что значит выражение музыкальная драматургия развитие музыки
Пусть музыка звучит
воскресенье, 5 июля 2020 г.
Драматургия, драматический — эти слова образованы от слова «драма». Но их употребляют и при характеристике музыки, в которой обобщённо передаются переживания человека: страдание, смятение, тревога, протест, возмущение. Эти чувства чаще всего проявляются у людей в столкновениях, спорах, конфликтах. Именно на этом основана драматургия и литературно-театрального жанра, и музыкального спектакля.
В музыкальной драматургии особую роль играет конфликт. Это может быть конфликт между светом и тьмой, добром и злом, любовью и ненавистью. Он является основой драматургического развития действия любого музыкального спектакля — оперы, балета, мюзикла и др.
Определённая последовательность этапов сценического действия — экспозиция, завязка, развитие, кульминация, развязка — позволяет раскрыть жизненные ситуации, взаимоотношения людей в самые разные моменты их жизни, перенести зрителей-слушателей в различные исторические эпохи, страны, в реальную жизнь и в сказку.
Великие произведения обогащают ум и душу человека, делают его добрее, отзывчивее, эмоциональнее. Чем полнее вы научитесь воспринимать музыку, постигать её смысл, тем лучше будете понимать себя и других людей, сопереживать им.
Спасибо за работу. До встречи.
Комментариев нет:
Отправить комментарий
ВНИМАНИЕ! ОБЯЗАТЕЛЬНО ПРОЧИТАЙТЕ!
Каждый оставленный комментарий сначала проходит проверку у учителя и только после проверки появляется в блоге. Поэтому не волнуйтесь, если вы СРАЗУ НЕ УВИДЕЛИ свой комментарий.
ОН ПОЯВИТСЯ ПОСЛЕ ПРОВЕРКИ.
Старайтесь ОБЯЗАТЕЛЬНО оставить комментарий после работы на сайте, так как учитель отмечает всех, кто выполнил задания.
Не забывайте указать автора сообщения. Спасибо!
Образы романсов и песен русских композиторов
Русский композитор Модест Петрович Мусоргский говорил: «Искусство есть средство беседы с людьми». Композитор беседует со слушател.
Что значит выражение музыкальная драматургия развитие музыки
Два музыкальных посвящения
Музыкальный образ – это живое, обобщенное представление о действительности, выраженное в музыкальных интонациях.
Обращение к музыкальному образу является новым уровнем рассмотрения интонационной природы музыкального искусства, единства содержания и формы музыкального произведения. Во время всех предшествующих занятий мы постоянно забегали вперёд по отношению к этой теме, которая позволяет вплотную подойти к обобщённому пониманию музыкального (шире — художественного) образа в разных жанрах искусства.
Как известно, художественный образ — это характерный для искусства способ и результат преобразования различных явлений, воплощённый в художественном произведении. Это субъективная картина объективного мира.
Выражая мысли и эмоции человека в звуковой форме, музыка служит средством общения людей и воздействия на их эмоциональное, психическое состояние.
Художественный образ воплощает отношение творца: композитора, художника, поэта и т.д.. к тому или иному жизненному явлению, пересоздаёт его, выявляя в нём существенное. Перед нами именно образ действительности, который требует работы нашего воображения, для того чтобы явление искусства ожило и соприкоснулось с жизнью. Художественный образ всегда связан с выражением человеческого идеала, соединяет действительность и идеал, устанавливая связи между ними. Выделенная качественная сторона явления лежит в основе внутренней формы художественного образа, порождая его многозначность, открывающую связи с другими образами и ценностным содержанием. При утрате живой связи формы с конкретными признаками явления художественный образ превращается в условный знак. Например, фрагмент музыкального произведения становится позывными радиостанции, звонком в сотовом телефоне, фоном в рекламе.
Музыка может раскрыть эмоционально-психологическое состояние человека, его характер.
Произведения русского композитора Михаила Ивановича Глинки помогут понять, что значит музыкальный образ, художественный образ в музыкальном произведении.
«Эта музыка напомнит тебе дни любви и младости»
Подумай, что означает эпиграф русского композитора М.И.Глинки? Надеюсь, он настроит тебя на восприятие музыки, передающей тонкие душевные переживания.
Романс «Я помню чудное мгновенье» М.И.Глинки (1804-1857) на стихи А.С.Пушкина (1799-1837) считается шедевром романсовой лирики, одним из лучших произведений начала XIX века. Это исповедь сердца композитора, глубоко личная «дневниковая запись» переживаний и раздумий, отчаяния и восторга.
Выразительно прочитай стихотворение А. Пушкина «Я помню чудное мгновенье».
Я помню чудное мгновенье:
Передо мной явилась ты,
Как мимолетное виденье,
Как гений чистой красоты.
В томленьях грусти безнадежной,
В тревогах шумной суеты,
Звучал мне долго голос нежный
И снились милые черты.
Шли годы. Бурь порыв мятежный
Рассеял прежние мечты,
И я забыл твой голос нежный,
Твои небесные черты.
В глуши, во мраке заточенья
Тянулись тихо дни мои
Без божества, без вдохновенья,
Без слез, без жизни, без любви.
Душе настало пробужденье:
И вот опять явилась ты,
Как мимолетное виденье,
Как гений чистой красоты.
И сердце бьется в упоенье,
И для него воскресли вновь
И божество, и вдохновенье,
И жизнь, и слёзы, и любовь.
Подбери к каждому из шести четверостиший названия, соответствующие их образно-смысловому содержанию, подумай, какая музыкальная форма может раскрыть поэтический образ стихотворения.
Познакомься с историей создания стихотворения А.С.Пушкина «Я помню чудное мгновенье».
А.Арефьев-Богаев. Анна Петровна Керн (портрет)
20-летний поэт впервые встретился с 19-летней Анной Керн в 1819 г. в Петербурге, в доме президента Петербургской Академии художеств. Сидя за ужином невдалеке от неё, он старался обратить на себя внимание. Когда Анна Керн садилась в экипаж, Пушкин вышел на крыльцо и долго провожал её взглядом.
Их вторая встреча произошла только через долгих шесть лет. В июне 1825 года, находясь в Михайловской ссылке, Пушкин часто бывал у родственников в селе Тригорское (недалеко от Пскова), где он и повстречал снова Анну Керн. В своих воспоминаниях она писала: «Мы сидели за обедом и смеялись…вдруг вошел Пушкин. Моя тётушка мне его представила. Он низко поклонился, но не сказал ни слова: робость видна была в его движениях. Я тоже не нашлась что-то ему сказать, и мы скоро заговорили».
Около месяца гостила Керн в Тригорском, встречаясь с Пушкиным почти ежедневно. Неожиданная, после 6-летнего перерыва встреча с Керн произвела на него неизгладимое впечатление. В душе поэта «настало пробуждение»-пробуждение от всех тяжелых переживаний, перенесенных «в глуши, во мраке заточенья» в изгнании. Но решающего объяснения между ними не произошло. Для Пушкина Анна Керн действительно была «мимолётным виденьем».
Утром, перед отъездом Анны Керн, Пушкин вручил ей подарок – только что вышедшую тогда первую главу «Евгения Онегина». Между неразрезанными страницами лежал листок с написанным ночью стихотворением…
Анна Керн знакомится с Глинкой уже после смерти А.С.Пушкина. Её настолько поразило творчество юного композитора, что она подарила ему листок с тем самым стихотворением Пушкина (с той перспективой, чтобы Глинка когда-то наложил на него свою музыку).
Портреты Александра Сергеевича Пушкина и Анны Петровны Керн, Михаила Ивановича Глинки и Екатерины Ермолаевны Керн воссоздают образы героев лирических произведений. Это своеобразная исповедь сердца композитора, как будто глубоко личная «дневниковая запись» переживаний и раздумий, отчаяния и восторга, выраженная в музыкальных интонациях.
Послушай романс М. Глинки (в исполнении Н. Гедды). Ссылка ЗДЕСЬ
По возможности напой вместе с исполнителем мелодии каждой части. Это поможет тебе постичь музыкальный образ романса и определить трёхчастную форму, соответствующую содержанию стихотворения. Обрати внимание на отдельные элементы музыкальной речи, на то, как повествовательная, плавно льющаяся мелодия прерывается неустойчивым синкопированным ритмом, когда ударение с сильной доли такта переносится на слабую долю. Пропев вслух или «про себя» фрагмент мелодии на слова «как мимолётное виденье» (возможно исполнение «внутренним голосом»), ты сможешь почувствовать выразительную роль синкопы.
Какие чувства пробуждает романс? Что привлекает в этом музыкальном сочинении? Как композитор передал смену чувств и переживаний? Какими выразительными средствами подчеркнул различные эмоциональные состояния этого поэтического высказывания?
Необходимо вспомнить о значении музыкальной формы в произведении. Музыкальная форма – «одежда», т.е. части из которых состоит музыкальное произведение, в нашем случае – романс «Я помню чудное мгновенье…» написан в трехчастной форме, что соответствует содержанию стихотворения, в котором отражены три важных момента душевной жизни героя: воспоминания о первой встрече, горечь разлуки с любимой и радость вновь наступившего свидания.
Композитор создаёт образ мимолётности: повествовательная, плавно льющаяся мелодия прерывается неустойчивым синкопированным ритмом, когда ударение с сильной доли такта переносится на слабую долю.
Начинается романс Вступлением фортепиано, первая часть «Я помню чудное мгновенье..», Средняя часть (вторая – «Шли годы. Бурь порыв мятежный…»), Третья часть – реприза (повтор мелодии первой части – «Душе настало пробужденье…»), заключение – кода – вновь звучит фортепиано. Особенность музыкальной формы романса передаёт смысловую выразительность поэтической речи, её нюансы (тонкости, особенности): ритмические акценты, убедительные повторы («Как гений чистой красоты»), энергичный поступательный ритм среднего раздела («Шли годы. Бурь порыв мятежный рассеял прежние мечты»). Здесь музыка речитативно-декламационная, суровая и тревожная. Своим контрастом она оттеняет заключительную часть, в которой прежняя средняя мелодия становится радостно- возбуждённой, а сопровождение – подвижным и трепетным.
Сочетание широкой мелодии и выразительной декламации отличает этот романс от других и является важнейшей чертой стиля Глинки.
Послушай романс ещё раз о ответь на вопросы:
Какие приёмы развития музыкального образа использовал Глинка в романсе – повтор, контраст, вариационность?
Какая форма романса раскрывает лирический образ стихотворения?
Какие функции выполняют в романсе вступление и заключение?
Послушай романс в нескольких исполнениях. Какая трактовка понравилась тебе больше и почему?
Как ты понимаешь высказывание А.С.Пушкина «Всё в ней гармония». Можно ли этот романс назвать вокальной поэмой?
Посмотри Видео о создании романса «Я помню чудное мгновенье. » М.И.Глинки
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Выбранный для просмотра документ 000c56e6-82dd726b.doc
Цель: актуализировать жизненно-музыкальный опыт учащихся по осмыслению восприятия музыкальной драматургии знакомой им музыки; закрепить понимание учащимися таких приемов развития, как повтор, варьирование, разработка, секвенция, имитация.
формировать умение проводить интонационно-образный анализ музыки классической и современной;
воспитывать осмысленное восприятие музыкального искусства, их традиции и современность.
Оборудование: ноутбук, мультимедийные проектор, экран, магнитофон, CD диск, портреты композиторов.
Введение в тему урока:
Мы с вами прошли в прошлом полугодии тему «Особенности драматургии сценической музыки», и знакомились с произведениями, которые ставятся на подмостках театра оперы и балета, мы характеризовали музыку по средствам музыкальной выразительности.
Вспомните, что такое средства музыкальной выразительности? Средства, с помощью которых мы характеризуем музыку
Перечислите, что туда входи? Темп, тембр, ритм, лад, динамика, мелодия, регистр.
Посмотрите на портреты композиторов и попытайтесь назвать их фамилии (Моцарт, Шуберт, Бах, Бетховен, Гершвин, Бизе, Уеббер, Рахманинов)
Давайте с вами вспомним, какие вы знаете жанры в музыке и слова связанные с театром, для этого нам поможет кроссворд
«В музыкальных театрах мира»
Молодцы, все угадали. Все эти жанры, мы отнесем к вокальной музыке, музыку, которую можно исполнить голосом и разыграть действие.
Со второго полугодия мы с вами будем говорить об инструментальной музыке и тех, произведениях, которые нельзя разыграть на сцене, это – сонаты, симфонии, пьесы, этюды и так далее.
Давайте с вами немного вспомним:
В 5 классе мы знакомились с взаимодействием МУЗЫКИ с другими видами искусства: литературой и изобразительным искусством.
Говоря о взаимодействии Музыки и Литературы, мы познакомились с понятием ПРОГРАММНАЯ музыка.
Вспомните его? (ПРОГРАММНАЯ МУЗЫКА – это музыкальное произведение, в основе которого лежит литературное произведение)
Перечислите, известные вам примеры ПРОГРАММНОЙ музыки? Кикимора – Лядов
Что потеряла бы музыка, если бы не было слов? Все вокальные жанры – оперы, романсы, песни…
Изучая взаимодействие Музыки и Изобразительного искусства, мы сравнивали произведения музыкальные и произведения живописные, отмечали их СОЗВУЧИЕ.
НАПРИМЕР: самое известное произведение великого художника эпохи Возрождение Рафаэля Санти «Сикстинская Мадонна» мы нашли созвучным трём музыкальным произведениям с одинаковым названием.
Вспомните название этих произведений? («Аве Мария»)
Назовите композиторов, написавших музыкальные произведения с таким названием? (Джулио Каччини, Иоганн Себастьян Бах, Франц Шуберт)
Именно эти произведения: музыкальные и живописное, позволили говорить нам о существовании МУЗЫКАЛЬНОЙ живописи и ЖИВОПИСНОЙ музыки.
Вспомните эти понятия? (МУЗЫАЛЬНАЯ живопись – это живописные полотна, в которых усилено музыкальное начало. ЖИВОПИСНАЯ музыка – это музыкальные произведения, в которых усилена изобразительность, благодаря чему музыка становится живописной, словно рисует картину.)
В 6 классе говорили о музыкальных образах.
МУЗЫКАЛЬНЫЙ ОБРАЗ складывается из следующих составляющих:
• общественно-исторические условия создания;
Музыкальные образы бывают:
Изучение нового материала.
В 7 классе мы приступим к разговору о драматургии в музыке.
Тема нашего урока «Музыкальная драматургия – развитие музыки».
О музыкальной драматургии, как правило, говорят применительно к музыкально-сценическому, театральному произведению: опере. Балету, оратории, оперетте, мюзиклу и др.
Однако термин МУЗЫКАЛЬНАЯ ДРАМАТУРГИЯ используют для характеристики инструментально-симфонической музыки. Закономерности музыкальной драматургии проявляются в построении целого произведения и его частей, логике их развития, особенностях воплощения муз. Образов, их сопоставлении по принципу сходства или различия.
Главное в музыке, так же, как и в жизни – развитие. Давайте поразмышляем над следующими вопросами:
Что происходит с человеком на протяжении нескольких лет жизни?
Меняются ли его жизненные пристрастия, музыкальные предпочтения?
Как воспринимается одно и то же музыкальное проведение человеком на разных этапах его жизни?
Подобно тому, как год от года меняется внутренний мир человека, так же меняются внутри одного произведения, получая развитие, музыкальные интонации, темы, мелодии.
Эти изменения отражаются в форме музыкального произведения, способах развития музыкального материала.
Одним из самых распространённых способов развития музыки является ПОВТОР
В ПОВТОРАХ ощущается развитие образного строя произведения. Так построены народные песни. Вот один из самых известных примеров.
Слушаем и поем: «Во поле берёза стояла» РНП (текст + фонограмма)
ВАРЬИРОВАТЬ (в музыке): изменять главную музыкальную тему разными переходами, удерживая, однако, основную мелодию.
ВАРЬИРОВАНИЕ – это древнейший способ развития музыки, который встречается в народных песенно-танцевальных жанрах, основанных на импровизации. Варьирование широко применяется и симфонической, оперной, камерной инструментальной музыке.
На протяжении всего курса «Музыка» мы неоднократно встречались с примерами варьирования.
В финали Симфонии №4 Чайковского в 4 части получает варьирование р.н.п., которая ассоциируется с праздником и весельем.
Слушаем 4 часть «Симфония №4» финал П. И. Чайковского Финал
Что за русская народная песня звучала? Во поле березка стояла
Более значительные изменения, при которых вместо целой мелодии (темы) излагаются отдельные её фразы, интонации называют РАЗРАБОТКОЙ.
В разработке находят применение такие способы развития, как СЕКВЕНЦИЯ и ИМИТАЦИЯ.
Простейший пример сиквенции:
Одна и та же фраза, отличающаяся друг от друга по высоте.
СЛУШАНИЕ: «Кукушка» Дакен (ИМИТАЦИЯ)
Музыкальные образы могут воплощаться и по принципу РАЗЛИЧИЯ. Главной составляющей этого принципа является КОНТРАСТ.
КОНТРАСТ – это сопоставление в музыке двух разнохарактерных приемов. контрасты встречаются всюду: в гармонии, мелодии, ритме, стиле, скорости движения, оркестровке, нюансировке.
Перечислите известные вам КОНРАСТЫ музыкальной речи?
МЕЛОДИЯ – подъём, спад;
РИТМ – двудольный, трёхдольный;
ТЕМП – быстрый, медленный;
РЕГИСТР – высокий, низкий,
ДИНАМИКА – громко, тихо;
ФАКТУРА – гармония, полифония,
ЗВУКОВЕДЕНИЕ – легато, стаккато
Слушаем Бетховен Соната №8 ч.1
Рондо – движение по кругу
5. Песня «А мы скучали»
6. этап: подведение итогов урока.
Подведём итоги. Сегодня мы говорили о музыкальной драматургии, как главном развитии музыки.
Вспомните понятие музыкальная драматургия? ( Это система выразительных средств и приёмов воплощения драматического действия в произведениях музыкально-театрального жанра (оперы, балета, оперетты и др.)
По каким принципам воплощаются музыкальные образы в музыкальной драматургии? (принцип сходства и принцип различия)
Перечислите составляющие обоих принципов?
Какой вывод мы можем сделать по итогам работы на уроке?
ВЫВОД: В основе музыкальной драматургии лежит развитие музыки. Закономерности музыкальной драматургии заключаются в особенностях воплощения музыкальных образов по принципу СХОДСТВА и РАЗЛИЧИЯ
7. Домашнее задание: Выучить песню «А мы скучали».
Урок музыки в 8 классе «Музыкальная драматургия — развитие музыки»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Урок музыки в 8 классе на тему:
«Музыкальная драматургия — развитие музыки»
Учитель музыки : Герус Ирина Владимировна
Вид урока: Урок повторения и углубления темы.
— изучение особенностей музыки к драматическим спектаклям; актуализация жизненно-музыкальных впечатлений учащихся о роли музыки в сценическом действии; выявление контрастности образных сфер театральной музыки; закрепление знаний о взаимодействии музыки и литературы; понимание выразительности музыкальных характеристик главных героев спектакля или его сюжетных линий.
закрепить понятие «конфликтная драматургия»;
закрепить полученные знания на предыдущих уроках о музыкальном образе, его средствах выразительности;
закрепить понятие «увертюра»
развивать ассоциативное мышление;
— развивать вокально-хоровые навыки в процессе исполнения песен (чисто интонировать, петь в соответствии с ритмом и темпом, проиграть отдельные фразы в песне « Все пройдет» муз.И. Дунаевского, сл.Дербенева Из кинофильма « Куда он денется»
воспитывать слушательскую и исполнительскую культуру.
прививать эстетический вкус к прекрасному, возвышенному.
Музыкальный материал урока: Компьютор,музыкальный центр, презентация, иллюстрации.
1. Людвиг ван Бетховен. Увертюра «Эгмонт»,»Гоголь-сюита»А.Шнитке.
2. Песня «Всё пройдёт» муз.И.Дунаевского.
-завязка: вступительное слово, слушание и анализ музыкального произведения «Эгмонт» Л. ван Бетховена. Музыкальные зарисовки для большого симфонического оркестра. «Гоголь-сюита».
— развитие и кульминация: Разучивание песни «Всё пройдёт».
-развязка: Подведение итогов, обобщение темы урока.
Музыка — вся порыв. Она вдруг, одним разом
отрывает человека от земли его, оглушает
его громом могучих звуков и разом погружает
его в свой мир. Она властительно ударяя
клавишам, по его нервам, по всему его
существованию и обращает его в один трепет.
О, будь же нашим хранителем, спасителем,
Музыка! Не оставляй нас.
Учитель: Античный театр является общечеловеческой ценностью. Чем больше узнаешь о нем, тем больше удивляешься, как много знали, могли, умели люди маленького греческого государства, отдаленного от нас почти на три тысячи лет.
Театр был любимым местом развлечения, политических, нравственных противоборств, способствовал воспитанию гражданской зрелости всего населения.
Знакомство с искусством Античности, изучение его дают пищу для творческого развития человечества на протяжении тысячелетий.Театр занимал особое место в жизни древних греков, он был трибуной для широкого распространения новых мыслей, освещения наиболее волновавших умы современников проблем. Велика была его общественная и воспитательная роль. Хотя, как правило, сюжеты греческих трагедий происходили из всем знакомых с детства мифов, это не означало, что спектакли были незлободневными и не затрагивали животрепещущих вопросов. Ведь в уста мифологических героев драматурги всегда вкладывали слова, касающиеся самых острых проблем современности. Поэтому драматическая поэзия (все без исключения трагедии и комедии в Греции писались стихами), смогла отодвинуть на второй план другие литературные жанры и на целый век стать жанром господствующим.
В жизни мы встречаем различные характеры, ситуации, образы. Все они разные, но все взаимодействуют друг с другом. В музыке происходит почти тоже самое, так как в музыке и воплощается сама жизнь. И, значит, мы наблюдаем явление музыкальной драматургии – то есть определенного взаимодействия между различными характерами, образами, и в целом – их жизнь. И зачастую героем в музыкальном произведении является ЧЕЛОВЕК. Судьба многих великих людей была непростой, чтобы достичь чего-то нужно, быть волевым, самостоятельным, упорным.
Сегодня мы вспомним музыку величайшего немецкого композитора, имя которого вам хорошо знакомо. Сейчас я прочитаю вам высказывание об этом композиторе, а вы назовете его имя: «Совершенно неукротимая личность» (И. Гете),(если дети затрудняются ответить, то можно привести высказывание композитора о самом себе: «Вот уже два года, как я не участвую в общественной жизни, исключительно потому, что я не могу сказать людям: я глухой»)
У: Правильно. Его годы жизни 1770 – 1827гг. ( слайд ). А что вы уже знаете о Бетховене?
Д.: Испанцев-завоевателей и народа.
Д: Симфони́ческий орке́стр — большой коллектив музыкантов для исполнения академической музыки преимущественно западноевропейской традиции. Сложился (количество участников, состав инструментов).
«Гоголь-сюита» состоит из 7 частей, их названия вы видите на доске. Попробуйте расставить их в нужном порядке, как это задумал композитор. (Увертюра, «Детство Чичикова», «Портер», «Шинель», «Чиновники», «Бал», «Завещание»).
Показать правильный вариант и соотнести иллюстрации к частям сюиты.
Начнем знакомство с музыкой сюиты с сопоставления двух ее частей:
Увертюры №1 и «Завещания» №7. Вспомним, что такое увертюра в музыкальном произведении. (вступление, которое раскрывает всё содержание и замысел композитора)
Прослушайте Увертюру сюиты, в образный мир каких персонажей вводит она слушателей? Какая знакомая интонация завершает эту часть? (восприятие произведения).
Вашему вниманию предлагаю прослушать последнюю часть сюиты – «Завещание». Как изменился ее образный строй по сравнению с Увертюрой? Как музыка рисует самого писателя – Великого Насмешника России?
Представьте себя в роли музыканта симфонического оркестра. Я ваш дирижер, называю музыкальный инструмент, на котором вы играете (имитируете).
Теперь постарайтесь отдаться во власть музыки, слушая которую передайте цветом ваше видение этой части. Потом мы поделимся своими впечатлениями.
Восприятие «Шинели» и рисование эмоций.
Таково музыкальное видение Шнитке. Что вы увидели, что услышали в этой композиции? Покажите ваши рисунки. (Мне мелодия напомнила польку. И, казалось бы, мотив простой, почти веселый, повторяющийся много раз, но то, в каком «окружении» он звучит, делает его не весёлым, а даже трагичным. Сначала это фон, похожий на кружение метели, потом нарастает «бешеное» веселье, похожее на сумасшествие, а завершается фразой, застрявшей на одной ноте. Я увидела Акакия Акакиевича. Но интересно, что увидели и услышали вы.)
А сам композитор показал не вещь, не предмет гардероба, а любимую жену, подругу, которой герой посвящает все лучшие чувства и любовь. За основу какой музыкальный жанр взял А. Шнитке? Верно, польку, таким образом стараясь показать простоту и лаконичность этой части «Гоголь-сюиты».
Сегодня мы перелистали страницы выдающихся личностей – Гоголя и Шнитке, Бетховена и Гёте. Они жили в разные эпохи, но интересны нам сегодня. Гоголь писал почти 200 лет назад, а А. Шнитке обратился к творчеству этого писателя, потому что это классика литературы, а произведение Шнитке в скором будущем станет классикой музыки. Для чего это нам нужно сегодня, актуальна ли эта тема? Это наша история, наше достояние, один из примеров связи поколений, что всегда нужно чтить и помнить.
Вот еще один пример связи поколений и истории. Сейчас стало модным исполнение песен советских времен. Одну я предлагаю нам исполнить Песня «Всё пройдёт» муз.И.Дунаевского.
«Хорошие музыка, книги, спектакли необходимы человечеству, потому что…»
«Понимать высокое искусство значит….»
Подведение итога урока.
Выставление оценок, комментарии.
Домашнее задание . Если вам понравилась услышанная музыка, дома вы можете прослушать остальные части сюиты с помощью Интернета, а на следующем уроке поделиться своими впечатлениями.
Спасибо за ваши мысли, ваши чувства, эмоции. Мне было очень приятно принимать у себя в гостиной таких активных и внимательных слушателей. Вы получаете сегодня – «отлично». Несите музыку всегда с собою, как и ангелов, которые являются маленькими музами каждого маленького гения, которым являетесь и вы, пусть пока еще не до конца раскрывшего свой талант, но я уверенна – все впереди.