Договор ответственного содержания животного что это
Права, если есть домашние животные
В России многие держат домашних животных: в городах это кошки и собаки, в сельской местности — коровы, свиньи, овцы, северные олени. И те и другие считаются домашними животными, хотя одних заводят ради удовольствия, а других — ради мяса, меха и молока.
Статус животных двойственный: для владельца это почти друг, а с точки зрения закона и права — имущество, иногда очень дорогое. Животных можно продавать, дарить и обменивать, зарабатывать с их помощью на жизнь. Еще владельцы имеют право защищать их, брать с собой в поездки и на прогулки, лечить и требовать компенсации, если лечение пошло во вред.
Распространите знания!
Отправьте статью тем, кому она пригодится
Переслать через вотсап
Мы сделали эту статью для всех, у кого есть кот, собака, попугай или пара коров. Сохраните себе карточки или таблицу со ссылками на законы, чтобы знать, когда животных можно возить с собой на самолете, что вам должны в ветеринарной клинике и кого можно держать у себя в квартире несмотря на недовольство соседей.
Купить, продать или сдать животное в аренду
К договорам о купле-продаже животных применяются правила о продаже некачественного товара. Если по договору животное здоровое и породистое, а на самом деле — больное и из подворотни, у продавца можно потребовать:
Продавец может не согласиться компенсировать ущерб, тогда на помощь придет суд. Подтвердить, что животное болело, поможет экспертиза.
В Москве был такой случай: заводчик попугаев жако продал птенца за 85 тысяч рублей. Покупатель привез попугая домой, но птенец умер той же ночью. По данным с сайта РАПСИ, заводчику пришлось выплатить 140 тысяч рублей компенсации.
Есть еще одна история про попугая жако: женщина попросила в магазине продать ей попугая-самца. Дома попугай снес яйцо. Женщина хотела вернуть птицу как некачественный товар, но продавец отказал, и суд с этим согласился. Оказывается, у попугаев жако очень сложно определить пол.
Особые требования касаются животных, находящихся под угрозой уничтожения. По общему правилу, продавать и покупать их можно, только получив особое разрешение. Их даже содержать и хранить у себя можно лишь с разрешения государства. За нарушение — административный штраф и конфискация животных.
Чтобы понять, находится животное под угрозой уничтожения или нет, надо посмотреть официальные перечни:
Если там животного нет — можно продавать и покупать без разрешения.
Еще животных можно сдавать в аренду — например стадо коров или кота для фотосессии. Собственником останется владелец животных, например агрофирма. Если срок аренды меньше года, можно заключить договор устно. Потомство от арендованного животного принадлежит арендатору — как теленок кота Матроскина. Это правило прописано не только в культурном коде россиян, но и в ст. 606 ГК РФ.
Использовать животных в предпринимательской деятельности
Как это работает. Животные — это имущество, от использования которого можно получать доход. На животных зарабатывают цирки, зоопарки, питомники, а также фермерские и охотничьи хозяйства.
Для домашних животных, которые не относятся к сельскохозяйственным, особые правила. В 2019 году ФЗ об обращении с животными ввел запрет на их использование для извлечения прибыли. Потом правительство утвердило исключения из этого запрета. В результате государство определило, как можно зарабатывать на домашних животных:
По логике закона, для каких-то других целей в бизнесе кошек, собак и хомячков использовать нельзя. Перечень очень широкий, поэтому сложно сказать, что именно попадает под запрет. Например, котокафе — это организация досуга, закон такое разрешает. А аренду кота для фотосессии можно отнести к организации развлечений.
Чтобы открыть зоопарк, зоосад, цирк, зоотеатр, дельфинарий или океанариум, нужна лицензия. Их будет выдавать Россельхознадзор, но правила выдачи пока не установили.
Учесть питомца при разделе имущества
Как это работает. Все имущество, которое супруги приобрели во время брака, становится их общей собственностью. В том числе кошки, собаки, попугаи, коровы и овцы. Чтобы разобраться, кому что принадлежит, можно составить брачный договор, а можно разделить имущество, заключив соглашение. Крайний вариант — развестись и оставить определение долей на совести суда.
Иногда животные важны как любимые питомцы, иногда — как материальный актив, а может сочетаться и то и другое. Тут несколько вариантов:
Пример, где всем досталось поровну. Муж с женой развелись, в браке вместе купили корову, быка и теленка. Суд оставил за бывшей женой теленка и быка, а мужу досталась корова.
Если животное подарили одному из супругов, в раздел имущества его включать не нужно. Вот случай: муж подарил жене йоркширского терьера, а потом они развелись. Суд исключил собаку из раздела имущества. Но так бывает не только с собаками и кошками: любые подарки не делятся при разводе, даже машина.
Передать животное по наследству
Как это работает. Раз животные — это имущество, их можно оставить в наследство. Если составить завещание, можно выбрать, кому достанется животное. Без завещания наследникам придется решать этот вопрос самим.
В завещание можно вписать условие, что имущество перейдет наследнику, но тот обязан заботиться о животном и содержать его. Это называется завещательным возложением. Условие про заботу о домашних животных прямо прописано в ст. 1139 ГК РФ, поэтому так точно можно делать. Еще можно передать животное в приют и обязать наследников оплачивать содержание. И только на таком условии они получат квартиру.
Например, у пожилой женщины есть трое взрослых детей. Она переживает, что после ее смерти о любимой кошке никто не вспомнит. В завещании она может написать, что завещает квартиру младшему сыну и возлагает на него обязанность содержать ее кошку Василису, присматривать и ухаживать за ней. Отказаться от этой обязанности сын сможет только вместе с квартирой. Женщина может указать в завещании, что соседка проконтролирует, как сын заботится о кошке.
Получить компенсацию, если животному причинят вред
Как это работает. Люди имеют право владеть своим имуществом и требовать от других это имущество не портить. Если кто-то причинит животному вред, он должен возместить его владельцу в полном объеме.
Что можно потребовать от того, кто навредил вашему животному:
Все это нужно подтвердить документами: чеками за лекарства, рецептами от врача, квитанциями из ветеринарной клиники, договорами и соглашениями об их расторжении с указанием причин.
Вот реальная история: в общем коридоре кот Кузя неизвестной породы поцарапал глаз йоркширскому терьеру по кличке Филя. Хозяйка собаки потребовала через суд компенсировать ей лечение собаки, упущенную выгоду от сорвавшегося договора аренды для вязки, моральный вред и госпошлину — всего больше 100 тысяч рублей. Суд посчитал убытки и моральный вред недоказанными и обязал хозяина кота выплатить 5 тысяч — расходы на медикаменты, врачей и пошлину.
Застраховать животное и получить возмещение
Как это работает. Животное можно застраховать, а если с ним что-то случится — получить деньги от страховой компании. Объектом страхования будут имущественные интересы хозяина животного, связанные с риском его болезни и гибели.
В России есть агрострахование с господдержкой — половину страховой премии оплачивает государство. Такой поддержкой могут воспользоваться организации и ИП, доход которых больше чем на 70% составляют доходы от реализации продукции сельского хозяйства. Это агрофирмы, фермеры, граждане, ведущие личное подсобное хозяйство, сельскохозяйственные потребительские кооперативы. Все это регулирует специальный закон о господдержке в сфере сельскохозяйственного страхования.
С помощью государства можно застраховать риск утраты (гибели) сельскохозяйственных животных в результате таких событий:
Агрострахование могут осуществлять только страховые компании, которые входят в Национальный союз агростраховщиков. Можно заключить договор и с другой компаний, но государство ничего не компенсирует.
Домашних питомцев тоже можно застраховать. Такие виды страхования добровольные, поэтому условия договора нужно обсуждать со страховой компанией. Помимо жизни и здоровья животного можно застраховать ответственность его владельца: если кот поцарапает глаз породистому псу, ущерб оплатит страховая компания.
Сделать животному бесплатную прививку от бешенства
Как это работает. Животных обязательно нужно прививать от бешенства. Лучше и от других заразных болезней, но от бешенства — в первую очередь. К сожалению, люди умирают от бешенства в 100% случаев, тяжело и мучительно. Защищая животных, мы защищаем себя и своих детей. Если собака живет на улице в вольере, она может заразиться бешенством от ежика, лисы или крысы. Тогда даже легкий укус такой собаки может оказаться смертельным для хозяина, хотя никаких признаков бешенства еще нет. Сама собака тоже погибнет.
В одном дворе многоквартирного дома домашняя кошка стала странно себя вести. Она поцарапала хозяев, убежала на улицу и бросалась на детей. Оказалось, что кошку во дворе укусила и заразила белка. Белка сбежала, кошка умерла, а жителям нескольких домов в округе делали прививки от бешенства. А делают их несколько раз в течение трех месяцев — приятного мало, и есть угроза для жизни, если опоздать.
Прививки от бешенства животным делают бесплатно в государственных ветеринарных клиниках или выездных пунктах. В разных городах устанавливают графики вакцинации. Например, такие есть в Москве, Новосибирске, Смоленске.
Часто делают комплексную прививку от нескольких болезней сразу, в нее может входить и компонент против бешенства. Тогда за вакцину придется заплатить.
Для тех, кто животных не прививает, государство вводит штрафы. Например, в Москве можно получить штраф до 3 тысяч рублей, если не привить от бешенства кошку или собаку.
Как это работает. Животные могут пересекать границы государств и ездить по миру вместе с хозяином или другим сопровождающим лицом. Конечно, есть ограничения, и каждая страна может придумать свои. Например, Россельхознадзор предупреждает, что в Израиль нельзя ввозить бультерьеров, ротвейлеров и собак некоторых других пород.
Вот что необходимо, чтобы животное пропустили через границу.
Электронный чип. Его вводят животному под кожу, номер указывают в паспорте, а данные заносят в международную базу данных. В России чипирование необязательное, поэтому у большинства животных чипов нет.
Прививки. В каждой стране свои требования к прививкам у животных — лучше уточнить это перед походом в клинику, чем узнать на границе. Действующая прививка от бешенства — общее требование. Ее нужно делать после чипирования, иначе придется повторять.
Ветеринарный сопроводительный документ. Он нужен, если животное с хозяином выезжает в страну, не входящую в Таможенный союз. В аэропорту его оформляют на месте, но при поездке на автомобиле или поезде этот документ нужно составить заранее — в управлениях Россельхознадзора.
Если пробыть за границей больше 90 дней, придется показать животное ветеринару перед тем, как въехать в Россию. Отметка об осмотре должна стоять в ветеринарном паспорте.
Заранее согласовать с клиникой стоимость лечения
Как это работает. Стоимость лечения животного можно оговорить с врачом заранее и записать в смете. Она может быть твердой или приблизительной. Ветклиника не может отказаться составить смету, если клиент просит об этом.
Если составлена твердая смета, ее нельзя будет уменьшить или увеличить без согласия сторон. Исключение — ситуации, которые нельзя было учесть при составлении сметы. Например, в Россию запретили ввозить какое-нибудь важное лекарство и из-за этого всю схему лечения пришлось пересмотреть. Если цена лекарств или оборудования резко выросла, смету тоже можно пересмотреть, хоть она и твердая.
Если смета приблизительная, увеличивать ее можно, но клиника должна об этом предупредить. Если клиника уже оказала дополнительные услуги, но не предупредила клиента о том, что цена вырастет, он вправе ничего дополнительно не платить.
Когда приносите животное на лечение, просите заранее составить смету, чтобы потом не оказалось, что наркоз не включили в стоимость, за расходные материалы нужно доплачивать, а еще питомцу без согласования прокололи курс витаминов за несколько тысяч рублей. Если есть смета, а клиника без согласования сделала что-то еще, можно не платить или уменьшить сумму.
Получить компенсацию за некачественное лечение животного
Как это работает. На оказание ветеринарных услуг распространяются требования закона о защите прав потребителей. Если услуга оказана некачественно, можно потребовать что-то одно:
Если лечение не только не помогло, но и ухудшило состояние животного, можно потребовать у клиники компенсировать моральный вред и возместить полностью вред, причиненный животному вследствие некачественного лечения.
Но и это еще не все. Если клиника откажется что-то компенсировать, но при этом будет неправа, ей придется выплатить штраф в 50% от всей суммы, которую определит суд.
Чтобы доказать суду, что лечение было некачественным, нужно провести ветеринарную экспертизу. На ее основании суд и принимает решение.
Вот пример: женщина лечила собаку, лабрадора-ретривера, в ветеринарном диагностическом центре. Однако в ходе лечения здоровье собаки ухудшилось. Женщина обратилась еще в несколько клиник, но через несколько дней собака умерла. Она подала заявление в суд, суд назначил экспертизу. Эксперт установил, что лечение было недостаточным — из-за него собака и умерла. Суд взыскал с клиники стоимость лечения, неустойку за период просрочки, штраф и компенсацию морального вреда.
Держать животных в квартире
Как это работает. Закон разрешает держать животных в доме — лишь бы их никто не обижал, а они не обижали соседей по дому. На практике это значит, что животных можно содержать в квартире с соблюдением санитарных правил: за ними нужно убирать — как в самой квартире, так и на лестничной клетке и в лифте. Не должно быть фекалий и неприятного запаха. Иначе соседи могут обратиться в суд, а суд заставит привести жилье в порядок.
Не всех животных можно держать дома. Есть перечень животных, запрещенных к содержанию, их нельзя держать в квартире или на своем участке. Например, это волк, лисица, медведь, ушастый тюлень и тигр. Из экзотических животных там указаны бегемоты, жирафы, пингвины, тарантулы.
Содержать таких животных на самом деле можно, но только в особых местах:
В жилых помещениях держать таких животных нельзя даже с благими целями: вылечить и передать в питомник.
Выгуливать животных на улице
Как это работает. С домашними животными — кошками, собаками, енотами — можно гулять на улице. Есть несколько правил, которые нужно соблюдать:
Содержать животных на своем участке
Как это работает. На своем участке можно разводить сельскохозяйственных животных: коров, овец, гусей, верблюдов, если хочется. На нем могут жить кошки и собаки. Во дворе частного дома или на дачном участке животные могут гулять как угодно, если есть забор и они никому не мешают. Если собака считается опасной и входит в правительственный перечень, на двери должно быть предупреждение.
Владельцы животных должны соблюдать санитарные правила и нормы: убирать помет и прочие отходы. Нужно стараться, чтобы собаки не лаяли по ночам и не мешали соседям спать. И главное — должно соблюдаться целевое использование участка.
Если участок предназначен для индивидуального жилищного строительства, нельзя разводить на нем быков. Особенно в черте города. Если у него статус земель для садоводства или личного подсобного хозяйства, нельзя создавать на нем питомник для животных. Пара собак для охраны территории — это допустимо. 50 собак — подозрительно.
Если государственные органы решат, что животные на участке содержатся с нарушениями, их заставят убрать с участка. Например, в Калужской области суд заставил выселить 59 собак из приюта «Собачий рай»: это был участок для ЛПХ.
Перевозить животных в общественном транспорте
Как это работает. Животных можно перевозить в самолетах, поездах, автобусах, метро и такси. Для каждого вида транспорта свои правила.
В поездах можно провозить вместе с собой крупную собаку в наморднике и на поводке или небольшого питомца в переноске. Больших собак можно перевозить только в купе или СВ, выкупив в нем все места. Животное в переноске можно перевозить в вагонах, куда пускают с животными. Это можно уточнить при покупке билета. Один человек может взять с собой только двух кошек или некрупных собак.
В зависимости от тарифа перевозка может быть платной. На сайте РЖД можно найти тарифы для перевозки мелких животных и перечень животных, с которыми можно ездить в поезде. Исключения сделаны для собак-поводырей: они могут бесплатно ездить со своим хозяином, особые правила насчет клеток и переносок на них не действуют.
В самолетах можно перевозить собак, кошек, других комнатных животных и служебных собак, но авиакомпанию надо обязательно предупредить. Брать животных с собой в салон самолета можно только с ее согласия и по ее правилам. Иначе им придется лететь в багажном отделении. Животные должны быть в контейнерах или клетках. Исключение сделали для собак-поводырей и служебных собак в салоне самолета.
В автобусах и такси можно возить с собой животных и птиц в клетках, контейнерах, коробах и корзинах с глухим дном. Больших собак можно возить в такси — в наморднике, с поводком и подстилкой.
Получать господдержку
Как это работает. Государство старается поддерживать сельское хозяйство и фермеров. Закон о развитии сельского хозяйства определяет основные направления господдержки, а госпрограмма — порядок их финансирования. В разных регионах меры поддержки могут различаться. Например, Минсельхоз Московской области установил свои правила.
Господдержка бывает разных видов. Например:
За поддержкой надо обращаться в региональные органы власти, обычно это министерства сельского хозяйства в области, республике и других субъектах РФ.
Не платить налог с продажи мяса, молока и яиц
Как это работает. Владельцы личных подсобных хозяйств могут иметь коров, кур, овец и коз, продавать их продукцию и не платить с этого налог на доходы. Бабушка с домиком в деревне — как раз этот случай.
Есть несколько условий, которые нужно выполнить, чтобы налоговая не начислила НДФЛ:
Поскольку налоговой сложно самой проверить все эти условия, нужно взять в органах местного самоуправления документ о том, что продаваемая продукция произведена гражданином на принадлежащем ему или членам его семьи участке, используемом для ведения ЛПХ. В документе должна быть указана общая площадь земли.
Получать вычеты при продаже животных
Как это работает. Продавая животных, человек получает доход, а значит, может появиться обязанность заплатить налог. Но можно уменьшить доход на имущественные вычеты и ничего не платить государству.
Налога не будет в таких случаях:
Если продажа животных — основная деятельность, приносящая систематическую прибыль, нужно регистрировать ИП и платить налоги.
Разводить диких животных
Как это работает. Дикие животные — это животные, которые не одомашнены. Они тоже являются имущественными объектами. Пока животные бегают, плавают и летают на свободе, они принадлежат государству. Как только их изымают из природной среды, они становятся частной собственностью. Например, олень в лесу — собственность государства, олень в зоопарке — собственность зоопарка, олень на ферме — собственность фермера.
Диких животных можно держать в неволе: на фермах, в вольерах, дома. Разрешение для этого не нужно, если животное не относится к краснокнижным. Взять животное можно в питомнике.
Если животное выпускают погулять в привычной для него среде или оно проводит там основную часть времени, разрешение нужно получать. Зоопарки, питомники, океанариумы, центры по разведению редких животных считаются условиями полуволи или искусственной средой обитания. В таких местах диких животных разводят, то есть главная цель — получить потомство и увеличить количество животных.
На самом деле в законе нигде прямо не сказано, чем неволя отличается от полуволи, и это проблема. Если с зоопарками и океанариумами вопросов нет, то с фермами и огороженными вольерными хозяйствами разобраться сложнее.
Практика бывает разная. Например, суд в Орехово-Зуеве решил, что оленья ферма — это обычная сельскохозяйственная ферма. Главное — не нарушать ветеринарные правила, а разрешения не нужны.
В Воронеже охотинспекция пыталась признать незаконной охоту в вольерном хозяйстве ИП. Территория была огорожена сплошным забором. Охотиться суд разрешил, но в деле интересно другое: ИП получил разрешение на содержание и разведение пятнистого оленя, то есть вольер признали условиями полуволи.
В субъектах РФ могут быть свои законы, уточняющие понятия воли и полуволи. Если собираетесь открывать оленью ферму или вольерное хозяйство, узнавайте, какая практика в вашем регионе.
Обычно разрешения на содержание и разведение диких животных выдают органы власти в субъектах РФ — областные министерства природы или экологии. Если животное в Красной книге, разрешение надо получать в Минприроды.
Договор ответственного содержания животного что это
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Обзор документа
Постановление Правительства РФ от 30 июня 2021 г. № 1089 «О федеральном государственном контроле (надзоре) в области обращения с животными»
В соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 5 Федерального закона «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемое Положение о федеральном государственном контроле (надзоре) в области обращения с животными.
2. Признать утратившим силу постановление Правительства Российской Федерации от 30 ноября 2019 г. № 1560 «Об утверждении Правил организации и осуществления государственного надзора в области обращения с животными» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2019, № 49, ст. 7138).
3. Установить, что реализация полномочий, предусмотренных настоящим постановлением, осуществляется в пределах установленной Правительством Российской Федерации предельной численности работников федеральных органов исполнительной власти и бюджетных ассигнований, предусмотренных указанным органам в федеральном бюджете на руководство и управление в сфере установленных функций.
4. Включенные в план проведения плановых проверок на 2021 год проверки в рамках государственного надзора в области обращения с животными, дата начала которых наступает позже 30 июня 2021 г., подлежат проведению в рамках федерального государственного контроля (надзора) в соответствии с Положением, утвержденным настоящим постановлением.
5. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.
Председатель Правительства Российской Федерации | М. Мишустин |
Утверждено
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 30 июня 2021 г. № 1089
Положение о федеральном государственном контроле (надзоре) в области обращения с животными
I. Общие положения
2. Предметом государственного контроля (надзора) являются:
3. Государственный контроль (надзор) осуществляется следующими контрольными (надзорными) органами:
Федеральная служба по надзору в сфере природопользования и ее территориальные органы в части соблюдения требований к содержанию и использованию диких животных, содержащихся или используемых в условиях неволи, в том числе принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации и (или) охраняемым международными договорами Российской Федерации (за исключением соблюдения требований к содержанию и использованию таких животных в культурно-зрелищных целях);
Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору и ее территориальные органы в части соблюдения требований к содержанию и использованию животных в культурно-зрелищных целях.
4. Должностными лицами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора), являются:
а) руководители Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору;
б) заместители руководителя Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору, на которых в соответствии с должностными регламентами возложено осуществление государственного контроля (надзора);
в) руководители структурных подразделений Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору и Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, на которых в соответствии с должностными регламентами возложено осуществление государственного контроля (надзора);
г) руководители или заместители руководителей территориальных органов Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору и Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, на которых в соответствии с должностными регламентами возложено осуществление государственного контроля (надзора);
д) другие должностные лица Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору и Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и их территориальных органов, на которых в соответствии с должностными регламентами возложено осуществление государственного контроля (надзора).
5. Должностными лицами, уполномоченными на принятие решений о проведении контрольных (надзорных) мероприятий, являются:
а) руководитель или заместители руководителя Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и руководитель или заместители руководителя Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору;
б) руководитель или заместители руководителя территориальных органов Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и руководитель или заместители руководителя территориальных органов Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору.
6. Должностные лица, осуществляющие государственный контроль (надзор), при проведении контрольного (надзорного) мероприятия в пределах своих полномочий и в объеме проводимых контрольных (надзорных) действий пользуются правами, установленными частью 2 статьи 29 Федерального закона «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», а также частями 5 и 6 статьи 19 Федерального закона «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
7. К отношениям, связанным с осуществлением государственного контроля (надзора), применяются положения Федерального закона «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации».
Объекты государственного контроля (надзора)
а) деятельность по содержанию и использованию животных в культурно-зрелищных целях;
б) здания, помещения, сооружения, оборудование, устройства, предметы, материалы, транспортные средства и другие объекты, которыми контролируемые лица владеют и (или) пользуются при содержании и использовании животных в культурно-зрелищных целях.
9. Учет объектов контроля Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору осуществляется:
а) при лицензировании деятельности по содержанию и использованию животных в зоопарках, зоосадах, цирках, зоотеатрах, дельфинариях, океанариумах;
б) путем получения информации о содержании животных гражданами и организациями по итогам проведения контрольных (надзорных) мероприятий;
в) путем получения информации об объектах контроля из федеральной государственной информационной системы в области ветеринарии;
г) путем получения информации о содержании и использовании животных в культурно-зрелищных целях гражданами и организациями по итогам проведения профилактических мероприятий, контрольных (надзорных) мероприятий, межведомственного взаимодействия, а также с учетом информации, содержащейся в государственных информационных ресурсах.
10. Объектами контроля Федеральной службы по надзору в сфере природопользования в рамках государственного контроля (надзора) являются:
а) деятельность контролируемых лиц и организаций по содержанию и использованию диких животных, содержащихся или используемых в условиях неволи, в том числе принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации и (или) охраняемым международными договорами Российской Федерации;
б) здания, помещения, сооружения, оборудование, устройства, предметы, материалы, транспортные средства и другие объекты, которыми контролируемые лица владеют и (или) пользуются при содержании и использовании диких животных, содержащихся или используемых в условиях неволи, в том числе принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации и (или) охраняемым международными договорами Российской Федерации (за исключением содержания и использования животных в культурно-зрелищных целях).
11. Учет объектов контроля Федеральной службой по надзору в сфере природопользования осуществляется:
а) при ведении государственного учета зоологических коллекций и отдельных экспонатов;
б) при выдаче разрешений на:
использование объектов животного мира, занесенных в Красную книгу Российской Федерации, а также находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения;
оборот диких животных, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации;
содержание и разведение объектов животного мира, занесенных в Красную книгу Российской Федерации, в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания;
содержание и разведение объектов животного мира в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания на особо охраняемых природных территориях федерального значения;
акклиматизацию новых для фауны Российской Федерации объектов животного мира;
в) путем получения от органов государственной власти субъектов Российской Федерации информации о выданных разрешениях на:
использование объектов животного мира, за исключением объектов, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения, а также объектов животного мира, занесенных в Красную книгу Российской Федерации;
содержание и разведение объектов животного мира, в том числе отнесенных к охотничьим ресурсам, в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания (за исключением объектов животного мира, занесенных в Красную книгу Российской Федерации), за исключением разрешений на содержание и разведение объектов животного мира в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения;
г) путем получения информации о содержании животных гражданами и организациями по итогам проведения контрольных (надзорных) мероприятий;
д) при получении информации о ввозе на территорию Российской Федерации животных, полученной от административных органов Конвенции иностранных государств.
12. Контрольными (надзорными) органами осуществляется фиксация сведений об объектах контроля путем их внесения в учетные документы.
Учетный документ может быть создан как на бумажном, так и на электронном носителе и представляет собой перечень сведений об объекте контроля.
13. Формирование и ведение учетных документов осуществляется по каждому объекту контроля отдельно.
II. Управление рисками причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении государственного контроля (надзора)
14. При осуществлении государственного контроля (надзора) применяется система оценки и управления рисками.
чрезвычайно высокий риск;
Критерии отнесения объектов контроля к категориям риска
16. В рамках осуществления государственного контроля (надзора) объекты контроля относятся к следующим категориям риска:
а) к категории высокого риска:
деятельность граждан и организаций по содержанию видов животных, указанных в приложении I к Конвенции о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения (Вашингтон, 3 марта 1973 г.), занесенных в Красную книгу Российской Федерации с категориями статуса редкости 0, 1, 2, 3;
деятельность в области обращения с животными по содержанию и использованию диких животных, содержащихся или используемых в условиях неволи, осуществляемая в зоне экологического бедствия или в зоне чрезвычайной экологической ситуации;
деятельность цирков, дельфинариев, зоопарков, зоосадов, зоотеатров, океанариумов;
занесенных в Красную книгу Российской Федерации с категориями статуса редкости 4, 5;
указанных в приложениях II, III к Конвенции;
17. Объекты контроля, подлежащие отнесению в соответствии с пунктом 16 настоящего Положения к категориям высокого, среднего, низкого риска, при наличии следующих решений, вступивших в законную силу в течение 3 лет, предшествующих дате принятия решения об отнесении объекта к категории риска, подлежат отнесению к следующим соответствующим категориям:
а) категория чрезвычайно высокого риска:
обвинительный приговор, предусматривающий признание должностного лица организации, гражданина, осуществляющих деятельность по обращению с животными, виновным в совершении преступления, предусмотренного статьей 245 Уголовного кодекса Российской Федерации;
постановление о назначении административного наказания, за исключением административного наказания в виде предупреждения, организации, ее должностным лицам, гражданину за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.35, частью 3 статьи 8.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесенного должностными лицами Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, иными уполномоченными органами исполнительной власти или судом на основании протокола об административном правонарушении, составленного должностными лицами таких органов (в отношении деятельности, предусмотренной абзацами вторым и третьим подпункта «а» пункта 16 настоящего Положения);
Учет рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при проведении контрольных (надзорных) мероприятий
18. Периодичность проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий в отношении объектов контроля в зависимости от присвоенной категории риска:
а) в отношении объектов контроля, отнесенных к категории чрезвычайно высокого риска, проводится одно из контрольных (надзорных) мероприятий, указанных в пункте 43 настоящего Положения, с периодичностью один раз в год;
б) в отношении объектов контроля, отнесенных к категории высокого риска, проводится одно из контрольных (надзорных) мероприятий, указанных в пункте 43 настоящего Положения, с периодичностью один раз в 2 года;
в) в отношении объектов контроля, отнесенных к категории значительного риска, проводится одно из контрольных (надзорных) мероприятий, указанных в пункте 43 настоящего Положения, с периодичностью один раз в 3 года;
г) в отношении объектов контроля, отнесенных к категории среднего риска, проводится одно из контрольных (надзорных) мероприятий, указанных в пункте 43 настоящего Положения, с периодичностью один раз в 4 года;
д) в отношении объектов контроля, отнесенных к категории умеренного риска, проводится одно из контрольных (надзорных) мероприятий, указанных в пункте 43 настоящего Положения, с периодичностью один раз в 5 лет.
III. Профилактика рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям
19. При осуществлении государственного контроля (надзора) могут проводиться следующие виды профилактических мероприятий:
обобщение правоприменительной практики;
Обобщение правоприменительной практики
20. Доклад о правоприменительной практике готовится ежегодно до 1 марта года, следующего за отчетным, и подлежит публичному обсуждению
21. Доклад о правоприменительной практике утверждается приказами (распоряжениями) руководителей контрольных (надзорных) органов и размещается на официальных сайтах в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в срок до 1 апреля года, следующего за отчетным годом.
Объявление предостережения
23. Контролируемое лицо вправе подать возражение в отношении предостережения в срок не позднее 30 дней со дня его получения в тот контрольный (надзорный) орган или его территориальное подразделение, которым объявлено предостережение.
24. Возражение в отношении предостережения рассматривается должностными лицами контрольных (надзорных) органов в течение 30 дней со дня его получения. После чего контролируемому лицу направляется ответ с информацией о согласии или несогласии с возражением. В случае несогласия с возражением указываются соответствующие обоснования.
Консультирование
25. Консультирование осуществляется должностными лицами контрольных (надзорных) органов по телефону, посредством видео-конференц-связи, на личном приеме.
26. Время консультирования по телефону, посредством видео-конференц-связи, на личном приеме одного контролируемого лица (его представителя) не может превышать 15 минут.
27. Консультирование осуществляется по следующим вопросам:
разъяснение положений нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора);
разъяснение положений нормативных правовых актов, регламентирующих порядок осуществления государственного контроля (надзора);
порядок обжалования действий или бездействия должностных лиц.
28. Письменное консультирование осуществляется по вопросам, предусмотренным пунктом 27 настоящего Положения, в случае поступления обращения в письменной форме.
29. В случае поступления 10 и более однотипных обращений контролируемых лиц и их представителей консультирование осуществляется посредством размещения на официальном сайте контрольных (надзорных) органов, в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» письменного разъяснения, подписанного уполномоченным должностным лицом указанных органов.
30. По итогам консультирования информация в письменной форме контролируемым лицам и их представителям не предоставляется, за исключением случаев направления контролируемым лицом запроса о предоставлении письменного ответа в сроки, установленные Федеральным законом «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».
Профилактический визит
31. Обязательные профилактические визиты проводятся в отношении:
а) объектов контроля, отнесенных к категориям чрезвычайно высокого, высокого и значительного риска;
б) контролируемых лиц, приступающих к осуществлению деятельности в области обращения с животными.
32. Контрольные (надзорные) органы предлагают проведение профилактического визита лицам, приступающим к осуществлению деятельности в области обращения с животными, не позднее чем в течение 1 года с момента ее начала.
33. Профилактический визит проводится должностными лицами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора), в форме профилактической беседы по месту осуществления деятельности контролируемого лица либо путем использования видео-конференц-связи. В ходе профилактического визита контролируемое лицо информируется о его полномочиях, а также об особенностях организации и осуществления государственного надзора, проводимого в отношении объекта контроля.
34. В ходе профилактического визита контролируемое лицо информируется об обязательных требованиях, предъявляемых к его деятельности либо к используемым им объектам контроля, их соответствии критериям риска, основаниях и рекомендуемых способах снижения категории риска, а также о видах, содержании и об интенсивности контрольных (надзорных) мероприятий, проводимых в отношении контролируемого лица, исходя из отнесения его к категории риска.
35. В ходе профилактического визита должностными лицами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора), может осуществляться консультирование контролируемого лица в порядке, установленном пунктом 25 настоящего Положения, а также статьей 50 Федерального закона «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации».
36. О проведении обязательного профилактического визита контролируемое лицо уведомляется органом государственного надзора не позднее чем за 5 рабочих дней до дня его проведения в письменной форме на бумажном носителе почтовым отправлением либо в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, в порядке, определенном законодательством Российской Федерации и установленном частью 4 статьи 21 Федерального закона «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации».
37. Контролируемое лицо вправе отказаться от проведения обязательного профилактического визита, уведомив об этом должностное лицо, уполномоченное на осуществление государственного контроля (надзора), направившего уведомление о проведении обязательного профилактического визита в письменной форме на бумажном носителе почтовым отправлением либо в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, не позднее чем за 3 рабочих дня до дня его проведения.
38. Обязательный профилактический визит проводится в течение 1 рабочего дня. По ходатайству должностного лица, проводящего профилактический визит, руководители (заместители руководителей) контрольных (надзорных) органов или их территориальных органов могут продлить срок проведения профилактического визита не более чем на 3 рабочих дня.
39. При профилактическом визите (обязательном профилактическом визите) контролируемым лицам не выдаются предписания об устранении нарушений обязательных требований. Разъяснения, полученные контролируемым лицом в ходе профилактического визита, носят рекомендательный характер.
IV. Осуществление государственного контроля (надзора)
40. Плановые контрольные (надзорные) мероприятия проводятся на основании плана проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий на очередной календарный год, согласованного с органами прокуратуры.
Решение об использовании фотосъемки, аудио- и видеозаписи, иных способов фиксации доказательств нарушений обязательных требований при осуществлении контрольных (надзорных) мероприятий, совершении контрольных (надзорных) действий принимается инспекторами и специалистами самостоятельно.
В обязательном порядке инспектором и специалистом для доказательства нарушений обязательных требований используется фотосъемка, аудио- и видеозапись, иные способы фиксации доказательств в случаях:
проведения контрольного (надзорного) мероприятия в отношении контролируемого лица, которым создавались (создаются) препятствия в проведении контрольного (надзорного) мероприятия, совершении контрольных (надзорных) действий;
если в ходе проведения контрольного (надзорного) мероприятия усматривается состав административного правонарушения, за совершение которого предусмотрено административное приостановление деятельности;
проведения досмотра в ходе контрольного (надзорного) мероприятия в отсутствие контролируемого лица;
проведения выездной проверки.
При досмотре, осуществляемом в присутствии контролируемого лица или его представителя, может применяться видеозапись.
Для фиксации доказательств нарушений обязательных требований могут быть использованы любые имеющиеся в распоряжении технические средства фотосъемки, аудио- и видеозаписи. Информация о проведении фотосъемки, аудио- и видеозаписи и использованных для этих целей технических средствах отражается в акте контрольного (надзорного) мероприятия.
Проведение фотосъемки, аудио- и видеозаписи осуществляется с обязательным уведомлением контролируемого лица.
Фиксация нарушений обязательных требований при помощи фотосъемки производится не менее чем 2 снимками каждого из выявленных нарушений обязательных требований.
Аудио- и видеозапись осуществляется в ходе проведения контрольного (надзорного) мероприятия непрерывно с уведомлением в начале и конце записи о дате, месте, времени начала и окончания осуществления записи. В ходе записи подробно фиксируются и указываются место и характер выявленного нарушения обязательных требований.
Результаты проведения фотосъемки, аудио- и видеозаписи являются приложением к акту контрольного (надзорного) мероприятия.
Использование фотосъемки и видеозаписи для фиксации доказательств нарушений обязательных требований осуществляется с учетом требований законодательства Российской Федерации о защите государственной тайны.
42. Индивидуальный предприниматель, гражданин, являющиеся контролируемыми лицами, вправе представить в контрольный (надзорный) орган информацию о невозможности присутствия при проведении контрольного (надзорного) мероприятия:
в случае введения режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на всей территории Российской Федерации либо на ее части;
при наличии обстоятельств, требующих безотлагательного присутствия индивидуального предпринимателя, гражданина в ином месте во время проведения контрольного (надзорного) мероприятия (при представлении подтверждающих документов).
Проведение контрольного (надзорного) мероприятия переносится контрольными (надзорными) органами на срок, необходимый для устранения обстоятельств, послуживших поводом для такого обращения индивидуального предпринимателя, гражданина.
Контрольные (надзорные) мероприятия
43. Государственный контроль (надзор) осуществляется посредством проведения следующих контрольных (надзорных) мероприятий:
44. Без взаимодействия с контролируемым лицом проводятся следующие контрольные (надзорные) мероприятия:
наблюдение за соблюдением обязательных требований;
Инспекционный визит
45. В ходе инспекционного визита могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:
получение письменных объяснений;
истребование документов, которые в соответствии с обязательными требованиями должны находиться в месте нахождения (осуществления деятельности) контролируемого лица (его филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) либо объекта контроля.
Рейдовый осмотр
46. В ходе рейдового осмотра могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:
получение письменных объяснений;
отбор проб (образцов);
Документарная проверка
47. В ходе документарной проверки могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:
получение письменных объяснений;
Выездная проверка
48. В ходе выездной проверки могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:
получение письменных объяснений;
отбор проб (образцов);
49. Срок проведения выездной проверки составляет не более 10 рабочих дней. В отношении одного субъекта малого предпринимательства общий срок взаимодействия в ходе проведения выездной проверки не может превышать 50 часов для малого предприятия и 15 часов для микропредприятия.
Выездное обследование
50. В ходе выездного обследования могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:
отбор проб (образцов);
инструментальное обследование (с применением видеозаписи);
Порядок отбора проб (образцов)
51. Отбор проб (образцов) при осуществлении рейдового осмотра, выездной проверки проводится должностными лицами контрольных (надзорных) органов в присутствии представителей контролируемых лиц.
Отбор проб (образцов) при осуществлении выездного обследования проводится должностными лицами контрольных (надзорных) органов в необходимых количествах без взаимодействия с контролируемым лицом.
По результатам отбора проб (образцов) должностным лицом контрольного (надзорного) органа составляется протокол отбора проб (образцов).
Отбор проб (образцов) осуществляется непосредственно в ходе проведения контрольного (надзорного) мероприятия должностными лицами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора), или специалистом.
Отбор проб (образцов) включает в себя последовательность следующих действий:
определение (выбор) проб (образцов), подлежащих отбору, и точек отбора;
определение метода отбора пробы (образца), подготовку или обработку проб (образцов) вещества, материала или продукции в целях получения требуемой пробы (образца);
отбор пробы (образца) и ее упаковку.
Способ упаковки отобранной пробы (образца) должен обеспечивать ее (его) сохранность и пригодность для дальнейшего соответствующего исследования, испытания, экспертизы.
Непосредственно после отбора проб (образцов) на месте должностными лицами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора), составляется протокол отбора проб (образцов), в котором указывают:
номер и дату составления протокола отбора проб (образцов);
порядковый номер каждой пробы (образца), если их отобрано более 2;
наименование продукции, предмета, проба (образец) которых отобрана;
сорт или категорию продукции (при их наличии);
дату изготовления продукции;
наименование и место нахождения (юридический адрес) изготовителя (предприятия, название судна) или отправителя и страны;
обозначение документа, в соответствии с которым изготовлена продукция (при наличии), договора (контракта);
дату и место отбора пробы;
номер партии (при его наличии);
объем или массу партии;
номер ассортиментного знака и (или) изготовителя продукции (при их наличии);
номер единицы тары, из которой отобрана проба;
массу, объем или число проб;
срок и условия хранения пробы до испытаний;
цель направления пробы;
название и адрес юридического лица (поставщика, приемщика или органа контроля), по поручению которого проводится отбор проб или выборок;
фамилии и должности лиц, отобравших пробу.
Отобранные пробы (образцы) прилагаются к протоколу отбора проб (образцов).
Протокол отбора проб (образцов) прилагается к акту контрольного (надзорного) мероприятия, копия протокола вручается контролируемому лицу или его представителю.
Отбор проб (образцов) при проведении контрольных (надзорных) мероприятий в отсутствие контролируемого лица или его представителя проводится с обязательным использованием видеозаписи. Отбор проб (образцов) производится с использованием ручного инструмента, без изъятия или ухудшения качественных характеристик предметов, подвергнутых отбору проб (образцов).
Пробы (образцы) отбираются в количестве, предусмотренном утвержденными документами по стандартизации, иными документами, регламентирующими правила отбора проб (образцов) и методы их исследований (испытаний) и измерений.
Отбор проб (образцов) не проводится в отношении оборудования, устройств, предметов, материалов, не связанных с содержанием животных и их использованием.
V. Особенности оценки соблюдения лицензионных требований контролируемыми лицами, имеющими лицензию
52. Оценка соблюдения лицензионных требований контролируемыми лицами, имеющими лицензию, осуществляется в соответствии с Федеральным законом «О лицензировании отдельных видов деятельности» и принимаемыми в его исполнение нормативными правовыми актами.
VI. Специальные режимы государственного контроля (надзора)
Мониторинг
53. Мониторинг осуществляется в случае изъявления желания контролируемого лица.
54. Требованием, которому должно соответствовать контролируемое лицо для осуществления мониторинга, является наличие возможности для подключения систем (методов) дистанционного контроля, в том числе с применением специальных технических средств, имеющих функции фотосъемки, аудио- и видеозаписи, измерения.
55. Мониторинг осуществляется посредством:
а) сбора информации о состоянии контролируемого лица с использованием систем (методов) дистанционного контроля, в том числе с применением специальных технических средств, имеющих функции фотосъемки, аудио- и видеозаписи, измерения;
б) анализа полученной информации и выявления рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям или нарушения обязательных требований;
в) подготовки предложений по устранению выявленных рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям или нарушения обязательных требований.
56. Подключение контролируемого лица (объекта) к автоматизированным системам сбора и обработки данных, работающим в автоматическом режиме, специальным техническим средствам, имеющим функции фотосъемки, аудио- и видеозаписи, измерения, иным средствам сбора или фиксации информации, обеспечивается уполномоченными должностными лицами контрольного (надзорного) органа путем установки необходимого технического оснащения и программного обеспечения.
57. Обмен документами и иной информацией осуществляется с использованием автоматизированных систем сбора и обработки данных.
58. Характеристики автоматизированных информационных систем сбора и обработки данных, средств сбора или фиксации информации, а также программное обеспечение должны обеспечивать осуществление мониторинга.
59. Количество необходимого оборудования, программного обеспечения, а также места их установки определяются уполномоченными должностными лицами контрольного (надзорного) органа по согласованию с контролируемым лицом.
60. Уполномоченное должностное лицо контрольного (надзорного) органа принимает решение о прекращении осуществления мониторинга в одном из случаев, предусмотренных частью 10 статьи 96 Федерального закона «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», а также в случае прекращения осуществления деятельности в области обращения с животными контролируемым лицом.
VII. Обжалование решений контрольных (надзорных) органов, действий (бездействия) их должностных лиц
61. Контролируемые лица имеют право направить жалобу в форме электронного документа. При этом в жалобе указывается либо наименование соответствующего контрольного (надзорного) органа, либо фамилия, имя, отчество (при наличии) соответствующего должностного лица, а также наименование юридического лица, фамилия, имя, отчество (при наличии) гражданина или индивидуального предпринимателя, подающего жалобу, адрес электронной почты, место нахождения или почтовый адрес, ставится подпись и дата. В подтверждение своих доводов заявитель вправе приложить к жалобе документы и материалы либо их копии.
62. Жалоба на решение территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, действия (бездействие) его должностных лиц при осуществлении надзора рассматривается руководителем (заместителем руководителя) указанного территориального органа либо Федеральной службой по надзору в сфере природопользования.
63. Жалоба на действия (бездействие) руководителя (заместителя руководителя) территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере природопользования рассматривается Федеральной службой по надзору в сфере природопользования.
64. В случае обжалования решений Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, принятых ее центральным аппаратом, действий (бездействия) должностных лиц Федеральной службы по надзору в сфере природопользования жалоба рассматривается руководителем Федеральной службы по надзору в сфере природопользования.
65. Жалоба на решение территориальных органов Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору, действия (бездействие) их должностных лиц рассматривается руководителем (заместителем руководителя) указанного территориального органа либо Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору.
66. Жалоба на действия (бездействие) руководителя (заместителя руководителя) территориального органа Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору рассматривается Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору.
67. Жалоба на решение Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору, на действия (бездействие) должностных лиц центрального аппарата Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору рассматривается руководителем Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору.
68. Жалоба подлежит рассмотрению уполномоченным на рассмотрение жалобы контрольным (надзорным) органом в срок не более 20 рабочих дней со дня ее регистрации.
Обзор документа
Утверждено новое положение о федеральном государственном контроле (надзоре) в области обращения с животными. Уполномоченными органами по-прежнему выступают Росприроднадзор и Россельхознадзор, а также их территориальные органы.
Госконтроль осуществляется посредством инспекционного визита, рейдового осмотра, документарной и выездной проверок. Определены объекты надзора. При его осуществлении применяется система оценки и управления рисками. Установлены критерии отнесения объектов контроля к одной из категорий риска (чрезвычайно высокий, высокий, значительный, средний, умеренный, низкий). Определены виды профилактических мероприятий. Это обобщение правоприменительной практики, информирование, консультирование и др. Закреплен порядок их проведения.
Урегулированы вопросы применения фотосъемки, аудио- и видеозаписи для фиксации доказательств нарушения обязательных требований. Установлен порядок обжалования решений контрольных органов.
Прежнее положение признано утратившим силу.
Постановление вступает в силу со дня опубликования.