Наука риторика компоненты речевой ситуации кто адресант кому адресат что содержание высказывания
Риторика
2 класс
Тема: Речевая ситуация. Кому – кто. Речевые роли. Кто кого и как приглашает.
— Учим анализировать и восстанавливать речевую ситуацию.
— Учим определять функции адресата и адресанта.
– У чим выявлять особенности речи общающихся в зависимости от того, кто говорит (пишет) – кому говорит (пишет).
Формирование УУД и ТОУУ (технология оценивания учебных успехов)
Ι. Актуализация знаний.
1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.
2. Представлять информацию в виде схемы.
3. В ыявлять сущность, особенности объектов.
4. Н а основе анализа объектов делать выводы.
5. Обобщать и классифицировать по признакам.
6. Ориентироваться на развороте учебника.
7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.
1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.
2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).
4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
1. Развиваем умение слушать и понимать других.
2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
3. Оформлять свои мысли в устной форме.
4. Умение работать в паре.
1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.
2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
ΙΙ. Постановка учебной проблемы. Совместное открытие знаний.
– Общаясь (в письменной или устной форме), мы обращаемся к кому-либо или кто-то обращается к нам, мы либо передаём информацию, либо получаем её. Откройте учебники на с. 14. Прочитайте.
После чтения учебника (с. 14) приходим к выводу, что адресант – это отправитель информации, а адресат – получатель.
– Посмотрите на задание 18.
Дети читают задание, отмечаем, что в данной ситуации мама – отправитель информации, то есть адресант, а ребёнок – получатель, то есть адресат. В школе отвечающий ученик – адресант, а адресат – слушающие: одноклассники и учитель.
– Итак, как вы думаете, о чём мы будем сегодня говорить на уроке? (Сегодня на уроке мы узнаем, чем отличаются адресат и адресант, от чего зависят их роли.)
– Давайте выполним задание 19.
Пример выполнения задания «Кто я?» («Я – кто?»).
Маме, папе – сын или дочка
Бабушке, дедушке внук
Дяде, тёте племянник
В общественных местах
В автобусе, поезде пассажир
В магазине покупатель
В парикмахерской клиент
В больнице пациент
В кино, в театре зритель
– Продолжим устно эту работу:
– Кто ты для незнакомых людей, которые к тебе обращаются? (Мальчик, девочка.)
– Кто ты для ребят клуба «Юный шахматист»? (Шахматист, шахматистка.)
– Для твоего библиотекаря? (Абонент.)
– Для твоего друга? (Друг, Коля.)
Делаем вывод: в жизни каждый из нас выступает в разных ролях – в зависимости от того, где, в какой ситуации ты находишься. И роль во многом определяет, что и как ты говоришь.
ΙΙΙ. Применение знаний.
Разыгрывание ситуаций. 2 4 3
Ты в магазине, тебе надо купить молоко. Ты обращаешься к продавцу:
– Скажите, пожалуйста, молоко есть?
– Посмотри, на пакете отмечен срок хранения – послезавтра.
– Тогда дайте два пакета.
– Пожалуйста. Плати в кассу.
– Назовите компоненты ситуации: кто с кем общается. (Продавец и покупатель.)
– Кто запрашивает информацию?
– Кто отправитель (адресант) и адресат в этом разговоре?
– Кроме тех ролей, которые бывают в жизни, у нас ещё собственно
– Безусловно, этот ряд может быть продолжен (корреспондент газеты, редактор, экскурсовод и т.д.).
Заголовок (из последнего предложения текста) «Не бросай слов на ветер»; другой заголовок – из пословиц, высеченных на камне: «Меньше говори, да больше делай».
– Как вы понимаете эти пословицы? (Если ты что-то обещал и не сделал, говоришь вместо того, чтобы сделать что-то нужное, то ты бросаешь слова на ветер. Тогда твои слова ничего не стоят – как у путника, который хотел словами сдвинуть камень с дороги. Это же объяснение относится и ко второй пословице.)
– Да, конечно. Эта же мысль о том, что слово во многих случаях не заменяет реального дела, выражена и в других пословицах, например: «Не спеши языком – торопись делом».
– Теперь скажите, кто с кем общается в этом рассказе? (Путник со
– А путник – с камнем? (Нет. Ведь камень не слышит и ничего ответить не может. Он же неживой.)
– Кто начинает разговор? (Путник.)
– Каким был ответ путника? (Он ничего не сказал, но оттащил камень с дороги.)
– Это был ответ делом. Две следующие реплики очень интересны. Как всадник оправдывает поговорку «Сильнее слова ничего на свете нет»? («Ты мне сказал, что тебе камень мешает, я его и убрал».)
В этом шутливом диалоге адресат – тот, к кому девочка обращается (плачет), – тетя Сима, а адресант – девочка. Комизм этой ситуации подчёркивается ещё употреблением глагола «плачет» с существительным в дательным падеже: «Я плачу не тебе, а тёте Симе», что противоречит нормам литературного языка. (Можно плакать о чём-то, но не кому.)
Адресантом и адресатом первой пословицы могут быть учитель и ученик; второй пословицы – мать (отец) и сын (дочка); третьей пословицы – обучающий вышиванию, вязке и т.д. и обучаемый; четвёртой – провожающий и отъезжающий.
Конечно, возможны и другие варианты.
Читаем задание и анализируем образец на с. 17. В нём выделены обращение «Дорогой ты мой писатель и старинный мой приятель» и подпись (в конце справа). Это обязательные части письменного приглашения.
Само приглашение: «Приходи ко мне на пир, угощаю я весь мир» (т.е. пир будет большой и для всех). В конце – важное примечание в сказочном духе (т.к. герой сказки пишет своему автору): «Пир будет в воскресенье, на вечерней заре» (т.е. когда и где будет пир).
– Кого ещё приглашает Иван на свой пир? (Отца, Жар-птицу, Конька-Горбунка.)
– Найдём и запишем подходящие обращения и подписи:
К отцу: Батюшка ты мой родной! Подпись: Иван (Иванушка, твой сын Иван и т.д.). Обращение и подписи ласковые – так можно обратиться и подписать приглашение родному, близкому человеку.
К Жар-птице: Светлая моя, чудесная моя Жар-птица. Подпись: Иван – преданный тебе (благодарный тебе и т.д. Иван). В самом тексте – приглашение повеселиться; обещание, что будет вкусное для Жар-птицы угощение («вино с пшеном клевать»).
К Коньку-Горбунку – совсем другое приглашение. Обращение: Горбунок, удалой ты мой Конёк и т.д. Подпись: твой друг Иван, любящий (не забывающий тебя и т.д. Иван).
Делаем вывод: содержание текста-приглашения, обращение и подпись тесно связаны между собой. Приглашение отражает доброе отношение к тому, кого приглашают. Отсюда так много добрых, ласковых слов в их адрес.
Иванушка мог бы пригласить на свой день рождения братьев, Месяца Месяцовича и т.д. Дети пишут от имени Ивана свои приглашения (не обязательно стихами).
Мой любимый Месяцович!
Шлёт поклон Иван Петрович.
Буду ждать я с нетерпеньем
На свой праздник – день рожденья.
Праздник состоится на вечерней заре в воскресенье.
Лучше всего инсценировать отрывок из сказки С.Я. Маршака. Для
этого нужно подготовить заранее трёх учеников. В ином случае ученики читают отрывок вначале тихо про себя, потом организуется чтение по ролям (парами, а затем для всего класса).
В результате анализа ученики выделяют самое смешное: королева собирается вместо четверостишия написать только два слова (а успевает записать только «Травка зе. не»); не хочет дописать последнее слово и вообще в самом начале заявляет: «Терпеть не могу писать».
Делаем вывод: четырнадцатилетняя королева не может (или не хочет) понять, что в классной комнате она не королева, а ученица, изменяется её роль. Здесь она должна слушаться профессора и выполнять его указания (а не наоборот).
Задание 27. Возможный диалог.
Королева. Я очень не люблю писать, господин профессор. И зачем? Ведь у меня всегда под рукой есть секретарь.
Профессор. Ваше величество! Настоящая королева, по-моему, должна быть более умной, образованной, грамотной, чем любой человек в государстве. Тогда вы сможете хорошо управлять королевством и народ будет уважать вас, а значит, и любить.
Королева. Хорошо, я поняла. Диктуйте.
Канцлер. Доброе утро, ваше величество. Осмелюсь почтительнейше просить вас подписать один рескрипт и три указа.
Королева. Оставьте, я подпишу их после урока. Зайдите позже, расскажете мне подробно об этих указах и рескрипте.
– Что нового мы сегодня узнали? 4
– Кто или что вам помогло сегодня справиться с заданиями?
– Кто доволен своей работой?
– Кто хотел бы что-то исправить? Что? Что для этого нужно сделать?
– Кто получил сегодня отметку? За что?
Духовно-нравственное воспитание осуществляется на протяжении всего урока, т.к. обучение словесной вежливости связано с воспитанием общей культуры поведения, формированием доброго, уважительного отношения людей друг
– Называть адресанта, адресата высказывания.
– Оценивать уместность использования сло весных и несловесных средств в риторических заданиях.
– Называть свои речевые роли в разных ситуациях общения.
Каковы основные компоненты структуры речевой ситуации?
Описание речевой ситуации дал еще Аристотель: «Речь слагается из трех элементов: из самого оратора, из предмета, о котором он говорит, и из лица, к которому он обращается». Выделенные Аристотелем элементы составляют основу для описания структуры речевой ситуации. Следуя этой традиции, слагаемые речевой ситуации в рамках педагогического общения можно обозначить так:
говорящий учитель (адресант) – предмет речи (тема: раздел учебно-научного знания) – слушающий ученик (адресат)
Особого внимания заслуживают категории, содержание которых варьируется на конкретном уроке в определенной учебной ситуации. Так, структурообразующей для всего урока является категория цели. Обратимся к схеме ситуации общения, предложенной Н. И. Формановской:
Количество компонентов ситуации общения сведено к минимуму: участники речевого события и важнейшие условия, обстоятельства общения.
Наличие компонента «предмет речи» (ЧТО? – тема высказывания, сообщение, имеющее определенное содержание) подразумевается (его положение достаточно автономно). Но вопросы ЧТО? и КАК? могут быть включены в схему – они входят, например, в перечень «значимых компонентов речевой ситуации» в формулировке Т А. Ладыженской:
– кто говорит – пишет (адресант);
– кому (адресат);
– почему (причина);
– для чего – зачем (задача высказывания);
– что – о чем (содержание высказывания);
– как (в устной или письменной форме; в каком стиле);
– где (место, где происходит общение);
– когда, как долго (время, когда происходит общение).
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Технологическая карта урока риторики на тему: «Компоненты речевой ситуации»
Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока риторики на тему: «Компоненты речевой ситуации»»
студентки 4 «А» группы ГБПОУ РО «ЗернПК»
«Преподавание в начальных классах»
Андреевой Екатерины Андреевны
Методист: Ващенко А. В.
Класс, предмет: 2 класс 1 часть, риторика
Тема урока: «Компоненты речевой ситуации»
Тип урока: открытие нового знания
Цель урока: Уметь характеризовать речевую ситуацию, учитывая ее компоненты.
— освоение знаний о компонентах речевой ситуации;
— овладение умениями характеризовать успешность высказывания (с точки зрения задачи взаимодействия);
— развитие внимания, памяти, любознательности, мышления, коммуникативных умений.
внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе;
учебнопознавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи
– принимать и сохранять учебную задачу;
– проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
– адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач.
Называть адресанта, адресат высказывания.
Межпредметные связи: литературное чтение
Оснащение урока: тех.карта, презентация, учебник, дидактический материал
1. Мотивация к учебной деятельности
Приветствует детей. Психологически готовлю к общению.
— Я рада видеть вас. И думаю, что сегодняшняя встреча принесет нам всем радость общения друг с другом.
— Обратите внимание на слайд, что вы видите?
— Верно, это перепутанное предложение, давайте вместе его соберем, для того, чтобы понять смысл нашей работы на уроке.
Приём «Перепутанные логические цепочки»
В ПАРАХ («начинается» «С» «успех!» «удачи» « малой»)
— Это высказывание и является нашим путеводителем на сегодняшнем уроке.
С МАЛЕНЬКОЙ УДАЧИ НАЧИНАЕТСЯ БОЛЬШОЙ УСПЕХ!
— Как вы понимаете это высказывание?
— Верно, все получится, если мы будем творить и работать весь урок, тогда к на обязательно придет успех.
Собирают высказывание в паре.
Отвечают на вопросы.
ЛУУД: внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе
Самоопределение к деятельности, формирование готовности восприятия учебного материала, работа в парах.
2.Актуализация опорных знаний
— Вы знаете без чего не может обойтись любой урок риторики. Конечно же без речевой разминки… Давайте вспомним для чего она нам нужна?
Произнеси потешку на выдохе.
Хватило тебе воздуха?
Купил лошадь без хвоста.
2) Произноси правильно!
— Конечно мы не можем начать наш урок, если не вспомним материал прошлого урока. Представьте себя великими риториками и ответьте мне на вопросы.
— Что такое риторика? Кто такой ритор?
(«Риторика есть наука…красно говорить и писать…Кто в сей науке искусен, тот называется ритор»)
Отвечают на вопросы учителя.
Выполняют речевую разминку.
Повторение изученного материала.
РУУД: принимать и сохранять учебную задачу
РУУД: принимать и сохранять учебную задачу
КУУД: адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач.
3. ОРГАНИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
— Сегодня у нас необычный урок, он пройдет в форме журнала. Какие виды журналов вы знаете?
— Такого журнала, который мы с вами сегодня составим самостоятельно, вы нигде не увидите.
— Ребята, а с чего начинается любой журнал?
— Верно, но чтобы нам составить содержание нашего журнала, нам нужно узнать тему нашего урока. Для того, чтобы отгадать тему нашего урока вам нужно отгадать аннограмму.
«Компоненты речевой ситуации»
— Значит, тема нашего журнала…?
— Какая цель нашего урока?
— Итак, скажу вам по секрету, 2 страницы журнала мы уже заполнили. Мы выполнили речевую разминку и повторили правило. Но у нас остались еще 2 пункта в содержании.
Отвечают на вопросы учителя.
— Журнал начинается с содержания.
— Компоненты речевой ситуации.
— Компоненты речевой ситуации.
ЛУУД 2: учебнопознавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи
РУУД: принимать и сохранять учебную задачу
Готовность к восприятию учебного материала
Постановка системы перспектив
3.2. Открытие нового знания
— Приступим к 3 пункту нашего журнала. Что нам необходимо, чтобы заполнить 3 страничку нашего журнала?
— Верно, это мы сейчас и узнаем.
— Вспомните «Сказку о рыбаке и рыбке». С какого момента начинается общение между рыбкой и стариком?
— Откройте учебник на с. 11. Упр 13. Давайте прочтем текст по ролям. И точно вспомним этот фрагмент.
— Кто начинает разговор? Почему?
— Чего хочет рыбка? Почему она говорит человечьим голосом?
— А теперь рассмотри схему. Подумай, что она обозначает.
— Выполнил ли старик просьбу рыбки? Можно ли сказать, что старик и рыбка поняли друг друга? Как вы догадались? Что способствовало их пониманию?
— Чему нас учит эта ситуация?
— А сейчас прочтем известную басню «ворона и Лисица» по ролям.
— Хорошим ли ритором была Лисица? Почему?
— Расскажи по схеме об общении Лисицы и Вороны.
— Это и есть компоненты речевой ситуации.
Кто? (это тот человек, который начинает разговор)
Что? (это содержание (о чем о говорит)
Кому? (тот человек, которому говорят)
Зачем? (цель говорящего)
— Чему нас учит эта ситуация? Если мы эту историю перенесем в настоящую жизнь. Была ли такая ситуация с вами или может вы были наблюдателем?
— А сейчас попробуем разыграть эту ситуацию, но уже с продолжением этой истории. Будет 2 участника, остальные зрителя, которые будут оценивать достижение цели лисы и продолжение этой ситуации.
— Получилось ли ребятам разыграть эту сцену?
Что поспособствовало правильному разыгрыванию?
— Ребята, на этом содержание нашего журнала не заканчивается. Есть еще не менее значимая информация, которую нельзя упустить для нашего журнала.
— А вы знаете кто такой адресат и адресант?
— Вот это мы сейчас и узнаем, слова очень похожи, но обозначают разное.
— Прочтем правило на стр. 14.
— Так кто же такой адресат и адресант?
—
Презентация к уроку риторики 2 класс по теме:»Компоненты речевой ситуации: кто (адресант) – кому (адресат) что (содержание высказывания)»
Описание презентации по отдельным слайдам:
Урок 2,3 Риторика 2 класс Подготовила: Леонова В.Ю. МБОУ «Гимназия №1» г. Братск
Что такое риторика? Кто такой ритор? «Риторика есть наука…красно говорить и писать…Кто в сей науке искусен, тот называется ритор»
РЕЧЕВАЯ РАЗМИНКА Набери воздух! Произнеси потешку на выдохе. Хватило тебе воздуха? Ваня, Ваня-простота Купил лошадь без хвоста. Сел задом наперёд И поехал в огород.
Кто – что- кому Вспомните «Сказку о рыбаке и рыбке». С какого момента начинается общение между рыбкой и стариком? Кто начинает разговор? Почему? Чего хочет рыбка? Почему она говорит человечьим голосом?
Расскажи по схеме об общении Лисицы и Вороны Кто? Что? Кому? ГОВОРИТ Почему? Зачем? Хорошим ли ритором была Лисица? Почему?
Какие пословицы ты бы выбрал для заголовка текста В. Беспалова Не бросай слов на ветер. Сильнее слова ничего нет. Меньше говори, да больше делай. Сперва подумай, потом скажи. Коротко, да ясно.
Приглашение Ивана П.П.Ершову Приходи ко мне на пир, Приглашаю я весь мир. Герой твоей сказки Пир будет в воскресенье, на вечерней заре.
Подведем итоги: Понравился ли тебе урок? Что нового ты узнал для себя? Как оценишь свою работу?
Источники: https://yandex.ru/images/ Учебник «Детская риторика» и методические рекомендации к нему
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Скоростное чтение
Курс повышения квалификации
Актуальные вопросы теории и методики преподавания в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДВ-077767
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
При засыпании человеческий мозг может решать сложные задачи
Время чтения: 1 минута
В Минпросвещения рассказали о формате обучения школьников после праздников
Время чтения: 1 минута
В России утвердили новый порядок формирования федерального перечня учебников
Время чтения: 1 минута
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Итоговое сочинение успешно написали более 97% выпускников школ
Время чтения: 2 минуты
Минпросвещения создает цифровую психологическую службу для школьников
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Речевая ситуация и её компоненты
Материал для подготовки к публичному выступлению. Может быть использован на уроке, занятиях кружка, при подготовке к ЕГЭ
Содержимое разработки
Понятие «речевая ситуация»
Одним из разделов языкознания является лингвопрагматика. Это наука, которая занимается изучением практического использования языка, т. е. того, как человек употребляет «слово» для воздействия на адресата, и того, от чего зависят особенности речи человека и его поведения в процессе коммуникации. А речевая ситуация в этом случае как раз и является тем основным понятием лингвистической прагматики, на базе которого и ведутся основные исследования. Она состоит из нескольких компонентов: участники общения, их отношения, предмет общения, внешние и внутренние условия коммуникации. Речевая ситуация и её компоненты были подробно представлены нами на примере сцены из кинофильма, так сказать, на практике. Для лучшего понимания в теории можно использовать схему, предложенную Н. И. Формановской и дополненную Т. А. Ладыженской. Что собой представляет речевая ситуация и ее компоненты, наглядно видно на рисунке, расположенном ниже.
Социальный характер отношений
Невозможно отрицать или преуменьшать значимость социальных ролей коммуникантов. Представим, что мать, только что имеющая тёплую беседу со своей дочерью за завтраком, час спустя выступает в школе в роли учителя своего ребёнка. Отношения меняются. В одном случае они выступают в качестве «родитель-ребёнок», в другом – «учитель-ученик». Соответственно, и речевые ситуации, и речевые роли их будут абсолютно разными. Тот, кто не понимает или не видит разницы, не владеет ситуацией, обречён на неминуемые проблемы. Социальные роли могут быть постоянными и переменными. К первым относятся те, что определяются полом участника общения, его возрастом, родственными связями и так далее. Ко вторым, переменным ролям, относятся те, что определяют социальное положение и социальный статус одного коммуниканта в момент общения по отношению к другому: «учитель – ученик», «руководитель-подчинённый», «родитель-ребёнок» и т. д. Показателями социального статуса являются служебное и общественное положение, заслуги, достаток.
Внешние условия общения
Мотивы и цели также являются немаловажными элементами понятия «речевая ситуация». Зачем мы говорим? Для чего произносится вслух та или иная фраза? Какие намерения у всех участников общения? Цель – это невидимая связующая нить между говорящим и слушающим. Нет её – связь рвётся, и речевая ситуация прекращает своё существование. Какими же могут быть цели, чтобы тонкая нить как можно дольше не исчезала? Первое – это желание проинформировать, рассказать, описать, дать представление о чём-либо. Второе – склонение, убеждение слушателя в чём-либо с помощью доказательств и аргументов. Третье – внушение, изменение эмоционального состояния партнера. Здесь в ход идёт обращение не только к разуму, но и к чувствам собеседника. Используются эмоциональные средства воздействия. Четвёртое – побуждение к действию. В этом случае желательная ответная реакция – непосредственное действие. И последние – поддержание взаимных положительных эмоций, желание доставить удовольствие себе и партнеру самим процессом общения. Взять, к примеру, фразу: «У меня важная деловая встреча». Её можно использовать с целью отказа. У вас намечается важное мероприятие, и вы не можете принять приглашение друзей пойти в кино: «У меня важная деловая встреча» (поэтому я не могу пойти с вами). Иная речевая ситуация – опоздание на юбилей близкого товарища, иная цель – извинение: «У меня важная деловая встреча» (которую никак не могу пропустить). Данным высказыванием можно и воодушевить коллег по работе, помочь им сдвинуть дело с мёртвой точки, отсюда и новая цель – внушить уверенность: «У меня важная деловая встреча» (партнеры обещают нам новые проекты, новые перспективы). Как видно из примеров, одно и то же предложение может звучать и восприниматься по-разному. Всё зависит от речевой ситуации и намерений говорящего, осознанных или неосознанных.