева, стыда и унижения?
ЛЮБИТЬ ВРАГОВ-ВОЗМОЖНО ЛИ ЭТО? Отвечая на этот вопрос, необходимо прежде всего задуматься, не является ли данное требование чрезмерным для человека, превышающим его возможности, наподобие, того, как если бы ему сказали: «Будь бессмертным» или «Летай как птица». Требование любить врагов в обозначенном нами выше содержании исходит из трех антропологических предпосылок, согласно которым:
Человек тем отличается от прочих живых существ, что он может действовать по нормам, которые сам себе задает. Он не просто реализует предзаданную природу, а способен развивать свои собственные возможности. Говоря иначе, человек является свободным существом, обладает свободой воли. Это как раз означает, то он не скован своими собственными поступками, не в том смысле, то раз совершенные поступки не влияют на последний выбор (очень даже влияют!), а в том смысле, что они не могут стать абсолютной границей такого выбора. Человек всегда способен совершить что-то другое, преступить через себя, подобно тому как в иных случаях он переступает через свою собственную жизнь.
Более того, он способен а чудесные перевороты наподобие тех, которые описаны Л. H. Толстым в «Отце Сергии», «Воскресении», или тех, которые случились с Блаженным Августином, а если брать наши дни, то с Альбертом Швейцером. Савл может стать Павлом, враг может стать другом. В этом смысле требование подняться над собственной ненавистью и возлюбить того, кого не любишь, вполне укладывается образ человека, имманентным свойством которого является свобода.
В дневнике Л. H. Толстого есть такая запись: «Одно из самых обычных заблуждений состоит в том, чтобы считать людей добрыми, злом, глупыми, умными. Человек течет, и в нем есть все возможности: был глуп, стал умен, был зол, стал добр, и наоборот. В этом величие человека. И от этого нельзя судить человека. Какого? Ты осудил, а он уже другой. Нельзя и сказать: не люблю. Ты сказал, оно другое».
Принято считать, что добро, мораль является выражением, реальным воплощением свободы. Это, конечно, верно, поскольку моральный закон выводит человека за ограничивающие рамки природного закона, внешней детерминации. Однако не меньше истины в утверждении, согласно которому добро является ограничением свободы, ее пределом. И свобода обнаруживает себя тем, что переходит за эти пределы, вступает в область зла. Как сказал кто-то из философов, лучшее доказательство существования свободы состоит в том, что без нее нельзя было бы грешить. Если грех является аргументом в пользу свободы, то в свою очередь свобода является аргументом в пользу того, что грех не может быть сплошным, абсолютным, ибо абсолютное зло, по определению, уничтожает само себя.
Поэтому нет людей, которые погрязли бы во зле настолько, что в их душе не остается ничего светлого. О каком бы отъявленном злодее ни шла речь, зло не исчерпывает содержание его души. Всегда остается возможность отделить человека от совершаемого им зла и стать его другом, не становясь сообщником. Словом, в самом злом человеке есть крупицы и потенции добра. Как не бывает персонифицированного зла, так не бывает и персонифицированной святости. Даже самый добродетельный человек не свободен от пороков. Этот тезис не нуждается в развернутом доказательстве как в силу своей очевидности, так и в силу замечательной особенности добродетельного человека, который чем добродетельнее, тем острее сознает свое несовершенство, непреодолимую порочность.
Демократический дух нового времени исходит из убеждения в изначальном равенстве людей, прежде всего в том, что касается их моральных притязаний. Более того, демократия как современный тип общественного устройства исходит иэ предположения, что человек склонен ко злу и что эта склонность не является фатальной. Она поэтому направлена прежде всего на то, чтобы блокировать разрушительные выходы человеческой свободы и, насколько возможно, минимизировать ситуации, в которых одни индивиды командуют другими (одним из действенных механизмов такой минимизации является, например, принцип разделения властей). Как бы то ни было, совершенно очевидно, что демократия исключает разделение людей на добрых и злых. Каждый несет в себе светлое, доброе начало и поэтому обладает неотъемлемыми человеческими правами. В то же время нет никого, кто был бы застрахован от греха, и поэтому каждый человек, в особенности тогда, когда он вознесен высоко в обществе, должен быть опутан законами.
Если говорить в общем плане, возможности человека в отношении добра и зла амбивалентны. Такой трезво реалистический взгляд обязывает к снисходительности. Подобно тому как индиктам свойственно примерять себя на выдающихся личностей, они, будучи честными, не могут не ставить себя также на место падших людей. Судья не должен исключать того, что он сам вполне мог бы быть на скамье подсудимых и что он точно был бы там, сложись его жизнь так, как сложилась жизнь того несчастного.
Есть такой совершенно удивительный и трудно объяснимый феномен, как молчание жертв нацизма. Над ним задумывались многие ученые, его, в частности, рассматривает известная венгерская исследовательница Ева Анчел в книге «Этос и история». Люди, которые прошли через ужасы немецких концлагерей, не говорят или неохотно говорят о пережитом. Это загадочное молчание объясняется не только тем, что речь идет об ужасах, выходящих за рамки разумения и не умещающихся в человеческие размеры языка. В нем присутствует также некое трудноартикулируемое сознание собственной виновности, чувство причастности к преступлениям, которые им пришлось испытать.
Таким образом, заповедь любви к врагам не выходит за пределы возможностей человека. Это имеет также опытное подтверждение. Во все времена были известны, правда, крайне редкие, но тем особенно ценные индивидуальные опыты всепрощающей любви. А в нашу эпоху зародились общественные движения, в которых борьба с социальным злом вдохновлялась идеалом любви и осуществлялась без того, чтобы рассматривать противников в качестве врагов.
Здесь назовем прежде всего борьбу индийского народа за национальное освобождение под руководством Махатмы Ганди и борьбу американских негров за гражданские права под руководством Мартина Лютера Кинга. И в том и в другом случае борьба велась так, чтобы во врагах, соответственно в английских колонизаторах и в белых расистах, обрести друзей. Организуя гражданское неповиновение, Ганди подчеркивал, что оно не является выражением злобы к правительству. «Лишь человеческий вымысел разделил мир на группы врагов и друзей»,- говорил он. А Кинг писал: «Питая ненависть к расовой сегрегации, мы будем любить тех, кто за нею стоит».
Пассивность, непротивленчество действительно замешаны на страхе, являются формой трусости. И если бы предстояло выбрать:
Справедливость, как известно, связана с распределением благ и форм деятельности. Она представляет собой совокупность правил, согласно которым общество распределяет общие блага между индивидами и индивиды реализуют свои обязанности перед обществом. При этом самое трудное состоит в том, чтобы сочетать принципы одинаковости и пропорциональности, никого не обидеть и каждому воздать по достоинству. Справедливость всегда есть равенство. И самое сложное состоит в том, чтобы соединить два принципа равенства, которые Аристотель назвал распределяющей и уравнивающей справедливостью и которые условно можно охарактеризовать так «всем одинаково» и «каждому по заслугам». Их соединение предполагает, что индивиды связаны между собой еще до норм справедливости, изначально образуют некую общину.
Так, например кровнородственная общность первобытности породила уравнительную справедливость с ее принципом: всем поровну. Для государственно-политической общности характерно понимание справедливости как законности. А на какой основе возможна справедливость, нормы которой были бы универсальны, имели всечеловеческую значимость? Именно любовь, любовь всеохватывающая, доходящая до любви к врагам, и есть такая основа. Без любви нет справедливости как общечеловеческой ценности, их такой формы общественной связи между людьми, которая основана на приоритете прав личности.
Хорошо! Рассмотрим этот постулат с другой точки зрения! С эгоистической. Мы действительно переполнены любви к себе. Самолюбования и самогордости! Я не собираюсь читать вам мораль, уподобляясь скучной проповеднице. Живете по своим законам? Пожалуйста! Но ведь любя себя, вы наблюдали за собой такой маленький пустячок: вас выводят из равновесия ваши недоброжелатели!
Есть такая отдельная категория людей, которые испытывают огромное удовольствие от эмоционального садизма, направленного в ваш адрес. Они самоутверждаются за ваш счет. Они счастливы, вываливая вас в грязи оскорблений. Но еще большую радость такие люди получают от вашей реакции на их выпады! Только увидев ваше переполненное яростью лицо, добившись вашей ответной реакции, ваших криков, оскорблений в ответ, ваших слез и бессильной ярости они СЧАСТЛИВЫ! Они получают подтверждение своей значимости!
Люди, как правило ничего не значащие в жизни, пустые и переполненные злобой, отмечаются в этом мире благодаря вам! Если бы не ваша реакция, они бы так и оставались безликими для Вселенной! А тут вы! Со своей реакцией! Вы бесценный дар для ваших врагов! Вуаля! Они поставили галочку в книге мироздания! «Я существую! На меня отреагировали. «
Но суть одна! Не позволяйте себе отвечать врагам своим их же злобой. Тем самым вы моментально опускаетесь на их уровень. А ведь вы этого не желаете. Поэтому будьте разумны! Любите себя, а значит любите и благодарите врагов ваших! И будьте счастливы.
А теперь несколько высказываний великих людей на эту тему:
«А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных» (Мф. 5:44-45).
«Иисус же говорил: Отче! прости им, ибо не знают, что делают» (Лк. 23:34).
«Злословят нас, мы благословляем; гонят нас, мы терпим; хулят нас, мы молим; мы как сор для мира, как прах, всеми попираемый доныне» (1 Кор 4:12-13).
Любовь к врагам необходима для жизни настоящей и для жизни будущей, ведь и сама настоящая жизнь дана нам для приготовления к жизни будущей.
Любовь к врагам естественна для христианства, и мы все должны стремиться стяжать ее.
«Любите врагов ваших». Если бы все люди земли восприняли это новое учение, то давно уже не было бы ни врагов, ни победителей, ни побежденных.
Нет в мире ничего достойнее удивления, как любовь к врагам (Блаженный Августин).
Врагов надо почитать великими благодетелями и молиться за них еще более, нежели за благодетелей, потому что благодетели, делая нам временное добро, себе еще более делают добра, уготовляя вечную награду себе от Господа; а враги, может быть утратою своего вечного спасения, соделывают наше вечное спасение, гонениями своими как бы насильно гоня и толкая нас в Царство Небесное при опасности самим упасть в ад. Как же не благодарить их, как же не молиться, чтобы и их Господь сохранил и помиловал? (схимонах Зосима)
Любящий врага своего претворяет в тишину волнующееся море, ибо муж гневливый назван морем, возмущенным ветрами (Иоанн Златоуст).
Настоящая христианская любовь проверяется отношением к недругам (Феофан Затворник).
Плач о гибели врагов есть явный признак любви к врагам.
Ничто так не трогает людей, как то, когда им отвечают добром за их недобрые дела.
Если у тебя есть враг и ты сумеешь им воспользоваться так, чтобы научиться на нем любить врагов, так то самое, что ты считаешь злом, сделается для тебя великим благом.
Хотите ли избежать врагов? Любите вашего врага. Такова сила любви (Блаженный Августин).
Не знай ни одного врага в мире, хотя бы он не дал тебе ни одно друга.
Александра Македонского спросили, что способствовало успеху его завоеваний. Он ответил: «Я обращал еще недавних врагов в близких друзей и сотрудников. Я поступал с ними так миролюбиво, искренно и сердечно, что они привязывались ко мне».
Благородные души любят будущего друга в настоящем враге (Лафатер).
Любовь к врагу есть вернейшее средство сделать его другом.
Подобно тому как многие яды, хотя и вредны сами по себе, однако ж излечивают от болезни, так и враги наши, как бы ни были злы сами по себе, производят, однако ж, спасительные действия по отношению к нашим болезням духовным.
Давид большую одержал победу, пощадив Саула, нежели тогда, когда низложил Голиафа (Иоанн Златоуст).
Молиться надо и за врагов: они большею частью сами не ведают, что творят; да они даже благодетели наши: нападками своими укрепляют нас в добродетели, смиряют дух наш на земле, а на небе готовят нам венцы.
Никакая другая заповедь Иисуса Христа не нарушается так часто, как заповедь о любви к нашим врагам, хотя эта заповедь и содержит в себе столько прекрасного и выполнение ее несет с собой огромную силу влияния на сердца людей.
Обычно любовь покоряет сердце врага, и тогда разум охотно соглашается с небесной логикой, которая считалась нелогичной.
О нас говорят худо? Будем говорить о них самое лучшее. Готовы ли мы нести свечу нашей жизни так, чтобы она давала больше Божьего света и меньше человеческой копоти? Закроем книгу жалоб нашей души, перестанем думать о том, любят ли нас наши враги, а спросим лучше самих себя: любим мы наших врагов настоящей Христовой любовью?