что значит затащил под омелу
Омела
Омела в Выручай-комнате
названия
описание
произрастания
Омела (англ. Mistletoe) — вечнозеленое растение, плоды которого (ягоды омелы), входят в состав ингредиентов некоторых зелий. Маглы тоже используют ягоды омелы для приготовления лекарств, понижающих артериальное давление и т.п. Ягоды омелы для маглов без специальной обработки ядовиты.
Содержание
В мире Гарри Поттера
Полумна Лавгуд утверждала, что омелы часто бывают заражены нарглами. [3] Однако, вероятно, она не боялась этих мифических существ, так как омела росла прямо у порога её дома. [4]
Зачем целоваться под омелой?
Впервые этот вопрос занял меня лет в пятнадцать, когда я смотрела фильм про отважного Бэтмена. Соответственный антураж присутствовал: в рождественском зале с потолка свисал зелёный кустик, на который героиня и обратила внимание. И даже, помнится, сказала тогда что-то из серии: «О, боже, мы целуемся под омелой!» Размышлять об этом было некогда, сюжет лихо раскручивался и без того…
Когда же в последнем фильме о Гарри Поттере с потолка мистически сползла какая-то зелень и герои, отметив, что это омела — немедленно бросились целоваться — мне стало по-настоящему любопытно.
Поиск корней этого обычая привёл к кельтам. Точнее, к кельтским жрецам — таинственным друидам, которые проживали на территории нынешней Англии и самым активным образом использовали силу трав, справедливо считая волшебным всё — от лопуха до сосны.
Омела среди друидов имела скромное звание «всецелителя», и любой кудесник того времени, скорее всего, сказал бы вам, что нет ничего священнее омелы, особенно, если она произрастает на дубе.
Так как растение это полупаразит, ее кустики сидят на ветвях деревьев, напоминая грачиные гнёзда, и в народе именуются «ведьмиными мётлами». Мы, изучающие ботанику в пятом классе и живущие с каналом «Дискавери», — ничего удивительного в этом не видим.
Друидские же чародеи растение, выросшее без корней, не на земле, а прямо на дереве, расценивали, очевидно, как нечто сверхъестественное, свалившееся прямо с неба. Срывали омелу с соблюдением сложных обрядов: в шестой день луны жрец в белом одеянии взбирался на дерево и, срезав растение золотым серпом, клал его на кусок белой ткани. Омела должна была быть сорвана без применения железа, а сорванная — не коснуться земли. Коснувшись земли, это небесное растение подверглось бы осквернению и лишилось своей силы.
Правильно добытая омела считалась хорошим лекарством от эпилепсии, помогала забеременеть женщинам — если те носили ее при себе, отличнейшим образом исцеляла язвы, посредством наружного и внутреннего применения, а так же являлась одинаково прекрасной отравой и верным средством против любого яда — в зависимости от цели, которую ставил перед собой колдун.
Древнеримский ученый Плиний Старший, еще в I веке нашей эры описывая нравы друидов, отметил, что омела в их верованиях занимала одно из ведущих мест в борьбе с нечистой силой. Возможно поэтому изящное вечнозеленое растение стали использовать и в качестве рождественского украшения — как домашний оберег. А вместе с первыми переселенцами староанглийский обычай перекочевал за океан — в Америку. Но поскольку в Америке омела не растет, ее место занял в домах похожий на нее форадендрон.
Серьёзность обычая немного пошатнули рождественские настроения. Те самые, которые вынимают из глубоких тайников наших душ веру в чудеса и заставляют нас смотреть на мир снисходительнее и добрее. Они-то и придали обряду мистически-чувственную, совершенно волшебную окраску. Поцелуй под висящей на потолке омелой стал считаться приносящим вечную любовь. Более того, некоторые знатоки уверяют и по сей день, что он должен привести к неизбежному браку.
Но думается мне, что если за поцелуем под омелой и не последует немедленный визит в ЗАГС, расстраиваться не стоит. Хотя бы потому, что какой-нибудь друидский знахарь, видя такое дело под «всецелителем», наверняка бы пробубнил что-то типа: целуйтесь на здоровье…
Значение слова «омела»
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
Паразитирует на очень многих древесных растениях: тополях, клёнах, соснах, ивах, берёзах, лжеакациях и на разнообразных плодовых деревьях. Поселяется на верхушке дерева или на его ветвях и разрастается зелёным, в большинстве случаев густым кустом.
Имеет кормовое значение для птиц. Из плодов можно варить клей.
ОМЕ’ЛА, ы, ж. (бот.). Кустарник с вечнозелеными листьями, с ядовитыми белыми ягодами, употр. как декоративное растение.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
оме́ла
1. ботан. род полупаразитных кустарников (), вечнозелёное кустарниковое растение ◆ Вдали виднелись отягченные пучками блестящей омелы ветви одичавших и ставших бесплодными фруктовых деревьев. Оноре де Бальзак, «Прощай!»
Фразеологизмы и устойчивые сочетания
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: доучить — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Омела
Омела, вечнозеленое растение, растущее на ветвях деревьев, в разных традициях выступает как символ жизни. Посреди зимы она цветет желтыми цветами и дает белые ягоды. Омела связана с плодородием, богатством, защитой и лечением. Она символизирует бессмертие и возрождение. Существовал обычай срезать омелу во время летнего и зимнего солнцестояний, соотносимых с жизнью и смертью.
Кельтские жрецы-друиды считали, что омела — это золотая ветвь Древа жизни, которая скрепляет союз божественного и земного. Римские писатели (Цезарь, Плиний Старший и др.) описывают окруженный таинственностью друидский ритуал собирания омелы. Растение срывали на полнолуние или новолуние, без помощи железа, иногда золотым серпом, при этом оно не должно было касаться земли. Сорванная таким образом омела оберегала человека от любого колдовства, с ее помощью можно было отыскать подземный клад. Считалось, что напиток из омелы обеспечивал человеку неуязвимость, заживлял язвы, помогал женщинам избавиться от бесплодия. По преданию, омела родилась от удара молнии в ветвь дуба, поэтому растущая на дубе омела наделена особо целебными свойствами, а сок ее ягод — пища для тела и духа.
Кельтская традици отразилась и в христианской рождественской традиции поцелуев под ветвью омелы, предвещающих плодотворный союз. Этот обычай рассматривают как пережиток фаллических ритуалов или отражение некоторых архаичных свадебных обрядов. Двойные листья или ягоды омелы обычно символизируют высшую плодотворную потенцию, иногда небесных близнецов. Добывание омелы в канун Рождества и поныне является ритуалом, напоминающим друидский.
«Золотая ветвь» жизни, омела неожиданно становится орудием смерти в скандинавских и германских мифах о Бальдре, боге света, который был убит стрелой, сделанной из омелы. Эта инверсия охранительной символики может означать переход от жизни к смерти при помощи священного растения.
Видение Гюльви
Отрывок
. Высокий отвечает: «Надо поведать и о событиях, что еще важнее для асов. Начинается сказ с того, что Бальдру Доброму стали сниться дурные сны, предвещавшие опасность для его жизни. И когда он рассказал те сны асам, они держали все вместе совет, и было решено оградить Бальдра от всяких опасностей. И Фригг взяла клятву с огня и воды, железа и разных металлов, камней, земли, деревьев, болезней, зверей, птиц, яда и змей, что они не тронут Бальдра. А когда она это сделала и другим поведала, стали Бальдр и асы забавляться тем, что Бальдр становился на поле тайга, а другие должны были кто пускать в него стрелы, кто рубить его мечом, а кто бросать в него каменьями. Но что бы они ни делали, все было Бальдру нипочем, и все почитали это за великую удачу.
Как увидел то Локи, сын Лаувейи, пришлось ему не по нраву, что ничего не вредит Бальдру. Он пошел к Фригг, в Фенсалир, приняв образ женщины. А Фригг и спрашивает, ведомо ли той женщине, что делают асы на поле тинга. Та отвечает, что все, мол, стреляют в Бальдра, но это не причиняет ему вреда. Тогда промолвила Фригг: «Ни железо, ни дерево не сделают зла Бальдру. Я взяла с них в том клятву». Тут женщина спрашивает: «Все ли вещи дали клятву не трогать Бальдра?». Фригг отвечает: «Растет к западу от Вальгаллы один побег, что зовется омелою. Он показался мне слишком молод, чтобы брать с него клятву». Женщина тут же ушла.
Локи вырвал с корнем тот побег омелы и пошел на поле тинга. Хед стоял в стороне от мужей, обступивших Бальдра, ибо он был слеп. Тогда Локи заговорил с ним: «Отчего не метнешь ты чем-нибудь в Бальдра?». Тот отвечает: «Оттого, что я не вижу, где стоит Бальдр, да и нет у меня оружия». Тогда сказал Локи: «Все ж поступи по примеру других и уважь Бальдра, как и все остальные. Я укажу тебе, где он стоит; метни в него этот прут». Хед взял побег омелы и метнул в Бальдра, как указывал ему Локи. Пронзил тот прут Бальдра, и упал он мертвым на землю. И так свершилось величайшее несчастье для богов и людей.
Источник: «Младшая Эдда», Научно-издательский центр «Ладомир», Москва, 1994 г.
Магия растений и магическое целительство. Омела.
МАГИЯ РАСТЕНИЙ И МАГИЧЕСКОЕ ЦЕЛИТЕЛЬСТВО. Омела
Мы никогда не узнаем, для чего и как друид умел «проходить сквозь дерево»,[282 — Ch.Plummer, «Vitae Sanctorum Hiberniae» I, CLIII.] и, несомненно, иногда бывает сложно отделить магию, составлявшую неотъемлемую часть религиозного ритуала, от того, что во все времена составляло лишь суеверие. Но вот остальная часть текста Плиния, касающегося омелы на дубе:[283 — См. наст. изд. стр. 73.]
«Такую омелу случается найти очень редко, и когда её отыскивают, то снимают, устраивая большую религиозную церемонию, на шестой день луны, — так как именно по этому светилу галлы считают свои месяцы и свои годы, так же, как и свои века, протяженностью в тридцать лет. Этот день выбирается потому, что луна в нём обладает уже достаточной силой, хотя и не достигает ещё середины своего роста. Они называют омелу именем, означающим «тот, что всё исцеляет» (ирланд. Drualus; валлийский — uchelwydd)
Приготовив у подножия дерева всё необходимое для совершения жертвоприношения и торжественную трапезу, приводят двух белых быков, у которых впервые связаны рога. Жрец, одетый в белое, взобравшись на дерево, золотым серпом отсекает омелу, которую собирают в белый плащ. Тогда они закалывают жертвенных животных, молясь при этом божеству, дабы оно сделало жертву благодатной для тех, ради кого она принесена. Они верят, что омела, если сделать из неё напиток, исцеляет скот от бесплодия и служит средством против всех ядов. Вот так великое множество народов почитает священными предметы, абсолютно ничего не значащие». [284 — Нет нужды напоминать о том, что современная медицина до сих пор использует омелу в качестве гипотензивного средства, для снижения артериального давления при гипертонической болезни.]
Новокельтские языки сохранили до наших дней несколько любопытных названий омелы: «Словарь Шалона» приводит форму из венетского языка: «deur derhue» — «дубовая вода», а Дж. Лот в конце прошлого века обнаружил в Фауэ (Морбиан) очень интересное название uhelvat (ihuvelvad), «хорошо выращенный», данное, несомненно в связи с медицинскими свойствами этого растения. Валлийский термин более точен: olliach, «всё исцеляющий», как указано в словаре Сил. Эванса; на ирландском языке в словаре О’Рейли значится uile-iceadh, а на гэльском Шотландии — uile-ice.[286 — J. Loth, «Rev. cent.», XIX, 18]
Сопоставление напрашивается само собой и представляет, по крайней мере, предположение в пользу точности данных латинского автора Плиния, не выражающего никакого удивления по поводу почитания дубовой омелы, поскольку и у самих римлян и греков были распространены подобного рода растительные культы.
Плиний сам указывает, что листья и ветви вербены использовались при вытягивании жребия и для предсказания будущего, и, по своему обыкновению, не может удержаться от нелестных замечаний: «Некоторые не делают различия между двумя разновидностями священных трав, и считают их обычно за одну, так как и та и другая имеют одинаковые свойства. Галлы тянут жребий, используя ту и другую, и при этом поют заклинания. Но всё это бредни магов».[287 — Plin. Nat. Hist, XXV, 106.]
Можно дополнить этот отрывок следующей небольшой выдержкой из «Естественной истории»: «Похоже на сабину растение, называемое селаго (лат. Selago; баранец обыкновенный). Срезая его, железом не пользуются; правую руку пропускают под одеждой так, чтобы она вышла с левой стороны, как если бы пожелали что-то украсть; к тому же надлежит быть в белой одежде с босыми, омытыми ногами, и прежде принести жертву хлебом и вином. Несут растение, завернув его в новое полотно. Галльские друиды говорят, что оно служит талисманом против всякой хвори, и его дым исцеляет все болезни глаз.
Друиды также используют растение, которое произрастает на болотах, и которое они зовут самолус (Samolus valerandi). Его следует собирать левой рукой, натощак, и оно является талисманом против болезней скота. Но тот, кто срезает его, не должен оглядываться или класть это растение куда бы то ни было, кроме того места, где хранят напитки». [285 — Plin. Nat. Hist. XXIV, 103, 104.]
Oursin fossile
Популярность, которой, согласно все тому же Плинию, пользовалось в Галлии oursin fossile или змеиное яйцо (ovum anguinum), свидетельствует о подобного рода религиозных представлениях: «Имеется ещё сорт яйца, которое галлы весьма почитают, а греки упустили из виду: летом собирается несметное множество змей, они сплетаются и склеиваются друг с другом слюной и слизью своих тел. Oursin fossile [отождествляемый со змеиным яйцом] символизирует это событие Друиды говорят, что шипенье рептилий заставляет Oursin fossile подскакивать в воздух, и надлежит тогда поймать его в плащ, прежде чем оно коснется земли. Похититель вынужден спасаться, ускакав на коне, поскольку змеи преследуют его до тех пор, пока такое препятствие, как река, не преградит им путь. Это яйцо узнают по тому, что оно плывет против течения. Но так как маги ловко умеют скрывать свои хитрости, они утверждают, что для того, чтобы заполучить такое яйцо, следует дождаться определенной фазы луны, как будто человек своей волей может заставить змей соотнести свои собранья с назначенной датой. Я видел такое яйцо: оно размером со среднее круглое яблоко, и у него хрящеватая скорлупа, с многочисленными присосками, как на щупальцах полипа. У друидов оно знаменито. За ним утвердилась слава чудесного средства, позволяющего выигрывать тяжбы и получать доступ к царям; но это неверно: один римский воин из племени воконтиев, который во время суда носил на груди такое яйцо, был казнён божественным императором Клавдием, насколько мне известно, без всякой, на то, причины».[289 — Plin. Nat. Hist, XXIX, 52.]
Священный характер змеиного яйца (ovum anguinum) подтверждается некоторыми археологическими находками. Особо интересен в этом смысле могильный холм Пуарона в Сент-Аманде (Дё-Севр): «В центре этого могильника, который не содержал в себе никаких следов погребения, находился своего рода ларь, сооруженный из пяти сланцевых плит, в середине которого помещалось змеиное яйцо (our-sin fossile)».[290 — J. Toutain, «Cultes paiens», III, 371, прим.; см. также A. Grenier, «Manuel», IV/2, p. 747.]
Плиний не понял религиозного символизма этого предмета, который, без сомнения, обозначал космическое яйцо.
Целебные растения
В Ирландии существует мифологический рассказ о происхождении целебных растений. Мы напомним здесь эту традицию, хотя упомянутые в ней герои не являются друидами, поскольку именно друиды впоследствии будут использовать их в своей практике в битве при Маг Туиред: «В ту пору Нуаду страдал от увечья, и Диан Кехт приставил ему руку из серебра, что двигалась словно живая. Не по нраву пришлось это сыну Диан Кехта Мидху, и направился он к отрубленной руке и молвил: «Сустав к суставу, и мышца к мышце!»