В чем состоит особенность тематического содержания геологической карты 8 класс кратко

В чем состоит особенность тематического содержания геологической карты 8 класс кратко

Подробное решение параграф § 16 по географии для учащихся 8 класса, авторов А. И. Алексеев, В. В. Николина, Е. К. Липкина 2016

Шаг за шагом:

1. Откроем геохронологическую таблицу на с. 66—67. Читая таблицу снизу вверх, проследим, какие эры сменяли друг друга в ходе развития Земли, какова их продолжительность. На какие периоды разделена каждая эра? В какой эре живём мы?

2. Изучим третью и четвёртую колонки таблицы. Отметим, какие крупные геологические события повторялись в истории развития земной коры неоднократно. Можете ли вы установить закономерность в последовательности этих событий?

Анализ 3 и 4 колонки позволяет нам сделать вывод, что геологическое прошлое связано с периодами активного горообразования (вулканизм и землетрясения), которые сменяются относительно стабильными периодами осадконакопления и формирования равнин. Каждый из периодов горообразования носит свое название, это такие складчатости: Байкальская, Каледонская, Герцинская, Киммерийская и Альпийская.

3. Познакомимся с пятой колонкой таблицы. Какие сведения в ней содержатся?

В пятой колонки содержится эволюция живой и неживой природы;

4. Откроем карту геологического строения в атласе и карту тектонического строения на с. 250—251 Приложения. Сравним эти карты с геохронологической таблицей. Какие цвета использованы в легендах карт и почему?

В геологической и тектонической картах использованы схожие цвета. В этих картах цвет означает время возникновения литосферных плит и горных пород. Так, наиболее древние образования (архей и протерозой) обозначаются красными цветами (при этом бледные оттенки означают древние платформы, а яркие щиты); палеозой обозначается коричневыми цветами, мезозой зелеными, кайнозой желтыми.

5. В качестве примера рассмотрим Уральские горы на геологической и тектонической картах. Обратите внимание, что слои пород образуют узкие полосы (признак складчатого залегания). Чем дальше от оси Уральских гор, тем моложе породы. На тектонической карте Урал выделен контуром одного цвета (какого?). Что обозначает этот цвет? Проверьте себя по геохронологической таблице.

Уральские горы обозначены коричневым цветом – это Герцинская складчатость, которая формировалась в позднем палеозое.

1. Что такое эпоха складчатости? Какие эпохи складчатости вы знаете? Каким геологическим эрам они соответствуют?

Эпоха складчатости – эпоха повышенной тектоно-магматической активности, представляющая группы сближенных во времени фаз складчатости и обнаруживающая относительную одновременность в планетарном масштабе. Каждый из периодов горообразования носит свое название, это такие складчатости: Байкальская (Архейская и Протерозойская эры), Каледонская (Палеозойская эра), Герцинская (Палеозойская эра), Киммерийская (Мезозойская эра) и Альпийская (Кайнозойская эра).

2. Выберите верный ответ. Самая древняя геологическая эра: а) палеозойская; б) кайнозойская; в) архейская.

3. Что можно узнать по геохронологической таблице?

Геохронологическая таблица содержит в себе информацию о геологических эрах, периодах, их продолжительности, складчатостях и времени их образования, изменения в облике Земли, эволюции живой и неживой природы, полезных ископаемых.

4. Выделите форму рельефа, для которой формирование тектонических структур земной коры произошло в байкальскую эпоху складчатости: а) Тиманский кряж; б) Алданское нагорье; в) плато Путорана; г) Корякское нагорье.

5. Выделите форму рельефа, для которой формирование тектонических структур земной коры произошло в герцинскую эпоху складчатости: а) Срединный хребет полуострова Камчатка; б) Восточный Саян; в) Енисейский кряж.

6. По карте на с. 250—251 Приложения определите возраст участков с наиболее древними тектоническими структурами на территории России. Где они расположены?

Наиболее древние участки земной коры, образовались в Архее и Протерозое: Восточно-Европейская равнина, Балтийский щит, Среднесибирское плоскогорье, Алданский и Анабарский щит, Енисейский и Тиманский кряж.

7. По карте на с. 250—251 Приложения определите, в какую эпоху складчатости возникли тектонические структуры Кавказских гор, гор Камчатки и Сахалина. Какие полезные ископаемые здесь залегают?

Кавказские горы, горы Камчатки и Сахалина возникли в Альпийскую складчатость (Kz), на их территории залегают такие полезные ископаемые: каменный уголь, сера, вольфрамовые, медные и молибденовые руды, марганец.

Источник

Урок географии в 8 классе на тему «Геологическое летоисчисление и геологическая карта»

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Тема: Геологическое летоисчисление и геологическая карта

Учитель: Тертичная Наталья Олеговна

Цели и задачи урока:

Познакомить учащихся с науками, изучающими земную кору. Сформировать представление о геохронологической таблице, дать знания о геологическом летоисчислении. Познакомить с понятиями: эра, период.

Учить работать с картами(геологической, тектонической), таблицами (геохронологической).

Физическая, тектоническая, геологическая карты; геохронологическая таблица.

2.Повторение. Проверка домашнего задания

— Работа с картой (Повторить формы рельефа России – работа в парах)

1 вариант: Показать на карте своему соседу крупные равнины:

2 вариант: Показать горы, нагорья, хребты

8)хребты Прибайкалья (Баргузинский хр., хр.Хамар-Дабан)

Повторить устно общие черты рельефа России

1.Рельеф разнообразен: в России есть крупные равнины разной высоты: низменности, возвышенности, плоскогорья и горы- высокие, средневысотные и низкие.

2.Равнины занимают большую площадь и расположены на севере и западе России.

3.Общий уклон поверхности к северу, т.к. направление течения большинства крупных рек России на север.

4.Горы расположены на юге, востоке и северо-востоке России.

3.Новая тема (параграф 11, стр.68- учебник)

-Современный рельеф планеты- это результат длительного геологического развития и влияния современных рельефообразующих процессов: внутренних (эндогенных) и внешних ( экзогенных), в том числе и человека. Для понимания различий современного рельефа надо знать геологическую историю его формирования. Строение и историю развития Земли изучает наука- геология.

Геология делится на отрасли:

-Историческая геология – изучает закономерности строения земной коры в течение геологического времени.

Палеонтология? Что это за наука? (Самостоятельно найти определение)

Результатом исследований ученых геологов, палеонтологов, геофизиков и прочих явилась –геохронологическая таблица, в которой отражена геологическая история развития природы Земли (см. учебник, стр70-72, таблица №1)

В таблице указаны эры-промежутки времени, которые соответствуют крупным этапам развития земной коры и органического мира.

-Самая древняя- архейская,

-Ранняя(или ранней жизни)- протерозойская,

-Эра древней жизни-палеозойская,

-Эра средней жизни-мезозойская,

-Эра новой жизни-кайнозойская.

Мы живем в кайнозойскую эру. В кайнозое уже было 4 этапа древнего оледенения, в этой же эре появился человек и прошел все стадии развития общества до современного.

Эры делятся на периоды.

-Назовите периоды палеозойской эры, мезозойской эры, кайнозойской эры.

-В какой период мы живем? (Антропогеновый или четвертичный)

4.Работа с геохронологической таблицей ( учебник, стр 70-72)

-Таблица читается снизу вверх.

-Какие события происходили в протерозойскую эру? (Это было время водорослей и бактерий, происходил мощный вулканизм. Началась байкальская складчатость)

-Какая эра была самой продолжительной? (Самая продолжительная эра-протерозойская- 2000 млн.лет, архейская – 1800 млн.лет. Чем ближе к современному отрезку времени, тем короче эры. Наименее продолжительная эра- кайнозойская)

-Какой период самый короткий? (Четвертичный)

В какой период появились первые наземные растения? (Силурийский)

-Когда вымерли гигантские пресмыкающиеся- динозавры? ( В меловом периоде)

5.Работа с геологической картой и картами атласа

-выполнить задания на стр.74 (учебник)

-Рубрика «Проверим знания», стр74.

-Рубрика «А теперь более сложные вопросы», стр 74

— стр 74, зад.1 – Опишите особенности геологического строения европейской части России.

-стр.75, зад.2 (заполнить таблицу)

-доделать практическую работу на стр. 74-зад.1, стр.75 –зад.2

Источник

ГДЗ география 8 класс Алексеев, Низовцев Дрофа Задание: § 7 Рельеф и недра

Вопросы из текста параграфа

1. Изучите внимательно таблицу. Какую информацию можно из нее извлечь?

Геохронологическая шкала дает информацию о времени формирования месторождений полезных ископаемых (в какую геологическую эпоху сформировались), о соответствии основных этапов развития жизни геологическому времени. Также на шкале указаны важные геологические события, значительно повлиявшие на рельеф Земли и на развитие живых организмов.

2. На какие эры и периоды подразделяется история Земли? Какова их продолжительность?

История Земли подразделяется на эры: Архей (1500 млн лет), Протерозой (1959 млн лет), Палеозой (289 млн лет), Мезозой (186 млн лет), Кайнозой (длится уже 66 млн лет). Эры подразделяются на периоды: Кембрий (56 млн лет), Ордовик (42 млн лет), Силур (24 млн лет), Девон (60 млн лет), Карбон (60 млн лет), Пермь (47 млн лет), Триас (51 млн лет), Юра (56 млн лет), Мел (79 млн лет), Палеоген (43 млн лет), Неоген (21,4 млн лет), Четвертичный (длится 2,6 млн лет).

3. В какие периоды истории Земли возникли наиболее крупные формы рельефа России, основные классы животных и типы растений?

Наиболее крупные формы рельефа возникли в Силурийский период (Алтай, Саяны), Пермский период (Урал. Западно-Сибирская равнина, в Неогеновый период (горы Кавказа, Крыма, Камчатки).

Вопросы и задания

1. Объясните своими словами выделенные в тексте слова и выражения.

Абсолютный возраст горных пород – время, прошедшее с образования горной породы.

Относительный возраст горных пород – возраст, устанавливаемый стратиграфическим методом по палеонтологическим находкам и отнесением горной породы к определенному геологическому времени.

Эра – крупные временные отрезки геохронологической шкалы.

Период – подынтервал геологической эры.

Геохронологическая шкала – геологическая временная шкала истории Земли.

Литосферные плиты – крупный стабильный участок земной коры, часть литосферы.

Платформы – обширный участок земной коры с устойчивым, малоподвижным фундаментом, который сложен кристаллическими магматическими и метаморфическими породами и перекрыт чехлом осадочных пород.

Подвижные складчатые пояса – тектоническая складчатая структура планетарных масштабов, отделяющая древние платформы друг от друга или от океана.

Рифт – крупный тектонический разлом в земной коре протяжённостью многие сотни и более тысячу километров.

Тектонические структуры – закономерно повторяющиеся в земной коре формы залегания горных пород.

Щит – участок древних платформ, где кристаллический фундамент выходит на поверхность.

Плита – Участки платформ, где фундамент погружён под толщей осадочных пород в сотни метров и даже несколько километров.

Эпоха складчатости (горообразования) – временные периоды истории Земли, когда наиболее активно протекали тектонические процессы.

Глыбовые горы – поднятия земной коры, ограниченные тектоническими разломами

Складчато-глыбовые горы – горы, образованные складчатыми толщами горных пород, разбитыми по линиям молодых разломов на глыбы, поднятые на разную высоту.

Геологическая карта – карта, отображающая на топографической основе, геологическое строение определенного участка внешней поверхности земной коры.

Тектоническая карта – разновидность геологической карты, отображающая современную структуру земной коры и её отдельных регионов, а также историю её развития с учётом всех проявившейся режимов.

2. Используя тектоническую и физическую карты, приведите примеры гор, древних по возрасту, но отличающиеся большой высотой.

Древние горы, отличающиеся большой высотой: Саяны, Алтай.

1. Древнейшие платформы выделены розовым цветом, щиты выделены красным цветом.

2. Различные эпохи складчатости обозначены фоновой заливкой разных цветов.

3. Байкальская и раннекаледонская: Саяны.

Каледонская: Енисейский кряж, Яблоновый хребет.

Герцинская: Урал, Алтай, Бырранга.

Мезозойской: Сихотэ-Алинь, хребет Черского, Верхоянский хребет.

Кайнозойской: Кавказские горы, Крымские горы, Срединный хребет.

4. Горючие и неметаллические полезные ископаемые приурочены к осадочным чехлам древних и молодых платформ. Металлические приурочены либо к складчатым поясам, либо к кристаллическим щитам.

3. По геохронологической шкале проследите основные этапы геологической истории нашей страны. Составьте рассказ о главных геологических событиях и изменениях облика территории того района, где вы живете.

В Силурийский период Палеозойской эры в эпоху каледонской складчатости шло образование Алтая и Саян. В Пермский период Палеозоя в эпоху герцинской складчатости шло образование Урала и фундамента Западно-Сибирской платформы. В Юрский период Мезозоя происходило активное горообразование на Дальнем Востоке (Верхоянский хребет, хребет Черского, Сихотэ-Алинь). В Палеогене Кайнозойской эры происходило наступлении морей на Западно-Сибирскую и Восточно-Европейскую платформу и началось осадконакопление будущих одноименных равнин. В Неогеновый период Кайнозоя образовались Кавказские и Крымские горы, горы на Камчатке и Курильских островов. В Четвертичный период Кайнозоя территория России (в особенности Европейская часть страны) неоднократно подвергалась оледенению, что также повлияла на значительную часть территории севера восточно-Европейской равнины, а также Западно-Сибирской равнины.

Район, где я живу – Санкт-Петербург и Ленинградская область.

Современный рельеф на территории города и области сформирован действием оледенений в Четвертичный период Кайнозойской эры (последнее Валдайское оледенение было 12 тысяч лет назад). После отступания ледника образовалось Литориновое море, уровень которого был на 7-9 м выше современного. Северная часть области и города расположена на выходе древнего кристаллического фундамента Восточно-Европейской платформы – Балтийском щите. В Палеозойскую эру территория была покрыта морями, что отразилось на значительном накоплении осадков различных морских отложений (песчаников, глин и песков, известняков).

4. Изучите геологическую карту атласа, ее легенду: 1) о каких событиях геологической истории вы можете получить информацию из карты; сопоставьте ее с физической картой; 2) где на территории России наблюдаются внедрения магмы в земную кору (интрузии); 3) породами какого возраста сложена территория вашей области, республики, округа.

1) По геологической карте атласа можно получить информацию о тектонических движениях в разные геологические эпохи, о горообразовании, о возрасте и периоде формирования основных тектонических структур.

2) Внедрения магмы в земную гору (интрузии) наиболее ярко наблюдаются на территории Кольского полуострова в Хибинах, также интрузивные образования характерны и для других горных стран на территории России (Урал, Кавказ).

3) Территория моего проживания Ленинградская область. Северная часть территории области располагается на Балтийском щите, где выходят древние породы архейского возраста. Южная часть Ленинградской области располагается на осадочном чехле древней Русской платформы, возраст пород варьируется от четвертичных образований до кристаллического фундамента архейского и протерозойского возраста.

5. Как вы думаете, зачем нам нужно знать геологическую историю страны, территории, где мы живем? Приведите примеры.

Геологическую историю территории нашей страны необходимо знать для выявления месторождений полезных ископаемых, различные виды которых, как правило, приурочены к горным породам определённого возраста. Кроме того, знание о геологической истории территории помогает прогнозировать современное протекание геологических процессов, что помогает вести безопасную хозяйственную деятельность (например, в районах современного горообразования контролировать амплитуду подземных колебаний на случай возникновения очагов землетрясений)

Источник

Урок по географии в 8 классе на тему: «История развития земной коры»

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Открытый урок по географии в 8 классе на тему:

« История развития земной коры »

Дата проведения урока: 14.11.2020 г.

Цель урока : создать условие для формирования у учащихся мировоззрения о постоянном развитии и изменении природы при рассмотрении геологического летоисчисления; научить работать с геологическими, тектоническими картами, геохронологической таблицей.

— сформировать у учащихся мировоззрение о постоянном развитии и изменении природы при рассмотрении геологического летоисчисления;

— научить работать с геологическими, тектоническими картами, геохронологической таблицей.

— развивать навыки формировать умения и навыки при работе с тематическими картами (тектонической, геологической, физической) и геохронологической таблицей;

— научиться выявлять закономерности строения земной коры и форм рельефа.

— расширить мировоззрение учащихся, прививать интерес к изучаемому предмету;

— формировать умение работать в группе

Предметные: сформированы представления об этапах развития земной коры, геологическом летосчислении, эпохах складчатости

— сформировано умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности;

— учащиеся могут самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать свою деятельность.

— учащиеся умеют быстро ориентироваться в потоке информации, находить нужное,осмысливать и применять полученную информацию.

— у учащихся сформировано умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности;

— учащиеся уважительно относятся к мнению своих товарищей, умеют чётко и логичноизлагать свою точку зрения и аргументировать её;

— сформировано умение задавать вопросы, строить понятные высказывания.

— сформированы навыки при работе с тематическими картами (тектонической, геологической, физической) и геохронологической таблицей;

— учащиеся умеют выявлять закономерности строения земной коры и форм рельефа.

Личностные: сформировано понимание значимости геохронологической таблицы и геологической карты как способов изучения развития земной коры.

Тип урока: Урок открытия новых знаний, обретения

Оборудование: Карты России – физическая, тектоническая, геологическая, геохронологическая таблица, набор открыток “Живое прошлое Земли”, атласы, оборудование для мультимедийного сопровождения.

Тип урока : комбинированный

Количество часов на изучение темы : 45 мин.

Формы и методы работы : создание проблемной ситуации, работа в группах, работа в парах.

1. Организационный момент (2 мин)

2. Актуализация знаний учащихся (3 мин)

1. Рассказать и показать на карте размещение крупных форм рельефа на территории России (1 вариант – равнины, 2 вариант – горы).

2. Чем объясняется разнообразие рельефа страны?

3. Почему горы расположены на востоке и юге страны?

4. Почему большинство рек России несут свои воды в Северный Ледовитый океан?

5. Назовите и покажите высшую и низшую точку России.

6. Проверка контурных карт.

3. Изучение нового материала (24 мин)

На доске записываются вопросы:

— Что необходимо знать о земной коре?

— Как изучают историю развития земной коры?

— Что показывают геологические карты?

1. Объяснение учител я. Для понимания различия современного рельефа надо знать геологическую историю его формирования.

Строение и историю развития Земли изучает геология. Земная кора и слагающие её горные породы развивались и изменялись постоянно, на всех этапах геологической истории Земли.

Вспомните из курса географии 7 класса, каков возраст Земли?

Возраст Земли – 5-6 млрд. лет, земной коры – 4-4,5 млрд. лет.

Движущей силой этих изменений являются энергия Солнца и внутренняя энергия Земли. От хода геологической истории Земли зависят геологическое строение, рельеф, состав горных пород и полезных ископаемых.

Чередование спокойных и активных периодов в развитии земной коры под влиянием внешних и внутренних сил Земли определяет современное строение территории и богатство недр.

Методы исследования геологов:

— Как изучают историю развития земной коры?

2. Сообщение ученика на тему “Геологическое время”.

Для изучения геологического времени существует наука геохронология. Она изучает возраст, продолжительность и последовательность формирования горных пород.

Различают абсолютную (изотопную) и относительную геохронологию.

Абсолютная геохронология устанавливает так называемый абсолютный возраст горных пород, то есть возраст, выраженный в единицах времени, обычно в миллионах лет. Его определение основано на скорости распада изотопов радиоактивных элементов. Эта скорость есть величина постоянная – она не зависит от интенсивности физических и химических процессов. Известно, что период полураспада урана равен 75 миллионам лет. Если в породе 50% урана и 50% свинца, то возраст пласта равен 75 млн. лет. Также используется для абсолютной датировки гелиевый метод, аргоновый, рубидий – стронциевый, углеродный.

Учитель демонстрирует схему “Методы абсолютной датировки” на экране:

*Калиевоаргонный – измерение уровня радиоактивности. Используется для датировки скальных пород;

*Термолюминесцентный – измерение интенсивности светового излучения. Используется для датировки горных пород или обожжённых глиняных изделий.

*Радиоуглеродный – измерение уровня радиоактивности. Используется для датировки органических предметов – дерева или костей.

*Дендрохронология – подсчитывание колец роста на деревьях. Используется для датировки деревянных предметов.

*Письменные источники – применяются для датировки монет, папирусов, пергаментов, книг.

*Датировка по остаточной намагниченности – измерение уровня магнитного излучения предмета. Используется для датировки предметов из терракоты.

Вновь у нас физкультминутка

Вновь у нас физкультминутка,

Наклонились, ну-ка, ну-ка!

А теперь назад прогнулись.

(Наклоны вперёд и назад.)

Разминаем руки, плечи,

Чтоб сидеть нам было легче,

Чтоб писать, читать, считать

И совсем не уставать.

( Рывки руками перед грудью.)

Голова устала тоже.

Так давайте ей поможем!

Вправо-влево, раз и два.

Думай, думай, голова.

Хоть зарядка коротка,

Отдохнули мы слегка.

( дети садятся за парты.)

Геологическая история Земли, последовательность и соотношение её основных этапов, отражается в геохронологической таблице (шкале).

Геохронологическую таблицу (см.с.68-69) читают снизу вверх, так, как шло развитие – от древнего геологического прошлого к настоящему.

В таблице указывают длительность эр и периодов и важнейшие геологические события, например, эпохи складчатости, и этапы развития органического мира.

3. Анализ геохронологической таблицы в учебнике (с.68–69). Учитель даёт задания по таблице:

А) назовите эры развития Земли;

Б) назовите периоды палеозойской, мезозойской и кайнозойской эр;

В) в какой период мы живём?

Г) какая эра была самой продолжительной? (протерозойская 2 000 млн. лет и архейская 1 800 млн. лет);

Д) какой период самый короткий? (Четвертичный). Опишите его по таблице.

(Для экономии времени на уроке характеристику периода даёт ученик, заранее подготовивший его описание).

Е) Когда вымерли гигантские пресмыкающиеся – динозавры? (В меловом периоде)

Ученики записывают новое понятие урока палеонтология.

(Это наука о вымерших организмах. Палеонтологические методы основаны на изучении древних окаменелых останков животных, отпечатков листьев растений и раковин моллюсков.)

Прослушивание сообщения о вымерших пресмыкающихся по дополнительной литературе с показом картинок на экране.

Задание классу : Откроем карту геологического строения в атласе и карту тектонического строения в Приложении на с.268–269. Сравним эти карты с геохронологической таблицей. Какие цвета использованы в легендах карт и почему?

— Какую информацию ещё содержат геологическая и тектоническая карты?

Вывод. Геологические карты показывают геологическое строение местности: распространение и возраст осадочных пород, распространение, происхождение, состав и возраст магматических пород. Геологические карты отражают историю развития данного участка земной поверхности.

4. Закрепление (5 мин) Проведение устного словарного диктанта по терминам и понятиям урока.

5. Домашнее задание (5 мин) §16, выучить термины, ответить на вопросы учебника. Предлагается творческая работа “Геологическая история моего края” (для одарённых учащихся).

6. Подведение итогов урока (3 мин)

— Что нового узнали на уроке? Что вам показалось интересным? Какие возникли трудности?

Дать анализ работы класса, выделить самых активных учащихся, указать на успешность овладения знаниями и недостатки. Наметить пути их преодоления.

— Ребята, выберите цвет, соответствующий вашему настроению и раскрасьте треугольник.

Красный – Я удовлетворён уроком, урок был полезен для меня. Я много с пользой и хорошо работал на уроке. Я получил заслуженную оценку, я понимал всё, о чём говорилось и что делалось на уроке.

Жёлтый – Урок был интересен, и я принимал в нём активное участие, урок был в определённой степени полезен для меня, я отвечал на вопросы учителя. Я сумел выполнить все задания, мне было достаточно комфортно на уроке.

Зелёный – Пользы от урока я получил мало, я не очень понимал, о чём идёт речь, мне это не очень нужно. Домашнее задание я не понял, к ответу на уроке я был не готов.

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *