что такое ffa в civilization 6
Sid Meier’s Civilization 6. Что нового
Уже полтора месяца как вышла новая версия великой Цивилизации, уже за номером VI. Думаю, что многие уже успели сами поиграть, но наверняка не все. Предлагаю тем, кто ещё не успел поиграть, но хочет, ознакомиться с нововведениями (по сравнению с V версией).
Итак, начнём с самого начала.
Поселенцы
Игра начинается с того, что нам выдают поселенцев и воина, тут всё традиционно, при управлении поселенцем показываются места, благоприятные и не очень для основания города. Всё наглядно, изменение чисто эволюционное, для удобства.
Застройка городов
Основав город мы немедленно приступаем к постройке. И вот с застройкой города произошли большие изменения. Есть небольшой набор зданий, которые принадлежат «центру города», такие как монумент, амбар, канализация, а вот большинство прочих строений возводятся в специализированных районах, которые тоже надо сперва построить, отведя под район клетку на карте.
Районов таких самих по себе масса:
— Военный (может служить дополнительным рубежом обороны на случай войны)
— Коммерческий (влияет на кол-во торговых путей)
Чудеса света также занимают отдельную клетку на карте.
Каждый район может получать свои бонусы от близлежащих ресурсов и особенностей ландшафта, а чудеса света имеют свои требования по местонахождению вблизи районов и по ландшафту. Не забываем ещё, что на тех же клетках карты надо ещё где-то разместить фермы, шахты, лесопилки, плантации с ресурсами.
В общем очень-очень-очень непросто отгрохать город со всеми-всеми-всеми постройками, да и возведение мегастолицы с кучищей чудес света становится нетривиальной задачей. На протяжении всей игры приходится думать и выбирать какие районы строить надо, а без каких придется обойтись.
Строители
Дороги
И тут опять всё радикально поменялось. Во-первых хорошая новость: за содержание дорог не надо платить. Вторая новость: дороги не надо строить, они появляются сами. Однако чтобы дорога появилась нужно, чтобы по местности прошёл караван. Такие дела, дороги протаптывают торговцы, этим процессом нельзя управлять непосредственно, однако можно же задавать направления торговли и тем самым влиять на постройку дорог.
Вообще, на поздних этапах специальный юнит, военный инженер, тоже может строить дороги, но до того времени ещё дожить надо.
Великие люди
Система генерации великих людей поменялась. Очки великих людей каждого типа складываются в общую копилку империи, прогресс этот виден всем, т.е. видно у какой империи сколько накопилось и кто скоро получит очередного великого ученого, например. При большом желании и огромных возможностях можно нанять великую личность вне очереди, затратив большую кучку золота или очков веры.
Наука, социальное устройство, правительства
Новые возможности социального устройства реализуются в виде «карточек», действующий набор которых определяется игроком, которые можно изменять оперативно, подстраивая свою политику к изменению внешних условий. Допустим на первых порах много бьёмся с варварами, активируем карточку с бонусами против них в бою, позже, когда начинаются войны с соседями можем заменить её например на карточку со скидкой на содержание армии и т.д.
Правительства теперь определяют пару базовых ништяков (например бонусы для производства или генерации великих личностей) и возможный набор карточек социальной политики.
В итоге вариативность и возможность тонко регулировать социальное устройство значительно выросло.
Города-государства
Система взаимодействия с городами-государствами сильно изменилась. Отношения регулируются прежде всего количеством засланных послов. За 3-6-9 послов получаются бонусы в виде золота, баллов науки и т.п. Кто заслал больше всех послов тот может стать «сюзереном», получая дополнительный бонус в виде ресурсов и военную поддержку.
Откуда берутся послы? Во-первых генерируются сами по себе, количество определяется текущим правительством, частота генерации определяется накоплением специальных баллов, этим можно немного рулить с помощью социальных политик.
А ещё города-государства выдают квесты, в принципе вполне выполнимые, например построить определенный юнит, изучить технологию, выполнить условия для «эврики», проложить торговый путь и т.п., за выполнение квеста сажают себе внеочередного посла. При смене эпохи квесты обновляются.
Процесс «подчинения» нельзя ускорить деньгами, подарками и т.п. Послов мало, на всех не хватает, удержаться сюзереном непросто. С другой стороны и влияние городов-государств на ход игры сильно ослаблено, военная поддержка от них слабая, да и сами города обороняются гораздо хуже, другие империи без видимого труда их завоевывают.
Война
В принципе все осталось как было. Один юнит-одна клетка, но появились юниты поддержки, которые сами не воюют, но могут приклеиваться к основным юнитам с целью повышения эффективности осадных орудий, увеличения радиуса действия, лечения и т.п.
Кроме того примерно в середине игры становится возможным объединение юнитов в корпуса, армии (сухопутные), армады и флоты (морские), соединение обладает повышенной мощью.
Последствия применения термоядерной бомбы
Дипломатия
Процесс дипломатических переговоров стал более прозрачным, если видно, что соседи тебя не любят, то можно и увидеть за что именно: отжимаешь города, строишься рядом с ними, у тебя другое правительство или очень слабая армия.
В остальном процесс дипломатии слабо отличается от предыдущей серии, перед нами всё такие же психи, которых сперва надо задавить войсками и уже потом договариваться. Хотя есть и особые отморозки, довелось играть против японцев, так их император до последнего вздоха ставил обязательным условием мирного договора репарации в количестве всего моего бюджета и дань на 30 ходов в размере 100% моих текущих доходов. Загадочный такой.
Лично меня порадовало, что больше нет игр в мировую демократию. Никаких тут вам «а давайте навалим эмбарго на города-государства» или «замутим всемирные игры», таким образом также теперь отсутствует дипломатическая победа. Кстати ещё и поэтому нет особого резона цепляться за все сразу города-государства.
Религия
Религия существенно не поменялась, разве что эволюционировала дальше. Более наглядным стало присутствие религий в городах.
Религию может основать великий пророк, количество пророков ограничено 4 шт. Без своей религии очень сложно влиять на распространение других. Так что успевайте разбирать пророков, иначе есть неиллюзорный шанс внезапно продуть ударившемуся в религию сопернику.
Торговля
Существенных перемен не произошло. Тренируем торговцев, рассылаем по городам и весям, а они нам везут всякое хорошее и выполняют часть работы шпионов, предоставляя всякие сведения о чужих империях.
Шпионаж
Смысл шпионажа теперь привязан к районам городов противника. Например из научных кампусов крадём технологии, из музеев тырим предметы искусства, в промышленных зонах осуществляем диверсии, из коммерческих кварталов отжимаем бабло. Ну или просто сажаем в качестве дипломата. Прямая защита от шпионов не предусмотрена (на более поздних этапах есть социальная политика, лишь снижающая их эффективность). Посадить шпиона в свой город в надежде на защиту тоже не получится. С городами-государствами шпионы опять же не работают теперь (там тоже все иначе стало)
Победы
Вариантов победы только четыре:
— Доминирование (завоевать все столицы)
— Культурная (поразить всех своим искусством, привлечь побольше туристов)
— Религиозная (убедить более половины городов каждого соперника, что ваше кунг-фу лучше)
— Научная (завершить космический проект)
Искусственный интеллект в текущих версиях пока не блещет умом и сообразительностью, позволяя пока что получше изучить тонкости и нововведения. Но это обычное дело для вновь выходящих цивок, впоследствии это положение исправляется патчами
В итоге
Лично мне радостно видеть, что игра развивается, в каждой версии появляется что-то новое. Не нравится? Хотелось «как в старой»? Так возьми поиграй в старую, в чем проблема то? Это только первая на вторую была очень похожа, отличаясь в основном графически. Все последующие заметно отличались друг от друга уже не только графикой.
Тема: Открыта регистрация на турнир FFA в Sid Meier’s Civilization 6 | VI
Опции темы
Отображение
Открыта регистрация на турнир FFA в Sid Meier’s Civilization 6 | VI
Что нужно иметь для участия в турнире?
Да, это означает, что если у Вас есть компьютер, установленная лицензионная Цивилизация 6, мышка, руки, голова на плечах, и если Вы женщина или мужчина, мальчик или девочка, дедушка или бабушка, то Вы в принципе уже обладаете всем необходимым, чтобы участвовать в турнире.
Что делать, если Вы не можете / не хотите участвовать в турнире?
Ну, не участвуйте на здоровье! Но Вы всегда сможете его посмотреть! Прямо на этом канале https://www.youtube.com/channel/UCjA. confirmation=1 будут проходить прямые трансляции с каждой игры. При этом Вы сможете видеть игру не только глазами одного участника, а всех сразу!
Непосредственно участвовать в турнире я не буду, однако в каждой игре буду своеобразным наблюдателем-ведущим, которому с 1-го же хода будет открыта вся карта и будут видны почти все действия каждого из игроков. Ну, примерно также как проходили стримы Качечки, но всё же немного по-другому
Соответственно, всё также будет видно и Вам. Так что добро, пожаловать на стримы! Разумеется, те, кто еще не подписан на канал, успевайте подписаться скорее, пока турнир еще не начался.
Что нужно сделать, если Вы хотите участвовать в турнире?
Что для этого нужно сделать? Нужно состоять в сообществе в стиме «5 cents» http://steamcommunity.com/groups/fivecents. Это будет означать, что Вы знаете правила сообщества и готовы к участию в турнире.
В каком формате будет проходить турнир?
Сначала отборочные игры ффа-4, в каждой из которых определяется по 1 победителю. Как только набирается 4-6 победителей, то будет финальная игра (или финальные игры), в которых и решится, кто тот один единственный чемпион первого ффа-турнира в русскоязычном комьюнити.
По каким правилам будет проходить турнир?
Каким будет призовой фонд?
Когда начинается турнир?
В принципе, если Вы читаете этот текст, то считайте, что он, турнир, уже начался! По крайней мере отборочные игры. Уже с сегодняшнего дня в стиме в сообществе «5 центов» http://steamcommunity.com/groups/fivecents#events будут создаваться вечерние события с регистрацией на отборочные игры. Для тех, кто раньше никогда не имел дело с событиями в стиме, не пугайтесь, тут всё очень просто: если Вы состоите в группе, то Вы можете в любой момент зайти в события группы и увидеть, что, например, на такое-то число открыта регистрация участников на первую отборочную игру. Если Вы точно уверены, что сможете уделить игре до победного в этот день от 3 до 6 часов, то только в этом случае Вы можете ставить плюсик в этом событии. Досрочно, до определения победителя выходить из игры нельзя – подробней об этом читайте в правилах Сообщества, поэтому планируйте тщательно свое время и уважайте время других. Вообще количество времени, которое понадобится для партии ффа4, как правило, предугадать сложно – практически невозможно. Иногда всё может решиться и в пару часов, а иногда и 6 недостаточно. В любом случае, если игра явно сильно затягивается, игроки могут договориться о доигровке в другой день.
Важно! Но то, что Вы оставили там свой плюс, это еще не значит, что Вы 100% будете играть именно в этот день именно с этими людьми. Предполагаю, что вполне себе может случится и так, что плюсов тут будет значительно больше, чем 4 – чем требуется для начала игры. В этом случае приоритет очередности сначала будет отдаваться старожилам сообщества. Потом тем новичкам, кто ждёт игры уже несколько дней к ряду, и уже потом новичкам, которые впервые пытаются зарегистрироваться в игре. Это в теории. Но на практике вполне себе может случится и так, что Ростислав, будучи искушённым образовавшимся авторитаризмом, просто выберет игроков так, чтобы игра, по его мнению, получилась интересней. Это такая полушутка, конечно, но, как Вы знаете, в каждой шутке… В любом случае для того, чтобы стать безоговорочным победителем турнира, нужно так или иначе победить всех, поэтому по-настоящему сильного и уверенного в себе игрока не должно волновать, кто там ему попался в противники. Так что регистрируйтесь смелее, ставьте плюсики, даже если видите, что там уже стоят плюсики шести или более старичков!
Как понять, кто успешно зарегистрировался в игре, а кто нет?
Очень просто. Скажем, под событием Вася (1), Петя (2), Ваня (3), Саша (4), Дима (5), Серёжа (6), Никита (7), Стас (8) и Гена (9) поставили свои плюсы. Пока организатор турнира, то есть я, не закрыл событие сообщением типа: «Спасибо всем, в этот день в игре участвуют игроки Вася (1), Серёжа (6), Никита (7) и Стас (8», то вот до этого времени, до того, пока Вы не увидели такого сообщения, это означает регистрация всё еще открыта, и всё еще можно подать заявку.
При этом если такое закрывающее сообщение написано, то для Васи (1), Вани (3), Димы (5), Саши (4) и Гена (9) это будет означать, что им надо начинать искать другие события в будущих датах, чтобы принять участие в турнире.
События при этом могут быть открыты сразу на несколько дней, сразу на несколько игр. Но, обращаю Ваше особое внимание: это не значит, что Вы можете поставить сразу кучу плюсов на каждый день, по плюсу на каждый день! Это означает, что если Вы уже поставили плюс в одном из событии, Вам запрещено ставить плюсы в будущих событиях, пока не закрыто первое. Если какой-нибуь умник поставит плюсы сразу на несколько дат вперед, то мне легче будет просто временно забанить его в сообществе, чтобы не путаться.
То есть, если, например, Вы видите открытые события на 22, 23 и 24 ноября, и Вы при этом поставили + на 22 число, то при незакрытом событии 22 ноября на 23 и на 24 Вам уже нельзя ставить плюс! Планируйте день своей игры, но при этом постарайтесь сыграть в будни и как можно скорее.
Организатор, когда закрывает событие, пишет «спасибо всем, в этот день в игре участвуют…» и пишет имена тех, кто в итоге будет участвовать в игре.
Все они в назначенное время должны быть как штык в турнирной комнате ждунов на сервере сообщества в дискорде.
Но тем, кому не хватило места в какой-либо из дней, ни в коем случае не надо отчаиваться! Вы всегда сможете сыграть в любой другой день. Главное помните, что если Вы располагаете возможностями сыграть в будни, лучше регистрируйтесь на игру в будни. Потому как, как показывает практика, в пятницу и выходные обычно желающих сыграть значительно больше.
Также может и, скорее всего, часто будет случаться так, что на игру в событии не набралось достаточное количество участников. В этом случае игра не проводится, событие в стиме закрывается как несостоявшееся, а все игроки должны будут обратить свое внимание на будущие события.
В общем, если упростить и объединить всё вышесказанное в одном предложении, то: для того чтобы зарегистрироваться на игру, ищем в стиме http://steamcommunity.com/groups/fivecents#events открытое событие с игрой на удобную дату ставим плюс. Дожидаемся, когда событие закроется словами «всем спасибо, участвуют те-то и те-то». Если Ваш ник в этом списке, являемся в обозначенное в событии время на сервер дискорда в турнирную Комнату Ждунов. Всё.
Что делать тем, кто уже сыграл свою первую игру?
Если Вы потерпели поражение в отборочной игре, то этот турнир для Вас, к сожалению, закончен. Однако не стоит отчаиваться, ведь будут и другие. Но это не точно. Если Вы выиграли в своей первой игре, то Вам следует подождать, когда определяться другие финалисты или полуфиналисты. Оставьте свои координаты организатору и будьте на связи.
База знаний по игре Sid Meier’s Civilization 6
Данное руководство расскажет любителям Civilization о том, как правильно развиваться на протяжении всей игры, вы узнаете детали и секреты многих аспектов развития и геймплея.
В последней части разработчики продолжили придерживаться своей системы лидеров, которая углубляет и расширяет возможности геймплея. Так, у каждого из 20 лидеров есть собственные бонусы для цивилизации и способности.
У кого-то будут бонусы к культуре, у кого-то к вере, к золоту, к мореплаванию или к сухопутному передвижению. Также у каждого лидера своя собственная конечная цель развития, то есть, что он хочет получить от своей цивилизации. Также у каждого лидера особые постройки и типы юнитов – по одному на каждого.
Собственно, от того, какого вы лидера взяли, зависит путь развития, по которому вам предстоит идти. Например, за Ганди вы не сможете внятно воевать, а вот дипломатию вести – пожалуйста. Греки – это единственная цивилизация в игре, у которой два лидера, причем, совершенно разных. За Перикла придется развивать культуру, а за Горго воевать.
Советую перед стартом кампании определиться с фракцией, узнать бонусы каждой детально, после чего и приступать к покорению вершин. Кроме того, на успешность влияет ваше расположение на карте, так что можете сделать несколько перезапусков, пока вас не устроит ситуация.
Советы и стадии игры
Свой первый город не обязательно строить сразу на первом ходу. Здесь главное, найти место. Лучше всего строить город на клетке с рекой, а если клетка еще и с возвышенностью, то цены ей нет. Кроме того, бывают клетки с материалами, например, с золотом, хлопком или другим, так вот на такой клетке, если вы построите город, то будет действовать бонус к производству, а строить специальные здания и заводы не понадобится.
Как только столица построена, вам следует исследовать амбар и монумент для постройки. Сразу после них вам понадобятся разведчики и воины. Рабочие на таких стадиях не всегда важны, потому что вокруг неизведанные земли, на которых свирепствуют варвары. Цель разведчиков – найти пригодные места для образования следующего города, а также другие города-государства на карте, с которыми вы сможете вести переговоры, торговать или воевать.
Набрать изначально экономической мощи можно с помощью торговли, причем, как внутренней, так и внешней. Для внутренней торговли вам понадобятся союзные города, которые вы сможете снабжать недостающими ресурсами. Для внешней торговли важны разведчики, которые сначала обнаружат другую цивилизацию, после чего нужно еще заинтересовать ее в торговле. Также вам предстоит обезопасить свои пути от разграблений варваров.
Политический курс – на начальных стадиях вам не дадут его выбрать, но после определенного времени у вас появятся новые возможности. Всего есть 4 политических курса со своими ответвлениями и бонусами.
1. Военный курс – дает бонусы к армии, которая ведет сражения на земле и на море. 2. Экономический курс – добавляет прирост к производству ресурсов. 3. Дипломатический курс – с его помощью вы с легкостью сможете контактировать с другими государствами, получая от этого бонусы. 4. Универсальный – здесь есть самые разные бонусы, один из которых ускорит появление великих людей.
Если вы захотите поменять политический курс на тот, который уже был у вас, то опасайтесь анархии и бунтов. Кроме того, из-за этого вы можете получить массу отрицательных эффектов:
Анархия может продлиться 3 хода, но если предыдущий курс был очень длительным, то и анархия может стать аналогичной.
Небольшой совет! Старайтесь, не ухудшая экономику, к 80-му ходу выстроить 3-й город. Благодаря городам вы сможете наладить и ускорить производство с развитием культуры, науки и т.д. За мирными временами вы можете забыть о войне, так что просто держите в каждом городе по несколько отрядов современных войск.
Если какой-то из ваших отрядов остался со старых эпох, просто нажмите на него и модернизируйте, потратив ресурсы. Так он сможет потягаться со всеми современными отрядами, а иначе погибнет в два счета.
Совет по расширению городов! Из-за того что строители имеют ограничения по действия, после совершения которых исчезают, вам необходимо иметь в запасе несколько отрядов, если вы собираетесь образовывать новый город. Благодаря такому заблаговременному ходу, вы сможете сэкономить время и сразу начать производство в новом городе, получая ресурсы.
Кроме того, если у вас не действуют никакие бонусы от тропических лесов, то вы можете расчищать территорию от них, чтобы на обычной клетке увеличить эффективность производства еды.
После этого игроки переходят в условную середину партии.
Середина – это эпоха Ренессанса, как не удивительно. К этому моменту вы должны, как минимум, не отставать сильно от других компьютерных игроков. Используя бонусы лидера, политический курс и общие настроения, вам следует определиться с путем завоевания и расширения своей цивилизации. Увеличение городов – главная цель.
Также середина обуславливается выбором. В это время вам нужно четко представлять, как вы хотите победить – научной победой, культурной, религиозной, по очкам или военной. Таким образом, благодаря этому вы сможете определиться со следующими действиями в древе технологий, постройке зданий и т.д.
Дорожная система тоже должна быть развита, чтобы в любой момент вы смогли передислоцировать своих отряды.
Показатель довольства населения влияет на многие факторы – успешность производства, войны и выработки золота. Просто наведите на смайлик вверху экрана, чтобы узнать, какие действуют положительные и отрицательные эффекты. Посчитайте, как вы сможете избавиться от недовольства, и действуйте. Когда кипит война, часто бывает так, что жители недовольны, но если вы близки к победе, то стоит довести до конца битву.
Этот период знаменуется тем, что все государства начинают резко активизироваться и резонировать на мельчайшие действия остальных на карте. Военные действия набирают масштабных оборотов, так что вам не спастись от этой воронки. Чтобы быть готовым к такому повороту, нужно много золото, ресурсов, а также правильные ветки исследований. С помощью этих элементов вы сможете обеспечить себя хорошей армией для защиты или завоевания.
Временами бывает так, что вам стоит лишь выстоять первые удары, после чего становится намного легче воевать из-за слабости врагов.
К концу партии вам нужно следить за культурным и религиозным развитием игроков, которые идут впереди. Вам следует подавить их, если не уничтожить, ведь так они смогут победить. Ни в коем случае не позволяйте одному игроку захватить половину карты, а иначе придется разориться на воинов, чтобы победить в масштабной войне. Если у вас ресурсов мало, то придется изловчиться и пакостить так, чтобы не дать доминанту захватить большую часть пирога.
Но не забывайте, что в Civilization можно победить самыми разными способами. Например, вырвавшись вперед по науке, вы сможете просто улететь на Марс. Кроме того, существует религиозная и культурная победы. Победителем выйдет тот игрок, который не погиб и сделал больше всего побед.
Кстати, практика показывает, что в большинстве исходов к эпохе Атома у вас уже завершится логическое расширение и застройка городов.
Советы по развитию
Не секрет, что золото в Civilization решает многие проблемы. Я бы назвал этот ресурс – ресурсом дураков, потому что чем больше денег, тем меньше проблем. С золотом любой неосторожный шаг, который вы совершили, можно исправить, если казна полна. В любом случае, золото спасает во многих ситуациях, особенно во время войны. Так как же наполнить казну этим ресурсом?
Ну, во-первых, есть клетки с золотом, которые вы должны поскорее прибрать к своим рукам и обработать. А во-вторых, многие ресурсы приносят золото. Например, если вы облагородите хлопок или вино, то они дадут прирост к золоту.
Ведение торговли с прочими государствами даст вам золота. Кроме того, когда вы захватываете города, то в них сам по себе появляется торговый пост, дающий вам +1 единицу к золоту.
Одним из самых важных советов в принципе станет следующий – в левом нижнем углу у вас есть кнопка, благодаря которой вы сможете настроить отображение. Если вы выставите галочки, то сможете узнать, какой доход приносит каждая из клеток, кроме того, вы сможете визуально узнавать, какие клетки дают какие ресурсы. Данная информация поможет быстрее сориентироваться. Именно благодаря этому вы сможете узнать, какой из ресурсов даст прирост к золоту.
Визуально просмотрите все древо технологий, чтобы узнать, какие из них помогут вам укрепить или улучшить золотодобычу.
Ну и самый банальный совет по получению денег – экономия. Просто не растрачивайте попусту свое золото. Крайние случаи – вот для чего нужна казна.
Есть Великие торговцы, которые могут принести вам много золота. Кроме того, с помощью Великого торговца теперь можно присоединять нейтральные клетки себе.
Таким образом, хочется давать совет по поводу Великих людей. Всего есть 10 наборов таких личностей, на каждую из игровых эпох. Старайтесь накапливать очки, чтобы нанимать Великих людей, ведь они дают невероятные приросты. Кроме того, если вам не удалось в Античности потратить очки, то они перейдут в Средневековье все без штрафов, так что вы сможете использовать фору. Великие люди могут стать доступными, если у вас достаточно очков науки, чтобы нанять ученого, к примеру. Таким образом, стремитесь получить больше очков того типа, который вам действительно нужен, а не для всех подряд. Однако если вы видите легкий способ получения Великого человека, то используйте его, ведь может использовать другая цивилизация, а этого вам точно не надо.
Использовать Великих людей нужно по-особенному, ведь просто наняв его, он не даст вам бонусов. Таким образом, в соответствующем меню просто прочтите о личности подробности. К примеру, пророка предстоит завести на клетку, относящуюся к религии, может, у вас там стоит храм, после чего появиться возможность основать религию или улучшить ее, если она уже основана у вас. Для правильного использования вам нужно просто читать о Великих людях подробности.
Логика здесь полностью отсутствует. Если вы видите, что подконтрольный ИИ город проповедует пацифизм, то это вовсе не означает, что он не пойдет на вас войной. Так, в Civilization 6 вы должны быть готовыми ко всему. Например, вам могут предложить золото, чтобы захватить чужой город, после чего кинут вас, осудив в милитаризме.
К концу партии у вас в любом случае будут натянутые отношения со всеми городами, так что не стоит тратить впустую время, чтобы угодить кому-то. Главное правило – старайтесь развивать свой город, вне зависимости от других.
С другими городами-государствами лучше всего взаимодействовать посредством торговли и шпионажа. С помощью шпионов вы сможете воровать чужое золото, очки науки, религии и т.д.
Шпионы могут проваливать разведку, могут попадать в плен и т.д. В случае последнего вы можете выкупить шпиона у цивилизации, или продать его. Таким образом, на шпионах тоже можно нажиться.
Но самой интересной опцией шпиона является кража Великого человека. Вы сможете с помощью шпиона определить ВЧ себе, пока остальные цивилизации дремлют.