как называется форма реализации норм содержащих запреты

Реализация права

Понятие и формы реализации права

Под реализацией права понимается претворение, воплощение установленных государством правовых норм в правомерной деятельности субъектов права.

Реализация права представляет собой сложный процесс.

В зависимости от субъектов, выделяют две ее формы: индивидуальную и коллективную. Очевидно, что отдельные требования права возможно провести в жизнь лишь объединившись друг с другом, выступая коллективным субъектом права.

По характеру деяний субъектов, обусловленных содержанием правовой нормы, различают четыре формы реализации права:

Соблюдение, исполнение, использование являются формами прямой (непосредственной) реализации права, т.е. субъекты сами в процессе своей деятельности реализуют субъективные права и юридические обязанности, запреты в личных, общественных, государственных интересах. В рассмотренных формах реализуется большинство норм права.

Однако в определенных случаях в процесс реализации юридических норм включается государство в лице своих компетентных органов. Например, в соответствии с нормами уголовного права суд выносит приговор подсудимому за совершенное преступление. Здесь возникает необходимость в применении норм права.

Применение норм права как особая форма его реализации

Применение характеризуется следующими чертами, отличающими его от других форм реализации права:

— представляет собой публично-властную деятельность компетентных субъектов права;

— реализуется как в частной, так и в публичной сфере, но при этом имеет публично-властное содержание, так как направлено на реализацию общественного интереса;

— является организационно-правовой формой осуществления правоприменительных отношений, выражающейся в комплексе правоприменительных действий по реализации юридических предписаний;

— с функциональной точки зрения направлено на достижение определенных социальных целей, влекущих за собой наступление юридически значимых последствий, реализацию прав и законных интересов граждан, организаций, придание стабильности общественным отношениям;

— процедурно оформлено (в настоящее время государством установлена большая группа процессуальных норм, призванных обслуживать, регулировать и упорядочивать эту деятельность);

— имеет организационно-творческий характер, воспитательное значение. Взаимодействие с правоприменяющим субъектом должно укреплять у личности чувство законности, справедливости и обоснованности выносимых решений. В связи с этим правоприменительная деятельность может рассматриваться как центр правового воспитания, формирования общей, правовой, нравственной культуры;

— направлено на вынесение индивидуального правового акта;

-обеспечивается силой государственного принуждения.

Необходимость в применении норм права возникает в следующих случаях:

Применение представляет собой сложный, многоплановый процесс, состоящий из ряда последовательных стадий. В юридической литературе нет единой точки зрения по данному вопросу.

В основном принято выделять три стадии правоприменительного процесса:

В ходе этой стадии исследуются только те обстоятельства, которые имеют непосредственное отношение к данному случаю, предусмотрены нормой права и являются юридически значимыми. Например, в случае совершения преступления на этой стадии выясняют: а) время, место и способ его совершения (событие преступления); б) лицо, совершившее преступное деяние; в) виновность и мотивы его действия; г) обстоятельства, отягчающие и смягчающие вину; д) характер и размер причиненного ущерба и т.д.

Установление юридической основы дела. На этой стадии субъект применения права, т.е. соответствующий орган государства или должностное лицо после установления юридической значимости рассматриваемого случая обращается к анализу содержания соответствующей отрасли права с целью выявления требуемой нормы, регулирующей данное общественное отношение.

Причем поиск нормы права должен осуществляться только в рамках официальных источников. После того как норма найдена, правоприменитель проверяет подлинность текста, убеждается в том, что она не отменена и не изменена, определяет пределы ее действия во времени, в пространстве и по кругу лиц, уясняет смысл и содержание юридических предписаний и квалифицирует деяние.

Установление фактической и юридической основы дела выступают как бы подготовительными стадиями правоприменения.

Решение дела и документальное оформление принятого решения. Это завершающая фаза, итог применения права. Данный этап является наиболее ответственным. Он определяет судьбу дела. Результатом рассматриваемой стадии является решение, в котором норма права приобретает индивидуально-властный характер и определяются права и обязанности конкретных субъектов. Решение юридического дела фиксируется в правоприменительных актах.

Акты применения права

Условием эффективности правоприменительной деятельности является качественное состояние нормативных актов, а результатом ее выступают акты применения права, которые выносятся по результатам рассмотрения конкретного дела и адресован конкретному лицу.

Акт применения права — официальный акт, содержащий властное, персонифицированное правовое решение компетентного органа по конкретному юридическому делу.

Являясь разновидностью юридических актов, акты применения права характеризуются следующими чертами:

Перечисленными особенностями акт применения права отличается от других правовых актов, в частности нормативных.

Акты применения права можно классифицировать по различным основаниям.

1. По субъектам, их издающим:

а) акты государственных и негосударственных органов;
б) акты президента;
в) акты федеральных представительных органов и органов управления;
г) акты представительных органов и органов управления субъектов Федерации;
д) акты органов правосудия;
е) акты органов прокуратуры;
ж) акты органов надзора и контроля.

2. По форме выражения:

а) акты-действия;
б) акты-документы (подразделяются на указы, постановления, приказы, решения и т.д.).

а) регулятивные акты (устанавливают права и обязанности конкретных лиц в связи с их правомерным поведением, например, приказ ректора о зачислении в вуз);
б) охранительные акты, издаваемые в связи с совершением отдельными людьми правонарушения, например, приговор суда, протест прокурора.

4. По предмету правового регулирования:

а) гражданско-правовые акты;
б) уголовно-правовые акты;
в) конституционно-правовые акты и т.д.

5. По своему юридическому значению:

а) основные акты (в них выражено решение юридического дела в целом);
б) вспомогательные (сопутствующие, дополнительные) акты, которые возникают в ходе установления фактических обстоятельств дела, на иных стадиях правореализационного процесса.

6. В зависимости от действия во времени:

а) правоприменительные акты однократного действия (наложение штрафа);
б) длящиеся акты (регистрация брака).

Законом предусмотрен строго определенный порядок издания и оформления актов применения права. В частности, акты правоохранительных органов должны иметь четкую структуру, включающую следующие элементы: 1) вводную часть, где содержится наименование акта, указание органа, его издавшего, места, времени, к кому относится; 2) описательную (констатирующую) часть, в которой изложены фактические обстоятельства юридического дела; 3) мотивировочную часть, где дано юридическое обоснование указанного ниже решения; 4) резолютивную часть, где дано содержание самого решения по данному юридическому делу.

Пробелы в праве. Юридические коллизии и способы их устранения

Ни одно законодательство, даже самое совершенное, не может предусмотреть всех возможных жизненных ситуаций. Может случиться так, что общественные отношения, требующие правового урегулирования, возникли, а соответствующей нормы права нет.

В этом случае мы сталкиваемся с пробелами в праве.

Пробелы в праве нежелательны, но объективно возможны.

Следует, на наш взгляд, согласиться с тем, что пробел не всегда просчет законодателя. Ведь наряду с первоначальной пробельностью, обусловленной тем, что законодатель не смог охватить формулировками нормативного акта все жизненные случаи, допустил просчеты в юридической технике, существует последующая пробельность, вызванная появлением новых отношений, которые хотя и охватываются правом, не могли быть в деталях предусмотрены законодателем.

В теории права под аналогией понимается сходство юридических норм, общественных отношений, конкретных ситуаций. Принято различать аналогию закона и аналогию права.

Аналогия закона применяется, если:

Аналогия в праве имеет ограниченное применение. В уголовном праве в настоящее время она не допускается, но имела место в первых советских УК. Здесь действует другой принцип: «Нет преступления без указания на то в законе». В других же отраслях права аналогия применяется. Например, гражданское законодательство предполагает возникновение прав и обязанностей непосредственно в силу его общих начал и смысла. Ссылаясь на отсутствие закона, нельзя, таким образом, отказать в правосудии.

Однако к использованию аналогии предъявляется ряд обязательных требований:

Они не устраняют пробелы в праве, а лишь преодолевают их.

Пробелы в законодательстве должны устраняться в процессе правотворчества путем внесения изменений и дополнений в законы, издания новых, более совершенных нормативных актов.

В процессе своей деятельности правоприменитель может также столкнуться с такими жизненными ситуациями, которые попадают под действие ряда норм. Возникают нежелательные юридические дилеммы.

Коллизии между нормативными актами, в свою очередь, подразделяются на коллизии:

Практика правоприменения выработала определенные правила в случае выявления коллизии:

В целом же следует иметь в виду, что коллизии затрудняют нормальное течение правоприменительной практики, снижают эффективность правового регулирования, негативно отражаются на всей правовой системе.

Основными способами разрешения коллизий являются: толкование; отмена старого акта; принятие нового; внесение изменений в действующее законодательство; судебное, административное, арбитражное рассмотрение; систематизация законодательства; переговорный процесс; конституционное правосудие; оптимизация правопонимания, взаимосвязи теории и практики; международные процедуры.

Толкование норм права

Кроме того, к сожалению, некоторые формулировки страдают излишней краткостью, расплывчатостью, неточностью. Все это требует специальной мыслительной деятельности, в процессе которой познается воля законодателя и объективно излагается суть правовых предписаний.

В первом случае толкование представляет собой внутренний мыслительный процесс, протекающий в сознании лица, применяющего нормы права, не имеющий никакого внешнего проявления.

Во втором, при разъяснении, толкование приобретает внешнюю форму выражения: либо письменную (официальные правовые акты, документы), либо устную (рекомендации, советы, консультации).

В зависимости от субъектов, разъясняющих правовые нормы, толкование-разъяснение подразделяется на официальное и неофициальное.

Неофициальное толкование бывает:

По объему толкование можно классифицировать на следующие виды:

Буквальное (адекватное) толкование имеет место в тех случаях, когда смысл и словесное содержание нормы права совпадают.

Ограничительное толкование имеет место в тех случаях, когда словесное содержание норм права шире их подлинного смысла. Например, в норме права записано: «Все совершеннолетние дети обязаны содержать нетрудоспособных родителей». Данную норму надо толковать ограничительно. На самом деле, не все дети обязаны содержать своих родителей. От этой обязанности освобождаются дети, которых родители не содержали и не воспитывали, а также нетрудоспособные, хотя и совершеннолетние дети.

Распространительное (расширительное) толкование дается тогда, когда буквальное выражение нормы yже ее истинного смысла. Примером может служить статья 120 Конституции РФ, согласно которой «судьи независимы и подчиняются только закону». Эту норму надо толковать распространительно, судьи подчиняются не только законам, но и подзаконным актам. Кроме того, подчиняются законам и подзаконным актам не только судьи, но и присяжные и народные заседатели.

Таким образом, с помощью ограничительного и распространительного толкования устраняется встречающееся в отдельных случаях несоответствие между действительным содержанием нормы и ее текстуальным выражением, между «духом» закона и его «буквой».

Практика и наука выработали определенные принципы и способы толкования.

К принципам толкования относятся следующие постулаты:

В юридической литературе принято выделять следующие способы толкования:

1) грамматический (филологический), сущность которого состоит в выяснении смысла правовой нормы путем определения значения слов, предложений, союзов, т.е. соответствия нормы требованиям грамматики, синтаксиса, лексики, стиля. Имеют значение даже знаки препинания. Вспомним хрестоматийный пример: «Казнить, нельзя помиловать» (сравним: «Казнить нельзя, помиловать»);

2) логический. Использует знания законов и правил формальной логики для правильного применения правовых норм;

3) систематический. Предполагает уяснение содержания нормы путем сопоставления ее с другими нормами, установления ее места во всей правовой системе, в отрасли права, в данном нормативном акте;

4) историко-политический. Имеет целью выяснение исторических условий, в которых была принята норма права;

5) телеологический, с помощью которого определяются цели принятия нормы, устанавливается, продолжают ли существовать общественные отношения, которые она призвана регулировать;

6) специально-юридический. Дает возможность раскрыть содержание юридических терминов, конструкций, категорий для проведения надлежащей правовой квалификации дела.

Все способы толкования применяются в совокупности, в комплексе. Дополняя друг друга, они позволяют раскрыть действительное содержание применяемых норм.

Интерпретационные акты обладают своими особенностями:

Различают следующие виды актов толкования норм права:

1. В зависимости от органов, осуществляющих толкование:

а) акты представительных органов;
б) акты судебных органов;
в) акты прокурорских органов и т.д.

2. В зависимости от видов официального толкования:

а) акты нормативного толкования (бывают аутентическими и делегированными);
б) акты казуального толкования.

3. В зависимости от отрасли, в которой действует акт толкования:

а) гражданско-правовые акты;
б) административно-правовые акты;
в) уголовно-правовые акты и т.д.

4. По форме выражения:

а) указы;
б) постановления;
в) приказы;
г) инструкции.

Рассмотренные акты играют важную роль в общем механизме правового регулирования, так как они способствуют правильному пониманию и применению действующего законодательства, а значит, претворяют в жизнь право.

Источник

Реализация норм права

Реализация права: понятие и формы

Реализация правовых норм – это фактическое осуществление их предписаний в поведении субъектов. Реализация права связана прежде всего со структурой нормы права и предполагает непосредственное осуществление права самими субъектами права. Два основных уровня реализации права предполагают: реализацию диспозиции в правомерном поведении (нормальная реализация) и реализацию санкции (правообеспечительная реализация).

Реализация права предполагает осуществление юридических норм в фактическом поведении субъектов. «Реализация права всегда связана только с правомерным поведением людей, т.е. таким поведением, которое соответствует правовым предписаниям». К основным способам воздействия права на поведение людей относятся – запреты, дозволения и предписания. Запрет – требование воздерживаться от определенного действия (бездействия). Дозволение – это указание в норме права на правовую возможность. Предписание – есть требование определенного поведения, по своей сути являющееся синтезом запрета и дозволения. Предписание распространяется только на активные действия и носит не всеобщий, а специальный характер, реализуясь в строго определенных законом случаях.

Реализация права связана с процессом правового регулирования, предметом и методом правового регулирования. Для каждой отрасли права определена специфика правового регулирования. Но в зависимости от сочетания запретов и дозволений различают два основных типа правового регулирования – общедозволительный и разрешительный.

Трем основным способам правового воздействия нормы права на поведение людей – запрету, дозволению и предписанию соответствуют три способа реализации права. Запрет осуществляется в его соблюдении, дозволение – в его использовании, а предписание – в его исполнении.

Соблюдение – это форма реализации права, при которой субъект строго следует установленным запретам, не совершает запрещенных действий. Реализация запрещающих норм – это воздержание субъектов от поступков, на которые нормой права наложен запрет. Соблюдение норм права связывается также не только с реализацией запрещающих норм, но и как соблюдение обязанностей, которое «всегда имеет не активный, а пассивный характер».

Использование – это форма реализации права, при которой субъект использует возможности, предоставленные ему юридической нормой. «Осуществление (использование) прав, или правомочий, выражается в активной реализации возможностей, предоставляемых субъектам различных общественных отношений нормами права. В пределах данной формы реализации права происходит осуществление субъективных прав участниками регулируемых с помощью права общественных отношений».Лица вправе осуществлять или не осуществлять права, предоставленные им законом (использование связано как с активным, так и с пассивным поведением субъекта). Использование выражается в осуществлении субъективных прав, с помощью которых лицо удовлетворяет свой собственный интерес, достигая определенного блага. Использование права – это реализация управомочивающих норм.

Исполнение – это форма реализации права, при которой субъект совершает активные действия по исполнению возложенной на него юридической обязанности. Исполнение связано с выполнением активных обязанностей, строго определенных в законе действий в интересах управомоченной стороны. Исполнение связано с реализацией обязывающих норм.

Особой формой реализации права является применение, связанное с властной деятельностью специальных субъектов (государственных органов, должностных лиц). Применение права происходит в том случае, если юридическая норма не реализуется, т.е. созданы или сложились определенные препятствия для реализации права. В таком случае требуется вмешательство государственных органов. Применение санкции является только прерогативой государства.

Исходной формой реализации права является законотворчество. Конкретизацией права занимаются также высшие судебные инстанции. По общему правилу основной формой реализации права должностными лицами государства считается применение правовых норм. Своеобразной формой реализации права является толкование правовых норм.

Реализация права как процесс может быть охарактеризована с объективной и субъективной сторон. С объективной стороны она представляет собой совершенствование определенными средствами в известной последовательности, в определенные сроки предусмотренных нормами права правомерных действий. С субъективной стороны реализация права характеризуется отношением субъекта к реализуемым правовым требованиям, его установками и волей в момент совершения предписываемых действий. Реализация не состоится, если какое-либо одно из обязательных условий будет нарушено. Конечным результатом реализации права будет достижение полного соответствия между требованиями норм совершить или воздержаться от совершения определенных поступков и суммой фактически последовавших действий (Хропанюк.В.Н.).

Итак, соблюдение, исполнение и использование являются основными формами реализации права, которые соответствуют характеру правил поведения, зафиксированных нормой права. Нормы права в зависимости от характера реализуются непосредственно (соблюдение права) или опосредованно, через возникновение конкретных правоотношений (исполнение и использование права).

Применение как особая форма реализации права

Применение права как властная деятельность компетентных органов по реализации правовых норм необходимо в случаях, когда нормы права не могут быть реализованы непосредственно. «Применение права является особой формой реализации права, поскольку индивидуальное властное решение по делу лишь направлено на реализацию применяемой нормы права, но еще не реализует ее. Реализация наступает в результате исполнения правоприменительного решения».Применение права осуществляется относительно конкретных жизненных случаев и индивидуально определенных лиц. Применение права происходит в случаях, когда нормы права не могут быть реализованы из-за правонарушения или в связи трудноразрешимой ситуацией (пробелы, коллизии в праве).

Правоприменительная деятельность осуществляется уполномоченными государственными органами и должностными лицами. Она является видом государственной деятельности (оперативно-исполнительной или правоохранительной формами), происходит в строго установленном законом порядке (процедуре, последовательности), в соответствии с общепризнанными во всех странах принципами (законности, социальной справедливости, целесообразности, обоснованности) и выражается в виде решения по конкретному делу (в актах применения – в исполнительных или в правоохранительных актах).

Правоприменение предполагает распространение права на отдельные жизненные обстоятельства (казусы). Круг фактических обстоятельств, которые выясняют правоприменительные органы, очерчен гипотезой юридической нормы. Установление названных фактических обстоятельств и их правовая оценка и образуют содержание правоприменительной деятельности государственных органов. С логической стороны правоприменение представляет собой силлогизм (умозаключение), когда из двух категорических суждений, связанных общим термином, получается третье суждение. Правоприменение во всех своих формах выражается в принятии решений по конкретному делу (актов применения). В целом, применение представляет собой подведение отдельных жизненных случаев под юридическую норму (общее правило поведения).

Применение права, связанное с изданием индивидуальных правовых актов, используется в основном в следующих случаях: при наличии спора о наличии и мере субъективных прав и юридических обязанностей, когда необходимо определить момент действия или факт прекращения чьих-либо прав и обязанностей, или необходимо определить предусмотренный законом контроль за правильностью приобретения прав и возложения обязанностей. Другими словами, применение права не возникает без определенного властного волеизъявления компетентного государственного органа, когда дело невозможно решить без вмешательства государства, требуется официальное признание наличия или отсутствия юридических фактов или в случае, когда определенное общественное отношение в силу особой значимости должно пройти в обязательном порядке государственный контроль, регистрацию и т.д.

Применение права подразделяется на такие формы, как оперативно-исполнительная и правоохранительная деятельность. Под оперативно-исполнительной деятельностью понимается организация исполнения предписаний правовых норм, позитивное регулирование с помощью индивидуальных актов. Правоохранительная деятельность включает в себя охрану норм права от любых нарушений, применение мер государственного принуждения к правонарушителям, обеспечение исполнения назначенных мер наказания и мер по предупреждению правонарушений.

Применение как особая форма реализации права характеризуется следующими признаками:

Условия применения норм права:

Применение права выступает одной из форм государственного руководства обществом, ему присущи, прежде всего, организационная и правоохранительная функции. Организационная функция связана с нормальной реализацией права. Правоохранительная функция связана с правообеспечительной реализацией права. Т.е. одновременно с организационной функцией правоприменительные органы осуществляют охрану прав человека, коллективных субъектов права. Правообеспечительная функция применения состоит в обеспечении способов непосредственной реализации права (соблюдения, исполнения, использования).

Стадии применения права

Правоприменение – состоит из многих стадий, которые располагаются в определенной последовательности:

1. Установление фактических обстоятельств дела. На этой стадии должны быть проанализированы фактические обстоятельства с достаточной полнотой и достоверностью. Необходимо здесь проанализировать всю юридически значимую информацию, относящуюся к делу.

Она начинается с определения круга фактических обстоятельств, необходимых для решения дела. Эти факты устанавливаются в законном порядке и называются юридическими доказательствами (сведения о фактах, сами факты и источники сведений о них). Установление фактических обстоятельств дела происходит путем доказывания (в теории доказательств необходимо соблюдать требования об относимости, допустимости и достаточности доказательств). Юридические факты образуют основу применения норм права. Установление фактических обстоятельств дела должно быть обоснованным и законным, от этого зависит правильность правоприменения. Сбор, анализ и оценка фактов, необходимых для разрешения дела, обычно проводятся с помощью определенных юридических средств, в установленных законом формах и порядке.

2. Выбор и анализ норм права, подлежащих применению в конкретном деле (установление юридической основы дела). На этой стадии происходит юридическая оценка выявленного фактического состава (правовая квалификация). Правовая квалификация отвечает на вопрос, на основе какой нормы права должен быть разрешен конкретный случай. Далее устанавливается подлинность (достоверность) ее текста, для этого норма права сверяется с контрольным текстом закона, выбирается соответствующая отрасль права, институт и норма права, регулирующие данное правоотношение, определяются пределы действия нормы права во времени, в пространстве и по кругу лиц, уясняется смысл и содержание юридических предписаний.

С точки зрения действия нормы права во времени необходимо выяснить, действует ли норма права в тот момент, когда на ее основе нужно решить конкретное дело. Далее необходимо разрешить действие нормы по территории (по сфере действия) и уяснить, распространяется ли действие нормы на лиц, в отношении которых она должна быть применена.

Каждая норма права должна быть проанализирована, чтобы установить – сохраняет ли она юридическую силу или нет. Если правоприменительный орган обнаруживает, что исследуемый случай предусматривается двумя или несколькими нормами права, противоречащими друг другу, возникает коллизия правовых норм. Способы разрешения коллизии норм сводятся к следующему:

На этой стадии завершается процесс изучения конкретных норм права. В ходе толкования или анализа нормы права устанавливается ее действительный смысл. Правильная квалификация фактических обстоятельств дела необходима для вынесения решения компетентным органом.

3. Вынесение решения по делу и доведение этого решения до заинтересованных лиц.

На этой стадии принимается решение и выносится правоприменительный акт, в котором в итоговой (резолютивной) части излагаются выводы решения. Это главная, решающая и наиболее ответственная стадия применения права. Именно в принятии на основе нормы права индивидуального акта властного характера (имеющего официальное значение) проявляется сущность применения права, тогда как предшествующие стадии лишь подготавливают условия для окончательного решения дела. Перед вынесением решения по делу необходимо исследовать обстоятельства дела правильно и с достаточной полнотой. Вынесение решения по конкретному делу не может ограничиваться чисто формальным подведением фактических обстоятельств дела под требования нормы (зафиксированные в гипотезах норм права). В некоторых случаях, кроме установления фактических обстоятельств дела необходимо, устанавливать и другие данные, которые не являются юридическими фактами, но влияют на правовую оценку рассматриваемых случаев (например, в процессе привлечения лица к уголовной ответственности исследуется не только состав преступления, но и социальные свойства личности, обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность, особенности личности и психологических качеств, социальная среда и др.).

Доведение содержания решения до сведения заинтересованных лиц осуществляется или сразу после вынесения решения или по истечении установленного процессуальными нормами срока. На этой стадии процесс применения норм права завершается и начинается реализация акта применения нормы права (исполнительное производство, которое детально регулируется процессуальным законодательством, отдельными законами). Решения должны быть в обязательном порядке исполнены, кроме случаев, когда исполнение решения приостанавливается, откладывается или прекращается в связи с наступлением определенных обстоятельств, изменением обстановки, принятием нового законодательства, которое устраняет наказуемость действия (бездействия) и т.д. В любом случае, контроль за исполнением решений ложится на компетентные государственные органы (суд, прокуратуру и др.).

Акты применения правовых норм

Актом применения права называется официальный правовой документ (акт), который содержит индивидуальное властное предписание, вынесенное компетентным органом в результате решения конкретного юридического дела.

Признаками акта применения права являются следующие:

Акт применения права оформляется в письменном виде (или протокольная форма устного решения). Акты применения органов судебной власти состоят из вводной, описательной, мотивировочной (или описательно-мотивировочной) и резолютивной частей. Акты применения органов предварительного следствия состоят из вводной (обвинительной), доказательственной и справочной части. Актами применения права не являются те официальные документы, которое хотя и имеют юридическое значение, но непосредственно не порождают правоотношений (дипломы, официальные справки и др.).

В зависимости от субъектов правоприменительной деятельности индивидуальные правовые акты делятся на акты представительных органов государственной власти, акты исполнительных, правоохранительных органов, акты органов государственного контроля.

В зависимости от содержания правоприменительные акты подразделяются на регулятивные (определяющие конкретные юридические права и обязанности в связи с осуществлением правомерной реализации права), и охранительные (издаваемые в связи с совершением правонарушения).

Правоприменительные акты можно классифицировать также – по форме (приговоры, решения), по субъектам (акты государственных и негосударственных органов), по юридической природе (основные, связанные с окончательным разрешением дела); вспомогательные (имеющие промежуточное значение по делу), по характеру (материальные и процессуальные), по предмету правового регулирования (гражданско-правовые, гражданско-процессуальные, уголовно-правовые и др.).

Общее между правовым актом и актом применения права состоит в том, что они являются правовыми актами, которые принимаются и обеспечиваются компетентными органами и являются властными по своему характеру документами. Основные отличия между ними состоят в следующем: индивидуальный акт применяется на основе нормативного акта, он конкретизирует норму права применительно к отдельному случаю, отношению, носит индивидуальный характер и рассчитан на однократное применение, выступая юридическим фактом для возникновения, изменения и прекращения определенного правоотношения.

Пробелы в праве: понятие и способы их преодоления

Пробел в праве – это полное или частичное отсутствие правовой нормы в действующем законодательстве при разрешении конкретных жизненных случаев, которые охватываются правовым регулированием и должны быть разрешены на основе права.

Необходимо учитывать два основных условия пробельности:

Пробелы в праве рассматриваются со следующих позиций:

Правомерно также говорить о пробелах и в иных источниках права. Отсутствие или неполнота нормы в определенном акте есть и его пробел, и пробел права в целом.

Установление пробела связано прежде всего с правотворчеством. В процессе правотворческой деятельности проверяется необходимость урегулирования определенных отношений, констатируется наличие пробела, вырабатывается проект нормативного акта, принимается соответствующий акт, означающий положительное и окончательное установление и устранение пробела.

Для того чтобы устранить наличие пробела, исследуются материальные общественные отношения, подлежащие урегулированию, состояние действующего по этому вопросу законодательства, компетенция правотворческих органов или иных государственных органов, призванных устранить пробел, правоприменительная практика и другие моменты.

Наличие пробелов всегда является свидетельством несовершенства законодательства, объясняется недостатками системных связей и его систематизации, доказательством отставания законодательного регулирования определенных, особенно новых отношений, изъянами законодательной техники. В тоже время пробелы в праве объективно возможны, иногда неизбежны, потому что даже самое совершенное законодательство не в состоянии охватить все видоизменения юридической практики. Иногда приходится разрешать дела при отсутствии конкретных норм права.

Основным способом восполнения пробела в праве является издание недостающей нормы права. В случаях, когда правотворческий орган не устранил пробел, необходимо найти нормы права, регулирующие однородное отношение. Другими словами, преодолеть пробел можно с помощью правоприменительного процесса, когда не создается новых норм права, но применяется аналогия закона и аналогия права.

Аналогия закона – это решение конкретного юридического дела на основе правовой нормы, рассчитанной не данный, а на сходные случаи в соответствии с общими принципами законодательства. «Необходимость применения данного приема заключается в том, что решение по юридическому делу обязательно должно иметь правовое основание. Поэтому если нет нормы, прямо предусматривающей спорный случай, то надо отыскать норму, регулирующую сходные со спорным отношения. Правило найденной нормы и используется в качестве правового основания при принятии решения по делу». Если при наличии пробела аналогичной нормы права не найдено, то применяется аналогия права.

Аналогия права – это решение конкретного юридического дела на основе общих принципов и смысла права, если отсутствует норма, регулирующая сходные правоотношения. Особое значение в данном регулировании приобретают принципы права, закрепляемые в конституции и общих положениях (Общей части) отраслевого законодательства. Аналогия права должна применяться лишь в порядке исключения.

Для применения аналогии закона необходимы следующие условия:

Аналогия права допустима только при наличии пробела в законе, который не может быть восполнен с помощью аналогии закона.

В уголовном и административном праве аналогия исключается. В зарубежных странах применение аналогии также жестко ограничено. Отсутствие применения аналогии при привлечении к карательной (штрафной) ответственности – гарантия неприкосновенности личности, стабильности правового регулирования. Необходимо также, чтобы применение права по аналогии специально предусматривалось законодательством. Таким образом, применение аналогии в целом не восполняет пробела в праве, восполнение пробелов в праве относится к компетенции правотворческих органов. В связи с процессом постоянного совершенствования законодательства применение права по аналогии становится редким исключением.

Специальный юридический анализ пробелов в праве должен опираться на учет социальных факторов, потребностей общества. В современных условиях чаще всего встречаются пробелы, связанные с незавершенностью правотворчества, недостатками законодательной техники, развитием юридической практики. Наличие пробелов – не всегда есть свидетельство недостатков права, а чаще свидетельствует о динамике права (конструктивные пробелы). Пробелы в праве в итоге обязательно должны быть ликвидированы правотворческим органом, но до этого момента они могут быть восполнены путем аналогии на основе прямых указаний закона, во избежание правоприменительного произвола. Особым способом применения аналогии является субсидиарное применение закона (применение норм одних отраслей и институтов права к отношениям, регулируемым другими отраслями и институтами). В любом случае в процессе применения аналогии необходимо учитывать системные связи права.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *