В чем сущность и в чем содержание управления
Сущность и содержание государственного управления
Вы будете перенаправлены на Автор24
Сущность государственного управления
Как известно, каждой отрасли права присущ свой предмет правового регулирования. Так, государственное управление выступает в качестве того самого предмета, регулирующего такую отрасль российского права, как административное право.
Понятие «управление» имеет довольно-таки широкую распространенность. Первоначальное его понимание было заложено в латинском языке как «administratio» – деятельность, связанная с руководством кем-либо или чем-либо. Таким образом, любое управление есть целенаправленное, упорядочивающее воздействие на различные системы.
Государственное управление предстает в качестве одного из видов общего управления как категория, которая является необходимой для общества. Суть данного вида управления состоит в том, что посредством него осуществляются управленческие функции от имени и в масштабе всего государства.
Подойдя к вопросу, касающемуся сущности государственного управления, стоит определить общее понятие. Прежде всего, сущность – это нечто, что раскрывает истинный смысл того или иного явления либо процесса.
Сущность государственного управления – это общие черты, характеризующие государственное управление, как правовое явление, и раскрывающие его истинное предназначение.
Сущность государственного управления состоит в следующем:
Готовые работы на аналогичную тему
Содержание государственного управления
В юридической научной литературе, раскрывая какую-либо правовую область, принято говорить о ее содержании.
Содержание в общем понимании заключается в совокупности всевозможных элементов, связей, процессов, составляющих определенное явление или предмет.
Содержание государственного управления – это совокупность механизмов, целей, задач, функций, принципов, методов государственного управления, которые в своей совокупности образуют данное явление.
Стоит подчеркнуть, что термины «сущность» и «содержание» практически идентичны, однако, сущность все же шире, нежели чем содержание. Так, сущность представляет собой более абстрактную категорию, раскрывающую внешний образ явления, а содержание захватывает помимо внешних, и внутренние характеристики.
Таким образом, можно отметить, что содержание государственного управления достаточно многообразно. Оно включает в себя все черты, которые присущи государственному управлению, характеризует его с абстрактной точки зрения и, в то же время, содержит сведения о целях и задачах, функциях, особенностях. Немаловажным являются также государственные органы управления и субъекты, которые реализуют их функции с помощью полномочий, которыми их наделило государство.
Сущность и содержание процесса управления
Вы будете перенаправлены на Автор24
Процесс управления и его сущность
С момента возникновения и до наших дней общество нуждается в управлении социальными процессами и явлениями. Также в управлении нуждается воспроизводство условий материальной и духовной жизни, поскольку они оказывают влияние на интересы человека, его потребности и социально-экономические ориентации. Предприятия намерены осуществлять производство тех товаров и услуг, которые будут полностью соответствовать ожиданиям клиентов, и поэтому управленческая деятельность выходит на новый уровень, ведь управление позволяет регулировать процессы, выстраивать производственную тактику и направлять производство в необходимое русло.
Управление производством связано с общественным характером труда. Оно обособилось в самостоятельный вид деятельности в ходе разделения труда, кооперации и расширения масштабов производства. Управление – это процесс целенаправленного воздействия субъекта управления на его объект для достижения определенных результатов.
В современной науке существует несколько подходов, которые раскрывают сущность управления и его роль в социальных, экономических и производственных процессах:
Также ряд исследователей склоняются к мнению о том, что управление – это особый процесс, совокупность специалистов и аппарат для управления процессами. Управление представляется как динамически изменяющиеся во времени и пространстве, связанные между собою управленческие функции, целью которых является решение проблем и задач организации. Но важное место в управлении занимает человек. Он обладает совокупностью накопленных знаний и умений, которые на практике позволяют ему демонстрировать серьезные успехи в организации крупных предприятий, контроле за имеющимися ресурсами.
Готовые работы на аналогичную тему
Процесс управления производством можно представить в виде совокупности последовательных действий управленческого персонала по определению целей для объектов управления и их реального состояния на основе регистрации и обработки соответствующей информации, формированию и утверждению решений, экономически обоснованных производственных программ и оперативных задач.
Управление находится в руках у руководителя. Деятельность руководителя называется, соответственно, руководством. По факту, являясь уполномоченным лицом, руководитель следует формальным нормам и правилам для того, чтобы аккумулировать в своих руках власть и ресурсы, и грамотно ими распоряжаться.
Структура управления в менеджменте
Качественные менеджерские установки отражаются в управлении. Но само управление – это очень многоаспектный и многогранный процесс, поэтому очень многие исследователи предпочитают рассматривать его через особую структуру.
Структура управления – это совокупность звеньев управления, находящихся во взаимосвязи и соподчиненности и обеспечивающих функционирование и развитие организации как единого целого.
Для того, чтобы достичь поставленные цели и выполнить задачи, менеджер обязан создать особую организационную структуру. Причем, не существует единой модели структуры – у каждого предприятия она своя. В общем смысле структура отражает совокупность отношений и взаимозависимостей, которые возникают между структурными элементами. При создании структуры управления менеджер должен по максимуму учесть специфику деятельности предприятия и особенности его взаимодействия с внешней средой.
Однозначности структурного состояния нет. Процесс создания организационной структуры включает несколько ведущих этапов. Первый этап – определяется тип организационной структуры. Руководитель решает, будет ли это прямое подчинение, функциональная структура, структура матричного типа. На втором этапе руководитель занимается выделением структурных подразделений предприятия. Здесь формируется аппарат управления, самостоятельно действующие подразделения, целевые программы, которые будут определять специфику деятельности организации.
На третьем этапе осуществляется делегирование полномочий и ответственности на нижестоящие уровни и ответственным лицам. Руководитель, несмотря на многозадачность и достаточный опыт, вправе отдавать часть полномочий доверенным лицам. Причем, обычно делегируются более простые и понятные задачи, поскольку руководитель предпочитает тратить энергию и время на решение более глобальных вопросов, связанных с работой предприятия.
Организация и управление остаются в рамках деятельности аппарата управления. Структура аппарата определяет состав подразделений и их связи. Также аппарат может отражать характер функций, которые возлагаются на подразделения. Поскольку разработка такой структуры связана с установлением перечня соответствующих подразделений и штата их работников, менеджер определяет взаимоотношения между ними, содержание и объем выполняемых ими работ, права и обязанности каждого работника. Обозначение этих аспектов имеет особое значение, поскольку сотрудники должны быть осведомлены о деятельности предприятия. В случае нарушений своих прав и свобод сотрудники имеют полное право заявить об этом руководителю.
Сущность и содержание управления
Управление есть элемент и одновременно функция организованных систем различной природы (биологических, социальных, технических и др.) обеспечивающая сохранение их структуры, поддержание режима деятельности, реализацию программы и цели деятельности.
В настоящее время существует несколько подходов в понимании сути управления:
— управление как организация производственной, деятельности, где главную роль играет технология производства;
— управление как движение информации от входа системы к выходу, превращение ее из исходной в командную;
— управление как единство управляемой и управляющей подсистем с отлаженной обратной связью;
-управление как специфический вид деятельности, возникший в качестве потребности и необходимого условия успешной деятельности.
Управление — это целенаправленное воздействие, необходимое для согласования совместной деятельности людей.
Воздействие.- это влияние на деятельность человека, которое координирует его труд и действия других людей и ведет к достижению общей цели.
Чтобы поддерживать деятельность в определенном режиме, требуется исследовать функционирование объекта управления, для чего имеется такой вид управленческих функций, как координация.
Функция управления — это объективно обособленный вид деятельности человека, являющийся содержательным компонентом процесса управления.
Основные функции управления: Прогнозирование; Организация; Координирование; Мотивация; Контроль.
Процесс управления — это осуществляемая во времени деятельность объединенных в определенную структуру людей, направленная на достижение поставленной цели.
Процесс управления начинается с целеполагания, то есть с определения того, чего мы хотим достичь. Затем необходимо оценить ситуацию относительно поставленной цели или описать то, что мы имеем в настоящее время для достижения цели.
Цель и конкретная ситуация всегда не совпадают, не адекватны, отсюда вытекает понятие проблемы или того противоречия, которое необходимо устранить принятием управленческого решения. Реализованное управленческое решение переводит систему управления в новое состояние.
Процессуально-содержательный аспект управления — это последовательное осуществление действий, обеспечивающих достижение цели.(целеполагание, анализ ситуации, определение проблемы, принятие решения)
Итак, понятие управления раскрывается через его структурно-содержательный и процессуально-содержательный аспекты.
Приняв за основу определение управления как целенаправленного воздействия, можно считать основными следующие его категории: субъект и объект управления, система, методы, механизм и процесс управления.
Субъект управления — это управляющая подсистема, воздействующая на другие элементы системы управления.
Объект управления — это управляемая подсистема, воспринимающая управленческие воздействия от управляющей подсистемы как акт согласования деятельности людей.
Объектами управления могут быть территориальные образования, отрасли, виды ресурсов, группы людей, отдельные личности и т.д. Объект и субъект управления соотносятся как часть и целое.
Система управления — это совокупность взаимосвязанных элементов (целей, функций, оргструктур, методов, персонала) и подсистем управления, взаимодействующих между собой в пространстве и времени, функционирование которых направлено на достижение общей цели.
Методы управления — это способы выполнения различных функций для осуществления воздействий, различающиеся характером исполнения, а также способы воздействия субъекта управления на объект для достижения поставленных целей.
Механизм управления — это совокупность средстве и методов воздействия на деятельность людей, коллективов.
Поможем написать любую работу на аналогичную тему
Управление: сущность и содержание
С конца прошлого века понятия «управление», «управленческая деятельность», «руководитель», «директор», «начальник» подменяются терминами «менеджмент», «менеджер», «маркетинг». Открываются «школы менеджеров», создаются «клубы менеджеров», проводятся «семинары менеджеров», но редко люди отдают себе отчет в том, в чем собственно менеджер предприятия отличается, скажем, от руководителя организации или директора предприятия. Поэтому считаю необходимым внести некоторую ясность в соотношение понятий «управление» и «менеджмент», понимание их содержания и существа их различия и сходства.
Обратимся к схеме (Рис.1).
1900 г. 1917 г. 1990 г. 2000 г.- н.в.
Европа
Рын. экон. Рын. экон. Рыночная экономика Рын. экон. Рын. экон.
Менеджеры Менеджеры Менеджеры Менеджеры Менеджеры
Россия СССР Росс. Федер. Росс. Федер.
Рын. экон. Рын. экон. Плановая экономика Рын. экон. Рын. экон.
У п р а в л я ю щ и е Директоры, М е н е д ж е р ы
Рис. 1. Менеджеры и управляющие
Таким образом, несмотря на различие в терминах, по существу понятия управление и менеджмент весьма близки. Основное различие в том, что в социальной экономике как управление осуществляется с целью безусловного достижения каких-либо заданных показателей, определенных рамками плана, или даже перевыполнения их.
Термином же «менеджмент» как в мировой практике, так и в России обозначается узкая, весьма специфическая сфера деятельности – управление с целью достижения наивысшей эффективности и получения максимальной прибыли (предпринимательского дохода) в условиях рыночной экономики (Рис. 2).
Таким образом, менеджмент может рассматриваться как разновидность общего управления.
Термин «менеджмент» наиболее применим для характеристики управления в социально-экономической сфере в условиях рыночной экономики. В эту сферу могут входить не только промышленные фирмы, но и также банки, страховые общества, туристические агентства, гостиницы, транспортные компании и другие хозяйственные единицы, выступающие на рынке как самостоятельные экономические субъекты.
При этом следует учитывать, что некоторые государственные и публичные организации (государственные учреждения, армия, церковь, школы, больницы, библиотеки), цель деятельности которых состоит не в получении прибыли, а выполнении конкретных функций используют принципы и методы менеджмента. Однако руководство такими организациями к менеджменту не относится.
Рис. 2. Место менеджмента в системе видов управления
Поэтому, поскольку Государственная противопожарная служба относится к государственным структурам, в дальнейшем будет применяться исключительно термин «управление» (за исключением деятельности коммерческих организаций в условиях рыночной экономики),
Так что же по существу представляет собой управление, каково его содержание?
Итак, сущность управления (Рис. 3). Есть различные трактовки.
Рис. 3. Сущность управления
Однако, большинство сходится на том, что в самом общем виде сущность управления в организации можно определить как поддержание согласованной целенаправленной деятельности всех элементов объекта.
Тогда цель (Рис.4) управления будет заключаться в обеспечении достижения цели организации.
Для достижения цели управления (как и любой другой) необходимо решить задачуорганизации управления. Одно из определений организации трактует ее как деятельность по упорядочиванию всех элементов определенного объекта во времени и пространстве.
Поэтому, для решения основной (генеральной) задачи организации управления необходимо решить комплекс частных задач, которые объединены в два направления, составляющие основное содержание управления в организации:
— упорядочить (создать) процесс управления как совокупность управленческих действий (функций);
— создать систему управления.
Каждое из этих направлений включает комплекс мероприятий, составляющих содержание управления организацией.
Таким образом, содержание управления представляет собой совокупность мероприятий (задач управления), которые охватывают деятельность руководителей, менеджеров и обеспечивающих служб по выполнению управленческих действий с использованием системы
В поддержании согласованной целенаправленной деятельности всех элементов объекта по достижению цели. Эта деятельность направлена на обеспечение эффективного использования ресурсов организации для достижения цели организации.
а). обеспечение достижения цели организации;
В организации управления.
Одно из определений организации трактует ее как деятельность по упорядочиванию всех элементов определенного объекта (органов управления) во времени и пространстве и их действий.
С о д е р ж а н и е
Как комплекс частных задач.
Рис. 4. Сущность и содержание управления
управления при подготовке к определенным действиям и в ходе деятельности по достижению цели организации.
Управление призвано координировать и регулировать функциональные процессы, протекающие в организации. Это создание структуры организации, осуществление управления внутриорганизационными процессами, управление кадровой работой, формирование и развитие организационной культуры, управление производством и финансами организации, осуществление учета и анализа проведенной работы и др.
Основу управления, как процесса составляет управленческая деятельность, включающая комплекс управленческих действий, определяемых как функции управления (менеджмента).
Управленческое действие (функция) – конкретный вид управленческой деятельности, которая реализуется определенными приемами и способами для достижения целей управления. В общенаучном понимании они определены еще А. Файолем как прогнозирование, планирование, организация, координация и контроль и составляют основу управления как технологического процесса.
В деятельности руководителя организации прогнозированиерассматривается как взгляд в будущее, оценку возможных путей развития, последствий тех или иных решений. Его основным содержанием считается:
— изучение проблемы (поставленной задачи);
— организация и осуществление мероприятий по поддержанию жизнедеятельности организации в готовности к решению возникающих проблем и обеспечению ее жизнедеятельности;
— непрерывное добывание, сбор, обобщение, анализ и оценку информации об обстановке вокруг и внутри организации;
— формулирование концепции (замысла) действий.
Рассматривая управление организацией с позиций менеджмента необходимо в неразрывной связи с прогнозированием рассматривать маркетингкак основной инструмент достижения целей менеджмента. При этом маркетинг рассматривается как деятельность по продвижению товара на рынке.
Планирование – это разработка последовательности действий, позволяющей достигнуть желаемого. Как свидетельствует опыт, планирование (как определение направлений развития) и прогнозирование тесно связаны. Основу планирования составляет принятие решения, которое является основой управления.
В планировании отражаются цели, задачи и последовательность их выполнения, стратегии, программы и планы достижения целей, определяются необходимые ресурсы и порядок их использования по целям и задачам.
Организация направлена на создание необходимых условий для достижения поставленных целей. Она представляет собой процесс создания необходимой структуры (распределение ресурсов) для реализации разработанного плана, системы обеспечения (финансового, материально-технического и др.) действий по достижению цели.
Обеспечение деятельности – важная функция организации. Включает в себя подготовительную деятельность, материально-техническое и финансовое обеспечение реализации решения.
Важной функцией контроля является регулирование.
В последнее время к основным функциям менеджмента относят мотивацию, что не совсем верно. Мотивация, как стимулирование повышения эффективности труда работников, входит в блок организующих функций и по отношению к основным функциям управления (менеджмента) является подфункцией (функцией управления второго уровня).
Конкретное содержание каждой функции, их роль и взаимосвязь в процессе управления будут рассмотрены в ходе дальнейших занятий.
Система управления организацией составляет организационно-техническую основу управления и представляет собой совокупность функционально связанных органов управления, рабочих мест менеджеров и технических средств управления. Средства управления включают связь, автоматизированные системы управления, а также другие специальные системы. Система управления должна иметь высшую по отношению к подчиненным подразделениям степень жизнеспособности и устойчивости.
Таким образом, исходя из раскрытых выше сущности, цели, задачи и содержания управление – это особого рода деятельность руководящего, организаторского и административного характера, осуществляемая в рамках постоянно действующей, целенаправленной системы коллективного (совместного) труда. Специфика деятельности противопожарной службы формирует и специфическое понятие управления в этой сфере. Применительно к сфере обеспечения противопожарной безопасности управление организацией представляет собой целенаправленную деятельность руководства организации (начальника, его заместителей и помощников) по поддержанию организации и ее элементов в готовности к действиям, подготовке их к деятельности по достижению цели и руководству ими при выполнении задач обеспечения противопожарной безопасности.
По отношению к классическому понятию управление можно рассматривать также как руководство. Однако, несмотря на их кажущуюся идентичность, они не равнозначны.
С точки зрения технологии у п р а в л е н и е – знание правил и приёмов управления и умение применять (владеть) ими в конкретной ситуации и обстоятельствах, т.е. исключительно административная деятельность.
Р у к о в о д с т в о – осуществление управления в сочетании с умением обходиться с людьми, то есть иметь организаторские способности.
К приемам управления могут быть отнесены совет, просьба, команда, распоряжение, приказ, делегирование полномочий. Таким образом, правила управления содержат рекомендации для практической деятельности органов управления по целесообразному применению приемов управления в конкретных ситуациях. Так, например, одно из правил управления говорит о том, что чем меньше в запасе управленца свободы и больше затруднений, тем сложнее приём. Это правило может быть проиллюстрировано таблицей (Рис.5).
В данной таблице продемонстрирован управленческий (административный) подход к решению проблем, что, как свидетельствует опыт, часто далеко от эффективности.
Тот же опыт подтверждает, что наиболее продуктивным в решении управленческих проблем является сочетание управленческих (административных) и организаторских навыков.
Целесообразность такого подхода демонстрируется таблицей (Рис.6).
Степень свободы, %
Рис. 5. Выбор приема управления в зависимости от соотношения степеней свободы
управленца и исполнителя
Степень
свободы, %
Рис. 6. О соотношениях степеней свободы для руководителя и управленца
3.2. Методологические основы управления
Управление, как особый вид человеческой деятельности может рассматриваться с различных позиций (Рис. 7). Но в основе каждого из подходов заложена наука, научно-теоретическая база, формирующая практические рекомендации для реализации их на практике. Поэтому необходимо в первую очередь рассмотреть управление как науку.
Управление
Рис. 7. Подходы к понятию «управление»
Управление, как и любая другая наука, обладает своим особым методомисследования явлений управленческой деятельности.
В основе метода управления лежит диалектический подход, позволяющий рассматривать управленческие проблемы в их постоянной взаимосвязи, движении и развитии. Это означает, что явления изучаются от:
— простого к сложному;
— конкретного к абстрактному;
— старого к новому и т.д.
К наиболее распространенным в современном управлении методологическим подходам относят: системный, ситуационный, программно-целевой, комплексный, количественный, процессный, поведенческий, параметрический, рефлексивный, поисковый, факторный, маркетинговый и другие. Последний наиболее характерен для менеджмента.
Системный подход предполагает рассмотрение различных процессов и явлений в управлении как систему.
Ситуационный подход способствовал дальнейшему развитию теории управления, позволив использовать возможности прямого приложения науки к конкретным ситуациям и условиям. Используя данный подход, руководители могут лучше понять, какие приемы будут в большей степени способствовать цели организации.
В практике управления системный и ситуационный подходы применяются чаще всего. Их детальному рассмотрению будет посвящена отдельная тема.
Программно-целевой подход предусматривает четкое
определение цели и разработку программы действий для оптимального ее достижения.
Комплексный подход предусматривает принятие
управленческих решений с учетом важнейших факторов внутренней среды (технологические, экономические, организационные, экологические, социальные и др.). Все перечисленные факторы должны учитываться во взаимосвязи и во взаимозависимости.
В рамках комплексного подхода выделяются два
специфических подхода: поисковый и целевой.
Поисковый имеет целью определение состояния объекта
управления в перспективе, с учетом сохранения существующих тенденций его развития в будущем. При этом обычно не учитываются факторы, которые могут изменить эти тенденции.
Целевой подход предусматривает целенаправленное
изменение объекта в будущем. При этом особое внимание уделяется определению путей и сроков перехода управляемой подсистемы из заданного состояния в желаемое.
Количественный – предполагает формализацию
управленческого процесса и описание его с помощью математических моделей.
Поведенческий подход в управлении сформировался в науке управления в 30-х годах в противовес рационалистическому подходу. Он основывается на принципиально ином понимании роли «человеческого фактора» в организации. Его основателем является американский социолог и психолог Э. Мэйо, разработавший «теорию человеческих отношений». В отличие от классической теории управления, где в центре внимания находится формальная структура, в центре теории Э. Мэйо – неформальная структура, представляющая собой совокупность норм, неофициальных правил, ценностей, убеждений и сети различных внутренних связей в группе и между группами, центров влияния и коммуникаций. Все это существенно определяет поведение людей в организации. Администрация должна учитывать интересы и мотивы поведения человека в интересах эффективности организации:
-мотивационных механизмов поведения человека;
-связи удовлетворенности и производительности труда;
-эффективности стилей руководства;
-влияния организационных структур и характера
коммуникации в организации на организационное поведение и т.д.
При поведенческом подходе в центральной фигурой является человек. Независимо от того, насколько тщательно продумана структура организации, деятельность будет определяться в первую очередь людьми, входящими в состав этой организации, их способностями и мотивацией труда.
Параметрический подход позволяет оценить внешнюю среду по трем параметрам: по изменениям, которые воздействуют на различные аспекты текущей стратегии организации; по угрозам для текущей стратегии организации и по возможностям для достижения целей организации. Наиболее часто применяется при организации контроля.
Факторный подход в теории управления предполагает определение факторов среды прямого и косвенного воздействия. К факторам в среде прямого воздействия можно отнести, например, средства пожаротушения. Среда косвенного воздействия обычно сложнее среды прямого воздействия. К таким факторам можно отнести уровень подготовленности личного состава пожарных подразделений, руководства пожарной охраны, противопожарной подготовки населения.
Рефлексивный подход к управлению. Самоконтроль, самоанализ и
Маркетинговый – выделяется как один из современных
методологических подходов. предполагает ориентацию управления на удовлетворение спроса потребителей.