что значит желатин халяль

О дозволенности мармелада и других продуктов с желатином

В XXI столетии сложно представить продукты питания без добавления различных пищевых добавок. Однако их дозволенность для мусульман нередко вызывает сомнения. В особенности это касается желатина.

Чаще всего его применяют в пищевой промышленности. Производится он, как правило, из соединительных тканей и костей животных либо рыб. В большинстве случаев желатин делают из свиных органов, также используют коровью шкуру, кости и пр.

Мусульманские учёные опираются на постулат о том, что всё свиное, а также мертвечина – харам. Ведь знаменитый аят суры «Трапеза» гласит:

Вам запрещены мертвечина, кровь, мясо свиньи и то, над чем не было произнесено имя Аллаха (или что было зарезано не ради Него)… (5:3)

Однако что касается дозволенности желатина, который произведён из свинины или мертвечины, мнение алимов разделилось. Одни настаивают, что такая продукция запретна, как и сырьё, из которого она изготовлена. Другие же уверяют о приемлемости любого желатина, поскольку он «подвергся процедуре истихаля».

Истихаля в исламе – это процесс изменения свойств и характеристик одного вещества, в результате чего произошла его трансформация в другое вещество, отличное от первого.

С этой точки зрения желатин должен пройти полное преобразование и фактически не иметь ничего общего с предыдущим своим состоянием, чтобы стать дозволенным. Например, если процессу истихаля подвергается свинина, то в новом веществе не должно остаться ничего свиного.

При этом обычный потребитель, к сожалению, не имеет возможности проверить, произошла ли в процессе производства желатина в конкретном продукте полная трансформация состава исходного сырья и были ли изменены абсолютно все свойства изначально запретного вещества. Нередко желатин делают путём частичного изменения структуры коллагена. По этой причине лабораторным путём возможно определить конкретный вид животного, из которого он изготовлен.

Покупая в магазине мармелад или иной товар, в составе которого есть желатин, мы с точностью не можем определить способ его производства и прошёл ли он полностью истихаля. Поэтому такой желатин является сомнительным, а значит, употреблять его не следует.

Посланник Аллаха (с.г.в.) сказал: «Разрешённое явно и запретное явно, а между ними – сомнительное, о чём люди не ведают. Обходящий сомнительное стороной очищает свою религию…» (хадис приводят Муслим, Абу Дауд, Тирмизи).

Из чего делают халяльный мармелад

Альтернативой желатину животного происхождения могут служить добавки из иных видов сырья. В частности, исламские учёные сходятся во мнении, что дозволены продукты из рыб, растений или водорослей. Кроме того, халяльным является желатин, произведённый из животных, которые заколоты согласно требованиям Шариата.

Кроме того, существуют причины, по которым верующие могут употребить в пищу то, что содержит харамные ингредиенты. В форс-мажорных ситуациях, когда здоровью и жизни человека угрожает опасность, мусульманин, по мнению алимов, вправе съесть что-то запретное для спасения своей жизни, когда нет иных продуктов. Аналогично и с лекарствами – если человек болен, и врач ему прописал лекарство, в состав которого входит желатин, и дозволенных аналогов этому препарату не существует, то больной вправе принять его при наличии реальной угрозы ухудшения своего состояния. А вот косметика с сомнительным составом применяться ни при каких обстоятельствах не может (согласитесь, трудно представить ситуацию, когда она оказалась бы «жизненно необходимой»).

Понравился материал? Отправь его братьям и сестрам по вере и получи саваб!

Ас саляму галейкум уа рахматуллахи уа баракатух! Для тех, кто не может отказать себе в таком лакомстве как мармелад, есть выход: смотрите состав продукта. Если желирующий агент ПЕКТИН, то можно, поскольку пектин добывают из фруктов. А вот другой желирующий агент ЖЕЛАТИН добывают из костей животных, в том числе из свинины. Поэтому продукты содержащие желатин мусульманам нельзя.

Источник

Что значит желатин халяль

что значит желатин халяль. Смотреть фото что значит желатин халяль. Смотреть картинку что значит желатин халяль. Картинка про что значит желатин халяль. Фото что значит желатин халяль что значит желатин халяль. Смотреть фото что значит желатин халяль. Смотреть картинку что значит желатин халяль. Картинка про что значит желатин халяль. Фото что значит желатин халяль

Можно ли мусульманам есть продукты, содержащие желатин?

что значит желатин халяль. Смотреть фото что значит желатин халяль. Смотреть картинку что значит желатин халяль. Картинка про что значит желатин халяль. Фото что значит желатин халяль

Нас часто спрашивают, дозволен ли желатин сам по себе и дозволены ли желатиносодержащие продукты. В этой статье мы ответим на этот вопрос. Итак, сначала разберемся с тем, что такое желатин.

Определение желатина

что значит желатин халяль. Смотреть фото что значит желатин халяль. Смотреть картинку что значит желатин халяль. Картинка про что значит желатин халяль. Фото что значит желатин халяль

Кулинарный словарь определяет желатин так: “Экстракт клейких веществ костей и хрящей животных, употребляемый в кулинарии для быстрого приготовления студней, заливных, бланманже, желе” (Кулинарный словарь, Зданович Л. И., 2001).

А вот другое определение из энциклопедического словаря: “ЖЕЛАТИН (желатина) (франц. от лат. gelatus — замерзший — застывший), студнеобразующее вещество, продукт денатурации коллагена — белка соединительной ткани. Получают вывариванием костей, хрящей, сухожилий (наиболее чистый — из рыбных хрящей). Применяют в пищевой промышленности, для изготовления фотоэмульсий, в микробиологии как среду для культивирования микроорганизмов, в качестве столярного клея” (Большой Энциклопедический словарь, 2000).

Как можно понять из определений, это частично видоизмененный белок коллаген, который получают из соединительной ткани животных: кожи, хрящей и костей. В современном производстве желатин, как правило, получают из свиней, коров или рыб.

Прежде чем коснуться шариатских решений насчет каждого конкретного вида желатина, следует понять, как производят желатин и превращается ли при этом исходное вещество в другое.

Почему нельзя считать производство желатина превращением (кальб аль-махийя)?

В ханафитском мазхабе есть правило, согласно которому исходное нечистое вещество может стать чистым, если происходит полное изменение вещества (кальб аль-махийя ), причем это касается любого исходного вещества.

المحيط البرهاني للإمام برهان الدين ابن مازة — (ج 1 / ص 390

وفي «نوادر إبراهيم» عن محمد في حمار وقع في الملاحة ومات وترك حتى صار ملحاً أكل الملح، وقال أبو يوسف: لا يؤكل، وكذلك رماد عذرة أحرقت وصلى عليه على هذا الاختلاف، وحكى أبو عصمة: خشبة لو أصابها بول فاحترقت ووقع رمادها في بئر قال أبو يوسف رحمه الله يفسد الماء، وقال محمد رحمه الله: لا يفسد.

Теоретически, если бы при производстве желатина исходное вещество (даже кожа свиньи) полностью изменялось, желатин был бы дозволен. Но этого не происходит. При производстве желатина исходное вещество лишь немного реструктурируется, однако в целом остается прежним.

Желатин — это просто коллаген, растворенный в горячей воде. Коллаген — это животный белок, из которого на 90-95 процентов состоит кориум (соединительнотканная часть кожи). Когда производят желатин, с кожи слабым раствором кислот удаляют все, кроме кориума: мясо, шерсть, нервы и так далее, — а потом кориум растворяют в горячей воде. Сам коллаген кожи остается коллагеном даже после обработки кислотой или щелочью.

Если кориум животного состоит из коллагена на 90-95 процентов, то, если само животное нечистое (наджис аль-айн), 95 процентов его кожи тоже нечистые. И это нечистое вещество (коллаген нечистого животного) остается неизменным вплоть до кипячения. После сильного нагревания растворенный в воде коллаген становится желатином, так что основное производство желатина — это просто вскипятить исходное вещество. Но простое кипячение нечистого вещества не считается в Шариате полной его трансформацией (кальб аль-махийя), иначе суп на свинине считался бы халяльным. Поэтому и трансформация животного коллагена при производстве желатина не может считаться полным изменением исходного вещества.

Таким образом, поскольку полного изменения не происходит, вопрос, можно есть желатин или нет, сводится к тому, можно или нет есть исходное вещество. Желатин обычно получают из свиней и коров, реже — из рыб. Разберем каждый вид по отдельности.

Рыбий желатин

Поскольку по Шариату рыбу дозволено есть и ее не требуется особым образом закалывать, чтобы она стала дозволенной, рыбий желатин тоже в принципе дозволен.

(وحل الجراد) وإن مات حتف أنفه، بخلاف السمك (وأنواع السمك بلا ذكاة) لحديث «أحلت لنا ميتتان: السمك والجراد، ودمان: الكبد والطحال» بكسر الطاء

حاشية ابن عابدين ٦:٣٠٧

Желатин из рыб на российском рынке встречается довольно редко, хотя в западных странах он весьма широко распространен. Это самый чистый и самый дорогой вид желатина, поэтому на упаковках всегда пишут, что желатин именно из рыбы, чтобы подчеркнуть качество продукта и его приемлемость для покупателей с особыми запросами: мусульман, иудеев и песко-вегетарианцев. Если вы видите в составе просто надпись “желатин”, нет оснований полагать, что он произведен из рыбы.

Важно отметить, что, хотя рыбий желатин в принципе дозволен, богобоязненному человеку из предосторожности следовало бы убедиться, что оборудование, при помощи которого производили этот желатин, было чистым и на нем не было следов недозволенного мяса (как нередко случается в смешанных производствах). Это может гарантировать только специальная маркировка “Халяль”, хотя мы не утверждаем, что весь рыбий желатин без такой маркировки запретен: напротив, мы говорим, что в основе он дозволен.

Свиной желатин

Свиной желатин исторически очень распространен в Европе. Свинья считается нечистой в основе (наджис аль-айн), поэтому неважно, из какой ее части производили желатин: все ее части — нечистые, даже если по ним не течет кровь (как в случае со щетиной). Если свинью заколоть по Шариату, ее щетина и кожа не очистятся.

بدائع الصنائع في ترتيب الشرائع (1/ 63)

(وأما) الخنزير: فقد روي عن أبي حنيفة أنه نجس العين، لأن الله تعالى وصفه بكونه رجسا فيحرم استعمال شعره وسائر أجزائه، إلا أنه رخص في شعره للخرازين للضرورة.

وروي عن أبي يوسف في غير رواية الأصول أنه كره ذلك أيضا نصا ولا يجوز بيعها في الروايات كلها، ولو وقع شعره في الماء القليل، روي عن أبي يوسف أنه ينجس الماء، وعن محمد أنه لا ينجس ما لم يغلب على الماء كشعر غيره.

وروي عن أصحابنا في غير رواية الأصول أن هذه الأجزاء منه طاهرة؛ لانعدام الدم فيها، والصحيح أنها نجسة؛ لأن نجاسة الخنزير ليست لما فيه من الدم والرطوبة بل لعينه

Следовательно, никакой свиной желатин не будет дозволен.

Бычий желатин

Быки относятся к животным, которых дозволено употреблять в пищу при соблюдении исламских норм. Поэтому важно, заколото животное по нормам Шариата или нет. Если животное забито по Шариату, то желатин из его частей: как кожи, так и костей — тоже дозволен. На данный момент в России такой желатин массово не производится, но его можно найти в импортных продуктах с маркировкой иностранных комитетов по стандарту “Халяль”.

Если животное не забито по Шариату, то желатин из него тоже не дозволен.

أحكام القرآن للجصاص — (ج 1 / ص 140

باب جلود الميتة إذا دبغت

قوله تعالى إنما حرم عليكم الميتة والدم وقوله تعالى قل لا أجد فيما أوحي إلي محرما على طاعم يطعمه إلا أن يكون ميتة أو دما يقتضي تحريم الميتة بجميع أجزائها وجلدها من أجزائها لأنه قد حله الموت بدلا من الحياة التي كانت فيه إلا أن قوله على طاعم يطعمه قد دل على الاقتصار بالتحريم على ما يتأتى فيه الأكل وقد بين النبي ص — هذا المعنى في جلد الميتة بعد الدباغ بقوله إنما حرم أكلها وإنما حرم لحمها

البحر الرائق — (ج 1 / ص 104

Желатиносодержащие продукты

Желатин иногда используют в заливных, желе, в кремах, муссах, тортах, консервах и некоторых видах конфет. А еще желатин может быть в йогуртах, готовых десертах, жевательной резинке и жевательном мармеладе, мороженом, сметанных продуктах, некоторых творожных суфле и свежих сырах. Но в последние годы очень многие производства переходят от животных ингредиентов к растительным, так что животный желатин все чаще заменяют агар-агаром.

Зефир, пастила и традиционные виды мармелада обычно готовятся на пектине или агар-агаре.

Желатин часто используют при производстве лекарств, но насчет запретных веществ в лекарствах есть свои особые правила, и мы не будем освещать их в этой статье.

На что обратить внимание

• Покупайте продукты с символикой “Халяль”.
• Готовьте на пектине и агар-агаре.
• Чтобы не купить продукт с желатином, следует читать состав продуктов. Это вообще хорошая практика — проглядывать список ингредиентов перед покупкой.
• Особенно обращайте внимание на желейные продукты и десерты с нежным кремовым составом: муссы, легкие творожки, кремы, суфле.

Автор статьи: Малика Умм Яхья

Проверил Специалист Шариатского отдела Абдуллов Х. Д.

Источник

Что значит желатин халяль

что значит желатин халяль. Смотреть фото что значит желатин халяль. Смотреть картинку что значит желатин халяль. Картинка про что значит желатин халяль. Фото что значит желатин халяль

ФЕТВА ПРО ЖЕЛАТИН

что значит желатин халяль. Смотреть фото что значит желатин халяль. Смотреть картинку что значит желатин халяль. Картинка про что значит желатин халяль. Фото что значит желатин халяль

Желатин – продукт животного происхождения – желеобразное вещество, образующееся при вываривании сухожилий, связок, костей и некоторых других тканей, в состав которых входит коллаген (белок).

Желатин применяется в пищевой промышленности, фармацевтике, медицине, косметике и т.д. На этикетках готовой продукции маркируется как пищевая добавка Е441. Согласно единогласному мнению ученых, не вызывают сомнений в дозволенности рыбий желатин, агар-агар – желатин из водорослей, пектин из фруктов.

Среди исламских ученых существуют различные точки зрения в отношении дозволенности или запретности употребления желатина животного происхождения. Ученые, которые считают, что любой желатин, вне зависимости от его происхождения – дозволен, объясняют свою позицию тем, что в процессе производства желатина произошел процесс «Истихаля» (трансформация), то есть превращение запретного/нечистого вещества в чистое и дозволенное.

Принцип «истихаля» применяется при очищении вина в уксус, превращении трупа в соль в солончаках.

Кроме того, мы можем распознать вид животного, анализируя желатин с помощью современных методов анализа.

В результате, аргумент, утверждающий, что желатин подвергается процессу «Истихаля» после прохождения процесса конверсии, не может быть принят согласно правилу фикха : «Определенность не может быть опровергнута сомнением»

РЕШЕНИЕ:

Источник

Дозволены ли продукты питания, содержащие сычужный фермент или желатину?

Желатина, или желатин (лат. gelatus — замёрзший, застывший) — студнеобразное вещество, получаемое вывариванием костей, хрящей и сухожилий. Это смесь белковых веществ животного происхождения, используемая в кулинарии, фармакологии и других областях. Сычужный фермент (реннин) — пищеварительный фермент, расщепляющий пептиды, вырабатываемый в последнем отделе четырёхкамерного желудка жвачных животных и издревле используемый для створаживания молока. В настоящее время для производства сыров широко используются заменители этого фермента бактериального происхождения.

Если желатина или сычужный фермент получены от животных, зарезанных согласно шариату, то относительно их дозволенности нет никаких разногласий. Однако разногласия существуют относительно продуктов, в которые добавлены названные вещества, полученные от животных, не зарезанных согласно шариату и, следовательно, считающихся нечистыми.

Во времена сподвижников и их последователей обсуждаемый нами вопрос нашёл выражение в дискуссии относительно дозволенности сыра, изготовленного зороастрийцами. В те времена для створаживания молока жители Персии использовали сычуг телят и козлят, и учёные разошлись во мнениях относительно дозволенности такого сыра и сычуга животных, не зарезанных согласно шариату.

Малик, аш-Шафи‘и и Ахмад считали такой сычуг нечистым. Абу Ханифа, напротив, считал его чистым, потому что сподвижники в Мадаине ели сыр, изготовленный зороастрийцами. Ал-Джассас в своём тафсире сообщил, что ‘Али ибн Абу Талиб, ‘Умар ибн ал-Хаттаб, Талха ибн ‘Убайдуллах, ал-Хасан ибн ‘Али, Салман ал-Фариси, а также матери правоверных ‘Аиша и Умм Салама ели сычужный сыр, изготовленный язычниками.

Ибн Кудама в «Мугни» (13/352) передал, что имама Ахмада спросили о сыре, и он сказал: «Его можно есть, кто бы его ни изготовил». Его спросили о сыре, изготовленном зороастрийцами, и он сказал, что самый достоверный хадис на эту тему рассказан ‘Амром ибн Шурахбилем о том, что ‘Умара ибн ал-Хаттаба спросили о сыре, приготовленном при добавлении сычуга подохшей скотины, и он ответил: «Помяните [Аллаха] сами и ешьте». В другой версии сообщается, что он сказал: «Разве большинство сыров, которые мы едим, изготавливает кто-нибудь, кроме зороастрийцев?»

В сборнике ал-Хайсами также приводится рассказ матери правоверных Маймуны о том, что Пророка спросили о сыре, и он сказал: «Порежь его ножом, помяни Аллаха и ешь». Этот хадис передал ат-Табарани в «ал-Му‘джам ал-аусат», но его передатчиком был Ахмад ибн ал-Фарах. Ибн Абу Хатим считал его заслуживавшим доверия, но Мухаммад ибн ‘Ауф и Ибн ‘Ади назвали его слабым.

Этот хадис усиливается предыдущими двумя сообщениями, но его правдивость ставит под сомнение то, что сам ‘Ибн Умар не руководствовался данным суждением. Ат-Табарани передал со слов ‘Али ибн ‘Абдаллаха ал-Барики, что одна женщина в Мекке спросила ‘Абдаллаха ибн ‘Умара о сыре. Он спросил: «Что за сыр?» Она рассказала, как из молока изготавливают сыр, используя сычуг. В ответ он сказал: «Ешь то, что изготовили мусульмане и люди Писания, и не ешь то, что изготовили другие». Ал-Хайсами сказал, что все рассказчики этого хадиса — рассказчики хадисов, вошедших в «Сахих», кроме учителя ат-Табарани, который тоже заслуживал доверия.

Ал-Хайсами также сообщил, что ат-Табарани передал слова ‘Абдаллаха ибн Мас‘уда: «Не ешьте сыр, кроме того, что изготовили мусульмане или люди Писания». Все рассказчики этого сообщения заслуживали доверия.

Таким образом, все восходящие (марфу‘) хадисы о том, что Пророк ел сыр, изготовленный зороастрийцами, имеют недостатки, а мнения сподвижников относительно дозволенности такого сыра разделились. Некоторые сподвижники, проживавшие в Хиджазе, считали его нечистым, а сподвижники, переселившиеся в Ирак, считали его чистым и дозволенным.

Ибн Кудама в своём труде «Мугни» (1/100-101) предпринял попытку объяснить действия жителей Ирака. Он пишет: «Существует мнение, что зороастрийцы сами не зарезали животных и что их мясниками были иудеи и христиане. И хотя об этом нет однозначных сообщений, такое предположение имеет место, потому что иудеи и христиане жили среди них. И если в принципе есть сыр дозволено, это позволение не аннулируется на основании предположения. Сообщается, что сподвижники Пророка, прибывшие в Ирак вместе с Халидом, разбили армию персов, которые до этого разложили еду. После битвы мусульмане сели и поели еду персов. Очевидно, это было мясо. Если бы они считали нечистым то, что зарезают в их стране, они не стали бы есть их мясо. И если они считали дозволенным их мясо, то они тем более разрешали есть их сыр. Следовательно, если приезжаешь в страну, где проживают люди Писания и зороастрийцы, то разрешается есть их сыр и их мясо, опираясь на действия Пророка и его сподвижников».

Однако такое истолкование является неубедительным, что подтверждается высказываниями самого Ибн Кудамы в других главах его многотомного труда. В частности, он считает недозволенным есть мясо в стране, где большинство жителей составляют зороастрийцы и язычники, пока не станет известно, что животное зарезано мусульманами или людьми Писания (6/373-374). Кроме того, несколько ранее мы упомянули переданное им суждение имама Ахмада относительно дозволенности любого сыра.

Ибн Таймиййа тоже склонился к мнению о том, что сыр, изготовленный зороастрийцами, разрешается употреблять в пищу. В книге «ал-Фатава ал-кубра» (1/49-50) он пишет: «Животные, зарезанные зороастрийами, признаются нечистыми большинством ранних и поздних улемов. Есть высказывания о том, что между сподвижниками не было разногласий по этому поводу. При изготовлении сыра зороастрийцы использовали сычуг; одни считали его чистым, а другие нет. Очевидно, сычуг и молоко подохших животных всё-таки считаются чистыми, потому что сподвижники, освободившие Ирак, ели сыр зороастрийцев. Это делалось открыто и считалось дозволенным, и нет сообщений о том, что кто-либо из них порицал это. В Хиджазе некоторые [сподвижники] запрещали это, но их мнение сомнительно, потому что поселившиеся в Ираке лучше разбирались в этом вопросе. Зороастрийцы жили среди них, а не в Хиджазе. Это подтверждается и словами Салмана ал-Фариси, которого ‘Умар ибн ал-Хаттаб назначил править Мадаином и который призывал персов к исламу. Когда его спросили о масле, сыре и мясе дикого осла, он сказал: “Дозволено то, что Аллах дозволил в Своём Писании, и запрещено то, что Аллах запретил в Своём Писании, а то, о чём Он умолчал, прощается”. Абу Давуд [1] передал эти слова от имени Пророка. Ясно, что его спросили о сыре зороастрийцев, а не о сыре, изготовленном мусульманами или людьми Писания, потому что ответ на такой вопрос очевиден. Следовательно, Салман считал его дозволенным, и если слова Пророка по этому поводу достоверны, то вопрос можно считать закрытым». На наш взгляд, сычуг животных, не зарезанных согласно шариату, является нечистым, как и остальные части туши. Мясо и все внутренности таких животных считаются мертвечиной, и мусульманам запрещается употреблять их в пищу или добавлять в продукты питания. Но если незначительное количество сычуга, полученного от нечистой туши, было использовано при изготовлении какого-либо продукта питания и если они не изменили цвет, запах или вкус данного продукта, то он считается чистым и дозволенным к употреблению. Имам ал-Куртуби в своём тафсире сообщил, что Мандад ибн Хувайз считал сычуг животных, не зарезанных согласно требованиям шариата, нечистым, но допускал, что незначительное количество сычуга, добавленное в молоко, не делает полученный таким путём сыр нечистым.

Ибн Хазм пишет: «Если в тесто или еду, приготовленную из дозволенного, добавлено малое количество чего-либо запретного, после чего продукт не изменился в запахе, вкусе или цвете, и если следов этого запретного совсем не видно, то данный продукт остаётся дозволенным, но тот, кто добавил в него запретное, ослушался Всевышнего Аллаха. Ведь если нечто запретное теряет свойства, определяющие название, с которым связан запрет, то оно перестаёт называться так. Следовательно, запрет перестаёт распространяться на него, поскольку запреты связаны с вещами, имеющими определённые названия, такие как опьяняющие напитки, кровь, мертвечина. Если же кровь превращается в мясо, а вино — в уксус, если курица или какое-нибудь другое животное съедают мертвечину, то запрет теряет свою силу, и только Аллах наставляет на истину».

В этом высказывании Ибн Хазма содержится важное правило: если нечто нечистое превращается в другое вещество, отличное от него по цвету, вкусу, запаху и имеющее другое название, на которое не распространяется прежнее шариатское предписание (т.е. запрет), то образовавшееся вещество считается чистым. И хотя по данному вопросу между улемами существуют разногласия, это мнение представляется нам наиболее убедительным. Его придерживалось большинство ханафитских и маликитских правоведов, некоторые ханбалиты и захириты. Из этого следует, что используемые в настоящее время животный желатин и сычужный фермент считаются чистыми. Что касается желатина, который в сухом виде обычно измельчают до полупрозрачных (может иметь красный, серый и др. оттенки) гранул или порошка без вкуса и запаха, то совершенно очевидно, что по своим физическим свойствам он отличается от костей и сухожилий, из которых его получают. То же можно сказать о сычужном ферменте, который поставляется в виде белого или светло-серого порошка без запаха и цвета. Что касается сычужного фермента бактериального происхождения, то он считается чистым, и разногласия по этому поводу нам неизвестны. Принимая во внимание сказанное, можно заключить, что продукты и препараты, содержащие животный желатин или сычужный фермент, считаются чистыми и дозволенными. А лучше всего об этом известно Всевышнему Аллаху [2].

Примечания

[1] Я не нашёл этот хадис в сборнике Абу Давуда. Он приводится в «Сунанах» ат-Тирмизи и Ибн Маджи. Комментируя его, Абу ‘Иса ат-Тирмизи сказал: «Это малоизвестный хадис, и мы не знаем другой восходящей цепочки этого сообщения. Суфйан [ибн ‘Уйайна] и др. передали со слов Сулаймана ат-Тайми, что Абу ‘Усман [ан-Нахди ал-Куфи] пересказывал этот хадис как слова самого Салмана [ал-Фариси]. Очевидно, прерванная версия этого хадиса более достоверна. Я спросил ал-Бухари об этом хадисе, и он ответил: “Я не считаю его распространённым (махфуз)”». Ал-Албани воздержался от оценки хадиса в книге «Мишкат ал-масабих» (4228).

[2] См.: Ибн Хазм. Мухалла. Т. 7. С. 422; ал-Хайсами ‘Али ибн Абу Бакр. Маджма‘ аз-заваид. Т. 5. С. 42-43; ал-Куртуби. Ал-Джами‘ ли-ахкам ал-Кур’ан. Т. 2. С. 147-148; ал-Джассас. Ахкам ал-Кур’ан. Т. 1. С. 148-149; Ибн Кудама. Мугни. Т. 1. С. 100-101; Ибн Наджим. Ал-Бахр ар-раик. Т. 1. С. 239; ал-Хатиб ат-Табризи Мухаммад ибн ‘Абдаллах. Мишкат ал-масабих (с замечаниями ал-Албани). Т. 2. С. 460; Ибн Таймиййа. Ал-Фатава ал-кубра. Бейрут: Дар ал-ма‘рифа. Т. 1. С. 49-50; Ибн Таймиййа. Дакаик ат-тафсир. Дамаск: Муассаса ‘улум ал-кур’ан, 1404 г.х. Т. 2. С. 212-213.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *