что значит за пределами квоты
Квота на проживание иностранцев в 2021 году
Зачем нужна квота на проживание иностранцам? Какие виды квот существуют для иностранцев? Кто утверждает квоты?
Чтобы законно находиться в России, иностранец должен иметь либо действительный вид на жительство, либо разрешение на временное проживание, либо визу, либо иные предусмотренные законом или международным договором РФ документы, подтверждающие его право на пребывание или проживание в России (ст.2 Закона от 25.07.2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ»).
Разрешение на временное проживание может быть выдано иностранному гражданину в пределах квоты, утвержденной Правительством РФ.
Многие граждане наслышаны о квотах, которые необходимы иностранцам, но путаются в их числе и надобности в каждом конкретном случае.
Виды квот для иностранцев
Для иностранцев действует несколько видов квот:
Визовые иностранцы могут трудиться только на основании специального разрешения.
Правительство РФ ежегодно устанавливает квоты на выдачу иностранцам разрешений на работу на территории РФ с учетом политической, экономической, социальной и демографической ситуации, а также в целях оценки эффективности использования иностранной рабочей силы.
Квоты могут устанавливаться в зависимости от профессии, специальности, квалификации иностранных граждан, страны их происхождения, а также в зависимости от иных экономических и социальных критериев с учетом региональных особенностей рынка труда.
В 2020 году действуют квоты на выдачу разрешений на работу визовым иностранцам, которые установлены Правительством РФ. Например, постановление Правительства РФ от 13.12.2019 г. № 1579 определяет потребность в иностранцах в целом, а распределение квоты по отраслям определено в постановлении Правительства РФ от 30.09.2019 г. № 1271.
Квота нужна для компаний, которым необходимо иметь в штате иностранных специалистов.
Квоту получают иностранцы не только для проживания в стране, но и для трудоустройства.
Зачем нужна квота на проживание?
Сегодня мы рассмотрим назначение квоты на разрешение на временное проживание (далее по тексту — РВП). Если говорить упрощенно, то квота — это количественное определение, некий лимит для выдачи РВП иностранцам.
Как мы уже неоднократно отмечали, РВП является первым шагом для иностранца на пути к российскому гражданству. В свою очередь, это дает иностранцу право законно находиться в России, свободно въезжать и выезжать из страны.
Поэтому, чтобы иностранцу подать заявление на РВП, необходимо получить квоту.
Кто утверждает квоты?
Квоты на выдачу РВП ежегодно, в срок до 30 ноября текущего года, утверждает Правительство РФ. Квоты утверждаются отдельно для каждого региона, ведь государству нужно регулировать миграционные потоки, не допуская избытка и в то же время дефицита в иностранных работниках.
На 2021 год квоты утверждены Распоряжением Правительства РФ от 06.11.2020 г. № 2883-р. Всего Правительство РФ на будущий год утвердило 39 325 квот на выдачу иностранцам РВП. Квоты распределены по субъектам РФ. Например:
В Москве выделено — 2 000 квот, в Санкт-Петербурге — 1 200 квот.
Отметим, что количество выделенных квот на выдачу РВП, ежегодно снижается на протяжении семи лет. Так, в 2020 году было выделено 60 270 квот, в 2019 году — 83 480 квот, в 2018 году — 90 360 квот, в 2017 году — 110 880 квот, в 2016 году — 125 900 квот, в 2015 году — 151 175 квот.
Как получить квоту на РВП?
Иностранец может получить РВП только при наличии квоты в том или ином субъекте РФ. Поэтому, если в соответствующем регионе уже исчерпано количество квот, то у иностранца не примут заявление. Заявление и пакет документов иностранец может подать в территориальное подразделение МВД либо в МФЦ, либо через cайт госуслуг.
Как показывает практика, количество иностранцев, желающих получить квоту на РВП, неуклонно растет при одновременном снижении количества установленных мест.
Поэтому шансов получить квоту у иностранцев больше, если у них проживают в России близкие родственники, имеется недвижимость.
Сама квота не имеет форму документа, т.е. иностранцу на руки не выдается ничего. В соответствующем территориальном подразделении МВД ведутся списки иностранцев, которым выделены квотируемые места. Эти списки заносятся в соответствующую базу данных, и иностранец может подавать документы на РВП.
Постановление Правительства РФ от 29 декабря 2020 г. N 2345 «Об утверждении Правил определения, корректировки и перераспределения между субъектами Российской Федерации квоты на выдачу иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешений на временное проживание в Российской Федерации, установления и использования ее резерва и Правил распределения квоты на выдачу иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешений на временное проживание в Российской Федерации комиссиями, формируемыми в субъектах Российской Федерации»
В соответствии с Федеральным законом «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемые:
Правила определения, корректировки и перераспределения между субъектами Российской Федерации квоты на выдачу иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешений на временное проживание в Российской Федерации, установления и использования ее резерва;
Правила распределения квоты на выдачу иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешений на временное проживание в Российской Федерации комиссиями, формируемыми в субъектах Российской Федерации.
2. Признать утратившими силу:
постановление Правительства Российской Федерации от 4 апреля 2003 г. N 193 «Об утверждении Правил определения квоты на выдачу иностранным гражданам разрешений на временное проживание в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 15, ст. 1364);
пункт 19 изменений, которые вносятся в постановления Правительства Российской Федерации в связи с совершенствованием миграционной политики в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28 марта 2008 г. N 220 «Об изменении и признании утратившими силу некоторых постановлений Правительства Российской Федерации в связи с совершенствованием миграционной политики в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 14, ст. 1412);
постановление Правительства Российской Федерации от 7 июля 2014 г. N 623 «О внесении изменения в пункт 8 Правил определения квоты на выдачу иностранным гражданам разрешений на временное проживание в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, N 29, ст. 4140).
3. Настоящее постановление вступает в силу с 14 января 2021 г.
Председатель Правительства
Российской Федерации
УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 29 декабря 2020 г. N 2345
Правила
определения, корректировки и перераспределения между субъектами Российской Федерации квоты на выдачу иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешений на временное проживание в Российской Федерации, установления и использования ее резерва
2. Выдача иностранным гражданам разрешений на временное проживание осуществляется в пределах ежегодно определяемой Правительством Российской Федерации квоты.
Квота определяется на календарный год в абсолютных величинах для Российской Федерации в целом и отдельно для каждого субъекта Российской Федерации.
Резерв квоты устанавливается на календарный год для Российской Федерации в целом.
3. Территориальные органы Министерства внутренних дел Российской Федерации на основе анализа информации в отношении соответствующего субъекта Российской Федерации за предшествующий год о количестве поданных иностранными гражданами заявлений о выдаче разрешений на временное проживание в соответствующем субъекте Российской Федерации, о выданных иностранным гражданам разрешениях на временное проживание, в том числе в пределах квоты, об исчерпании квоты, ее корректировке и перераспределении между субъектами Российской Федерации, об изменениях законодательства Российской Федерации, связанных с вопросами проживания иностранных граждан в Российской Федерации, ежегодно, не позднее 1 июля текущего года, направляют в орган исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации прогноз численности временно проживающих иностранных граждан на следующий календарный год.
4. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации ежегодно, не позднее 1 августа текущего года, направляют в Министерство внутренних дел Российской Федерации свои мотивированные предложения по определению квоты для соответствующего субъекта Российской Федерации на следующий календарный год на основании информации, представленной в соответствии с пунктом 3 настоящих Правил, а также с учетом:
а) целесообразности проживания иностранных граждан в субъекте Российской Федерации исходя из реального состояния экономики, природно-климатических особенностей и экологического состояния территории субъекта Российской Федерации;
б) состояния рынка труда, демографической ситуации в субъекте Российской Федерации, возможности жилищного и культурно-бытового обустройства иностранных граждан, получивших разрешение на временное проживание;
в) иммиграционных проблем и наличия средств для их решения;
г) санитарно-эпидемиологического благополучия территории субъекта Российской Федерации, возможности оказания медицинской помощи иностранным гражданам, получившим разрешение на временное проживание;
д) необходимости поддержания межнационального и межконфессионального мира и согласия, а также обеспечения общественного порядка и интересов безопасности государства;
е) влияния иностранных граждан на криминогенную обстановку в субъекте Российской Федерации;
ж) градостроительной деятельности в субъекте Российской Федерации.
5. Министерство внутренних дел Российской Федерации на основе анализа предложений об определении квоты, поступивших от органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, и с учетом информации о проживающих на территории Российской Федерации иностранных гражданах в текущем календарном году, об их численности в субъектах Российской Федерации подготавливает предложения по определению квоты для Российской Федерации в целом и отдельно для каждого субъекта Российской Федерации, а также по установлению резерва квоты по Российской Федерации в размере не более 30 процентов предложений по определению квоты для Российской Федерации в целом.
В случае необходимости Министерство внутренних дел Российской Федерации запрашивает в Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации, Министерстве здравоохранения Российской Федерации, Министерстве экономического развития Российской Федерации, Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, Федеральной службе безопасности Российской Федерации, Федеральном агентстве по делам национальностей информационно-статистические материалы в отношении отдельных субъектов Российской Федерации.
6. Подготовленные Министерством внутренних дел Российской Федерации предложения согласовываются с федеральными органами исполнительной власти, указанными в абзаце втором пункта 5 настоящих Правил.
7. Согласованные предложения об определении квоты для Российской Федерации в целом и отдельно для каждого субъекта Российской Федерации, а также об установлении резерва квоты на следующий календарный год представляются Министерством внутренних дел Российской Федерации в Правительство Российской Федерации с проектом соответствующего акта Правительства Российской Федерации не позднее 1 октября текущего года.
8. Решение об определении квоты, а также об установлении резерва квоты на следующий календарный год принимается Правительством Российской Федерации не позднее 30 ноября текущего года.
9. Решение об определении квоты является обязательным для исполнения территориальными органами Министерства внутренних дел Российской Федерации, осуществляющими выдачу разрешений на временное проживание, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
10. Квота, определенная на текущий календарный год, может быть скорректирована в сторону ее увеличения или уменьшения путем перераспределения неисчерпанной квоты между субъектами Российской Федерации.
При необходимости корректировки квоты, определенной на текущий календарный год, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации запрашивают в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации информацию о расходовании квоты и на основе анализа информации, поступившей от территориальных органов Министерства внутренних дел Российской Федерации, подготавливают и направляют в Министерство внутренних дел Российской Федерации мотивированные предложения по корректировке квоты не позднее 15 июня текущего года.
11. Министерство внутренних дел Российской Федерации на основе анализа предложений, поступивших от органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, подготавливает предложения по корректировке и перераспределению между субъектами Российской Федерации квоты, определенной на текущий календарный год, которые согласовываются с федеральными органами исполнительной власти, указанными в абзаце втором пункта 5 настоящих Правил, а также с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, от которых указанные предложения поступили.
Согласованные предложения представляются Министерством внутренних дел Российской Федерации в Правительство Российской Федерации с проектом соответствующего акта Правительства Российской Федерации не позднее 1 сентября текущего года.
12. Использование резерва квоты осуществляется в целевом порядке исходя из внешнеполитической ситуации, а также с учетом необходимости обеспечения национальной безопасности.
Министерство внутренних дел Российской Федерации на основании предложений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации подготавливает проект акта Правительства Российской Федерации об использовании резерва квоты, который согласовывается с Федеральной службой безопасности Российской Федерации, Министерством иностранных дел Российской Федерации, Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации, Министерством экономического развития Российской Федерации.
Согласованный проект акта Правительства Российской Федерации об использовании резерва квоты представляется Министерством внутренних дел Российской Федерации в Правительство Российской Федерации не позднее 1 октября текущего года.
В акте Правительства Российской Федерации об использовании резерва квоты должны содержаться сведения о причинах и целях использования квоты из резерва, о количестве используемого резерва квоты с распределением его по субъектам Российской Федерации.
Акт Правительства Российской Федерации об использовании резерва квоты издается не позднее 1 декабря текущего года.
УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 29 декабря 2020 г. N 2345
Правила
распределения квоты на выдачу иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешений на временное проживание в Российской Федерации комиссиями, формируемыми в субъектах Российской Федерации
Форма заявки-анкеты и порядок ее заполнения утверждаются Министерством внутренних дел Российской Федерации.
4. Комиссия при принятии решения руководствуется следующими критериями оценки иностранного гражданина:
а) осуществление в соответствии с законодательством Российской Федерации трудовой деятельности на территории субъекта Российской Федерации не менее 6 месяцев в совокупности в каждом году в течение 3 лет, предшествующих году, на который Правительством Российской Федерации утверждена квота. При этом в указанный период в отношении таких иностранных граждан работодателем должны быть начислены страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, за исключением случаев, если в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах страховые взносы не уплачиваются;
б) обучение не менее одного года по очной или очно-заочной форме в государственной образовательной организации высшего образования, государственной профессиональной образовательной организации или государственной научной организации, расположенных на территории Российской Федерации, по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам;
в) наличие (отсутствие) специальности (профессии), востребованной на рынке труда в субъекте Российской Федерации, и опыта работы по такой специальности (профессии);
г) наличие (отсутствие) законного источника средств к существованию;
д) наличие (отсутствие) образования и (или) квалификации, полученных в иностранном государстве и признанных в Российской Федерации в соответствии с международными договорами Российской Федерации, регулирующими вопросы признания и установления эквивалентности указанных образования и (или) квалификации, и законодательством Российской Федерации;
е) наличие (отсутствие) родственников из числа граждан Российской Федерации или иностранных граждан, постоянно проживающих на территории субъекта Российской Федерации (полнородные и неполнородные братья и сестры, дедушки, бабушки, внуки, двоюродные братья и сестры, дяди, тети);
ж) наличие (отсутствие) жилого помещения на праве собственности в субъекте Российской Федерации;
з) наличие (отсутствие) непогашенной или неснятой судимости за совершение преступления на территории Российской Федерации либо за ее пределами, признаваемого таковым в соответствии с федеральным законом;
и) привлечение (непривлечение) в течение года к административной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
5. В целях разъяснения сомнений и неясностей, возникших при подготовке к заседанию комиссии, лицо, от которого принята заявка-анкета, приглашается на ее заседание.
6. Решение оформляется и утверждается протоколом заседания комиссии в течение 3 рабочих дней со дня проведения заседания комиссии.
7. В течение 3 рабочих дней со дня утверждения протокола заседания комиссии территориальный орган Министерства внутренних дел Российской Федерации направляет уведомление о принятом комиссией решении лицу, подавшему заявку-анкету, и размещает на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» информацию о дате проведенного заседания, размере квоты, выделенном по его итогам, и о размере квоты, оставшемся на текущую дату.
9. Положения пунктов 4 и 5 настоящих Правил не распространяются на случаи распределения резерва квоты.
В случае если распределяется резерв квоты, комиссия при принятии решения руководствуется содержащимися в изданном Правительством Российской Федерации акте об использовании резерва квоты сведениями о причинах и целях использования резерва квоты.
В Закон о правовом положении иностранных граждан в России были внесены изменения, согласно которым квота на выдачу иностранцам разрешений на временное проживание в России будет распределяться соответствующими комиссиями, формируемыми в регионах. Правила утверждает Правительство РФ. Также оно может определять правила корректировки квоты, установления и использования ее резерва.
В связи с этим Правительство РФ издало соответствующий акт.
Решение об определении квоты, а также об установлении ее резерва на следующий календарный год принимается не позднее 30 ноября текущего года. Акт об использовании резерва квоты издается не позднее 1 декабря текущего года.
Правила определения квоты на выдачу разрешений признаны утратившими силу.
Приказ вступает в силу с 14 января 2021 г.
Постановление Правительства РФ от 29 декабря 2020 г. N 2345 «Об утверждении Правил определения, корректировки и перераспределения между субъектами Российской Федерации квоты на выдачу иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешений на временное проживание в Российской Федерации, установления и использования ее резерва и Правил распределения квоты на выдачу иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешений на временное проживание в Российской Федерации комиссиями, формируемыми в субъектах Российской Федерации»
Что означает квотируемое рабочее место
Государство в рамках социальной политики стремится заботиться о категориях населения, которые являются менее защищенными в сравнении с остальными. Это происходит в различных сферах, в том числе и в обеспечении содействия в занятости всех групп населения.
Зачастую найти работу бывает непросто даже людям с отличным здоровьем, имеющим специальное образование.
А если речь идет о потенциальных работниках, еще не достигших совершеннолетия, с ограниченными возможностями или испытывающих какие-либо проблемы, не позволяющие им выполнять трудовые функции наравне с другими? Неужели они обречены на прозябание в бедности из-за низкой вероятности трудоустройства?
Чтобы позаботиться о таких людях и дать им возможность достойно зарабатывать на жизнь, государство вводит ряд социальных гарантий. Одной из их разновидностей является квотирование рабочих мест, которое вменяется в обязанность работодателям.
Что такое рабочая квота?
Квотируемые рабочие места – это определенная доля трудовых вакансий, предназначенная специально для особых категорий наемного персонала, который в обычных условиях может испытывать трудности при трудоустройстве. Кто входит в эти категории, определяется на законодательном уровне муниципального, регионального или федерального уровня.
Работодатели, трудоустраивающие таких сотрудников, за это доброе дело получают от государства определенные бонусы.
Законодательное регулирование квотирования
Одного федерального закона, специально посвященного вопросу рабочих квот, не существует, однако эта проблема затрагивается в таких федеральных нормативных актах:
Детально законодательное регулирование предоставления трудоустройства по квоте осуществляется на местном уровне, именно поэтому состав потенциальных сотрудников на такие рабочие места и государственные льготы, предоставляемые за квотирование работодателю, могут значительно отличаться в различных регионах РФ.
Кто вправе претендовать на рабочее место по квоте?
Население, по каким-либо причинам испытывающее проблемы при устройстве на работу, нуждается в социальной защите. Региональные нормативные акты каждого конкретного субъекта РФ приводят перечень категорий, имеющих право занять зарезервированные для них рабочие места. Список может быть различным, но, к какой бы местности он не относился, в него непременно будут входить две категории социально незащищенных слоев населения, подлежащих заботе в обязательном порядке.
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Если инвалиды 1 и 2 группы не изъявляют желание занять все квотируемые места, закон не против того, чтобы на эти места были приняты инвалиды 3 группы.
Другие возможные категории для квотирования
В разных регионах РФ, помимо двух обязательных социальных групп, квотируемые места могут предоставляться представителям таких соцгрупп:
ВАЖНО! Ключевым смыслом определения категории, нуждающейся в квотировании, является невозможность конкурировать в трудоустройстве с другими слоями населения.
Между тем, возможность обеспечить себя и свою семью является базовой потребностью любого гражданина, обеспечение которой государство гарантирует Конституцией путем предоставления права на труд.
Какие предприятия обязаны квотировать рабочие места?
Обязанность обеспечивать социальные государственные гарантии накладывается отнюдь не на каждого работодателя.
Можно трудоустроить больше таких сотрудников, чем говорит закон, но меньшее количество недопустимо. Делить процент квоты между разными категориями разрешено: например, взять 2 % несовершеннолетних и 2% инвалидов.
К СВЕДЕНИЮ! Форма собственности организации и особенности организации трудового процесса (кроме фактора вредности труда) не имеют значения для установления квот на рабочие места.
Квотирование для работодателя
Участие в программе по квотированию налагает на предпринимателя ряд обязательств, неисполнение которых чревато серьезной ответственностью.
Начиная деятельность, владелец организации обязан встать на учет в Центре по квотированию рабочих мест. Присоединение к этой социальной программе обязательно для всех, даже небольших организаций – ведь численность персонала со временем может вырасти.
Пакет документов для регистрации в Центре квотирования:
После подачи документов предпринимателю присваивается регистрационный номер, после чего он должен ежеквартально отчитываться перед этим Центром так же, как и перед ИНФС. Информацию о наличии на предприятии квот нужно подать и на местную биржу труда.
Внутри предприятия руководитель должен создать специальный нормативный акт (положение), регламентирующий процесс квотирования, издать приказ и отредактировать штатное расписание.
За что могут наказать работодателя в связи с квотированием
Ответственность за пропуск сроков или отсутствие регистрации в Центре квотирования может быть наложена вследствие проверки трудовой инспекций и предусматривает наложение штрафов.
Наказание предусмотрено в следующих ситуациях:
ВАЖНАЯ ИНФОРМАЦИЯ! Работодатель не должен сам искать сотрудников на квотированные места. Поэтому, если такие лица не обратились к нему за трудоустройством, наказывать его не за что.
Права квотирующего работодателя
Работодатель за выполнение обязанностей по квотированию приобретает и дополнительные права, в основном, информационные: