На что ориентировано содержание предшкольного образования

Предшкольное образование: системная подготовка детей к школе

В настоящее время в системе дошкольного образования происходят перемены. На первый план выступила проблема своевременной и качественной подготовки детей дошкольного возраста к обучению в школе. Современное дошкольное образование имеет значительные традиции в развитии, воспитании и подготовке детей к дальнейшему школьному обучению, но с учетом изменившейся образовательной ситуации, когда большой процент детей не посещает ДОУ возникла необходимость создания системы образования детей старшего дошкольного возраста с целью обеспечения равных стартовых возможностей для последующего обучения в начальной школе.

Организация предшкольной подготовки требует соблюдения ряда педагогических условий для интеллектуальной и социально-личностной адаптации ребенка. Это личностно-ориентированное взаимодействие педагога с ребенком; формирование игровой деятельности как важнейшего фактора развития ребенка, моделирование образовательной среды, способствующей его личностному и познавательному развитию; опора на уровень достижений дошкольного детства; направленность на развитие творческих способностей дошкольников в различных видах деятельности (игра, свободное общение, изобразительная деятельность, конструирование, театрализация и др.), через многообразие которых психолого-педагогический базис школьной готовности будет закладываться естественно и органично.

Главные цели предшкольной подготовки – сформировать выраженную внутреннюю учебную мотивацию, повысить уровень речевого развития и сенсомоторной координации у ребенка. В старшем дошкольном возрасте ребенок резко меняется: совершенствуются психофизиологические функции, возникают сложные личностные новообразования, наблюдается интенсивное развитие познавательных мотивов, связанных непосредственно с учебной деятельностью, возникает потребность к интеллектуальной активности и овладении новыми знаниями.

В муниципальном дошкольном образовательном учреждении Центре развития ребенка – детском саду №78 “Незабудка” организация предшкольного образования вызвала потребность в изменении всей системы управления ДОУ( в системе работы с кадрами, в построении воспитательно-образовательного процесса, во взаимодействии с родителями). Развитие охватывает все стороны деятельности учреждения, а изменения касаются каждого ребенка, воспитателя, руководителя и дошкольного учреждения в целом.

Приобрела особую актуальность система повышения квалификации педагогов. Был проведен анализ условий развития педагогического коллектива.

Самообразование в режиме развития – фундаментальная способность становиться и быть подлинным субъектом своего практического преобразования, поэтому педагоги составили программы по совершенствованию профессиональных и личностных качеств, в которых определили цель, подобрали необходимую для изучения литературу, формы работы.

По результатам аттестации по Самарской области были получены качественно-количественные показатели результативности образовательного процесса в зависимости от реализуемой программы. Были сделаны выводы: реализация комплексной программы “Развитие” обеспечивает повышенные показатели как общего развития воспитанников, так и по отдельным составляющим. Программа самодостаточная, а значит эффективная.

Основными формами образования детей в предшкольных группах являются занятия, требующие познавательной активности, двигательно-активные, театрализованные, сюжетно-ролевые игры; продуктивная художественно-эстетическая деятельность, экспериментирование и опытническая деятельность, конструирование и моделирование.

Организация предметной среды и жизненного пространства предшкольных групп основана на принципах предметно-культурного насыщения пространства, предоставления ребенку права изменять, украшать, преобразовывать пространство по собственному замыслу, свободы выбора деятельности в соответствии со своими потребностями и интересами.

В соответствии с образовательной программой ведется мониторинг качества образования. В каждой возрастной группе имеется отдельная папка, где хранятся результаты динамики развития каждого ребенка за 5 лет. Принятая нами система диагностики позволяет обеспечить индивидуальную траекторию комплексного развития каждого ребенка.

В ДОУ совместно со школой проводится работа по обеспечению непрерывности образования в плане преемственности содержания, технологии развивающего обучения, отслеживания адаптации и успеваемости выпускников детского сада, организация работы по мотивационной готовности старших дошкольников к школе, проведению досуга.

Работа с родителями – одно из важнейших направлений воспитательно- образовательной работы в ДОУ. Семья имеет решающее влияние на развитие основных черт личности ребенка, поскольку единство целей и задач общественного и семейного воспитания детей обусловлено самой природой. Большое значение взаимодействие ДОУ и семьи приобретает в современных условиях. Только при поддержки семьи возможна динамика в интеллектуальном и физическом развитии ребенка. Педагоги стараются удовлетворить запросы родителей по развитию и воспитанию детей.

Дошкольное учреждение выступает в роли активного помощника семье для развития индивидуальных особенностей каждого ребенка, постоянно изучает и влияет на формирование образовательных запросов родителей, проектирует условия для их удовлетворения. Родители постепенно становятся единомышленниками и профессиональными помощниками педагогов.

Наше дошкольное учреждение применяет разнообразные формы работы с родителями. Это проведение опросов, анкетирование, дискуссии, “круглые столы”, вечера вопросов и ответов, консультации специалистов. Активно работают клубы для родителей, педагогическая библиотека. Родители могут получить информацию через радиогазету, информационные стенды, “недели открытых дверей”. Какой заряд положительных эмоций получают родители, принимая участие в спортивных и интеллектуальных состязаниях, праздниках и досугах, выставках семейных творческих работ

В тесном взаимодействии с родителями педагоги проводят диагностику развития ребенка, планируют образовательный процесс, создают развивающую игровую среду.

Педагоги рассказывают о достижениях ребенка, о задачах, стоящих перед ним, и получают такую же информацию от родителей. Двусторонний поток информации, знаний и опыта, партнерский характер взаимодействия делает сотрудничество более успешным.

Наше дошкольное учреждение проводит работу по педагогическому просвещению родителей, воспитывающих детей в домашних условиях. Ежегодно обновляется банк данных о дошкольниках, не посещающих дошкольные учреждения, выявляются причины непосещения и образовательные потребности таких семей. организованы группы кратковременно пребывания, в наибольшей степени отвечающие потребностям и интересам родителей. Такая работа развивает позитивное общественное мнение об учреждении, повышает спрос на образовательные услуги, обеспечивает доступность качественных образовательных услуг, улучшает подготовку детей для дальнейшего школьного обучения, к более легкой адаптации к новой социальной среде.

На сегодняшний день в ДОУ сложилась единая система взаимодействия специалистов. Преемственность в работе узких специалистов обеспечивается применением единых комплексных и парциальных программ, заданий специалистов воспитателям по индивидуальной работе с детьми, открытыми мероприятиями и другими формами работы специалистов с воспитателями

Узкие специалисты собирают необходимую информацию о ребенке, анализируют информацию, намечают пути решения проблемы. Готовятся индивидуальные рекомендации, консультации педагогам, родителям.

Цель взаимодействия специалистов в интеграции, взаимообогащении и объединении возможностей в интересах совместного решения проблем развития ребенка и более полного использования творческого потенциала педагогов.

В дошкольном образовательном учреждении созданы оптимальные условия для охраны и укрепления здоровья детей, их физического и психического развития: разнообразные виды и формы организации режима двигательной активности в регламентированной деятельности; варьирование физической нагрузки в соответствии с индивидуальными особенностями ребенка, внедрение в практику работу оздоровительных технологий (игровой стрейчинг, зрительная гимнастика, упражнения на укрепление стопы).

Используемая нами социально-педагогическая модель в полной мере способствует подготовке детей к предстоящему школьному обучению. Причем имеется ввиду не только развитие их интеллекта, а решается задача социальной интеграции в общество в целом.

Литература:

Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2006-2010 годы.

Источник

На что ориентировано содержание предшкольного образования

Автор: Махальникова Нина Александровна

Организация: МБОУ СОШ № 207

Населенный пункт: Новосибирская область, г. Новосибирск

Одной из наиболее актуальных проблем в современном начальном образовании является проблема подготовки детей к школе.

Дошкольное образование – один из главных образовательных резервов, который по своей потенциальной емкости не уступает ни одной из последующих ступеней.

Предшкольное образование является полноправным звеном государственной системы общего образования, предполагающим преемственность и непрерывность образовательного процесса с обеспечением гармоничного перехода детей в возрасте 7 лет от дошкольного к школьному образованию.

В постановлении правительства РФ «Концепция модернизации российского образования за период до 2010 года» особое внимание уделено решению проблемы доступности дошкольного развития и воспитания.

Наша школа одна из первых начала работу в данном направлении.

Основной целью организации таких классов на базе нашей школы является обеспечение единого старта детей дошкольного возраста при поступлении в первый класс, сохранение их психического и физического здоровья.

Предшкольное образование при школе оказывается привлекательным для родителей, так как подразумевает знакомство детей с будущим классным учителем, со школой и ее жизнью, обеспечивает мягкое вписывание в учебные программы, по которым предстоит заниматься ребенку. К тому же школа в современных условиях располагает необходимыми учебными помещениями кадрами для того, чтобы обеспечить предшкольную подготовку практически всем будущим первоклассникам

В школе разработано Положение по отработке модели «предшкольного» образования.

Согласно этому положению выдвинуты цели введения предшкольного образования:

* Обеспечение единого старта детей при поступлении в 1 класс;

* Сохранения психического и физического здоровья детей;

* Обеспечение преемственности дошкольного и начального образования.

Достижение поставленных целей обеспечивается решением следующих задач:

1.Создание целостной системы, обеспечивающей оптимальные педагогические условия для интеллектуального, физического, психического развития детей дошкольного возраста и подготовки их к школе.

2.Развитие и выявление способностей детей, формирование у них гуманных общечеловеческих ценностей, нравственных и волевых качеств.

3.Своевременное обследование и выявление детей, требующих педагогической поддержки и помощи.

4.Осуществление индивидуально-ориентированной педагогической, социальной, медицинской и юридической помощи детям и их родителям.

Зачисление детей в классы предшкольного образования производится только с согласия родителей (законных представителей) на основании их письменного заявления на имя директора без тестирования и конкурсного набора. Предельная наполняемость групп 15 – 18 человек.

Режим занятий – 5 раз в неделю, с 12.00 до 18.00.Продолжительность занятия 30 минут, включая две игровые физминутки, между занятиями предусмотрены десятиминутные перемены, динамический час (прогулка на свежем воздухе). Занятие проводит учитель начальных классов, учитель музыки, учитель технологии, учитель физкультуры, инструктор ЛФК, согласно расписанию.

В предшкольных классах проводится медицинское и психологическое сопровождение ребенка.

Обязательными условиями проведения занятий являются:

* Использование игровых методов преподавания;

* Смена видов деятельности;

* Положительная оценка личных достижений каждого учащегося;

* Отсутствие отметок и домашнего задания.

Учитель обеспечивает образование детей в соответствии с государственным образовательным стандартом. Ведет документацию по планированию образовательного процесса и отслеживанию его результатов, сотрудничает с семьей по вопросам воспитания ребенка.

Основными формами образования детей в предшкольных группах являются развивающие, сюжетно-ролевые игры, театрализованные, компьютерные и подвижные игры, продуктивная художественно-эстетическая деятельность, общение, конструирование, учебные занятия.

Кроме этого проводится работа психологом и логопедом.

Целью психолого-педагогического сопровождения предшкольных классов является создание оптимальных условий для эмоционального благополучия и психологического комфорта детей в условиях предшкольного образования.

Сопровождение предшкольного образования основывается на следующих психологических требованиях:

•учет закономерностей психического развития детей;

•развитие базовых познавательных процессов, эмоциональной и моторно-двигательной сферы ребенка;

•создание условий для интеллектуального, коммуникативного и творческого развития;

•предупреждение переутомления и дезадаптации;

•ситуативно-гибкое, своевременное реагирование на возникающие проблемы;

•разъяснение родителям особенностей психического развития ребенка, взаимодействие с семьей.

Процесс сопровождения в школе идет в триаде « ученик-родитель-учитель». Работа по данному направлению построена блочно-модульно.

Блок 1. Работа с родителями.

Основную поддержку на этапе предшкольной подготовки и школьного обучения ребенку оказывают родители. Поэтому так важна роль психологического просвещения по вопросам обучения, развития и воспитания детей.

Основные задачи: повышение психологической компетентности родителей в сфере детско-родительских отношений и решения проблем и задач развития их детей.

Проводятся плановые тематические выступления на общешкольных и внутриклассных родительских собраниях. Подготовка рекомендаций и просветительских материалов для родителей. Для профилактики возможных трудностей ребенка при адаптации к школе родители на родительском лектории получают информацию о возрастных особенностях детей, что включает в себя понятие «готовность к школьному обучению», общие рекомендации по развитию мелкой моторики и развитию «позиции школьника».

Блок 2. Работа с учителями направлена на оказание организационной и психологической помощи, обеспечивающей сохранение психологического здоровья учащихся в предшкольных классах

1. Повышение психологической компетентности педагогов.

2. Выработка стратегии индивидуального (личностно-ориентированного) подхода к учащимся.

3. Способствовать формированию комфортной образовательной среды.

Блок 3. Работа с детьми направлена на создание оптимальных условий для эмоционального благополучия и психологического комфорта детей в условиях предшкольного образования

Определение социально-психологической готовности детей к школьному обучению;

1. Своевременное обследование и выявление детей требующих педагогической поддержки;

2. Предупреждение переутомления и дезадаптации;

3. Способствовать благополучной адаптации ребенка к школе.

С детьми проводятся игровые адаптационные занятия.

Комплексное взаимодействие психологической службы, педагогов, детей и родителей, позволяет облегчить процесс адаптации и сделать школьное обучение не только эффективным и полезным, но и приятным и желанным для детей.

Учитель-логопед, работая с дошкольниками, выполняет три основные функции:

Диагностика осуществляется в два этапа.

Первый раз обследование проводится во второй половине сентября, с целью выявить детей, имеющих те или иные отклонения в развитии речи. На данном этапе важно выявить, как отклонения произносительной стороны речи, так и нарушения фонематического восприятия, словообразовательных навыков, лексико-грамматического строя речи.

Коррекционная работа начинается после того, как первоначально обследованы все дети. Среди детей, нуждающихся в помощи, формируются группы и подгруппы для занятий. Занятия: фронтальные, подгрупповые и индивидуальные проводятся в течение всего учебного года. В конце учебного года принимается решение о выпуске ребёнка с логопункта или продолжении работы с ним в первом классе.

Коррекционная работа в дошкольном возрасте позволяет в дальнейшем избежать многих трудностей при обучении ребёнка грамоте. Кроме того работа над произносительной стороной речи занимает гораздо меньше времени, когда приходится на сензитивный период (5-6 лет). В возрасте 7 лет и старше, когда ребёнок поступает в школу, такая работа обычно затягивается и не всегда бывает эффективной.

Работа с родителями будущих первоклассников осуществляется двумя способами:

-консультации для родителей

-выступления учителя-логопеда на родительских собраниях

Консультации проводятся в течение всего учебного года. На консультации в обязательном порядке приглашаются родители, перед зачислением ребёнка на логопункт. Затем, в течение года, родители имеют возможность беседовать с логопедом о ходе коррекционной работы, уточнять правильность выполнения домашних заданий и т.д. Родители тех детей, которые не занимаются на логопункте, также имеют возможность получить консультацию по всем интересующим их вопросам.

На родительские собрания учитель-логопед приходит в начале и в конце учебного года, с целью познакомить всех родителей с результатами обследования и дать общие рекомендации по развитию речи детей.

. Предлагаемая программа предусматривает, что по окончании курса обучающиеся будут уметь:

* Соблюдать правила поведения в школе, осознавая свою позицию в школе как позицию ученика;

* Свободно считать в пределах 10;

* Сравнивать числа в пределах 10;

* Знать «соседей числа»;

* Решать простые задачи в одно действие;

* На слух выделять звуки в слове, давать им характеристику (гласный – согласный, твердый мягкий, звонкий глухой);

* Составлять рассказ по картинке из 5-6 предложений;

* Пересказывать небольшие тексты;

* Правильно пользоваться карандашом, а так же другими графическими материалами;

* Декоративно оформлять различные предметы, выбирая соответствующую технику и средства выражения;

* Выполнять на слух инструкцию для обучающего;

* Правильно писать печатные цифры и буквы;

* Устанавливать простейшие причинно-следственные связи;

* Соблюдать осторожность, оказавшись в новых жизненных ситуациях.

После завершения обучения в группах подготовки к школе проводится психолого-педагогическая диагностика, включающая в себя следующие задания:

* Ориентировка в межклеточном пространстве;

* Решение простых математических задач с графическим изображением ответа;

* Тест на развитие фонематического слуха;

* Выделение главного признака предмета;

Таким постепенным переходом осуществляется преемственность дошкольного и начального школьного образования.

Отношения в группах предшкольного образования строятся на основе уважения человеческого достоинства всех участников образовательного процесса, реализуются принципы гуманизма, взаимоуважения, сотрудничества и сотворчества учителя и ребенка.

Содержание предшкольного образования ориентировано на формирование естественной мотивации ребенка к активной, продуктивной и социально

значимой деятельности, стремление познавать мир, обогащать собственный опыт, бесконфликтно общаться.

96% учащихся поступивших в 1 класс из «предшкольного» класса, быстрее и легче прошли адаптационный период и полностью справились с входной контрольной работой.

1. Виноградова Н.Ф. Ещё раз проблеме реализации преемственности между дошкольным и начальным звеном системы образования.//Начальное образование № 6, 2008.-с.21-25

2. Виноградова Н.Ф. О времени начала учения (по страницам произведений К.Д. Ушинского).//Начальное образование № 5, 2008.-с.45-48

3. Демерчан А.М., Синебрюхова В.Л., Лапина Л.Б. Адаптация детей к школьной жизни.//Управление начальной школой. № 7, 2009.-с.54-61

4. Остроумов И.Г. Региональная модель предшкольного образования в Саратовской области.//Начальное образование № 5, 2006.-с.7-20

5. Токарева Л.А. Предшкольное образование- важнейшая составляющая системы образования Саратовской области.//Начальное образование № 3, 2007.-с.15-17

6. Чаловка С.В. Создание оптимальных условий для развития детей при реализации программ предшкольного образования.//Начальное образование № 3, 2007.-с.18-19

Источник

Предшкольная подготовка детей

На что ориентировано содержание предшкольного образования. Смотреть фото На что ориентировано содержание предшкольного образования. Смотреть картинку На что ориентировано содержание предшкольного образования. Картинка про На что ориентировано содержание предшкольного образования. Фото На что ориентировано содержание предшкольного образования Елена Викторовна Капустина
Предшкольная подготовка детей

Утверждённые Федеральные Государственные Образовательные Стандарты (ФГОС) к структуре основной образовательной программы дошкольного образования разработаны в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании». Они были введены в связи с пониманием важности именно до-школьного образования для дальнейшего успешного развития, обучения каждо-го ребёнка, доступности для каждого качественного образования.

Для обеспечения ребёнку того самого старта, который позволит ему успешно обучаться в школе, необходимо определённым образом стандартизировать содержание дошкольного образования, в каком бы учреждении (или в семье) ребёнок его не получал. Именно с этим связано введение ФГОС к структуре основной образовательной программы дошкольного образования.

Поэтому организация предшкольного образования стала весьма актуальной в настоящее время. Главная задача, которую должна решить предшкольная подготовка – формирование у детей мотивации к обучению в школе, эмоцио-нальной готовности к нему, умение действовать как самостоятельно, так и сообща с другими, развитие любознательности, творческой активности, восприимчивости к миру, инициативности, формирование разносторонних знаний. Дети обязательно должны перед школой иметь опыт систематических занятий и социального общения со сверстниками и взрослыми. Такой опыт дети могут получать не только в дошкольном образовательном учреждении, но и в группах кратковременного пребывания детей старшего дошкольного возраста по подготовке к школе. Такие группы актуально создавать в системе дополнительного образования, или в системе учреждений культуры, или в системе дошкольных образовательных учреждений. И, в связи с ФГОС, очень важно,чтобы образовательная деятельность не свелась к развитию учебных навыков и действий: письму, счёту, чтению, не превратилась в подобие школьных уроков. Не должно быть механической тренировки, а должна присутствовать постоянная, осознанная творческая работа ребёнка под руководством и при помощи взрослого.

При организации предшкольной подготовкидолжны быть соблюдены общие принципы работы с дошкольниками: адекватность требований возможностям ребёнка, учёт индивидуальных особенностей развития, постепенное формирование всех направлений развития, создание ситуации успеха эмоцио-нально благополучного общения с ребёнком. Ребёнка к школе могут подгото-вить и родители, но эта система работы должна обязательно предусмотреть предварительное обучение родителей или возможность получать квалифициро-ванные систематические консультации.

В структуре предшкольной подготовки есть определённые критерии пси-хологической готовности детей к школе.Это и личностная готовность: ребёнок готов к школьному обучению, если школа привлекает его не внешней стороной, а возможностью получить новые знания;интеллектуальная: наличие кругозора, запаса конкретных знаний, интереса к получаемым знаниям, способность понять определённые связи между явлениями, воспроизвести образец;социально-психологическая: учебная мотивация (хочет идти в школу, понимает важность и необходимость учения, проявляет выраженный интерес к получению новых знаний, умение общаться со сверстниками и взрослыми (легко вступает в контакт, не агрессивен, умеет находить выход из проблемных ситуаций, признаёт авторитет взрослых, умение принять учебную задачу (внимательно слушать, по необходимости уточнять задания);физиологическая готовность: уровень физиологического и биологического развития, состояние здоровья.

Новая модель предшкольного образования должна обеспечить детям из разных социальных слоёв равные стартовые условия для получения начального образования, сохранить и укрепить здоровье детей и делает доступным качественное обучение на первой ступени.Внимание педагога должно акцентироваться на следующих подходах в работе с детьми:

-уход от жёстко регламентированного обучения школьного типа,

-обеспечение двигательной активности в различных формах,

-использование многообразных форм организации обучения, включающих разные виды деятельности,

-взаимодействие детей и взрослых при наличии партнёрской позиции и партнёрской формы общения (сотрудничество взрослого и детей, возможность свободного размещения, перемещения и общения детей в процессе образова-тельной деятельности,

-создание развивающей среды, функционально моделирующей содержание детской деятельности и инициирующей её, обеспечивающей развитие субъективных позиций ребёнка,

-широкое использование методов и приёмов, активизирующих мышление, воображение, введение в обучение элементов задач открытого типа, имеющих разные варианты решений,

-использование игровых приёмов, создание значимых для детей ситуаций,

-формирование детского сообщества, обеспечивающего каждому ребёнку чувство комфортности и успешности.

Так как одним из главных критериев выбора педагогами форм образовательной деятельности является адекватность возрасту, то в основе предшкольного обучения ведущим видом детской деятельности и основной формой работы является продуктивно-игровая деятельность. Образование детей должно быть направленно на обогащение, а не на искусственное ускорение развития. Ведь именно в игровой форме может быть реализована большая часть содержания образовательных областей, именно в игре происходит перестройка всех по-знавательных процессов ребёнка, включая его поведение, появляются учебные мотивы. В недрах игровой мотивации зарождаются предпосылки учебной дея-тельности, имеющие результат в виде конкретных знаний, умений и навыков, развития психических процессов, а формирование предпосылок учебной дея-тельности – один из планируемых итоговых результатов освоения программы предшкольного образования.

Предшкольное образование – это, с одной стороны, целенаправленный, организованный социально-педагогический процесс обучения и воспитания де-тей предшкольного возраста, который выполняет также функцию социального контроля за состоянием их физического, психологического, интеллектуального состояния перед поступлением в школу. С другой стороны, этот процесс пред-ставляется,как совокупность особых практик взаимодействия различных субъ-ектов: родителей, воспитателей, учителей и самих детей. Поэтому предшколь-ная подготовка приобретает особую значимость.

Эффективность предшкольной подготовкизависит от реализации следующих педагогических условий:

-корректировки представлений педагогов, родителей и детей о сущности предшкольной подготовки в тесном взаимодействии,

-наличия установки педагогов и родителей на значимость организации предшкольной подготовки с использованием личностно-ориентированных средств,

-соблюдения поэтапности обучения,

-наличие регулярной диагностики эффективности предшкольной подготовки в соответствии с её результатом.

Таким образом, значимость предшколной подготовки существенна и име ет первостепенное значение для готовности детей к школе.

Уважаемые коллеги! Вышли ФГТ к условиям. Приказ от 20 июля 2011 г. №2151 МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (МИНОБРНАУКИ РОССИИ) П Р И К А З «20» июля 2011 г. № 2151 Об утверждении.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *